ПСИХОЛОГИЯ

Что такое объект и субъект в понятиях экологической психологии

Мир психологии

психология для всех и каждого

Объект, предмет и методы экологической психологии.

Предметом экологической психологии является специфический вид общественного сознания – экологическое сознание. Конкретно под экологическим сознанием большинство авторов понимают систему взглядов (естественно-научных, философских, социально-психологических, педагогических, эстетических, нравственных, юридических, культурно-исторических) на проблемы взаимодействия Человечества и Природы в целом (Биосферы). Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”. Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трех основных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

Отношение к природе как предмет психологического исследования.

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность. Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический, субъектно- непрагматический. В соответствии со сферами проявления отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

Проблема субъектного восприятия мира природы.

Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта. Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения. Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации. Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация. Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Механизмы формирования субъективного отношения к природе.

Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — в процессе непосредственного практического взаимодействия. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).

Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.

Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.

Источник

Экологическая психология: понятие, задачи и проблемы

Экологическая психология — это направление психологической науки, основанное в 1911 году автором книги «Геопсихика» В. Гельпахом, который занимался исследованием геопсихических и биоклиматических явлений и их влиянием на людей. По его мнению, на психическое состояние человека оказывает влияние ландшафт, погода, влажность воздуха, цветы и т.д. Подробнее об этом разделе мы поговорим в этой статье.

Приоритеты экопсихологии

Еще в прошлом веке Г.Прошанским были разработаны три основных приоритета экологической психологии: природный, цивилизационный и культурный способы взаимодействия человека и природы. С помощью них регулируется поведение и социальное взаимодействие.

Иными словами, экопсихология — это психология окружающей нас среды. Существует два понимания этой науки:

  • влияние окружающей среды на человека и на общество в целом;
  • влияние экопсихологии на окружающее нас жизненное пространство — как на отдельное взятое жилье, так и на планету в целом.

Подразделы экопсихологии

Одно из многих понятий экологической психологии — это психотип. Оно означает психологическую систему жизненного пространства, отражающую необходимый минимум требований к окружающей среде.

К экопсихологии можно отнести несколько подразделов:

  • психология климата — воздействие климата на психологическое состояние человека;
  • психология жилья — эксплуатация и использование жилья, его влияние на психику;
  • психология архитектуры — определение функций зданий и сооружений и их влияния на психику;
  • психология города и ландшафта — правильная с точки зрения психологии организация искусственного озеленения;
  • психологический анализ труда и досуга;
  • правильная организация экстремальной жизненной среды с точки зрения психологии;
  • психология искусства — изучение предметов искусства в контексте психологии.

Что конкретно изучает экопсихология

Экология и психология — довольно обширные понятия, их связь весьма многогранна. Основываясь на базе различных психологических знаний и проводя различные исследования о влиянии экологии, архитектуры и производства (эргономики), жилища на психику человека, экологическая психология развивается и накапливает весьма полезный для общества опыт и материал.

Эта интереснейшая наука занимается непосредственным изучением экологического сознания, в частности изучением особенностей восприятия обществом окружающей среды. Предметом экологической психологии также является исследование мотивации экологического поведения в контексте нанесенного вреда или пользы, и психологические последствия проблем с экологией, например, нарушения психического состояния, растущий уровень преступности.

Именно из-за освещения важнейших социальных проблем экопсихология стала неотъемлемой частью прикладной психологии.

Проблемы экопсихологии

Всевозможные исследования в экологической педагогике и психологии как никогда актуальны в наше время, потому что выход из экологического кризиса требует решения следующих проблем:

  • выявление особенностей человеческого восприятия окружающей среды и ее негативных факторов, влияющих на психику;
  • выявление психологических мотивов людей, относящихся как ответственно, так и безответственно к окружающей среде;
  • анализ последствий экологического кризиса с точки зрения психологии и психосоматики;
  • разработка пропаганды охраны окружающей среды, а также способов донесения до общества реальной экологической обстановки в мире.

Разработка всевозможных эколого-технических проектов, воздействующих прямым или косвенным способом на окружающую среду, должна подвергаться детальному анализу и профессиональной экспертизе.

Разнообразие взглядов на предмет экопсихологии

Одни ученые говорят, что экопсихология исследует отношения человека со средой окружения. Другие утверждают, что экопсихология изучает взаимодействие психики человека с переменной средой. Третьи считают, что экопсихология изучает связь материальной среды окружения и индивида.

Д. Голд ввел такой термин, как среда окружения. Это наиболее исчерпывающий и полный набор как физических, так и социокультурных обстоятельств и условий, которые являются окружающей средой человека. В экопсихологии есть ряд неразрешенных вопросов, которые связаны с человеческим восприятием среды окруже­ния, а также адаптации и поведения в ней, сопровождающиеся всевозможными эмоциональными и волевыми процессами. Голд утверждает, что человек главным образом взаимодействует со средой окружения с помощью таких явлений психологии экологического сознания, как восприятие и когнитивность.

Когнитивность и восприятие

Когнитивность является одним из процессов психики, который помогает людям получать, сохранять, интерпре­тировать и использовать информацию. Когнитивность включает такие процессы, как ощущение, различение, запоми­нание, воображение, рассуждение, принятие важных решений. Все эти понятия отталкиваются от поведения человека и накопленного им жизненного опыта.

Понятие восприятия более узкое. Оно означает целостное отражение ситуаций, предметов и событий, которые возникают при воздействии на рецепторные раздражители различного рода внешних факторов. С помощью восприятия происходит непосредственно-чувственная ори­ентация в окружающей среде. С помощью восприятия человек переводит различные сенсорные показатели в упорядоченную информацию.

Отечественная экопсихология

В отечественной педагогике предпринимается множество попыток разобраться в экологических проблемах в психологии, выделить ее мотивы и функции. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин разделяют предметы изучения и понятия. Эти ученые выделяют экопсихологию, психологическую экологию и психологию окружающей среды.

В отечественной психологии все эти дисциплины принципиально разделены.

Например, психология окружающей среды изучает взаимодей­ствие человека и окружающей среды, а психологическая экология — воздействие различных факторов окружающей среды на человека. Задача экологической психологии — анализ взаимодействия природы и человека, а психология окружающей среды исследует природу как среду. Психологическая экология исследует природу как фактор среды, а экопсихология — как отдельный мир, т.е. как совокуп­ность определенных объектов природы, рассматриваемых в своей неповторимости.

Предмет и задачи экологической психологии

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящий момент не существует однозначного и неоспоримого подхода к непосредственному определению сути и задач экопсихологии, что вызывает определенные проблемы и вопросы в конкретизировании предмета ее изучения. Как утверждают российские ученые-психологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, основным предметом изучения экопсихологии является общественное экологическое сознание, которое рассматривается в социально-генетическом, функциональном и онтогенетическом аспектах.

По мнению вышеупомянутых авторов, основными направлениями в области исследований экопсихологии являются исследование психолоэкологического сознания в целом, изучение многообразия объективного и субъективного отношения к окружающей среде, детальный анализ всевозможных стратегий и различных технологий взаимодействия человека с окружающей средой

Источник

Объект и предмет исследования экологической психологии

Введение в экологическую психологию, связь предмета с другими науками.

Экологическая психология связана с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает взаимовлияние природы и человека. Это мультидисциплинарная наука, изучающая роль вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, поведение и возникающие при этом последствия. Экологическая психология (от греч. oikos — окружение, среда; psyche — душа; logos — наука, учение) — наука, изучающая характер и особенности пси-хологических воздействий на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим психических переживаний, внутренних состояний человека и общества.

Экологическая психология — новое научное направление, складывающееся в обострившейся экологической обстановке конца XX в. на основе интеграции научных знаний смежных социологических, медицинских, философских, психолого-педагогических наук. Экопсихология сама еще нуждается в теоретических исследованиях, разработке собственного понятийного тезауруса, установлении законов развития психики под влиянием экологической действительности.

Экологическая психология тесно связана со следующими дисциплинами: экологией человека, социальной экологей, географической психологией, психологией безопасности:

– экология человека – изучающая закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения,

сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека;

– психология труда – труд как обменный эко-социальный и психоэкологический феномен, экобезопасность труда;

– педагогическая психология – проблемы экологического образования, проблемы формирования личности;

– психология безопасности – проблемы экологической безопасности и ее обеспечения;

– географическая психология – влияние ландшафта на психику, психическое здоровье и климат, человек как преобразовательная сила природы и т. д.;

– социальная экология (феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания);

– глобальная экология (проблемы ноосферогенеза и устойчивого развития);

– экология культуры (взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды).

История становления и развития экологической психологии

Экологическая психология — это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия. Впервые термин «экологическая психология», по мнению психолога из Эстонии М. Раудсепа, появился у немецкого психолога Роджера Баркета после 1949 года. Первая Российская конференция по экологической психологии состоявшаялась в декабре 1996 г. Появление экологического подхода в психологии прежде всего связывается с именами К. Левина (социо- и психодинамика группового взаимодействия) и Дж. Гибсона (экологический подход к зрительному

восприятию). Для этого направления характерным является изучение психических процессов, состояний и сознания человека в естественных (не лабораторных) условиях и согласно его естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя) (Дж. Гибсон, 1988, K. Pawlik, K. Stapf, 1992). Именно этот подход дал толчок к постулированию системы «индивид – среда» в качестве исходного основания для определения предмета психологического исследования, а также к введению в психологический словарь понятия среды обитания как совокупности средовых возможностей (условий), находящихся в отношениях дополнительности к жизненным потребностям индивида.

Данное направление является по сути одним из разделов экологии человека и занимается изучением влияния на психику человека экологических факторов химической, физической или иной «непсихологической» природы (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, 1996). К таковым относятся, например, загрязнение воздуха или питьевой воды, повышенный фон радиации и т. п. Поэтому данное направление тесно перекликается с экологической медициной, в частности с экологической психиатрией.

Объект и предмет исследования экологической психологии

Предметом экологической психологии следует считать не само по себе сознание (это предмет общей психологии), а именно экопсихологическое его содержание в контексте взаимодействия человека со средой

Объектом исследования экологической психологии является сам человек, а также группы, общности людей. Не природа и не окружающая среда находятся в центре внимания экологической психологии, а то, что в центре человеческого сознания, что занимает разум и затрагивает чувства человека, его переживания относительно экологической действительности, а

также он сам в своей жизненной среде. Объект экологической психологии не вне человека, а в нем самом, в его чувствах, мыслях и переживаниях, в его сознании и подсознании.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 335 ;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть