ПСИХОЛОГИЯ

Что такое общение в социальной психологии

Психология социального общения

Социальное общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

• информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

• регулятивно-коммуникативную (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

• перцептивно-аффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

• аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Общение как коммуникативная деятельность. Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называется коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации.

Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной их трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, то есть скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений реципиента) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации — речь (естественный звуковой язык), имеющая лексическую и синтаксическую организацию. Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, его интеллектуальные возможности. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

В речи проявляются возрастные особенности говорящего, его социальные и профессиональные особенности, психические аномалии (логорея — «словесный понос», персеверация — непрерывное повторение, вязкость — утопание в подробностях и др.).

Анализ содержания речевых сообщений осуществляется специальным методом — контент-анализом (от англ. content — содержание). При этом замеряется частота и объем тех или иных содержательных единиц, что позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникаторов.

В речи выделяются содержательная и отношенческая (эмоционально-воздействующая) сторона, ее фасцинация («очарование») — воздействие на поведенческие решения реципиентов.

К содержательным приемам речевого воздействия относятся высказывания по истории обсуждаемой проблемы, оценка ее значимости, уровня проработанности, обоснование предлагаемого способа решения проблемы. К отношенческим приемам воздействия относятся апелляции к личности оппонента (упоминание его негативных качеств, деловой несостоятельности), апелляции к аудитории (просьбы, обращения, угрозы, заискивания).

Исследования показывают, что в парламентских выступлениях депутатов широко используются различные приемы психического воздействия (около четырех приемов в одном выступлении). Причем отношенческие приемы в два раза превышают приемы содержательные [1] .

Наряду с речью в общении используются паралингвистические средства — невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств:

• фонационные — тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…);

• кинетические — жесты, позы, мимика;

• графические (в письменной речи).

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) подражательные мимические выражения;

6) мимику удовольствия-неудовольствия;

7) маскировочные выражения — мимику сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Информативны и жесты человека. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно. Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица — происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты — прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др.

В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.

Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони — жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка — сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками — о враждебном отношении.

Закройте глаза и спрячьте руки, если Вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, — к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английской) суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду.

Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека. Взгляд живого существа и особенно взгляд человека — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы — наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.

В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию — ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление.

Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего — это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков огромно. Положительные эмоции увеличивают количество обмена взглядами, отрицательные — сокращают его. Бегающий или «липкий» взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и бескультурья.

В общении, при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства. Все пространство вокруг индивида подразделяется на ряд зон: интимную (15 — 45 см), личную (45 см — 1,2 м), социальную (2 — 6 м) и общедоступную (свыше 6 м).

Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Заходить в эту зону могут лишь очень близкие люди. Особенно ревниво оберегается зона радиусом в 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписанных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.

На допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.

Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми людьми. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большой группой людей.

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избираются ситуативно оправданная форма и соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

Вербальные и паравербальные средства должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Эмоционально-экспрессивные проявления могут выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения широко используется обратная связь — реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

Многие профессий (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

Источник

Социальная психология общения : структура, функции, виды общения

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого обще­ния. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэто­му с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Психологии общения посвящены работы следующих ученых В.В. Бойко, Л.А. Петровской, А.В. Добрович, Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др

Общение — это процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, который включает обмен информацией, выработку общей стратегии взаи­модействия, восприятие и понимание другого человека. Любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Люди не просто общаются в процессе выпол­нения ими некоторых действий, но они всегда общаются в некото­рой деятельности.

С помощью общения совместная деятельность организуется и развивается. Для того чтобы осуществлять некоторую работу вме­сте, людям необходимо четко осознавать цели, задачи и план дей­ствий. Каждому человеку необходимо согласовывать собственную деятельность с деятельностью других людей, с которыми он рабо­тает. Это становится возможным благодаря общению между людь­ми. Таким образом, деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, поскольку каждый может предло­жить поступить как-то по-другому, нежели это предусмотрено в каждой конкретной ситуации.

Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

К структуре общения относятся:

  • Информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
  • Интерактивный( общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
  • Гносеологический( человек выступает как субъект и объект социального познания);
  • Аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
  • Нормативный(выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
  • Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
  • Социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами деятельности. способностями, умениями и навыками.

М.Р. Битянова выделила следующие функции общения:

Функция первая. Общение является формой существования и проявле­ния человеческой сущности. Истинно человеческое прояв­ляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему.

Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.

Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную по­требность человека, условие его благополучного индивиду­ального существования.

Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, под­тверждающую роль в жизни человека любого возраста

В литературе выделены также и такие функции общения:

1)инструментальная функция –характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.

2) интегративная функция –используется как средство объединения партнеров по общению, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.

3)функция самовыражения –позволяет выразить себя продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.

4) трансляционная функция –служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

5)функция социального контроля- для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях и речевых акций участников взаимодействия.

6)функция социализации- развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.

7)экспрессивная функция-с помощью этой функции партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг –друга, чаще выражающиеся через невербальные средства

8)здоровьесберегающая функция –позволяет снять напряжение, путем проговаривания ситуации ,избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, осознать ситуацию общения.

9) реабилитационная функция

Общение может выполнять духовно развивающую функцию в том случае, если в его процессе формируются навыки диалогического общения, аутентичного и адекватного ситуации общения, а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм общения.

Виды общения. По типу отношений между партнерами выде­ляют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» — — формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности лично­сти собеседника, используются привычные маски (вежливости, стро­гости, безразличия, скромности, участливости и т. д.) — — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение предполагает оценку другого че­ловека как нужного или мешающего объекта: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, оттолкнут или после­дуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собесед­ника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скры­вают этого.

3. Деловое общение — при нем учитывают особенности лич­ности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы Дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

4. Духовное, межличностное общение друзей — в процессе его можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов: друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участ­ник имеет образ собеседника, знает его личность, может предви­деть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

5. Формально-ролевое общение подразумевает регламентацию и содержания, и средств общения, и вместо знания личности собе­седника обходятся знанием его социальной роли.

6. Манипулятивное общение направлено на собеседника, в про­цессе которого используются разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что мнения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

— кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

— направление взгляда и визуальный контакт;

— поза (в частности, локализация, смена поз относительно сло­весного текста);

-кожные реакции (покраснение, испарина);

— дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,
персональное пространство);

— вспомогательные средства общения, в том числе особенности
телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразова­ния (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, боро­да, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые):

связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм,
высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

_-не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зу­бов, «хлюпанье» носом и т. п.).

3.Тактильные (связанные с прикосновением):

— физическое воздействие (ведение слепого за руку, контакт­ный танец и др.);

— такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Проблемы в общении

1. Проблемы личных отношений;

отсутствие взаимных симпатий: постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выра­женной симпатией будет относиться и к другим людям.В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хро­нического недовольства собой, не будет проявлять особых симпа­тий, могут воспринимать это как признак плохого личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же. У многих людей имеются устойчивые негативные черты характе­ра, такие, например, как недоверие к людям, подозрительность, замк­нутость, агрессивность.

  • несовместимых с потребно­стями и интересами других людей
  • Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии.
  • вашей личной жизни кто-либо раньше причинил вам немало непри­ятностей, и в результате этого к данному человеку с вашей стороны сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на вашем жизненном пути случайно встретился другой человек, внеш­не похожий на того, кто доставил вам немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии с вашей стороны по той простой причине, что он внешне похож на неприятного вам человека.
  • невольно сформировав­шаяся отрицательная социальная установка одного человека на лич­ность другого человека.

Неспособность человека быть самим собой

§ Где, когда и при каких обстоятельствах вы чаще всего и острее
всего ощущаете (переживаете) свою неспособность быть самим собой?

§ В каких действиях и поступках обычно проявляется ваша не­
способность быть самим собой?

§ Что конкретно мешает вам оставаться самим собой б соответ­ствующих жизненных ситуациях?

Неспособность человека быть лидером

Человеку еще никогда не приходилось, но предсто­ит выступить в роли лидера.

Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный опыт жизни.

Человек уже имеет достаточно большой опыт ис­полнения роли лидера в различных коллективах. Когда он только еще приступал к исполнению роли лидера, ему казалось, что все бу­дет хорошо.

Неспособность человека подчиняться другим

В чем же конкретно у человека может проявляться неумение под­чиняться другим? Во-первых, в том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще. Во-вто­рых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-свое­му, даже если это у него получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей. В-третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие люди. В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль лидера, руководить людьми, направ­лять их, поучать, командовать.

Неумение человека предупреждать и разрешать межличностные конфликты

Для того, чтобы легко преодолевать барьеры общения необходимо владеть коммуникативной компетентностью.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. В целом компетентность в об­щении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в каче­стве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в аде­кватной смене психологических позиций — один из существенных показате­лей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров — коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетент­ности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помо­гают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной си­туации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра — это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогно­зироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентно­сти целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие.

• Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологи­ческой ситуации в условии будущей коммуникативной деятельно­сти, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуть­ся личности в общении)

• Коммуникативно-программирующую (подготовка программы обще­ния, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дис­танции общения

• Коммуникативно-организационную (организация внимания партнё­ров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

• Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной си­туации, в которой разворачивается общение личности, прогноз раз­вития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной ин­дивидуальной программе общения).

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимани

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого по­нятия «коммуникативный потенциал личности»

Коммуникативный потенциал — это характеристика возможностей че­ловека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в обще­нии, отношение к способу общения и коммуникативные способности — спо­собность владеть инициативой в общении, способность проявить актив­ность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сфор­мулировать и реализовать собственную индивидуальную программу обще­ния, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компе­тентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источ­никами приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используе­мых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной форме сфере; опыт восприятия искусства.

Таким образом эффективность деятельности социального работника зависит от овладение им коммуникативной компетентностью.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть