ОТНОШЕНИЯ

Что такое отношение определение в информатике

Урок 5
Отношение «входит в состав»
Практическая работа №3
«Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

Содержание урока

Отношение «входит в состав»

Отношение «входит в состав»

В зависимости от ситуации объект может либо рассматриваться как единое целое, либо «распадаться» на более мелкие объекты. Например, компьютер рассматривается как единое целое, если нужно подсчитать количество компьютеров в школе. Чтобы получить представление о возможностях компьютера, необходимо рассмотреть характеристики таких его устройств, как процессор, память, жёсткий диск и т. д.

Объект может состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов. Например, объект «апельсин» состоит из частей — долек апельсина. Объект «школьный класс» состоит из множества учеников — мальчиков и девочек приблизительно одного возраста. Каждый ученик является целой, самостоятельной частью объекта «школьный класс».

Объект может состоять из множества различных объектов. Например, объект «компьютер» состоит из множества не похожих друг на друга объектов (системный блок, монитор, клавиатура и т. д.). При делении объекта «компьютер» на части новые объекты получают разные имена; признаки новых объектов различны.

При описании состава объектов в одних случаях речь идет о составе конкретного объекта, а в других — об общих составных частях множества объектов. В последнем случае описание состава содержит ответ на вопрос «Из чего обычно состоят объекты некоторого множества?». Например:
• «в состав дома входят стены, крыша, двери, окна, . »;
• «в составе автомобиля есть двигатель, кузов, багажник, . ».

Описывая состав объекта, человек мысленно «разбирает» его на части. При этом, как правило, используют такой приём: сначала называют небольшое число крупных частей, затем каждую из них «разбирают» на части поменьше и т. д. Например, при описании состава дома удобно выделить сначала фундамент, стены и крышу, затем в составе стены выделить окно и дверь, затем сообщить, что окно состоит из рамы и стёкол, и так же поступить, описывая состав двери (рис. 10).

Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части. Таким образом, она отражает строение (структуру) объекта. На схеме состава можно использовать линии без стрелок, если имя объекта-части располагать ниже имени объекта, которому принадлежит эта часть.

Все имена на рис. 11 — общие (обозначают множества предметов), потому что эта схема отражает состав не одного конкретного дома, а «дома вообще».

При описании признаков сложного, составного объекта человек может назвать не только действия и характеристики всего объекта, но также действия и свойства объектов-частей. Например, весь дом можно строить и ремонтировать, крышу — красить, а стекло — вставлять; весь дом имеет длину, ширину и высоту, стены — толщину, крыша — высоту.

Следующая страница Вопросы и задания

Cкачать материалы урока

Источник

§ 9. Отношения между понятиями

Понять, что отношения между понятиями бывают такие: «вид ⇔ вид», «род ⇒ вид», «вид ⇐ род».

Понять, что отношения, обозначенные однонаправленной стрелкой, называют несимметричными отношениями, а двунаправленной стрелкой — симметричными отношениями.

Научиться узнавать и называть отношения, приводить свои примеры и строить схемы отношений в виде кругов Эйлера.

Понять

Понятия, как и объекты реальной действительности, находятся в определённых отношениях между собой. Рассмотрим это на примере знаков. Знаки бывают разные.

Это и буквы, и цифры, и знаки арифметических действий и много других:

«Знак» — это родовое понятие. «Буква», «цифра», «знак препинания» — это видовые понятия.

В таблице приведены примеры отношений «род ⇒ вид», «вид ⇔ вид» и отношений целого и части.

Отношение между понятиями

Отношения бывают несимметричные и симметричные. Несимметричные отношения обозначают однонаправленной стрелкой. Симметричные отношения обозначаются двунаправленной стрелкой. Симметричные отношения — это отношения между понятиями одного уровня. Например, между видовыми понятиями. Изобразим сказанное в виде схемы:

Здесь понятия «буква» и «цифра» — понятия одного уровня, поэтому отношение между ними симметричное. Это отношение называется «вид ⇔ вид». То же самое можно сказать про буквы «А» и «Я», про цифры 1 и 8.

Если понятия при симметричных отношениях поменять местами, то название отношения не изменится. Рассмотри таблицу:

Отношение между понятиями

Есть и другие виды отношений между понятиями. Например, отношение пересечения понятий.

Рассмотрим пример. Некоторые латинские буквы (I, V, X, L, С, М) используются в качестве цифр. Это римские цифры.

Поэтому понятие «буква» и понятие «цифра» находятся в отношении пересечения. Отношение пересечения удобно изображать наглядной схемой — кругами Эйлера.

Круг, обозначающий понятие буквы, пересекается с кругом, обозначающим понятие цифры. Оба этих круга находятся внутри большого круга, которым обозначены знаки.

Если посмотреть на круги Эйлера, то становится понятно, почему говорят, что понятия «буква» и «цифра» входят в понятие «знак».

Бывают непересекающиеся понятия. Например, понятия «компьютер» и «человек». Они не пересекаются, так как ни один компьютер не является человеком и ни один человек не является компьютером.

Круги Эйлера — это наглядное и удобное представление отношений между двумя или несколькими понятиями.

Размер кругов Эйлера не имеет значения. Их можно рисовать большими или маленькими. Главное, чтобы были правильно представлены отношения между понятиями. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в другой круг, который больше и обозначает родовое понятие.

Выполни

План действий

  1. Рассмотри схемы 1 и 2.

  1. Назови родовое понятие и соответствующие ему видовые пересекающиеся понятия (схема 1). Нарисуй эти круги Эйлера в рабочей тетради и в графическом редакторе.
  2. Сохрани файл под именем «Пересекающиеся понятия» в папке «Моё портфолио».
  3. Придумай и назови родовое понятие и соответствующие ему три видовых непересекающихся понятия (схема 2). Нарисуй эти круги Эйлера в рабочей тетради и в графическом редакторе.
  4. Сохрани файл под именем «Круги Эйлера» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Отношения между понятиями бывают: «род ⇒ вид», «вид ⇐ род», «вид ⇔ вид».
  • Отношения могут быть симметричные и несимметричные. Отношения между видовыми понятиями одного уровня («вид ⇔ вид») — симметричные. Отношение между родовым и видовым понятиями («род ⇒ вид» и «вид ⇐ род») — несимметричное.
  • Круги Эйлера — это наглядное представление информации об отношениях между понятиями.

Знать

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1.

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Файл — многозначное понятие».

Источник

Понятие и виды информационных отношений

Методы и принципы ИП

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли ИП на информационные отношения.

Традиционно:

· Императивный. Применяется при формировании и реализации государственной политики, определения компетенции органов государственной власти в сфере предоставления информации, в регулировании отношений в области СМИ, информационной безопасности и тд.

· Диспозитивный. Применяется при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения.

Под принципами ИП понимаются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.

К принципам ИП относятся:

1.Принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства;

2.Законность;

3.Гласность;

4.Правовое равенство;

5.Ответственность;

6.Распростаняемость информации (одна и та же информация одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц).

Ст.4 Закона от 10.11.2008 года «Об информации…» устанавливает следующие принципы правового регулирования информационных отношений:

1.Свобода поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения информации, а также пользования информацией;

2.Установление ограничений распространения и/или предоставления информации только законодательными актами;

3.Своевременность предоставления, объективность, полнота и достоверность информации;

4.Защита информации о частной жизни и персональных данных;

5.Обеспечение безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;

6.Обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством РБ.

Информационные отношения — это регулируемые нормами ИП общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.

В юридической науке выделяют следующие особенности информационных правоотношений:

1.Участником данных правоотношений являются все виды субъектов права;

2.Они возникают по воле участников отношений или на основе реализации международных или национальных правовых предписаний;

3.Правоотношения могут возникать помимо воли одной из сторон в результате перезаписи и принудительной рассылки информации и только при установлении источника такой рассылки распространения информации;

4.Правоотношения могут быть срочными и бессрочными. Бессрочные длятся независимо от воли субъекта на основе закона;

5.В зависимости от правого режима информационного объекта и роли субъекта содержание правоотношения может быть публичным, гражданско-правовым либо смешанным;

6.На большую часть информационных правоотношений распространяется режим открытости и гласности;

7.Элементами правоотношений являются:

a. Субъекты (тот, кто наделен информационными правами и обязанностями) В Законе «Об информации» раскрываются:

Ø Обладатель информации;

Ø Пользователь информацией;

Ø Собственник и владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

Ø Информационные посредники;

Ø Оператор информационных систем;

ü У граждан правосубъектность с рождения, у государства с образования в установленном порядке.

b. Объекты. Нет единого зрения:

Ø Объект имущественных отношений;

Ø Объект неимущественных отношений;

Ø Копылов: документированная информация, информационные продукты и услуги, исключительные права и тд.;

Ø Другой автор: действия сторон, а предмет – информация.

c. Содержание:

Ø Материальное поведение субъекта;

Ø Субъективные юридические права и обязанности.

Основания возникновения:юридический факт.

Классификация:

1. По цели:

a.Регулятивные;

b.Охранительные.

2. По содержанию:

a. Материальные. Возникают в информационной сфере, регулируемые материальными нормами ИП;

b. Процессуальные. Складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются информационно-процессуальными нормами.

3. По соотношению прав и обязанностей участников:

a. Вертикальные. Один из участников подчинен другому. Они возникают на основании одностороннего волеизъявления;

b. Горизонтальные. Равноправие.

4. По направленности деятельности в информационной сфере:

a.Владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами;

b.Сбор, обработка, передача, хранение и распространение информации;

c.Обеспечение безопасности информации и информационных ресурсов;

d.Право интеллектуальной собственности;

e.Функционирование информационной инфраструктуры.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 4589 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть