ПСИХОЛОГИЯ

Что такое подражание в психологии

подражание

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «подражание» в других словарях:

ПОДРАЖАНИЕ — в психологии, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П. видел основу развития общества … Философская энциклопедия

Подражание — ПОДРАЖАНИЕ. От заимствования (см.) подражание отличается тем, что там центр тяжести лежит на собственной переработке, здесь же особенно важен элемент сходства. Подражание вытекает из желания приблизиться к образцу, сравняться с ним или превзойти … Литературная энциклопедия

Подражание — ПОДРАЖАНИЕ. От заимствования (см.) подражание отличается тем, что там центр тяжести лежит на собственной переработке, здесь же особенно важен элемент сходства. Подражание вытекает из желания приблизиться к образцу, сравняться с ним или… … Словарь литературных терминов

подражание — Воспроизведение, копия, пародия, плагиат. Здесь подражание достигает высоты оригинала. .. Ср … Словарь синонимов

ПОДРАЖАНИЕ — ПОДРАЖАНИЕ, подражания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что нибудь в подражание чему нибудь. 2. Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой нибудь образец.… … Толковый словарь Ушакова

ПОДРАЖАНИЕ — 1) философско эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т. п.). Получило особое… … Большой Энциклопедический словарь

Подражание — литературное произведение (почти всегда стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельномуписателю (у Пушкина: Подражание А. Шенье ) или целой литературе (уБайрона: П. португальскому ). Стремление сохранить какие либохарактерные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПОДРАЖАНИЕ — (catch up) Обучение путем подражания, копирования. Реальный экономический рост той или иной страны может происходить благодаря возможности копировать технику производства других стран с более высоким уровнем производительности. Существует мнение … Экономический словарь

Подражание — ПОДРАЖАНИЕ, 1) философско эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее способ и сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т.п.). Получило … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Подражание — самостоятельное копирование действий , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы… … Психологический словарь

Источник

Подражание, или на чем держится социализация

Подражать — следовать образцу. Образец подражания может быть далек от идеала, даже для подражающего ему. Тем не менее, на подражании держится социум — люди не могут обходиться без подражания, так как это является механизмом социализации. В психологии, подражание — это осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения. Психологи утверждают, что под влиянием подражания формируются простейшие навыки и нравственные качества, значит, и духовные ценности. А вот что по чем, зависит от склонности к подражанию, содержания и качества объекта подражания. В каких условиях осуществляется подражание, какие идеалы, таковы и образцы для формирования. Соответственно, в каждой социальной группе свои образцы подражания. И хотя суть подражания весьма прозаическая, это — обмен жизненный опытом, само подражание характеризуется как способность. В отличии от других способностей, подражание может быть очень полезным и вредным — зависит от случаев. Но, независимо от полезности, смысл данной вещи неизменчив. Да и как суть подражания может меняться под влиянием разных обстоятельств, если во всех случаях это удовлетворение потребности. Никто не станет чему-то/кому-то подражать, если в этом нет пользы. И хотя эта самая польза весьма условна — у каждого свое понимание пользы от одного и того же, — она значима, иначе не была бы пользой. Сюр. Но что в нашей жизни не сюр? К примеру, громкие и тихие призывы к смыслу жизни, что он в борьбе, в успехе, совершенстве, и в том, что жизнь утрачивает смысл ради жизни. с точки зрения самой жизни и великой эволюции — полнейший бред, абсурд. Даже в жизни алкоголика есть смысл — наглядное пособие по жизни «в питие», что станет с тобой, дорогой друг, если пойдешь путем «распития напитков». Хочешь такой жизни — подражай, и в конце концов сольешься с образом подражания. Может тема «подражание» и скучна, и оттого не очень обсуждаема, но не обходится без интересных нюансов, о которых я и буду говорить.

Мной уважаемый Габриель Тард, еще в 1890 году, в своей книге «Законы подражания» писал: «Стремление человека к подражанию — одна из самых резких черт его природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя, чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражания: подражанием-модой или подражанием-привычкой, подражанием-симпатией или подражанием-повиновением, подражанием-образованием или подражанием-воспитанием, наконец, добровольными рефлективными подражаниями». Позднее, на основании трудов Тарда, величайший Карл Густав Юнг делает вывод, что без подражания невозможны массовые организации, государство и общественный порядок, отмечая, «ведь не закон создает общественный порядок, а подражание, в понятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение». Вот откуда «подражание — это обмен жизненный опытом», но не только. Это и механизм преемственности поколений, то есть — социальное наследование. Но вернемся к исследованиям Тарда. У него есть интересная концепция, что общество основывается на трёх основных процессах — на законах подражания, на открытиях и изобретениях и на сопротивлении этим нововведениям: «Повиноваться кому-нибудь — не значит ли это всегда желать того чего он хочет или по-видимому хочет? Изобретения не делаются по приказу, и нельзя убеждением заставить сделать открытие. Быть доверчивым и послушным и быть им в высокой степени, как гипнотик или как человек в качестве социального существа — это значит прежде всего быть подражателем. Чтобы придумать что-нибудь новое, чтобы открыть что-либо, чтобы пробудиться на мгновение от своего сна семейного или национального, индивид должен хоть на короткое время вырваться из общества. И в то время, как он обладает этой столь редкой храбростью, он является скорее сверхсоциальным, чем социальным существом». Добавлю, что, определению Фридриха Ницше, сверхсоциальный или сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. Сверхчеловек — более интересная тема, но об этом потом. Вернемся к подражанию и вопросу, которой, наверное, не раз задавал читатель, читая сие строки: чему именно подражают?

Согласно социологу Тарду, основателя субъективно-психологического направления, существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай. Вот на этом более подробно, так как дальнейший объяснений нет. Для специалистов в области аналитической психиатрии эти термины понятны, а остальным, непосвященным и неосвещенным этой мудрой наукой, знать необязательно.

Итак, логическое подражание — это логические действия, область которых — естественные науки, технология и экономика, к ним же относятся и некоторые военные, политические и юридические действия. По Вильфредо Парето, одного из основоположников теории элит, логические действия редки — в социальной жизни доминируют нелогические действия. Этому следует объяснение: логические действия основаны на рассуждении, нелогические – на чувстве, которые, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение, но угодные для самого рассуждающего. «Ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических» — заключает Парето, и далее утверждает, что роль человека в нелогических действиях состоит в логизации — в рационализации этих действий: «Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве». Из этого легко сделать вывод, что внелогическое подражание — действия чувств. Парето чувства, за их неуловимость, определяет как вещи в себе, и прав, так как чувства являются глубинным фактором поведения, следовательно и мотивом подражания.

Со сложным разобрались, теперь проще понять что такое внутреннее и внешнее подражание.

В психологии, под внутренним поведением понимаются действия, совершаемые человеком в своем внутреннем мире. Это — преднамеренные, осмысленные и целесообразные внутренние движения человека: мышление, воображение, вера, мотивирование себя. Само внутреннее поведение подразделяют на рациональное и психологическое. Рациональное основано на логике, а психологическое — это решение человека под действием собственных эмоций. Но в обоих случаях человек ответственен за свои действия. Внутреннее поведение определяется правилами человека — его верой и жизненными ценностями. Следовательно, внутренне подражание — следование собственным правилам.

Под внешним поведением понимается телесное и речевое поведение. Это — походка, жесты, выражение лица и интонации. Моменты, отражающие запечатленные в теле личностные особенности человека и его состояние, напрямую связаны со средой проживания. Особенности воспитания, обучения, общения — и речевой навык, и манера поведения. Следовательно, внешнее подражание — подражание родителям, социальное подражание — копирование модели поведения авторитетов, как телесного, так и речевого.

Ну и совсем просто разобраться с «подражание-мода и подражание-обычай». Для начала определимся, что есть мода. В психологии, мода — это социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, и является средством социально-психологической компенсации неудовлетворенности. Функции моды — коммуникативность(общение), интерактивность (согласование, взаимодействие) и компенсаторность (психологическая защита индивида). По мнению психологов, мода — специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, чаще возникающая стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений. Следование моде — подражание моде. Подражание-обычай — следование традициям, культурным особенностям нации или обычаям социальной группы.

Кроме перечисленных форм подражания, существует еще одна — природная (незрелая) форма подражания или «обезьянничество», без наличия мотивации, являясь зеркальной формой восприятия — как приспособление к окружающей среде. Зеркальная форма подражания — не всегда слепое следование другим, это и вариант объективизации установки, например, в действиях других индивид находит более выгодный способ реализации своих намерений или, не располагая нужной информацией, не зная как совершить намерение, полагается на чужой опыт — в точности копирует действия других.

Говорят, эффект подражания — это один из видов группового мышления: быть как все. Мне же думается обратное — установка на «быть как все», «быть своим, понятым и принятым группой, обществом» является главным условием возникновения эффекта подражания. И вот что интересно, подключение индивида к групповому мышлению это не что иное как психическое заражение. Именно общение формирует социальную психику, и заражение — способ воздействия на группы людей на большие их объединение. Психическое заражение имеет разные формы проявление, это и группы по интересам, и толпа в ситуационной панике, и топа в религиозном или революционном экстазе, и массовый азарт, и массовая агрессия, и массовое заражении модой. Мода не постоянна, в связи с чем, у особо приверженных к моде вырабатывается устойчивое чувство конформизма. Обобщенно, конформизм — податливость, в социологии — рабское (некритичное) принятие и бездумное следование господствующим мировоззрениям, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, установкам «сверху» и национальным или социальным обычаям. Бездумное подчинение и безотчетное следование всему перечисленному объясняется особенностью менталитета — выработкой мышления отказа нести персональную ответственность за содеянные поступки. Следовательно, конформизм в моде — слепое следование определенному стилю, господствующему на данный момент в какой-либо сфере жизни или культуры. Считается, что два мотива движут модой — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус и страх оказаться вне общества. Во втором случае, это форма биологической защиты. Страх быть осмеянным, изолированным заставляет человека подражать моде. Этимологически «мода» происходит от латинского modus и переводится как «мера, способ, правило». Соответственно, быть модным — быть соответствующим чему-то общепринятому и быть правильным по отношению модных мер.

Мода бывает разная. Мода на музыку, технологию, науку, мода на одежду, прически, макияж, мода на литературу и мода на стиль речи, мода на религию и мода на экстрасенсов — вспомните, повальное увлечение Кашпировским, Чумаком, Вангой. Какую область не возьми, везде существует мода — от архитектуры до политики. В одной стране стали модны духовные скрепы и ура-патриотизм. Толком никто не знает, что это такое, но у всех на устах «вставание с колен». Психология говорит, что неудовлетворенность порождает целый комплекс явлений: повышенное возбуждение, усиленную двигательную активность, возрастание надежд и стремление узнать что-либо, что обещало бы выход из положения. В таком состоянии люди сильнее верят обещаниям и активнее распространяют информацию, в которой усматривают свои беды. «Душой толпы», следовательно, и указателем «куда идти» становятся политические или религиозные кредо. Умение вложить нужное в сознание масс — это уже другая тема. Но чем хуже условия жизни у множества индивидов, тем легче заложить в их сознание информацию «кто виноват в этом». Далее включается эффект подражания. И чем больше неудовлетворенных жизнью людей, тем эффективнее форма психического заражения.

Поскольку меня интересует феномен массового увлечения литературой — нет, не чтения, а сочинения своего, родного, будь то проза или поэзия, — то напомню как менялся стиль письма. В начале 2000-х кем-то из умников был изобретен олбанский язык — фонетически верный, но орфографически нарочно неправильный в написании слов. Пренебрежительное отношение к естественному языку стало столь заразным в литературе, что до сих пор, по исчезновению моды порядка десяти лет, в комментариях доморощенных авторов и пиитов встречаются словечки такого рода: «превед», «спасип», «низачот», «убей себя апстену», «аффтар» и «аффтор жжот», «ржунимагу» и «аффтар пешы ысчо». Да, было время, когда в русской литературе как-будто прорвало канализацию. Помимо мемуаров домохозяек, популярны были клозетные басни и безумные пасквили на литературные шедевры. Писалось, естественно, дворовым сленгом или на «олбанском». Входу был и тюремный жаргон. Сейчас тенденция выровнялась. Читатель, начитавшись досыта, до эстетической тошноты наукообразной белиберды и откровений шизофреников, вновь вернулся к художественной классике и научной литературе. Не каждая плохая дорога ведет в ад и не каждая хорошая в рай, так что, не попробовав на вкус нелитературный язык, невозможно по настоящему оценить классику. Мода на литературу изменяет мир, и будет ли мир прежним, зависит от читателей. Они формируют предложения. По спросу и литература и социальное направление.

Считается, что психическое заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно. Источником заражения является сильный эмоциональный заряд, накал чувств и страстей, основой возникновения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. По своей сути, заражение — это передача психического настроя индуктора другим. В литературе (прозе, стихах, публицистики) таким индуктором становится автор. Именно через свои чувства и накал страстей он передает массе свои убеждения. Сначала происходит психическое заражение — читатель бессознательно включается в состояние автора, ослабевая тем самым критичность собственного мышления, и, в стадии эмоциональной готовности получить установку к действию, заражается и авторскими убеждениями. Собственно, убеждения и есть установка на действие — убеждения определяют поведение индивидуума. Тард подражание приравнивает к гипнозу. Позднее, психолог Николас Спанос выдвинул теорию, что гипноз — это всего лишь поведение, вызванное повышенной мотивацией. То есть состояние гипноза зависит от ожиданий и мотивированности объекта воздействия: есть желание быть загипнотизированным, значит есть отдача влиянию гипнотизера и есть интерпретация своих действий как навязанных извне. То же самое происходит и с подражанием. В общих чертах, теоретическая концепция механизма подражания Габриеля Тарда сводится к тому, что в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Он считает, что подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, и что подражание выступает частным случаем более общего «мирового закона повторения». Безусловно, в обществе случаются изобретения, которым подражают массы. Безусловно, законы морали действенны только в условиях подражания. И тяга к знаниям, и обретение знаний — тоже является результатом подражания. Но подражание нередко становится и основой проявления отрицательных качеств, нездоровых мыслей. На основе социальных и психологических потребностей у человека формируется соответствующий интерес. Подражание человеку с нужным набором качеств, с конкретным типом мышления в индивиде развивает аналогичные склонности и увлечения. Это может быть как процессом духовного развития, так и процессом социальной деградации. Подражание, как процесс воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения, базируется на том, что низшие образцы подражают высшим, при этом, внутренние шаблоны могут вызвать имитирование раньше, нежели внешние образцы. Шаблон или паттерн — это устоявшаяся в сознании модель поведения и реакций на определенные события. Любая реакция, повторяющаяся в жизни индивида неоднократно, является сложившимся паттерном, и каждый человек, без исключения, является заложником собственных моделей и рамок поведения. Потому, осознанное подражание — это результат нашей неудовлетворенности — наше желание выйти за рамки собственного поведения. Поэтому, внутренние шаблоны являются ориентиром в выборе образца — для укрепления модели поведения, шаткость которой тоже создает причину неудовлетворенности. Аналогично и с усилением или ослаблением навыков. Неудовлетворенность имеющимся стимулирует нас на поиски образца подражания.

В настоящее время Интервент облегчает поиск образца подражания, но Сеть является и мощнейшим источником психического заражения. Механизм этой динамики хорошо прослеживается по Фейсбуку и Инстаграму. Особенно повальным увлечением стали публикации фото с преображением внешности и фото домашних животных, с жизнеописанием себя любимых и своих питомцев. Появился даже такой слоган: «котики правят интернетом». Самое читаемое в Сети — скетчи. Маститые, немаститые и «от сохи», подражая друг другу, пишут короткие истории о себе и любимцах. У некоторых выработалась тенденция писать от имени своего котика или своей собачки. Наверное, это хорошо. Пусть Интернетом правит любовь. А я переключусь на значимость индуктора в популяризации чего-либо. Для ясности картины, приведу себя в пример.

Лет семь назад, в период исполнения моего желания стать сетевым писателем, в поисковой системе Google на русском языке значились только четыре Данаи — Даная Рембрандта, Даная Тициана, Даная из мифологии и я, Даная Дан с «Проза.ру». Через полгода моего благополучного существования в Сети в качестве автора собственных публикаций, в поиске появились свадебные шляпки «Даная», затем — свадебные платья «Даная», вслед этому случился обвал имени. Как грибы после теплого дождя повырастали мебель «Даная», разной направленности клиники «Даная» и сеть аптек «Даная». Все Даны (самостоятельное имя) вдруг стали Данаями. Популярным стало назвать Данаей кошечек, собачек. В Украине уже который год Даная — одно из востребованных имен девочек. Сейчас чего только нет с названием «Даная» — от косметологических линий, до саун и банно-прачечных трестов. Но, как оказалось, я не только популяризовала свое имя. Среди сетевых авторов появились Ники, Вероники, Дины, Велли, Лоры и Марсели «Дан». Дан — это имя, реже — фамилия. Я не думаю, что со столь редкой фамилией могут одновременно появится десятки сетевых авторов, пишущих отнюдь не на иврите и не на китайском языке — на нашем исконно русском. В Китае есть фамилия, созвучная с «Дан», и может на русском языке иероглиф «партия» так и записан, но я не думаю, что все эти «Даны» — потомки китайских эмигрантов, ведь и для Китая «партия» это редкая фамилия. Склоняюсь к тому, что этот феномен — следование моде. Видимо я настолько стала модной, что у меня появились подражатели. Буду рада опровержению. И буду двойне рада, если кто удосужится объяснить в чем притягательность «Данаи Дан», вместе и по отдельности.

Индуктор происходит от латинского induce — ввожу, побуждаю.

«Les lois de l’imitation» (Законы подражания), Габриель Тард
Психиатрия, справочная литература
Популярная Психология, справочник
Словарь психологических терминов

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector