ПСИХОЛОГИЯ

Что такое локализация в психологии

локализация высших психических функций

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «локализация высших психических функций» в других словарях:

Локализация Высших Психических Функций — теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в труд … Психологический словарь

Локализация высших психических функций — Исторически сложилась в дискуссиях между локализационизмом и эквипотенциализмом. В советской нейропсихологии концепция Л.в.п.ф. разработана А.Р. Лурия и его школой. Базируется на понимании психических функций как сложных системных образований, а… … Толковый словарь психиатрических терминов

Локализация высших психических функций динамическая — (лат. localis греч. dynamikos относящийся к силе, сильный) теория А.Р.Лурия, согласно которой материальным субстратом психологических функций являются сложные нейропсихологические структуры, образованные путём системной интеграции активности… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — множество высокоспециализированных отделов мозга (субстрата психических функций, работающего как единое целое), каждый из которых выполняет свою специфическую роль, обеспечивает не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те… … Психомоторика: cловарь-справочник

восстановление высших психических функций — (восстановление высших психических функций) раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления функций психических высших, нарушенных вследствие поражений локальных мозга головного. На базе представлений об… … Большая психологическая энциклопедия

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко … Большая психологическая энциклопедия

локализация функций в коре больших полушарий — психофизиологическая концепция, обосновывающая соотнесение высших психических функций с определенными участками головного мозга. Причем непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ДИНАМИЧЕСКАЯ — согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов и работающий как еди ное целое … Психомоторика: cловарь-справочник

функция психическая высшая: локализация — отнесение функций психических высших к конкретным мозговым структурам. Представители узкого локализационизма рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», реализуемые ограниченными… … Большая психологическая энциклопедия

нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. компенсация… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ —

кардинальная проблема соотношения моз-

га и психических процессов, разрабатываемая рядом научных дисциплин: нейрофизиологией, нейроанатомией, нейропсихологией и др. История изучения этой проблемы восходит к трудам Гиппократа, Га-лена и др.

Исследование проблемы Л. в. п. ф. всегда зависело от решения таких вопросов, как: что такое психическая функция, каково строение мозга и что собой представляет сама локализация.

Представители одного из направлений в решении проблемы Л. в. п. ф. – узкого локализационизма – рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», осуществляемые узкоограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми «центрами». Поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции. Френологическая карта Ф. Галля и локализационная карта К. Кляйста представляют собой логическое завершение идей узкого локализационизма о работе коры больших полушарий как совокупности различных «центров» психических способностей.

Представители другого направления – «антилокапизационизма» – полагали, что мозг – это единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Последние также трактовались как неделимые психические способности. Поражение любой области мозга ведет к общему снижению функции (напр., к снижению интеллекта, как считал Ф. Гольц, или к общему ухудшению «символической функции», по К. Гольдштейну). Степень нарушения функции зависит не от локализации поражения, а от массы пораженного мозга. Клинические наблюдения за больными, перенесшими локальные поражения мозга, как будто бы подкрепляют фактами оба указанных направления: поражение отдельных участков мозга приводит к нарушению различных психических процессов. Однако возможно осуществление той же функции др. отделами мозга, т. к. при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений.

Данное противоречие нашло разрешение в теории системной динамической Л. в. п. ф., разработанной Л, С. Выготским и А. Р. Лурия. Эта теория основана иа

положениях, сформулированных в отечественной психологии Л. С. Выготским, А. Н.Леонтьевым, А. Р. Лурия и др., о социально-исторической обусловленности, прижизненном формировании, сис-темнэм строении и динамической организации высших психических функций человека, а также на трудах крупнейших российских физиологов – И. М. Сеченова, ,И. П Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Берн-штеша, в которых развиваются представ-лени! о рефлекторной природе и сложной системно-физиологической организации психмеских процессов.

Согласно теории системной динамиче-скойЛ. в. п. ф. человека, психические функции следует рассматривать как сложные системные образования, прижизненно сформированные по своему генезу, опосредствованные по своему строению, прежде всего речью, и сознательные произвольные по своему функционированию. Физиологическая основа психической функции – сложная функциональная система состоящая из многих афферентных и эфферентных звеньев. Функция лабильна, динамична, изменчива по своей организации. Различные звенья функциональной системы могут замещать друг друга, каждое ев звено связано с определенной мозговой структурой, а вся функциональная систем! – со многими мозговыми структурам» как коры, так и подкорки. Существуют оэщие звенья функциональных систем, которые участвуют одновременно в осуществлении нескольких психических функций. Поражение этих звеньев ведет к появлению закономерных сочетаний нарушений психических функций, составляющих определенные нейропсихологические синдромы (см.). Согласно теории системной динамической Л. в. п. ф., мозг как субстрат психических функций работает как едиюе целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами надо соотносить не всю пси-хичежую функцию и даже не отдельные ее звен>я, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит i появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимо-связшных функций. Т. о., был снят – в

его прежней форме – вопрос о локализации психической функции как таковой; т. е. вопрос о связи психической функции (или психической способности) с отдельным узкоограниченным участком коры больших полушарий («центром») или со всем мозгом как единым недифференцированным целым.

Теория системной динамической Л. в. п. ф. представляет собой важный этап в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов.

ЛОКК ДЖОН(1632 – 1704) – английский философ, психолог, педагог, политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р. Декарта, признававшего наличие в душе врожденных идей, отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта (душа – «чистая доска», на которой лишь опыт пишет свои письмена), подкрепляя это положение анализом известных ему фактов различия представлений у разных народов, наблюдением за развитием детей и др. Выделил две формы опыта: внешний опыт, или ощущения, посредством которого познается внешний мир, и внутренний опыт, или рефлексия, посредством которого познается деятельность собственного разума, т. е. собственное сознание. Основным элементом структуры сознания считал, т. о., идеи ощущения и идеи рефлексии, которые могут быть простыми и сложными (составными). Сложные идеи образуются двумя путями. Наиболее частый путь – с помощью особой деятельности разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются понятия. Л. обосновывает, т. о., концепцию эмпирического обобщения, получившую затем широкое распространение в психологии и педагогике. В. современной отечественной психологии ей противостоит концепция теоретического обобщения В. В. Давыдова. Второй, более редкий путь – образование сложных идей посредством ассоциаций (авторство термина «ассоциация» принадлежит Л.); этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей (напр., предрассудки, страхи и т. д.). Идеи Л. получили развитие в различных направлениях интроспективной и ассоциативной психологии последующих веков.

ЛОКОМОЦИИ –движения, направленные на перемещение собственного тела в пространстве (ходьба, бег, прыжки, ползание и т. п.).

ЛОНГИТЮДИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ– длительное исследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет. При этом применяются как наблюдения, так и экспериментальные и тестовые методики. Л. и. дает возможность выявления индивидуальных особенностей развития. Особенно часто Л. и. применяется при изучении развития близнецов. Первоначальной формой таких исследований являлись всевозможные дневники наблюдений за развитием детей в условиях семейного воспитания. Напр., известно исследование развития детской речи, проведенное В. Штерном и его женой. В нашей стране ценные данные по развитию речи были получены в исследованиях А. Н. Гвоздева.

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ(1902 – 1977) – действ, чл. АПН СССР, д-р психол. и мед. наук, профессор – один из выдающихся российских психологов, широко известный своими работами в различных областях психологической науки. Как соратник и последователь Л. С. Выготского, он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредования высших психических функции знаками-символами (прежде всего речью – как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии (см.). Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые классификации нарушений речи (афазий),

движений (апраксий), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синд-ромологию – описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций». Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей во многих странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Л. сделал серьезный вклад в историческую (или «кросскультурную») психологию. Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в психике человека.

На моделях различных познавательных процессов Л. с группой сотрудников (А. В. Запорожец, Л. И. Божовин, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова и др.) изучал опосредование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии. Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии.

Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 50-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродина-мических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались

физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных рефлексов и др.), и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Л. в «психологически ориентированную» физиологию. Он является автором оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов. Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление – психофизиология локальных поражений головного мозга.

Заслуги Л. перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии (общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии).

Л. – автор более 500 научных работ, имел огромный международный научный авторитет.

МАЗОХИЗМ– вид полового извращения (см.), при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Синонимы: альгома-ния (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество. Термин «М.», по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, описавшего различные его проявления, ввел Р. фон Крафт-Эбинг.

Диапазон проявлений М. широк – от стремления пачкаться различными выделениями (пикацизм, поллюционизм) до стремления подвергаться хирургическим операциям. Считается, что основным мотивом мазохиста являются не сами по себе неприятные ощущения (во всех сферах, за исключением сексуальной, он, как и все, стремится избежать боли), а желание без-

раздельного господства над собой – своим телом и душой – и возникающее в ответ на это чувство собственной покорности, беспомощности. Иногда половое удовлетворение наступает при выполнении роли пониженного социального статуса – пажизм (от фр. page – паж). Более выраженный мазохистский характер имеет сервилизм (от фр. servilis – раб): мазохист может играть роль не только лишенного всех прав невольника, но и животного (чаще–собаки, кошки, лошади), на которого надевают поводок, ошейник, сбрую; при этом острота сексуальных ощущений тем больше, чем агрессивнее действия доминирующего партнера. Бывает, что половое возбуждение связывается с мыслями о смерти: танатофилы (от греч. thanatos – смерть) создают специфические интерьеры с гробами, венками, укладываются в гроб. Пассивная флагелляция, т. е. половое удовлетворение при непременном условии наказания плетьми, представляет одну из крайних форм М. Высказывается мнение, что мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием.

М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации – мысленный М. При символическом М. девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа, запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с другими девиациями, напр, эксгибиционизмом (см.). Так, выделяют кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаудеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену) – половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения. Польский сексолог К. Имеяинский видит проявления кан-даулезизма в творчестве Рубенса.

Вследствие культурно-традиционной пассивности женской сексуальной роли говорят о том, что ей мазохистские тенденции присущи в большей степени, чем мужчине. Вероятно, причиной М. является фиксация в процессе психосексуального

развития сильной эмоциональной реакции на ощущение собственной слабости и беззащитности. Мазохистские наклонности отражаются на диапазоне приемлемости, сексуальном сценарии, выборе объекта влечения. Некоторые авторы считают па-жизм и сервилизм не девиацией, а своеобразной игровой прелюдией. М. несовместим р психологическим равенством партнеров: мазохист тяготеет к полной и добровольной зависимости. «Естественным» и наиболее приемлемым партнером для мазохиста является садист (см. Садизм), причем они могут обмениваться ролями (см. Садомазохизм).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть