ОТНОШЕНИЯ

Что такое нравственные отношения

Нравственные отношения

Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Мораль, ее структура и функции

Таким образом, этика – это философская наука, объектом изучения которой являются мораль и нравственность.

Познавательная функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь человека в плане ее соответствия моральным нормам.

Нормативная функция этики проявляется в разрешении моральных ситуаций. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку в понимании, что есть истинное благо и найти свой путь к его достижению.

-одним из способов нормативного регулирования поведения человека;

— особой формой общественного сознания;

— видом общественных отношений.

Соответственно, существует ряд определений понятия «мораль», в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Поскольку нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны – поступки, практические действия, то соединение слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми. В морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношения.

Другими словами, в структуре морали выделяются:

-нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

-нравственная практика;

Нравственное сознаниепредставляет собой субъективную сторону нравственности, особенностью которой является восприятие всех явлений с точки зрения ценности. Главное – не объяснение явления, не раскрытие его причин, а его оценка. Ценностное отношение к действительности – важная характеристика нравственного сознания.

Нравственная практика является результатом морального сознания, а базовый элемент практики – поступок. Структура нравственной практики имеет следующие составляющие:

· замысел (намерение или постановка цели);

· мотивация (обоснование замысла);

· выбор цели, средств;

· действия, в которых реализуются нравственные установки личности, линия поведения человека.

Нравственные отношения –совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые проявляются в понимании своего долга, ответственности перед собой, другими людьми и обществом в целом.

Таким образом, выделенная нами структура «нравственное сознание – нравственное действие – нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимосвязаны и взаимно регулируются.

Для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Принято выделять пять функций морали: оценочную, познавательную, регулятивную, воспитательную и ценностно-ориентирующую.

Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Моральная оценка опирается на моральные убеждения человека и авторитет общественного мнения (взгляды, убеждения и представления, которые разделяются большинством населения).

Познавательная функция направлена на постижение культурного опыта, накопленного человечеством. В познавательной функции морали большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия связей и отношений между людьми.

Регулятивная функция – одна из ведущих функций морали, которая корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т.е. все формы общественного сознания. Но только мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь, например, о праве, эстетическом сознании или политике. Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

Регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

Воспитательная функция морали участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам других людей, их достоинству.

Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным, что позволяет корректировать свое поведение, определять направление своего духовного развития. Эту функцию еще называют мотивационной, так как нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать

Функции морали тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Источник

НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое «НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» в других словарях:

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия

Отношения участников уголовного процесса — Система взаимно обусловленных индивидуальных отношений, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников судебного разбирательства выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных. Деятельность… … Энциклопедия современной юридической психологии

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) … Философская энциклопедия

Общественные отношения — многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в О. о. именно как члены… … Большая советская энциклопедия

Общественные отношения — исторически развивающаяся совокупность форм организации совместной жизни людей, основывающаяся на их деятельности (взаимодействии) и придающая этой жизни социальную целостность, выступая ее связующим началом. Классики марксизма ленинизма… … Социологический справочник

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные… … Тематический философский словарь

ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ — – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ — включают изучение проблем интеграции молодого поколения в духовно нравственную сферу общества, под которой понимается система норм, оценок, предписаний, образцов поведения и санкций. Эта сфера общественного сознания выполняет функцию социального… … Терминологический ювенологический словарь

Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

Источник

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Роль понятия «нравственное отношение» в этике

Человеческое общество на протяжении веков эволюционировало очень далеко в своем развитии. Мы научились строить себе крепкие дома, изобрели много технических средств которые облегчают нам жизнь, нашли способ как общаться мгновенно находясь за тысячи километров друг от друга, научились лечить болезни и бороться с катаклизмами. Единственное чего мы не научились — преодолеть самих себя.

На протяжении веков человеческое сообщество менялось: правила, обычаи, законы и конечно же нормы поведения и морали сейчас давно не такие, какими они были сто, двести или триста лет назад. Из всех бигбордов, экранов и заголовки газет кричат: «Человечество уже прогнило!», И мы этого не замечаем — лишь каждый указывает другим что нужны изменения, и к сожалению никто не хочет внедрять эти изменения в своей жизни.

Пожалуй свое нравственное отношение к тому или иному явлению, каждый человек определяет для себя сам, естественно не без давления общества. Даже если среди нас и найдется душа с чистыми намерениями и помыслами, ее тут же раздавит давление социума. Так уж сложилось исторически, люди живут группами, группа воздействует непосредственно на человека и формирование его личности.

Нравственное отношение к вещам и явлениям — формирует нас, оно задает нам жизненные приоритеты, и напрямую влияет на наш личностный рост. Нравственное отношение может быть довольно разным, например взять хотя бы катастрофу для планеты в глобальном масштабе. Человечество настолько загадило планету, что видимо в скором будущем природа сама сотрет нас с лица земли.

Нравственное отношение людей к этой проблеме конечно разное: одни считают, что нужно все силы бросить на спасение планеты, и всячески пытаются помешать ее разрушению (жаль таких людей очень мало), другие же остаются в стороне и пытаются просто делать то, что зависит от них, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, еще одна категория людей занимает позицию которая как бы в стороне , эти люди не видят своей вины в содеянном и не считают свои мелкие проступки вредными для окружающих, как говорится: «От одной бумажки вне урны, ничего не изменится ».

Наше нравственное отношение к определенным людям, вещам, событиям — руководит нами, вообще руководит взаимодействием всего общества! Поэтому целесообразно считать, что в течение веков человечество меняло свои нравственные приоритеты под давлением прогресса. В истории можно выделить одну закономерность: «Чем выше прогресс — тем ниже моральное сознание народа». С годами люди стали более черствее и эгоистичнее, конечно есть много моральных аспектов в которых человечество сильно поднялось в течение нашей истории, но в целом мы постепенно доводим себя до предела.

Понятие «нравственное отношение» колоссально повлияло на нашу историю и развитие, устанавливая моральные нормы в обществе. И сейчас оно нами управляет, ведь у каждого есть свое нравственное отношение к определенным вещам, и именно оно устанавливает наше место в социуме и законы по которым мы живем.

Нравственное отношение является началом, из которого вырастает собственно нравственность. Поэтому можно с уверенностью сказать, что нравственное отношение каждого индивида не существует отстраненно, оно вливается в социум и создает общественную нравственность. На уровне общественной нравственности уже и возникает нравственное отношение, один к одному, к явлениям которые происходят в данном социуме. Люди всегда удивляются нравственности других и общества в целом, не понимая что эту мораль они сами выстраивают собственным нравственным отношением.

Так, нравственное отношение играет решающую роль во всей истории человечества. Отношение каждого — формирует общественную нравственность, а следовательно и мир вокруг меняется подчиняясь правилам этого же общества, которое руководствуется собственными установленными нормами нравственности. Она формируется незаметно для каждого, но при участии каждого из нас, абсолютно каждый вносит свой вклад сознательно или нет. Если опять же брать во внимание этическую историю общества, то можно проследив по разным эпохам — увидеть их особый дух. Каждая из них пропитана традициями и обычаями, правилами нравственности и этикета.

Да, конечно в разных странах они отличаются друг от друга, но одна общая черта у них все же есть — они все со временем менялись, наша нравственность никогда не стояла на месте, Менялся мир — мы с ним, и с нами наши взгляды, традиции , привычки и нравственность. Мы усовершенствовали гаджеты, свои дома, интеллектуальный рост и физическое развитие. Но пытаясь усовершенствовать все это, человечество на протяжении своей истории немного забыло о самом главном развитие — нравственном.

Ведь какими мы бы не владели материальными благами и ресурсами, чего бы мы не достигли в профессиональном росте и интеллектуальном развитии, — все это ничто. В том случае если мы не останемся элементарно людьми. Поэтому можно и утверждать что роль нравственного отношения и нравственности вообще, как в нашей истории так и сейчас — является колоссальной! Все начинается с нас, мы являемся движущей силой прогресса, как морального, так и эстетического, материального и т.д.

В истории человечества было много моментов, о которых не всегда хочется слышать, есть и те которыми мы гордимся — да и те, и другие вызваны были нами, нашими взглядами, нравственным отношением каждого. Поэтому хочется заметить, что не нужно задаваться вопросом: «Почему так сейчас?». Нужно задаться вопросом: «Что я могу для этого сделать?» С тех пор когда каждый задумается о своем вкладе — мы перестанем разхлебывать последствия масштабных катастроф для общества!

В завершение пожалуй хочется сказать только одно : от нас зависит наша судьба, и судьба наших детей. Ведь первым институтом в котором формируется мнение о морали, и начинает зарождаться собственно нравственное отношение — есть семья. Мы должны дать своим детям правильные учреждения, чтобы устроить мир таким, каким бы мы его хотели видеть. Перелистывая страницы истории понимаем, что не всегда было так как бы хотелось, поэтому мы должны исправлять положение сейчас, чтобы будущие поколения получили в наследство замечательный свій мир и высоконравственное общество.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть