ОТНОШЕНИЯ

Что такое отношения вассалитета

Как складывались отношения между феодалами в Западной Европе

В 476 г. последний император Западной Римской империи под давлением вождя отряда варваров Одоакра был вынужден отречься от престола.

Началась новая эпоха, позже названная Средневековьем.

В это время в Западной Европе появляются первые королевства варваров. Вожди становятся королями, а их военачальники получают за свою службу земельные наделы и начинают именоваться феодалами. Так возникают отношения вассалитета.

Что такое отношения вассалитета?

Одной из особенностей государств Западной Европы в период Средневековья стало появление нового типа отношений между землевладельцами.

Землевладелец в Западной Европе в Средние века именовался феодалом. Данное слово происходит от латинского слова феод (feudum), которое обозначало участок земли, переданный в собственность, взамен несения различной службы, преимущественно воинской.

Когда феодал передавал другому лицу земельный надел, между ними возникали отношения вассалитета. Отношения вассалитета предполагали наличие таких статусов, как вассал и сеньор.

Вассалом называлось лицо, получавшее в собственность земельный надел от феодала. За это вассал обязывался нести в пользу этого феодала ряд повинностей, таких как административная и воинская служба, участие в совете феодала и т. д.

Сеньором называли феодала, который передавал собственность вассалу и брал на себя обязанность защищать его от нападений.

Отношения вассалитета часто путают с понятием феодализма, подменяя одно другим. Под феодализмом подразумевается совокупность всех социально-экономических отношений, существовавших в государствах Западной Европы в Средние века. Тогда как под отношениями вассалитета — только взаимосвязи, возникающие между феодалами.

Чтобы зафиксировать появление взаимоотношений вассалитета, заключался вассальный договор или по-другому договор вассалитета.

Как оформлялся вассальный договор?

Вассальный договор представлял собой ряд процедур, которые включали в себя оммаж, фуа и инвеституру.

Оммаж — процедура, предполагавшая установление личной зависимости.

Во время данной процедуры будущий вассал с непокрытой головой и без оружия вставал на одно колено перед феодалом, вкладывал свои руки в его руки и признавал себя «человеком» феодала, которого отныне он именовал сеньором. В завершении оммажа сеньор целовал вассала в губы и поднимал с колен.

Важным было вставание именно на одно колено, так как считалось, что на два колена вставали только рабы и крепостные крестьяне.

После оммажа следовала следующая процедура, называемая фуа.

Фуа — это клятва в верной службе, которая приносилась вассалом на Евангелии или на реликварии со святыми мощами.

Заключительным этапом установления вассальных отношений являлась инвеститура — официальное введение вассала во владение земельным наделом.

Собственность, передаваемая сеньором своему вассалу за несение службы, продолжала оставаться собственностью сеньора. Такая двойственность собственности была характерна для государств Западной Европы в эпоху Средневековья. Она даже нашла отражение в юридических документах того времени. Двойственность собственности создавала зависимые отношения между вассалом и сеньором. Для вассала она характеризовалась следующей формулой — «Пока я вассал — я феодал. Если я не вассал — я не феодал». Иными словами, пока вассал нес службу, он был собственником земли. В том случае если вассал каким-то образом прекращал выполнение своих обязательств, сеньор имел право отобрать у него землю.

Во время инвеституры сеньор вместе с землей вручал вассалу какой-нибудь символический предмет (кольцо, перчатку, жезл и т. п.) для запоминания самой процедуры. Вассал должен был хранить этот предмет в знак того, что получил от сеньора земельный надел.

Между указанными процедурами не было жесткой связи. Так, можно было принести фуа, не принося оммажа. Также допускались оммажи без последующей передачи земельного надела. И все же традиционно оммаж дополнялся фуа и инвеститурой.

Посредством заключения вассальных договоров выстраивалась феодальная лестница.

Как строилась феодальная лестница?

Феодальная лестница представляла собой иерархическую структуру на ступенях которой располагались феодалы.

На вершине лестницы находился монарх, считавшийся божьим вассалом, и в собственности которого находились все земли государства. Монарх распределял земли между своими вассалами, а те распределяли ее между своими. Так продолжалось до последней ступени феодальной лестницы, которую занимало сословие рыцарей. Рыцари были обладателями небольших земельных владений и не могли иметь своих вассалов.

Отношения между всеми феодалами, включая монарха, были подчинены единому правилу — «вассал моего вассала не мой вассал» . Данное правило означало, что сеньор имеет контроль только над теми вассалами, которые прямо подчинены ему, и не имеет контроля над нижестоящими вассалами.

В Англии действовал обратный принцип — «вассал моего вассала мой вассал». Там каждый феодал должен был заключать договор вассалитета с монархом. Все феодалы считались вассалами короля и несли повинности только в его пользу.

Поэтому в случае призыва короля, на военную службу обязаны были являться только его прямые вассалы, а их собственные вассалы являться не должны.

Как исчезли отношения вассалитета?

Со временем в государствах Западной Европы власть монархов усиливалась, а права вассалов ограничивались.

Монархи принуждали всех феодалов приносить им клятву в верности, превращая их в своих прямых вассалов. Процесс превращения вассалов в прямых вассалов монарха носил название иммедиатизации .

Процесс иммедиатизации приводил к тому, что государства объединялись под властью монархов, феодалы теряли свои привилегии в отношении проведения собственной политики, вассальный договор заменялся отношениями подданства.

Благодаря этому процессу монарх переставал быть «первым между равными», превращаясь в единого носителя верховной власти в стране, а феодалы вместе со всеми остальными жителями страны становились подданными государя, хоть и привилегированными.

Привилегированность феодального сословия еще очень долго оставалась актуальной в социальной жизни общества и проявлялась в различных преимуществах во всех сферах, будь то воинская или гражданская служба и т. д.

Даже в современном мире остаются отголоски этой привилегированности, которые можно обнаружить в существовании различных феодальных титулов, например лорды в Англии. Хотя они только отдают дань традициям эпохи Средневековья.

Благодарим вас за прочтение данного материала. Не забудьте подписаться на наш канал и поставить палец вверх — это очень сильно помогает повышать качество контента и мотивирует нас писать новые интересные статьи!

Источник

ВАССАЛИТЕ́Т

  • Том 4. Москва, 2006, стр. 652-653

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВАССАЛИТЕ́Т (от ср.-век. лат. vassallus – лен­ник, от кельт. gwas – слу­га, па­рень), сис­те­ма от­но­ше­ний лич­ной и по­зе­мель­ной за­ви­си­мо­сти ме­ж­ду дер­жа­те­ля­ми зем­ли в Зап. Ев­ро­пе в сред­ние ве­ка. Воз­ник как ре­ак­ция ран­не­сред­не­ве­ко­во­го об­ще­ст­ва на рас­сея­ние по­ли­тич. вла­сти: че­ло­век, же­лая за­ру­чить­ся за­щи­той и по­кро­ви­тель­ст­вом бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­но­го ли­ца, по­лу­чал от не­го зем­лю, обе­щая вза­мен вер­ность и служ­бу. Так воз­ник­ло сень­о­ри­аль­но-вас­саль­ное об­ще­ст­во, ос­но­ван­ное на сис­те­ме вза­им­ных лич­ных свя­зей и обя­за­тельств дер­жа­те­лей зем­ли – ие­рар­хич. «ле­ст­ни­це со­под­чи­не­ния», где ка­ж­дый был од­но­вре­мен­но вас­са­лом и сень­о­ром. На её вер­ши­не на­хо­дил­ся «сень­ор сень­о­ров» – сю­зе­рен (ко­роль), раз­да­вав­ший круп­ные зе­мель­ные дер­жа­ния сво­им вас­са­лам, ко­то­рые, в свою оче­редь, дро­би­ли их на мел­кие дер­жа­ния, и так вплоть до ры­ца­ря, не имев­ше­го вас­са­ла. От­но­ше­ния В. оформ­ля­лись до­го­во­ром и со­про­во­ж­да­лись спец. об­ря­дом – вас­саль­ной при­ся­гой (ом­ма­жем).

    Источник

    Отношения вассалитета

    Сеньора окружают дружинники, а также вассалы, которые служат ему и поддерживают его, также в их обязательства входит выполнение его повеления. Показатель могущества знатного сеньора зависит от количества подданных и преданных людей. Если подобное обстоятельство отсутствует, он не обладает статусом senior, не является «старшим», «высшим». Естественно, сеньор на самом деле владеет землями, имеет влияние на крестьян и получает прибыль с них. Если бы зависимые держатели земель не предоставляли денежные поступления от он не в силах был бы заниматься содержанием своей свиты и прикормкой толпы прихлебателей. Благодаря собираемой им ренте, со своих владений, он получает шанс устраивать пиршества, праздники, принимать гостей, и раздавать подарки. Как говориться, на широкую ногу жить.
    Нормальным считается поведение, когда сеньором щедро, без счета осуществляется раздача и растрата богатство, при этом он может вообще, не вникать имеет ли место быть превышение расходов над поступлениями. Разница между растратой и приходом покрывается в случае надобности дополнительными поборами, изымаемыми с крестьян, также посредством вымогательства, штрафов, грабежей, военной добычи. Такие качества как расчетливость, бережливость запрещается ему сословной этикой. Доходы входят в компетенцию бейлифа, старосты, его делом считается — полученное проедать и пропивать, раздаривая при этом и расточая имущество, широта жестов и большая помпа, с которыми он будет это делать только приветствуются — громче будет о нем слава и более высоким общественное положение. Он заслужит уважение и почет.

    Отношения сюзеренитета вассалитета

    Отношения, которые поддерживают между собой сеньоры и вассалы подразумеваются, как обоюдное служение. «Служить», часто означало в их понимании не «брать», скорее «давать», «тратить». Тексты песен старо провансальских поэтов вмещали в себе постоянно использующие словосочетания «служить и дарить». Рыцарскими поэтами подчеркивалось постоянно, что базой могущества господ была их щедрость. Такое понятие, как «частный собственник» не применялось в средневековье к сеньорам и вассалам. Землевладельца считали не собственником, а держателем, которому вышестоящий господин землю вручал на определенных условиях. Всегда были ограниченными его права. И даже тогда, когда земля находилась во владении фактически, считалось, что владелец её держит от сеньора, а в некоторых областях Европы во времена действия феодальных отношений применялся принцип согласно которому « отсутствует земля без сеньора». Независимые владения такого типа, сеньоры которых известны не были, называли «воздушными фьефами»…
    Обмен взаимными клятвами вассала и сеньора сопровождался пожалованием лена, за который вассал должен был отслужить «благородную» либо рыцарскую службу. Как правило, ленное пожалование заключалось в предоставлении земельного владения. Существенным являлся не объект пожалования, скорее, факт получение лена, который был связан напрямую с обязанностью вассала, служить и повиноваться сеньору.

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть