ПСИХОЛОГИЯ

Что такое онтогенез и филогенез в психологии

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма; в психологии — формирование психики индивида на отдельных возрастных этапах развития.

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психиче­ского развития. А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка, рассмотрим их характеристики.

Стадия новорожденного (до 2 месяцев). Ребе­нок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование кото­рых происходит во внутриутробный период. В возрасте 3-4 недель у ребенка появляется сложная реакция, выражающаяся в его оживлении в присутствии человека. В ответ на при­ближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность. У ребенка появляются при­знаки предметного восприятия.

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 мес.): ребенок начинает оперировать предметами, формируется восприятие. Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, отсюда увеличение потока информации из окружающей среды. Формируется речь. Появляются специфически человеческие двигательные операции с предметами, при которых большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для че­ловека.

Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет): возникновение и первоначальное развитие специфически человеческой деятельности ребенка. Он уже познает мир и самостоятельно. Ребенок овладевает словами, которые осознаются им как обозначающие предмет с его функциями. От­личительная особенность игр – отсутствие воображаемой ситуации. Интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит ин­тенсивное формирование мыслительных функций.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главное отличие этого возраста – наличие противоречия между стремлением ребенка к овладению миром предметов и ограничен­ностью его возможностей. Источники игр – впечатления ребенка, то, что он видит или слышит. Игры способствуют развитию творческого воображения, восприятия, запоминания, речи. Закладываются черты характера.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется взаимоотношениями со сверстниками. Учеба является самостоятельной деятельностью. Происходит бурное развитие про­извольного внимания, памяти. Мышление становится последователь­ным и логическим. Происходит разделение деятельности: мальчики все больше интересуются мужской деятель­ностью, а девочки – женской.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, выска­зывать мысли о будущей профессии. Происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет) обозначают период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека с наиболее высоким уровнем интеллек­туальных, творческих, профессиональных достижений.

Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин -60-74 года, для женщин – 55-74 года); старческий возраст – 75-90 лет; долгожители – 90 лет и старше. Данный период характеризуется угасанием физических и психических функций, снижением интенсивности углевод­ного, жирового и белкового обмена. Отмечается снижение возможностей памяти, внимания, мышления.

Филогенез – история развития вида, изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Под филогенезом в психологии понимается эволюционное развитие психики. А.Н. Леонтьев выделил следующие стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание.

Источник

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека, онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида в течение его жизни. Первой предпосылкой возникновения сознания в филогенезе является труд. Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготавливает орудия труда. Изготовление орудий само по себе в корне меняло деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия уже не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище): с этой позиции она бессмысленна, никак не оправдана и приобретает смысл только из дальнейшего использования этого орудия на охоте. Иначе говоря, она требует вместе со знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Будучи основным условием изготовления орудия, оно может быть названо первым проявлением сознания, другими словами – первой формой сознательной деятельности.

Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения человека. Поведение животного всегда было непосредственно направлено на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения обретает сложный характер: из деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем.

Язык и сознание.Второй предпосылкой, которая приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком следует понимать систему кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Слова являются основным средством общения, благодаря которому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых поколений других людей. Вопрос о происхождении языка являлся предметом многочисленных предположений и теорий. Одни считали его проявлением духовной жизни и указывали на его «божественное происхождение». Другие безуспешно старались вывести язык из эволюции животного мира. Однако научное решение вопроса о происхождении языка надо искать в тех общественно-трудовых отношениях, которые впервые появились с переходом к человеческой истории.

Есть много оснований предполагать, что язык впервые возник из форм общения, в которые вступали люди в процессе труда. Совместная форма практической деятельности неизбежно приводила к необходимости передать другому человеку какую-либо информацию, обозначающую не состояние, а предметы, включенные в совместную трудовую деятельность. Эти первые обозначения предметов представляли собой просто звуки, сопровождаемые жестами и выразительными интонациями. Язык, как система знаков, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, как средство передачи информации имел важнейшее значение для дальнейшей перестройки сознательной деятельности человека. Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания.

Возникновение языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека:

– обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек оказывается в состоянии «иметь дело» с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов;

– слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. Таким образом, при помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможен переход отражения внешнего мира от чувственного к рациональному;

– язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной истории человечества. Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течение многих веков общественно-исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть с его помощью неизмеримым кругом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной деятельности изолированной личности. Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания.

Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он фактически проникает во все сферы сознательной деятельности человека, поднимая на новый уровень протекание его психических процессов. Поэтому анализ языка и речи следует рассматривать как фактор построения всей сознательной жизни человека в целом. Таким образом, сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.

Источник

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Филогенез — историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии:
1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика — это ощущения) Имеет два уровня: низший и высший.

2. Стадия перцептивной психики (перцепция — это восприятие). Имеет 3 уровня: низкий, высший, наивысший.

3. Стадия интеллекта. Так называется наивысший уровень перцептивной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и её подготовке.

Психика развивается и в онтогенезе, и в филогенезе. Онтогенез — развитие человека на протяжении его жизни, процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза — главная задача детской психологии (составная часть возрастной психологии). В онтогенезе формируется сознание.

Ощущение – первичная форма отражения действительности (классификация, общие свойства).

Ощущение — психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно влияют на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания.

Классификация ощущений. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, которые находились на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНОГО ощущения (от лат. «Proprio» — собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность чувствовать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью.

Сущность и основные качества восприятия. Нарушение восприятия.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием Современные взгляды на процесс восприятия имеют в своих истоках две противоположные теории. Одна из них известна как теория гешталъта(образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих подходов.

К основным качествам восприятия относят следующие.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией.

2, Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. Эта особенность восприятия называется константностью.

3. Человек воспринимает мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1494 ;

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector