ПСИХОЛОГИЯ

Что такое метафора в психологии

О МЕТАФОРАХ В ПСИХОЛОГИИ

ВСЁ О МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТАХ-О МЕТАФОРЕ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Ассоциации — широко используемый во всем мире психологический инструмент. Психотерапевты, психологи и педагоги используют этот инструмент в своей работе. Для этого на помощь приходят ассоциативные карты. Метафорические иллюстрации на картах побуждают определенные психические процессы, вызывают ряд ассоциаций, что позволяет определить актуальное психологическое состояние человека.

Иллюстрированные метафоры (в метафорических картах), описывает сам человек, основываясь на своих личных убеждениях и ассоциациях, а не психолог. Соответственно, анализируя сказанное, можно определить душевное состояние «рассказчика». Этот метод проецирования, применяемый в Диксит, позволяет ненавязчиво, аккуратно и, что немаловажно, безопасно провести диагностику психики игрока. Таким образом, Диксит, предоставляет широкие возможности для налаживания коллективных взаимоотношений, раскрытия внутренних ресурсов, коммуникации, создания атмосферы доверия и сотрудничества. При анализе высказанных «рассказчиком» ассоциаций можно исследовать причины его поведения, происходящих с ним событий, найти решения для разного рода ситуаций, заглянуть в его прошлое, узнать тайные желания…Необходимо отметить, что у ассоциаций есть один важный принцип — приоритет сути, которая проецируется, над предметом (объектом), который является источником ассоциации.

Прослеживается интересная тенденция: воспринимая зрительные метафорические образы в человеческом сознании значительно понижается уровень цензуры, абстрагируется критичность мышления, что позволяет обходить психологическую защиту игрока, особенно «рассказчика». Таким образом, играя в Диксит, у человека появляется ощущение безопасности, при котором он может раскрыться, бессознательно поделиться своим внутренним миром, осветить свой творческий потенциал.

Диксит является не просто настольной игрой, это одновременно диагностический и корректирующий психологический инструмент. Подбирая ассоциации к метафорическим иллюстрациям Мари Кардо у игроков рождаются образы, проецирующие их психологическое состояние, происходит отход от рационального способа мышления, создается связь между внутренним и внешним миром, понижается степень психологической защиты…

Наши ассоциации дают возможность понять себя в этом мире, это наше мышление, речь (словесные ассоциации), понятия про добро и зло, мечты, сны… Ассоциации откладываются в человеческом сознании на протяжении всей жизни, они передаются младенцу от матери, созревают а процессе чтения книг, во время общения, прослушивания песни, в результате изучения новых слов и в целом приобретения нового опыта. Багаж ассоциаций пополняется изо дня в день. Если вы не скупой человек, то обязательно будите делиться этими сокровищами с миром, а Диксит — один из наилучших способов это сделать!

О МЕТАФОРАХ В ПСИХОЛОГИИ

Метафора — образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогает эмоционально окрасить речь или текст.
Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли.

Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. А метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть и понять смысл того или иного явления.

Примеры метафор

Авторитарность — похожа на роль кукловода в театре кукол. (Он главный и никому не подчиняется, ни перед кем не несет ответственности).
Внимание — похоже на луч фонарика. (Направленное, сосредоточение активности).
Метафоры применяют в педагогике, психологии, психотерапии. Будучи грамотно составленными, они мягко (не «в лоб»), пробуждают заданные автором мысли, чувства и настроения. Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом.

Метафоры в нашей жизни

Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой. Например, придумать метафору желаемого образа жизни. Полезно осмыслять свою жизнь, находя метафору дня, метафору неделю, метафору месяца или года. К метафоре хорошо добавлять лозунг, тезис, формулировку, которая речевым образом суммирует то, что образно выражено в метафоре.
Широкое использование метафор в обычной речи обусловлено особенностями человеческого мышления и мировосприятия.
Фридрих Ницше полагал, что человеческое познание насквозь метафорично, «устроено» по эстетическому принципу, а его результаты, будучи продуктом художественного творчества, неверифицируемы (не поддаются проверке).

Метафоры в психологии и психотерапии

Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Метафорическая коммуникация (общение посредством метафор) занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзистенциально ориентированных подходах, эриксонианстве.
Во многих видах психотерапии метафора выполняет роль методологической основы, формируя систему основных понятий. Примерами таких системообразующих метафор являются либидо и катексис в психоанализе, персона, анимус, тень и самость в юнгианстве, панцирь (броня) и оргон в телесной терапии, якорь в НЛП, перинатальная матрица в трансперсональной терапии Ст. Грофа.

Практическая ценность метафор заключается в том, что они позволяют корректно и быстро провести диагностику, а также дают в руки психолога ключ к построению целостного, динамичного, бесконечного по возможности развития внутреннего мира личности. Построение метафор раскрывает единство человека с самим собой и его единство со всем миром, позволяет исследовать семантическое пространство индивидуального мира каждого человека.
Механизм психологической метафоры как коррекционного инструмента состоит в том, что через трансформацию проблемной метафоры в ресурсную возможно позитивное изменение эмоционального состояния личности. Данный метод направленной визуализации осуществляет и диагностическую (проблемная метафора), и коррекционную функцию (позитивное изменение состояния).

Написать 5—10 метафор собственного тела. Выявляются особенности отношения к собственному телу, тот «персональный материал», с помощью которого можно усовершенствовать свои телесные реакции, «отладить» взаимоотношения со своим телом. Иногда благодаря этому упражнению мы получаем ключевые слова для последующей психотерапевтической работы.

Пример:
Мое тело — непонятое, непослушное, как ларец с секретным замком, оно как трудная смена времени года, как бамбук, который еще гибок, но уже слишком тверд, как ученик, который знал, но забыл урок (и пр.).
Из этого примера видны некоторые диагностические возможности, кроме того, каждое приведенное сравнение — это материал для терапевтической метафоры, используемой в последующих сеансах, где метафоры заново переживаются на уровне образов или ощущений, а потом трансформируются в более комфортные состояния.

Источник

Метафоры в психотерапии и жизни

Обожаю работу с метафорами. Да и использование метафор в простом общении — тоже моя слабость.

Метафора , описание ситуации или чувства через абсолютно другие, не имеющие отношения к описываемому, объекты, парадоксально помогает быть ближе к сути.

«. Знаешь, как Мишленовский человечек: вот он вроде бы стоит сзади меня все время. Добродушный такой, улыбается, мягкий. Но тот, кто его видит, не станет лишний раз ко мне приставать. Потому что он же и огромный, даром, что мягкий. А вдруг что? Чего от него ждать? Но для меня он друг, и когда мне надо ощутить уверенность в себе — я просто представляю, что вот он, рядом, за спиной», — так клиентка описывала ощущение уверенности в себе.

У метафоры много прелестей. На эстетическом уровне она делает речь богаче, образы — ярче, разговор — эмоциональнее. В терапевтической работе метафора часто приходит на помощь, когда клиенту не хватает слов, чтобы описать свое состояние. Метафора передает оттенки.

Есть одно но. Хотя, вместе с тем, это же «но» — тоже поле для работы. Речь о восприятии метафор. Если взять первый пример, с Мишленовским человеком: ведь не для всех он является ассоциацией на слова «мягкость и доброта». Для кого-то он может быть страшен, кого-то смешит, у кого-то вызывает отвращение — сколько людей, столько и реакций на этот образ. Вместе с тем, эти реакции обогащают метафору. Я могу, как # терапевт, дать свою обратную связь, и сказать, что меня, например, настораживал бы вид такого человечка рядом, а никак не успокаивал. И тогда клиентка вольна взять в работу мою обратную связь (что она и сделала, пояснив: «Да, такой эффект этот человечек и должен оказывать на других людей, они должны настораживаться» ). Или клиентка может не принять мои ассоциации, сказав, что такой образ не отзывается в ее внутреннем мире.

Одним словом, метафора дает всем участникам диалога более точное понимание сути, чем если бы говорящий предпринимал попытки описать ситуацию напрямую .

Отдельная моя слабость — метафоры, переданные с чувством, для описания которого их и приводит рассказчик.

«Представь, около ног хозяина высокий, худощавый доберман. Он рвется из рук хозяина, натягивает короткий поводок напряжением всех мышц, рычит на ошейник, который впивается в его шею шипами. Доберман то и дело срывается с места, чтобы напасть на невинную жертву. Но одновременно, с каждым рывком, в ту же секунду, он сдерживается точным движением поводка в руках хозяина и резким уколом шипов в шею».

Такое описание чувства агрессии одним из клиентов дает куда более полную картину, чем скупое «я все время сдерживаю свою сильную агрессию».

В этом случае , дело не только в эстетическом восприятии. Такое описание — тот самый пример, когда метафора дает поле для работы терапевта, для его любопытства, которое может привести к осознанию клиента. Мне, как терапевту, правда становится любопытно: «А как долго ты можешь удерживать поводок? А что если ошейник слишком травмирует собаку? А как бы ты хотел взаимодействовать с этим доберманом? А что случится, если ты отпустишь пса?». Оставаясь в рамках образа (мы же говорим о собаке, да еще и о вымышленной собаке), помнить о изначальном сравнении. И выйти из образа с вопросом: «Что в этом образе и в том, что ты правда чувствуешь, похоже? Что их разнит? Как бы ты хотел обходится с этим доберманом? А как с агрессией»..

Не смотря на то, что есть и минусы работы с метафорами, иногда # метафора становится недостающим кусочком пазла и мощным трамплином для важного осознания у клиента.

Источник

61. Объясняющие метафоры

Метафора — косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего аналогию.

Метафоры – один из самых часто используемых инструментов НЛП и Эриксоновского гипноза. Их удобно разделить на объясняющие – которые используются для того, чтобы донести новую информацию, — и терапевтические, направленные на создание изменения. Сейчас мы поговорим именно об объясняющих.
И для начала метафора.

После того, как проложили телеграфную линию Петербург-Париж, на одном из балов к начальнику телеграфа подошла дама и попросила объяснить, как работает телеграф.
— Это очень просто, мадам, — ответил тот. — Представьте себе таксу.
— О! Я могу представить себе таксу.
— Вот хвост у этой таксы в Париже, а голова в Москве. Дергаете за хвост — голова лает.
— Прекрасно себе представляю.
— Вот телеграф устроен так же. Только таксы нет.

Если бы начальник телеграфа начал объяснять про электричество, сигналы и прочие сложные для светской дамы вещи, скорее всего та просто не поняла. Но образное сравнение дало просто отличный результат.
Вот объясняющие метафоры для того и нужны – донести мысль до человека наиболее простым и надёжным способом. При этом метафоры больше обращаются к подсознанию, с его синтетическим и образным (которое иногда несправедливо называют правополушарным) мышлением.

Вообще говоря, метафоры – язык подсознания.

При попытке объяснить «напрямую», человек может начать сомневаться, вы можете сказать не то слово и т.д. А здесь вы просто рассказываете историю. И возразить вроде нечего. Именно поэтому метафоры могут быть единственно возможным вариантом объяснения.
Если более строго и структурно

Объясняющая метафора помогает найти наиболее подходящую аналогию в пределах карты человека и соединить новый опыт с уже имеющимся.

Объясняющие метафоры можно использовать и как главный инструмент обучения, и как мощную вспомогательную систему. Например, объясняя, что такое субмодальности, можно рассказать о фоторедакторе, в котором можно сделать фотографию ярче, контрастнее, изменить размер или обрезать. Рассказывая про якоря, вспомнить про академика Павлова и его собак. Описывая раппорт, привести в пример парный танец.

И у метафор есть одно замечательное свойство: они многозначны. В зависимости от контекста они будут вызывать самые разные переживания и ассоциации, наполняться отдельным смыслом.

Типы метафор

Мы постоянно пользуемся метафорами – все эти анекдоты, истории, ассоциации, сказки и есть метафоры. Так что опыт у вас уже есть, его нужно только использовать в правильном направлении.
Итак, нам нужно что-то объяснить. Самый простой вариант — это прямая аналогия.
— Трактор — это просто очень мощный автомобиль.
— Жираф — это лошадь во-о-о-от с такой шеей. И еще с рожками.

Метафорой так же может быть:

  • История.
  • Личный опыт.
  • Притча.
  • Анекдот.
  • Пословица, поговорка.
  • Легенда.
  • Тост
  • Сказка.

В большинстве случаев типы метафор отличаются только способом рассказа и окружающим антуражем. Притчи рассказываются нараспев и с метасообщением, что «это очень важно». Анекдоты рассказываются быстро и весело. Легенды требуют сообщения о древности, длинного и пространного изложения. Поговорки просто состоят из одной фразы, и предполагают, что слушающий знаком со стоящим за ними смыслом.
При некотором терпении и сноровки один вид метафоры легко перевести в другой. Если я хочу рассказать притчу, я рассказываю про Ходжу Насреддина или Буддийского Мастера, медленно и серьёзно. Если я хочу рассказать анекдот, то это будет история про Петьку с Василием Ивановичем, Штирлица, или Нового Русского, кратко и весело. Легенда будет повествовать о героях и мудрецах прошлого, рассказывается с умным видом, плавно и несколько печально. Пословица обычно просто напоминает о каком-то опыте и приводится «кстати». Личный опыт — это про то, как что-то (возможно) случилось со мной — и тут нужно быть максимально искренним и конгруэнтным. И т.д.
Есть такая история про психолога по фамилии Джеймс – одна из любимых в НЛП. Есть даже книжка Джона Гриндера и Джудит Делозье «Черепахи до самого низа» про новый код НЛП.

Ульям Джеймс открыл ключи глазного доступа, разделил внутренние процессы на три типа – визуальный, аудиальный и моторный. Это то, что в НЛП теперь называется репрезентативными системами. Он же впервые описал хранение воспоминаний на линии времени. Крутейший был психолог. Жил он, кстати, в конце 19 – начале 20 веков.

История

В конце 19 века жил в Америке психолог по фамилии Джеймс. И он ездил по стране и читал научно-популярные лекции про достижения науки. Однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джеймс вышел на сцену и начал свою лекцию. Он опасался, что его лекцию могут не понять, но зал слушал достаточно спокойно. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джеймс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать.
Но вот лекция закончилась, все пошли к выходу, а старушка из первого ряда подошла к Джеймсу и ехидно спросила:
— Мистер Джеймс, так на чем же, по вашему мнению, держится Земля?
Ошарашенный Джеймс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком, то просто спросил:
— А как вы сами думаете, мэм?
— Земля держится на большой черепахе!
— А черепаха-то на чем держится?!
— Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низа!

Сейчас я сделаю очень-очень плохую вещь – я объясню метафору. Обычно объяснение метафоры очень сильно портит, представьте, как если бы кто-то объяснял анекдоты. Но я это сделаю.
Смысл данной метафоры в последней фразе, остальное просто подвод к ней и создание настроения. А фразу можно интерпретировать, как многоуровневость опыта: на одном уровне движения и громкость голоса, на другом – основные невербальные сообщения, на следующем – метасообщения и так далее. И тому подобное.
Иногда, кстати, добавляют в конце истории: «Но главная тайна НЛП в том, что черепахи не только до самого низа, но и до самого верха

Анекдот

Напились как-то Петька с Василием Ивановичем. Хочется с кем-нибудь поговорить. Пошли искать Фурманова. Подходят. Петька спрашивает:
— Скажи, Фурманов, а на чем земля держится?
— Да как тебе сказать Петька. Да ни на чем. Сама летает.
— Не,- говорит Василий Иванович,- она лежит на черепахе.
— А черепаха на чем: — изумляется Фурманов.
— А они там до самого низу.

Пословица

Земля держится на черепахе, и черепахи там до самого низу.

Так как такой пословицы нет, пришлось её самому придумывать.

Притча

Задумался как-то один Крестьянин о том, на чем держится Земля. Размышлял он над этим день и ночь и отправился к Ходже Насреддину. Пришел он к нему и сказал:
— О, Ходжа. Ты прочитал множество книг, твоя голова седа и о твоей мудрости ходят легенды. Ответь мне на вопрос: на чем держится Земля, почему она не падает в бездну?
Ходжа задумался, и, чтобы выиграть время, сам задал вопрос старику:
— А как ты сам думаешь, на чем держится Земля?
— По моему разумению, на гигантской черепахе.
— А черепаха то на чем, — изумился Ходжа.
— Я так думаю господин, они там до самого низу.

Легенда

Это было так давно, что даже память о тех странах стерлась из людской памяти, кости тех героев истлели а города превратились в развалины, которые занесло песком. Но сохранилась легенда, которая передавалась из уст в уста, и хотя прошло множество лет, правда, содержащаяся в ней, не стерлась о время.
Жил в одной древней стране юноша, сын богатого купца. И пока остальные дети развлекались, бегали и крали яблоки в соседних садах, он изучал мудрые книги, пытаясь постичь окружающий мир. И вот однажды его стал мучить один вопрос:
— На чем держится земля? Яблоко держится за дерево, дерево растет из земли, а на чем держится сама земля?
И он спрашивал об этом Учителей и Мудрецов, Священников и Старцев, читал мудрые книги, написанные так давно, что мы даже не можем себе представить, но нигде не мог найти ответа. Он истратил кучу денег, перестал пить и есть, и его мать плакала по ночам, а отец поседел раньше времени. И вот однажды, когда в их город пришел странствующий дервиш, юноша обратился со своим вопросом к нему.
— Я сам не могу ответить на твой вопрос. Но на востоке лежит страна, в которой живет мудрец. Он так мудр, что даже звери приходят спросить у него совета, и он отвечает им на их языке.
Загорелся юноша, взял у отца последние деньги и снарядил караван. Долго шли они через пустыни, пересекали бурные реки, отбивались от разбойников и воров. И вот наконец они пришли к горе, на которой в хижине жил Мудрец. Юноша пришел к нему с горой самых замечательных шелков, золотых блюд украшенных драгоценными камнями, мешками монет и положив все это перед ним, спросил:
— О, мудрейший. Я шел сюда сотни дней и претерпел множество опасностей и трудностей. Я принес тебе богатые дары. Ты — моя последняя надежда. Я знаю, что твоя мудрость так велика, что ты знаешь все на свете. Ответь мне: на чем держится земля.
Мудрец прервал медитацию, открыл глаза и, посмотрев на юношу, сказал:
— Она стоит на громадной черепахе.
— А на что опирается та черепаха? — с почтительностью спросил юноша.
Они там до самого низу, — с улыбкой ответил Мудрец.

Правила конструирования

При конструировании объясняющих метафор стоит ориентироваться на три правила:

соответствие опыту
яркость

Какую идею вы хотите донести, на что обратить внимание? Чем хороши метафоры – вы можете сфокусироваться только на каком-то важном свойстве или качестве того, что вы объясняете: эффективности, полезности, разносторонности, дешевизна, применимость в повседневной жизни или доступность.

Есть несколько метафор, что такое НЛП.

В этой метафоре как раз идея о том, что «объект» имеет много разных сторон.

Трое слепых мудрецов очень хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город, в котором они жили, приехал цирк и привел с собой слона. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешить им изучить это таинственное животное.
Один потрогал за хвост и сказал, что слон – это верёвка.
Второй потрогал за ногу и сказал, что слон – это колонна.
Третий потрогал за хобот и сказал, что слон – это змея.
Вот НЛП, как этот слон, имеет очень много сторон, и для кого-то оно верёвка, для кого-то колонна, для кого-то змея.

А вот эта метафора фокусируется на мастерстве.

Однажды на пароходе что-то сломалось в двигателе. Механики никак не могли обнаружить место поломки. Пришлось пригласить мастера с берега. Он тщательно изучил весь двигатель и стукнул молоточком по какой-то детали. Двигатель заработал. На следующий день его владельцу приходит счет на 1 000 долларов. Владелец просит объяснить. Мастер ответил: «За удар — один цент, остальная сумма — за знание, где, когда и как именно нужно ударить».
Вот НЛП – это про то, где, когда и как именно ударить.

А эта метафора про пользу в повседневной жизни.

Я как-то проводил цикл тренингов по НЛП в славном городе Пермь. И когда я приехал в следующий раз организатор тренингов рассказала о практическом использовании того, чему я их научил.
— Пошла я как-то с моим бухгалтером в налоговую. В окошке нам сказали, что документы оформлены неправильно и отправили к начальнице. Заходим в кабинет. Начальница довольно грубо: «Чего пришли?» Мой бухгалтер начинает кипятиться, я его успокаиваю. А сама сажусь на стул напротив начальницы и подстраиваюсь под дыхание. Сижу молча минуту, полторы. Вдруг начальница вполне доброжелательно: «Давайте сюда документы, я сама поправлю».

Соответствие опыту

Один из важных плюсов метафор – мы можем связать объясняемую вещь с уже известной человеку информацией. Как в анекдоте вначале статьи, где телеграф описывался как такса. Если нужно человеку объяснить как работает трактор, а он представляет себе как работает вентилятор – опишите трактор через вентилятор. Если человек знаком с литературой, но не знаком с программированием – объясните программирование через литературу.

Маркетолог спрашивает программиста: «В чём сложность поддержки большого проекта?»
Программист: — Ну представь, что ты писатель и поддерживаешь проект «Война и мир». У тебя ТЗ — написать главу как Наташа Ростова гуляла под дождём по парку. Ты пишешь «шёл дождь», сохраняешь, вылетает сообщение об ошибке «Наташа Ростова умерла, продолжение невозможно». Почему умерла? Начинаешь разбираться. Выясняется, что у Пьера Безухова скользкие туфли, он упал, его пистолет ударился о землю и выстрелил в столб, а пуля от столба срикошетила в Наташу. Что делать? Зарядить пистолет холостыми? Поменять туфли? Решили убрать столб. Получаем сообщение «Поручик Ржевский умер.» Выясняется, что он в следующей главе облокачивается о столб, которого уже нет.

Понятно, что многие вещи человеку скорее всего известны: изучались в школе, постоянно об этом говорят, умеет завязывать шнурки, потому что сейчас в кроссовках со шнурками. В крайнем случае можно спросить: «Ты ведь представляешь себе, как завязывать галстук?»

Яркость

Желательно, чтобы метафора была запоминающейся, яркой: смешной анекдот, захватывающая история, красивая легенда. Я до сих пор помню выступление Фрэнка Пьюселика на одной из ступеней тренерского курса, который я проходил – он рассказывал истории из своей жизни. Вот эти истории я помню. А всё остальное уже нет.

Метафоры по случаю

Если вы хотите тренироваться в использовании метафор — хороший способ, это собирать анекдоты, истории, фразы на заданную тему. Здесь задача объяснить что-то, обратить внимание человека на некоторые элементы его поведения.

О дискретности критериев:
Мужик заходит в магазин:
— Взвесьте мне 999 граммов колбасы.
Продавщица:
— Hу, может быть вам килограмм?
— Да что мне, обожраться что ли?

Если кто-то не торопится присоединится к какой-нибудь совместной работе, то его можно поторопить таким анекдотом:
Жена — мужу: — Дорогой, давай займемся сексом.
Муж: — Иди начинай, я сейчас подойду.

Если человеку более важна форма, а не смысл:
Важен не размер трактора, а время, за которое он может вспахать поле.
Вполне древний анекдот на эту тему:
Мужчина голосует на улице. Останавливается машина.
— Это такси?
— Да?
— А где шашечки?
— Вам шашечки или ехать?

О различных способах посмотреть на ситуацию.

То есть примеры рефреймингов.

Неестественное поведение — вот главное отличие человека от животного.

Сейчас столько пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать.

Покупать легко. Трудно только платить.

Моих денег мне хватит до конца жизни, если только я не захочу чего-нибудь купить.

Судья — коллеге: — Уже пятый состав присяжных меняем, а они все оправдывают и оправдывают подсудимого.
Коллега: — Смените подсудимого.

Техасец рассказывает о размерах своего ранчо:
— У меня уходит два дня, чтобы проехать из конца в конец на машине.
— Раньше у меня тоже была дрянная машина, — сочувственно говорит ему собеседник.

О разнице между кинестетиками и визуалами:
Даже самые темные очки не скроют запаха перегара.

О буквальном исполнении инструкций:
— Подсудимый, вы должны говорить правду и ничего, кроме правды
Подсудимый:
— Правда, правда, правда.

О том, что многое следует из ситуации:
Мужчина заказал портному костюм. Приходит мерить — у пиджака три рукава.
Мужчина: — Зачем три рукава? У меня же две руки.
Портной: — Ну что же вы не предупредили!

О многозначности слов:
Беседуют три подруги. Одна говорит:
— Мой муж не выносит собак!
Вторая:
— А мой — не выносит кошек!
Третья:
— А мой — не выносит ведро с мусором!

Пословиц в русском языке много и всегда есть «как в одну, так и в другую стороны»:
Работа не волк, в лес не убежит.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.

О личном опыте и доверии:
На одном из перекрестков Одессы скопилось много народу.
— Почему собралось столько людей? — спрашивает прохожий, — что случилось?
— Ничего, но каждый хочет убедиться в этом лично.

О независимости событий:
— Вы не подскажите, если я пойду в эту сторону, там будет вокзал?
— Он там будет, даже если вы туда не пойдёте.

Упражнения

Упражнение «Определение»

Придумайте объясняющую метафору для таких понятий:

  • НЛП
  • Калибровка
  • Подстройка
  • Ведение
  • Модальность
  • Рефрейминг
  • Якорь
  • Субмодальность
  • Намерение
  • Вторичная выгода

Не менее 5 понятий.

Упражнение «Объясняющие метафоры»

Выберите понятие (например, из предыдущего упражнения) и придумайте к нему объясняющие метафоры каждого типа:

  • Прямая аналогия.
  • История.
  • Личный опыт.
  • Притча.
  • Анекдот.
  • Пословица, поговорка.
  • Легенда.
  • Тост
  • Сказка.

Упражнение «Что такое. «

В группах по 3-4 человека. Члены группы задают Водящему вопрос, начинающийся с «что такое»:
— Что такое дружба?
— Что такое цветной телевизор?
Задача Водящего ответить объясняющей метафорой.

Упражнение «Анекдоты под тему»

Выберите тему и подберите к ней не менее 10 анекдотов. Анекдоты можно добыть из рассылок, книг, сайтов и т.д.
Не менее 3 тем.

Упражнение «К чему подходит»

Если вам встретился хороший (на ваш взгляд) анекдот, подумайте — к какой теме или темам он подойдет. И какие свойства будет объяснять. Просто держите в голове этот фильтр внимания.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть