ПСИХОЛОГИЯ

Что такое лонгитюдный метод в психологии

Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод (лат. long – длинный) – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями.

Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой.

Однако, построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, – дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Поэтому целесообразно сочетать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.

Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования:

A. В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение.

2. Долговременное наблюдение.

3. Ускоренное наблюдение.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение.

2. Перспективное (проспективное) наблюдение.

3. Сочетанное наблюдение.

B. В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение.

2. Смешанное наблюдение.

3. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве и т. п. Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуется долговременный лон-гитюд. Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп.

Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенеза.

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается.

Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии».

Источник

Исследование лонгитюдное – это научный метод, применяемый в социологии и психологии. История и особенности исследования

Многие когда-либо участвовали в социологических исследованиях, например таких, как опросы в интернете, по телефону, поквартирные. В данных интервью требуется ответить на вопросы той или иной темы или выразить свою собственную позицию по определенной проблеме. В этой статье будет идти речь об одной из разновидностей социологических исследований по классификации Бориса Герасимовича Ананьева – лонгитюдном методе.

Что собой представляет лонгитюдное исследование?

Ананьев Борис Герасимович в своих научных трудах в сфере психологии классифицирует социологические исследования по организационным методам, которые делятся на комплексные, сравнительные и лонгитюдные.

Лонгитюдное исследование – это такой метод в науке, который широко применяется в психологии и социологии. Он изучает одни и те же группы людей в продолжении заданного количества времени. За это время объекты исследования существенно меняют присущие им определенные признаки. Лонгитюдное исследование – это своего рода синоним панельного исследования в самом широком смысле. А оно, в свою очередь, изучает причинные связи событий. Если рассматривать более конкретно, то лонгитюдное исследование – это выборочный панельный метод исследования людей любого возраста с момента получения ими среднего образования и до исполнения 30 лет. Этот метод является очень важным, поскольку выявляет тенденции развития человека. Люнгитюдное исследование – это известная модель анализа в форме эксперимента. Оно предоставляет возможность получения информации об отдельном человеке в разные моменты времени и пронаблюдать за его жизненным движением. Лонгитюдное исследование – это не только изучение отдельных людей, но и также наблюдение за переменами, которые происходят в социальных организациях и институтах.

История лонгитюдного исследования

Уильям Штерн и Гвоздев А. Н. являются основоположниками лонгитюдного способа исследования. Они наблюдали за развитием детей в семье и фиксировали полученные данные в дневнике. Вначале лонгитюдный метод исследования был сформирован в возрастной и детской психологии. Там он использовался как определенная альтернатива приему «поперечных срезов». Данный метод в психологию впервые ввел Гезелл Арнольд Луций – психолог из Америки, который создал Йельскую клинику нормального детства. Он дал название способу — «исследование продольного наблюдения детей с рождения до юношества». Психолог Льюис Термен придумал и реализовал лонгитюдное изучение на примере множества умных и талантливых детей.

Появление такого рода исследований тесно связано с введением постоянных переписей канадского населения в XVII веке. Данный метод получил большой скачок развития после окончания Первой мировой войны в США, а после — в науках о поведении в конце ХХ века. Развитие лонгитюдного способа в настоящее время связано с развитыми способами анализа данных, которые определяются во время планирования исследования.

Виды лонгитюдных исследований

В настоящее время существует несколько видов лонгитюдных экспериментов:

1. Панельные исследования домохозяйства, при котором все участники рассматриваются как члены семьи. Информация каждой волны собирается о разных семьях.

2. Индивидуальное панельное исследование. При таком способе участники наблюдаются в течение заданного промежутка времени и с определенной периодичностью дают интервью. Целью данного метода является изучение динамики развития человека и событий.

Панельный метод исследования применяют для того, чтобы изучать причинные связи. В практике он считается опросом общественного мнения.

3. С помощью когорных исследований изучают людей, представляющих определенные группы, например, людей одного возраста. Целью лонгитюдного исследования такого рода является прослеживание траектории развития конкретного поколения.

4. К экспериментам по объединению данных относится получение информации административного вида и перепись населения. Эти данные собираются, как правило, в течение заданного периода времени.

Особенности исследования

Важной чертой лонгитюдного исследования является возможность предсказать психическое развитие человека в дальнейшем. Кроме того, отмечаются также родственные связи между этапами его становления. При использовании лонгитюдного метода исследования наряду с ним используются приемы наблюдения, психографии, тестирования и другие.

Кроме того, этот метод широко используется в отслеживании за изменениями поведения организаций в течение определённого промежутка времени.

Данного рода исследования помогают получить информацию о разнообразных жизненных этапах людей, а, кроме этого, составить представление о различных процессах, которые происходят с младшими и старшими поколениями. Лонгитюдные исследования позволяют следить за разными личностями в течение долгого времени и наблюдать за тем, как воздействует на них социальное окружение.

Темы исследований с помощью лонгитюдного метода

Чаще всего исследованиям с помощью лонгитюдного метода подвергаются те стороны жизни, которые находятся в динамичном состоянии, а также продолжительные явления. Это может быть непостоянство трудового рынка, уровень безработицы в стране, перемены в настроении людей и социальные передвижения.

Кроме того, лонгитюдный метод изучает такие причинно-следственные связи, как действие безработицы на психологическое состояние людей, влияние бедности в семье на дальнейшую жизнь ребенка.

В последующих планах — начать изучение изменений в социальной сфере, а также выявить их воздействие на людей, относящихся к разным группам.

Преимущества метода

Лонгитюдные эксперименты помогают получить ответы на большое количество важных вопросов. Исследования на протяжении достаточно большого промежутка времени способны установить влияние семьи на ребенка, а также выявить школьную роль в воспитании детей. С помощью этой информации можно оценить, насколько эффективны различные программы в образовании.

Кроме того, лонгитюдный метод наблюдает за тем, как могут повлиять на жизнь ребенка изменения в его семье, например развод родителей. Такие исследования показывают конкретные типы людей, которые оказываются в определенный момент без работы и средств на жизнь. С помощью лонгитюдного метода можно выяснить причины, которые влияют на сложности трудоустройства.

Источник

Метод лонгитюдный — это что такое?

Лонгитюдный метод исследования в психологии , как правило, противопоставляется аналитической модели срезов. В последнее время он стал рассматриваться в контексте выявления экспериментальных отсроченных эффектов. Рассмотрим далее, что собой представляет лонгитюдный метод исследования .

Общие сведения

Лонгитюдный метод заключается в многократной фиксации параметров на одном человеке либо группе людей. Модель срезов, в отличие от него, предполагает сопоставление показателей за одно и то же время у представителей различных возрастных категорий. Классический лонгитюдный метод в психологии означает «продолженное изучение».

Специфика

Лонгитюдный сравнительный метод находится на особой позиции в структуре аналитической техники, социальных наук, дисциплинах, изучающих поведение. Это обуславливается рядом обстоятельств. В первую очередь особое положение связано со спецификой проверяемых гипотез о развитии. Немаловажное значение имеют сложности планирования, организации наблюдений, обработки результатов. Многие авторы давали в своих работах классификации применяемым моделям анализа. Рассматриваемый лонгитюдный метод, по Ананьеву, относится , в частности, к организационным приемам.

Структурные элементы

Гипотезы о развитии содержат предположение о динамике изменений показателей во времени. При этом данный фактор не рассматривается в качестве источника или предпосылки. Он расценивается как аналог независимой переменной. Теоретическое обоснование возможности временной динамики изменений показателей трактуется как развитие, предусматривает и методологические принципы понимания этого процесса, положения конкретной концепции, а также оценку планирования наблюдения.

Решение задач

Метод лонгитюдный позволяет прямо обращаться к проверке казуальных предположений в плане требований к временной последовательности следствий и причин. Соответственно, он может приблизить к реализации двух ключевых условий выявления связи. Первое предполагает исследование причины и последствия во времени, второе – установление между ними ковариации. Место предпосылок могут занимать любые воздействия, находящиеся под наблюдением. При этом они не могут трактоваться как экспериментальные, если специалист не управляет ими. Другие требования вывода о причинах могут быть получены в последовательных кросс-секционных или срезовых наблюдениях. Например, условие о наличии между переменными ковариации выявляется посредством межгрупповых различий или ненулевых корреляций между переменными. Требование по отсутствию альтернативных обоснований может реализовываться через использование средств статистического либо экспериментального контроля.

Особенности развития

Метод лонгитюдный возник в период введения систематической переписи населения в Квебеке в Канаде в 17-м столетии. Наибольшее развитие эта аналитическая модель получила после Первой мировой в Америке. Впоследствии в конце 20 в. метод лонгитюдный закрепился в социальных дисциплинах и науке о поведении. Современное развитие модели обуславливается совершенствованием приемов анализа информации, определяемых на этапе планирования наблюдения. Авторы одной из статей, посвященных методу, указывают на то, что в большей части современных теорий косвенно либо прямо выдвигаются утверждения, обладающие динамическим характером. Другими словами, они апеллируют к обоснованию определенного феномена в контексте изменений, происходящих с ним или его связями с другими явлениями. Аналогичный вывод можно сделать и относительно психологических закономерностей, которые устанавливаются при проверке гипотез о развитии, отсроченных или длительных эффектах воздействий.

Взаимосвязь с эмпирическими наблюдениями

Проверка гипотез – ключевая задача, которую выполняет метод лонгитюдный . Однако, несмотря на это, выводы о развитии зачастую делаются в соответствии с результатами эмпирических наблюдений. Они осуществляются в рамках разнообразных психологических концепций с помощью срезового метода. Он позволяет обнаруживать связи нескольких статичных переменных, взятых в отдельный временной промежуток. Использование полученных выводов обуславливается наличием негласного предположения об эквивалентности выборок, через которые осуществляется сопоставление, а также исторических периодов для различных категорий испытуемых. Это зачастую приводит к игнорированию важного источника смешения, которому необходимо уделять особое внимание.

Ключевые понятия

Чтобы обозначить общность людей в выборке по году рождения, используется такой термин, как «когорта». В соответствии с демографической характеристикой, это понятие означает определенную группу лиц, обозначенную в пределах географической или иной популяции, пережившую аналогичные события в заданный временной период. Переменная возраста представляет собой хронологическое количество лет на момент наблюдения. При анализе следует также уточнить понятие «период». Он обозначает время измерения и этап, который охватывается жизнью когорты, включающий общие для ее членов исторические события. Формально общность определяется так:

Когорта = Период измерения (календ. год) – возраст (число лет от рождения).

Пояснения

Приведенное выше уравнение иллюстрирует линейную зависимость времени измерения, когорты и возраста. В данном случае выражен важный для лонгитюдного метода источник систематического смешения. Люди, родившиеся в один год, проживают в общих социальных условиях, охватывающих конкретный исторический период. Из этого следует такой вывод. Общим для людей когорты будет не только год рождения, но и их «история» – содержание того периода, в котором они проживают в определенной стране, в конкретных географических условиях, политическом, экономическом, культурном пространстве. Если это смешение игнорировать, то можно поставить под сомнение обоснованность выводов, которые получит специалист, использующий лонгитюдный метод .

Следствия

Линейная зависимость приводит к тому, что в ходе контроля любых двух показателей осуществляется управление и третьей переменной. Если при исследовании используется метод срезов, выборка людей имеет также общую «историю», но она отличается для участников лонгитюда срезов и секций. Это приводит к смешению фактора социальных обстоятельств и возраста. В этой связи, при выполнении срезовых сопоставлений параметров людей различного возраста, выявленные отличия между более зрелыми и молодыми испытуемыми могут выражать не линию развития основного процесса, а эффекты когорты. Использование лонгитюдного метода с множественными последовательными измерениями может способствовать обнаружению результатов, не заданных в качестве предмета исследования, а следствий воздействия социальных обстоятельств, как исторического этапа, специфичного для данной выборки.

Попытки преодоления зависимости

Они разделяются на 2 концептуальные категории. Первую представляют исследования Мэйсона. В ней проблему предполагается решать на статистическом уровне. Для этого формируются модели, посредством которых устраняется коллинеарность (абсолютная математическая зависимость) между когортой, возрастом и временным отрезком. Во второй группе содержатся подходы, которые предполагают теоретическое обоснование процесса исключения рассмотрения воздействия одного показателя на выявляемые линии развития либо их переосмысления. В этом направлении были выработаны некоторые методики. Одни рассматривают параметры когорты как взаимодействие возрастных и временных эффектов. Другие заменяют выборку ее характеристиками, которые могут быть точно определены и измерены. В идеальном случае эффекты периода и когорты, которые обладают принципиально другим объяснительным статусом, нежели показатели времени, исключаются из анализа. Их заменят операционализированными свойствами, которые дают возможность разводить параметры возраста, исторического периода и самой выборки. Такая форма анализа принципиально невозможна за рамками «истинного» лонгитюдного исследования, где множество измерений осуществляется в отношении нескольких когорт одновременно.

Лонгитюдный метод позволяет проверить «сильные» казуальные гипотезы при выполнении количественной оценки динамических свойств развития. В качестве ключевых целей изучения выступают:

  1. Повышение точности измерения эффекта. Оно достигается контролем интраиндивидуальной изменчивости. В данном случае используются схемы повторяющихся наблюдений, к которым, в числе прочих, относится и лонгитюдный метод.
  2. Проверка гипотез, связанных с направленностью казуальных связей, оценка их силы.
  3. Определение функциональной формы кривых развития или интраиндивидуальных траекторий.
  4. Анализ межиндивидуальных отличий. Он осуществляется с помощью казуальных моделей.

В литературе в качестве ключевого отличия в понимании рассмотренного метода выступает отсутствие консенсуса по вопросу о минимальном количестве временных срезов.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть