ПСИХОЛОГИЯ

Что такое операция в психологии

Мир Психологии

ОПЕРАЦИЯ (в психологии)

Операция (в психологии) (англ. operation)

  1. Операция — одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т.е. с задачей. А.Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия. Формирование операции лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. — это результат обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная операция первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая Операция — сознательная.
  2. Согласно взглядам Ж. Пиаже, Операция — это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т.д. Подробнее см . Операции интеллектуальные.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Операция (лат. operatio — действие) — единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной <внешней или мысленной>ситуации. Понятие О. как единицы деятельности введено А.Н. Леонтьевым н используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. В отличие от деятельности и действия, операция детерминируется не мотивами и целями, & условиями предметной ситуации, в которых экстериоризованы, воплощены в форме значений различные общественно выработанные схемы поведения <например, схемы употребления орудий или принятыев определенной культуре нормы этикета>, полностью обусловливающие содержание О.

В зависимости от происхождения выделяют два вида О.: приспособительные и сознательные. Приспособительные О. относятся к реактивному уровню реагирования,иерархически самому узкому в структуре деятельности субъекта. Они возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации и характеризуются тремя особенностями: по способу регуляции они непроизвольны; по уровню отражения — изначально неосознаваемы; по динамике протекания — косны, ригидны ( см . Ригидность). Сознательные О. являются следствием автоматизации действия. В ходе неоднократных повторений какого-либо действия <например, при обучении вождению автомобиля или письму>содержание его цели, вначале осознаваемое субъектом, занимает в строении другого, более сложного действия место условия его выполнения. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига цели на условие, происшедшего при автоматизации действия, данное действие превращается в сознательную О.

По способу регуляции сознательныеО. произвольно контролируемы; по уровню отражения — вторично неосознаваемы <но могут осознаваться при появлении затруднений в ходе их осуществления>; по динамике протекания — гибки, лабильны. Устойчивый направленный характер протекания О. определяется операциональной установкой.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Операция — выполнение, проведение или выполняемое действие. Действие может быть эмпирическим, если производятся манипуляции с аспектами физической действительности, логическим или математическим, если изменяются отношения между символами формальной системы, как в символической логике, или когнитивными или психическими, если изменяются психические состояния, идеи, мысли, образы и т.д.

Обратите внимание, что эти способы употребления располагаются в диапазоне от объективного и физического до субъективного и психического и различные производные от этого термины могут отражать один или более этих аспектов значения. Например, понятие Операционализм подчеркивает внешний, физический и объективный аспекты, в то время как большинство сложных терминов в теории Пиаже (например, операциональное мышление) имеет дело с процессами, которые являются скрытыми и субъективными.

предметная область термина

ОПЕРАЦИЯ ГЕЛЛЕРА (Hellers operation) — см. Ахалазия.

ОПЕРАЦИЯ ДОНАЛЬДА-ФОЗЕРГИЛЛА, ОПЕРАЦИЯ МАНЧЕСТЕРСКАЯ (Manchester operation) — хирургическая операция, заключающаяся в выполнении передней кольпорафии, кольпоперинеорафии и удалении шейки матки. Выполняется в случае выпадения половых органов (гснитального пролапса).

ОПЕРАЦИЯ КЕЛЛЕРА (Kellers operation) — распространенная хирургическая операция, выполняемая при наличии у человека буньона, вызванного смещением большого пальца стопы в направлении к другим пальцам (вальгусное искривление большого пальца стопы). Она заключается в искусственном моделировании сустава после удаления основания первой фаланги большого пальца стопы.

ОПЕРАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ — стадия развития интеллектуального, описанная в концепции Ж. Пиаже (операция интеллектуальная). Характерна для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над операциями конкретными. Овладев операциями формальными, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и реальной проверке их следствий. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами достаточно универсального характера.

ОПЕРАЦИЯ КОНКРЕТНАЯ — понятие концепции интеллекта операциональной Ж. Пиаже, означающее логические операции, выполняемые на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет (=> операция интеллектуальная). Теперь, на уровне операций конкретных, ранее сформированные мыслительные действия обретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным их обращение, то есть мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке — вплоть до начального положения. На этой стадий развития интеллектуального понятийное отображение внешней среды обретает черты стабильности, что становится возможным за счет создания структур познавательных, названных группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие; в 9-12 лет он овладевает системой координат и проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На базе выполнения операций конкретных ребенок обретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Однако на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, отчего в различных областях предметных развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы Bf7″8 лет; принципом сохранения веса — к 9-10 годам; принципом сохранения объема — лишь в 11-12 лет. Кроме того, на этом этапе операции конкретные еще не объединены в единое целое.

ОПЕРАЦИЯ В ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — словообразование. Происходит от лат. орeratiо — действие. Категория. Конструкт теории деятельности. Специфика. Структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий.

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ГИПНОЗЕ — использование состояния гипнотического сна при хирургических вмешательствах нашло широкое отражение в работах К. И. Платонова (1957) и П. И. Буля (1974). Сам термин «гипноз» был введен во врачебную практику английским хирургом Брэдом (Braid J.) в XIX в. Известно о применении гипноза при различных хирургических операциях в период отсутствия эффективного наркоза. Так, Клокэ использовал гипноз для анестезии при удалении рака грудной железы; Вард применил этот метод при ампутации бедра. Элиот произвел более 300 хирургических операций под гипнозом. В 50-х гг. XIX в. Фай с успехом пользовался гипнозом для обезболивания при операциях на матке. Гипнотическое обезболивание широко применялось в Индии. Так, хирург Эсдейль в течение 6 лет произвел более 600 больших хирургических операций, используя для обезболивания гипноз. Эти данные были подтверждены специальной комиссией, назначенной правительством. В России первое применение гипноза для обезболивания осуществил П.П. Подъяпольский (1915); на Украине этот метод впервые был использован при хирургических вмешательствах в гинекологической практике и в хирургической клинике А.П. Николаевым, К.И. Платоновым и И.З. Вельвовским (1923). Операции проводились хирургами при содействии врачей-гипнологов. С.М. Берг (1926) первым из русских хирургов самостоятельно применил гипноз для обезболивания. Множество операций было проведено под гипнозом, который вызывал П.И. Буль. В 1962г. в Вене состоялся Международный конгресс анестезиологов, в рамках которого проводился симпозиум по применению гипноза и внушения для обезболивания операций в хирургической, акушерско-гинекологической, отоларингологической и стоматологической клиниках, что свидетельствует о широких возможностях данного метода. гипноз использовался также в пред- и послеоперационном периодах (Свядощ А.М., 1937; Гуревич Г.М., Мастбаум А.И., 1952).

В 80-е гг. внимание к использованию гипноза в хирургической практике было привлечено вновь полостными операциями, проводившимися при участии врача-психотерапевта А.М. Кашпировского, который состояние гипнотического сна вызывал, находясь непосредственно у операционного стола или на большом расстоянии — с помощью телевидения.

Несмотря на успешное использование гипноза для обезболивания в хирургии, широкого применения он не нашел прежде всего потому, что вызвать потерю чувствительности, тем более полную, можно лишь у небольшой части больных. Но этот способ следует иметь в виду, когда противопоказан лекарственный наркоз. Более широко может быть использован так называемый гипнонаркоз, когда одновременно с внушением дается небольшая доза наркотических средств (как показывает опыт, при такой методике она может быть снижена на 70-80%). Известный хирург А.Н. Бакулев еще в 1951г. высказал сожаление о том, что «кратковременный период увлечения гипнонаркозом предан забвению и этот поистине физиологический метод воздействия на психику хирургического больного оставлен в зачаточной фазе своего развития».

Источник

ОПЕРАЦИЯ (в психологии)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «ОПЕРАЦИЯ (в психологии)» в других словарях:

операция (в психологии) — (от лат. operatio – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н.Леонтьевым … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Операция «Гроза» — гипотетическая эшелонированная стратегическая наступательная операция, предусматривавшая генеральное наступление Красной Армии и Красного Флота на цели, расположенные в Румынии, Западной Польше, Восточной Пруссии с дальнейшим переносом боевых… … Википедия

операция — (лат. operatio действие) единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие О. как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно… … Большая психологическая энциклопедия

ОПЕРАЦИЯ — (от лат. operatic действие) понятие, употребляемое в инженерной психологии в двух смыслах. 1. Психологическая О. одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно предметными условиями достижения целей, способ выполнения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОПЕРАЦИЯ — (от лат. operatio действие) в психологии: единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А. Н. Леонтьевым … Педагогический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… … Большая психологическая энциклопедия

женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача … Большая психологическая энциклопедия

Оренбургская операция — Оренбургская операция … Википедия

ДЕКОДИРОВАНИЕ (в инженерной психологии) — (англ. decoding) заключительная операция процесса приема информации человеком оператором, состоящая в перешифровке параметров, характеризующих состояние объекта управления, и в переводе их в образ управляемого объекта (см. Кодирование… … Большая психологическая энциклопедия

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — направление в исследовании психич. развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. задача исследование механизмов познават. деятельности, к рые скрыты за внеш.… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Операция (психология)

  • Операция (англ. oрeration) — составляющая деятельности человека, соотносимая с задачей (объективно-предметными условиями достижения целей).

А. Н. Леонтьев считал операцию способом осуществления действия. Цель, соотносимая с действием, может быть достигнута при разных условиях: иначе говоря, одно действие может быть реализовано разными операциями. Одна и та же операция может входить в разные действия.Действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство операций являются результатом результат и овладения общественно выработанными способами действий, зачастую закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная операция первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных операций), однако не всякая операция является сознательной. Более того, чаще всего, операция является бессознательным способом выполнения действия.

Операции — это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает условиям, в которых он находится. В отличие от деятельности и действия, Операции объясняются условиями предметной ситуации, в них воплощены различные социально выработанные схемы поведения, обусловливающие содержание операции.

Устойчивый направленный характер протекания операции определяется операциональной установкой.

Операции бывают двух видов, возникают:

1) путем адаптации, подражания; они неосознаваемы и не могут вызываться в сознание даже специальными усилиями;

2) из действий путем их автоматизации; они находятся на границе сознания и могут стать осознаваемыми.

Любое сложное действие состоит из определенных действий и неких подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций смыта: движение вверх — превращение неких действий в операции — увеличение единиц деятельности; движение вниз — из операций в действия — дробление деятельности.

В зависимости от происхождения операции выделяются:

приспособительные и сознательные.

Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства.

Согласно Ж. Пиаже, операции – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются закону целостности.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В современных условиях категория «человеческий фактор» главным образом используется в двух значениях: во-первых, для характеристики взаимодействия сложной системы «человек-техника» как причина (детерминант) какого-либо явления, чаще отрицательного (дорожно-транспортного происшествие, авария самолета и др.), и, во-вторых, как интегральная совокупность и показатель качественных характеристик человеческой составляющей боевого потенциала воинских формирований .

Функциональное состояние — это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач. Данное определение используется в структурно-интегративном подходе в психологии.

Добавлен иной взгляд на ‘рискологию, озаглавленный: ‘ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ РИСКОЛОГИИ — НАУКИ О РИСКАХ:»’

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть