ПСИХОЛОГИЯ

Что такое подражание в психологии

подражание

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «подражание» в других словарях:

ПОДРАЖАНИЕ — в психологии, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П. видел основу развития общества … Философская энциклопедия

Подражание — ПОДРАЖАНИЕ. От заимствования (см.) подражание отличается тем, что там центр тяжести лежит на собственной переработке, здесь же особенно важен элемент сходства. Подражание вытекает из желания приблизиться к образцу, сравняться с ним или превзойти … Литературная энциклопедия

Подражание — ПОДРАЖАНИЕ. От заимствования (см.) подражание отличается тем, что там центр тяжести лежит на собственной переработке, здесь же особенно важен элемент сходства. Подражание вытекает из желания приблизиться к образцу, сравняться с ним или… … Словарь литературных терминов

подражание — Воспроизведение, копия, пародия, плагиат. Здесь подражание достигает высоты оригинала. .. Ср … Словарь синонимов

ПОДРАЖАНИЕ — ПОДРАЖАНИЕ, подражания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что нибудь в подражание чему нибудь. 2. Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой нибудь образец.… … Толковый словарь Ушакова

ПОДРАЖАНИЕ — 1) философско эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т. п.). Получило особое… … Большой Энциклопедический словарь

Подражание — литературное произведение (почти всегда стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельномуписателю (у Пушкина: Подражание А. Шенье ) или целой литературе (уБайрона: П. португальскому ). Стремление сохранить какие либохарактерные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПОДРАЖАНИЕ — (catch up) Обучение путем подражания, копирования. Реальный экономический рост той или иной страны может происходить благодаря возможности копировать технику производства других стран с более высоким уровнем производительности. Существует мнение … Экономический словарь

Подражание — ПОДРАЖАНИЕ, 1) философско эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее способ и сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т.п.). Получило … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Подражание — самостоятельное копирование действий , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы… … Психологический словарь

Источник

Подражание, или на чем держится социализация

Подражать — следовать образцу. Образец подражания может быть далек от идеала, даже для подражающего ему. Тем не менее, на подражании держится социум — люди не могут обходиться без подражания, так как это является механизмом социализации. В психологии, подражание — это осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения. Психологи утверждают, что под влиянием подражания формируются простейшие навыки и нравственные качества, значит, и духовные ценности. А вот что по чем, зависит от склонности к подражанию, содержания и качества объекта подражания. В каких условиях осуществляется подражание, какие идеалы, таковы и образцы для формирования. Соответственно, в каждой социальной группе свои образцы подражания. И хотя суть подражания весьма прозаическая, это — обмен жизненный опытом, само подражание характеризуется как способность. В отличии от других способностей, подражание может быть очень полезным и вредным — зависит от случаев. Но, независимо от полезности, смысл данной вещи неизменчив. Да и как суть подражания может меняться под влиянием разных обстоятельств, если во всех случаях это удовлетворение потребности. Никто не станет чему-то/кому-то подражать, если в этом нет пользы. И хотя эта самая польза весьма условна — у каждого свое понимание пользы от одного и того же, — она значима, иначе не была бы пользой. Сюр. Но что в нашей жизни не сюр? К примеру, громкие и тихие призывы к смыслу жизни, что он в борьбе, в успехе, совершенстве, и в том, что жизнь утрачивает смысл ради жизни. с точки зрения самой жизни и великой эволюции — полнейший бред, абсурд. Даже в жизни алкоголика есть смысл — наглядное пособие по жизни «в питие», что станет с тобой, дорогой друг, если пойдешь путем «распития напитков». Хочешь такой жизни — подражай, и в конце концов сольешься с образом подражания. Может тема «подражание» и скучна, и оттого не очень обсуждаема, но не обходится без интересных нюансов, о которых я и буду говорить.

Мной уважаемый Габриель Тард, еще в 1890 году, в своей книге «Законы подражания» писал: «Стремление человека к подражанию — одна из самых резких черт его природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя, чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражания: подражанием-модой или подражанием-привычкой, подражанием-симпатией или подражанием-повиновением, подражанием-образованием или подражанием-воспитанием, наконец, добровольными рефлективными подражаниями». Позднее, на основании трудов Тарда, величайший Карл Густав Юнг делает вывод, что без подражания невозможны массовые организации, государство и общественный порядок, отмечая, «ведь не закон создает общественный порядок, а подражание, в понятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение». Вот откуда «подражание — это обмен жизненный опытом», но не только. Это и механизм преемственности поколений, то есть — социальное наследование. Но вернемся к исследованиям Тарда. У него есть интересная концепция, что общество основывается на трёх основных процессах — на законах подражания, на открытиях и изобретениях и на сопротивлении этим нововведениям: «Повиноваться кому-нибудь — не значит ли это всегда желать того чего он хочет или по-видимому хочет? Изобретения не делаются по приказу, и нельзя убеждением заставить сделать открытие. Быть доверчивым и послушным и быть им в высокой степени, как гипнотик или как человек в качестве социального существа — это значит прежде всего быть подражателем. Чтобы придумать что-нибудь новое, чтобы открыть что-либо, чтобы пробудиться на мгновение от своего сна семейного или национального, индивид должен хоть на короткое время вырваться из общества. И в то время, как он обладает этой столь редкой храбростью, он является скорее сверхсоциальным, чем социальным существом». Добавлю, что, определению Фридриха Ницше, сверхсоциальный или сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. Сверхчеловек — более интересная тема, но об этом потом. Вернемся к подражанию и вопросу, которой, наверное, не раз задавал читатель, читая сие строки: чему именно подражают?

Согласно социологу Тарду, основателя субъективно-психологического направления, существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай. Вот на этом более подробно, так как дальнейший объяснений нет. Для специалистов в области аналитической психиатрии эти термины понятны, а остальным, непосвященным и неосвещенным этой мудрой наукой, знать необязательно.

Итак, логическое подражание — это логические действия, область которых — естественные науки, технология и экономика, к ним же относятся и некоторые военные, политические и юридические действия. По Вильфредо Парето, одного из основоположников теории элит, логические действия редки — в социальной жизни доминируют нелогические действия. Этому следует объяснение: логические действия основаны на рассуждении, нелогические – на чувстве, которые, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение, но угодные для самого рассуждающего. «Ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических» — заключает Парето, и далее утверждает, что роль человека в нелогических действиях состоит в логизации — в рационализации этих действий: «Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве». Из этого легко сделать вывод, что внелогическое подражание — действия чувств. Парето чувства, за их неуловимость, определяет как вещи в себе, и прав, так как чувства являются глубинным фактором поведения, следовательно и мотивом подражания.

Со сложным разобрались, теперь проще понять что такое внутреннее и внешнее подражание.

В психологии, под внутренним поведением понимаются действия, совершаемые человеком в своем внутреннем мире. Это — преднамеренные, осмысленные и целесообразные внутренние движения человека: мышление, воображение, вера, мотивирование себя. Само внутреннее поведение подразделяют на рациональное и психологическое. Рациональное основано на логике, а психологическое — это решение человека под действием собственных эмоций. Но в обоих случаях человек ответственен за свои действия. Внутреннее поведение определяется правилами человека — его верой и жизненными ценностями. Следовательно, внутренне подражание — следование собственным правилам.

Под внешним поведением понимается телесное и речевое поведение. Это — походка, жесты, выражение лица и интонации. Моменты, отражающие запечатленные в теле личностные особенности человека и его состояние, напрямую связаны со средой проживания. Особенности воспитания, обучения, общения — и речевой навык, и манера поведения. Следовательно, внешнее подражание — подражание родителям, социальное подражание — копирование модели поведения авторитетов, как телесного, так и речевого.

Ну и совсем просто разобраться с «подражание-мода и подражание-обычай». Для начала определимся, что есть мода. В психологии, мода — это социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, и является средством социально-психологической компенсации неудовлетворенности. Функции моды — коммуникативность(общение), интерактивность (согласование, взаимодействие) и компенсаторность (психологическая защита индивида). По мнению психологов, мода — специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, чаще возникающая стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений. Следование моде — подражание моде. Подражание-обычай — следование традициям, культурным особенностям нации или обычаям социальной группы.

Кроме перечисленных форм подражания, существует еще одна — природная (незрелая) форма подражания или «обезьянничество», без наличия мотивации, являясь зеркальной формой восприятия — как приспособление к окружающей среде. Зеркальная форма подражания — не всегда слепое следование другим, это и вариант объективизации установки, например, в действиях других индивид находит более выгодный способ реализации своих намерений или, не располагая нужной информацией, не зная как совершить намерение, полагается на чужой опыт — в точности копирует действия других.

Говорят, эффект подражания — это один из видов группового мышления: быть как все. Мне же думается обратное — установка на «быть как все», «быть своим, понятым и принятым группой, обществом» является главным условием возникновения эффекта подражания. И вот что интересно, подключение индивида к групповому мышлению это не что иное как психическое заражение. Именно общение формирует социальную психику, и заражение — способ воздействия на группы людей на большие их объединение. Психическое заражение имеет разные формы проявление, это и группы по интересам, и толпа в ситуационной панике, и топа в религиозном или революционном экстазе, и массовый азарт, и массовая агрессия, и массовое заражении модой. Мода не постоянна, в связи с чем, у особо приверженных к моде вырабатывается устойчивое чувство конформизма. Обобщенно, конформизм — податливость, в социологии — рабское (некритичное) принятие и бездумное следование господствующим мировоззрениям, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, установкам «сверху» и национальным или социальным обычаям. Бездумное подчинение и безотчетное следование всему перечисленному объясняется особенностью менталитета — выработкой мышления отказа нести персональную ответственность за содеянные поступки. Следовательно, конформизм в моде — слепое следование определенному стилю, господствующему на данный момент в какой-либо сфере жизни или культуры. Считается, что два мотива движут модой — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус и страх оказаться вне общества. Во втором случае, это форма биологической защиты. Страх быть осмеянным, изолированным заставляет человека подражать моде. Этимологически «мода» происходит от латинского modus и переводится как «мера, способ, правило». Соответственно, быть модным — быть соответствующим чему-то общепринятому и быть правильным по отношению модных мер.

Мода бывает разная. Мода на музыку, технологию, науку, мода на одежду, прически, макияж, мода на литературу и мода на стиль речи, мода на религию и мода на экстрасенсов — вспомните, повальное увлечение Кашпировским, Чумаком, Вангой. Какую область не возьми, везде существует мода — от архитектуры до политики. В одной стране стали модны духовные скрепы и ура-патриотизм. Толком никто не знает, что это такое, но у всех на устах «вставание с колен». Психология говорит, что неудовлетворенность порождает целый комплекс явлений: повышенное возбуждение, усиленную двигательную активность, возрастание надежд и стремление узнать что-либо, что обещало бы выход из положения. В таком состоянии люди сильнее верят обещаниям и активнее распространяют информацию, в которой усматривают свои беды. «Душой толпы», следовательно, и указателем «куда идти» становятся политические или религиозные кредо. Умение вложить нужное в сознание масс — это уже другая тема. Но чем хуже условия жизни у множества индивидов, тем легче заложить в их сознание информацию «кто виноват в этом». Далее включается эффект подражания. И чем больше неудовлетворенных жизнью людей, тем эффективнее форма психического заражения.

Поскольку меня интересует феномен массового увлечения литературой — нет, не чтения, а сочинения своего, родного, будь то проза или поэзия, — то напомню как менялся стиль письма. В начале 2000-х кем-то из умников был изобретен олбанский язык — фонетически верный, но орфографически нарочно неправильный в написании слов. Пренебрежительное отношение к естественному языку стало столь заразным в литературе, что до сих пор, по исчезновению моды порядка десяти лет, в комментариях доморощенных авторов и пиитов встречаются словечки такого рода: «превед», «спасип», «низачот», «убей себя апстену», «аффтар» и «аффтор жжот», «ржунимагу» и «аффтар пешы ысчо». Да, было время, когда в русской литературе как-будто прорвало канализацию. Помимо мемуаров домохозяек, популярны были клозетные басни и безумные пасквили на литературные шедевры. Писалось, естественно, дворовым сленгом или на «олбанском». Входу был и тюремный жаргон. Сейчас тенденция выровнялась. Читатель, начитавшись досыта, до эстетической тошноты наукообразной белиберды и откровений шизофреников, вновь вернулся к художественной классике и научной литературе. Не каждая плохая дорога ведет в ад и не каждая хорошая в рай, так что, не попробовав на вкус нелитературный язык, невозможно по настоящему оценить классику. Мода на литературу изменяет мир, и будет ли мир прежним, зависит от читателей. Они формируют предложения. По спросу и литература и социальное направление.

Считается, что психическое заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно. Источником заражения является сильный эмоциональный заряд, накал чувств и страстей, основой возникновения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. По своей сути, заражение — это передача психического настроя индуктора другим. В литературе (прозе, стихах, публицистики) таким индуктором становится автор. Именно через свои чувства и накал страстей он передает массе свои убеждения. Сначала происходит психическое заражение — читатель бессознательно включается в состояние автора, ослабевая тем самым критичность собственного мышления, и, в стадии эмоциональной готовности получить установку к действию, заражается и авторскими убеждениями. Собственно, убеждения и есть установка на действие — убеждения определяют поведение индивидуума. Тард подражание приравнивает к гипнозу. Позднее, психолог Николас Спанос выдвинул теорию, что гипноз — это всего лишь поведение, вызванное повышенной мотивацией. То есть состояние гипноза зависит от ожиданий и мотивированности объекта воздействия: есть желание быть загипнотизированным, значит есть отдача влиянию гипнотизера и есть интерпретация своих действий как навязанных извне. То же самое происходит и с подражанием. В общих чертах, теоретическая концепция механизма подражания Габриеля Тарда сводится к тому, что в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Он считает, что подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, и что подражание выступает частным случаем более общего «мирового закона повторения». Безусловно, в обществе случаются изобретения, которым подражают массы. Безусловно, законы морали действенны только в условиях подражания. И тяга к знаниям, и обретение знаний — тоже является результатом подражания. Но подражание нередко становится и основой проявления отрицательных качеств, нездоровых мыслей. На основе социальных и психологических потребностей у человека формируется соответствующий интерес. Подражание человеку с нужным набором качеств, с конкретным типом мышления в индивиде развивает аналогичные склонности и увлечения. Это может быть как процессом духовного развития, так и процессом социальной деградации. Подражание, как процесс воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения, базируется на том, что низшие образцы подражают высшим, при этом, внутренние шаблоны могут вызвать имитирование раньше, нежели внешние образцы. Шаблон или паттерн — это устоявшаяся в сознании модель поведения и реакций на определенные события. Любая реакция, повторяющаяся в жизни индивида неоднократно, является сложившимся паттерном, и каждый человек, без исключения, является заложником собственных моделей и рамок поведения. Потому, осознанное подражание — это результат нашей неудовлетворенности — наше желание выйти за рамки собственного поведения. Поэтому, внутренние шаблоны являются ориентиром в выборе образца — для укрепления модели поведения, шаткость которой тоже создает причину неудовлетворенности. Аналогично и с усилением или ослаблением навыков. Неудовлетворенность имеющимся стимулирует нас на поиски образца подражания.

В настоящее время Интервент облегчает поиск образца подражания, но Сеть является и мощнейшим источником психического заражения. Механизм этой динамики хорошо прослеживается по Фейсбуку и Инстаграму. Особенно повальным увлечением стали публикации фото с преображением внешности и фото домашних животных, с жизнеописанием себя любимых и своих питомцев. Появился даже такой слоган: «котики правят интернетом». Самое читаемое в Сети — скетчи. Маститые, немаститые и «от сохи», подражая друг другу, пишут короткие истории о себе и любимцах. У некоторых выработалась тенденция писать от имени своего котика или своей собачки. Наверное, это хорошо. Пусть Интернетом правит любовь. А я переключусь на значимость индуктора в популяризации чего-либо. Для ясности картины, приведу себя в пример.

Лет семь назад, в период исполнения моего желания стать сетевым писателем, в поисковой системе Google на русском языке значились только четыре Данаи — Даная Рембрандта, Даная Тициана, Даная из мифологии и я, Даная Дан с «Проза.ру». Через полгода моего благополучного существования в Сети в качестве автора собственных публикаций, в поиске появились свадебные шляпки «Даная», затем — свадебные платья «Даная», вслед этому случился обвал имени. Как грибы после теплого дождя повырастали мебель «Даная», разной направленности клиники «Даная» и сеть аптек «Даная». Все Даны (самостоятельное имя) вдруг стали Данаями. Популярным стало назвать Данаей кошечек, собачек. В Украине уже который год Даная — одно из востребованных имен девочек. Сейчас чего только нет с названием «Даная» — от косметологических линий, до саун и банно-прачечных трестов. Но, как оказалось, я не только популяризовала свое имя. Среди сетевых авторов появились Ники, Вероники, Дины, Велли, Лоры и Марсели «Дан». Дан — это имя, реже — фамилия. Я не думаю, что со столь редкой фамилией могут одновременно появится десятки сетевых авторов, пишущих отнюдь не на иврите и не на китайском языке — на нашем исконно русском. В Китае есть фамилия, созвучная с «Дан», и может на русском языке иероглиф «партия» так и записан, но я не думаю, что все эти «Даны» — потомки китайских эмигрантов, ведь и для Китая «партия» это редкая фамилия. Склоняюсь к тому, что этот феномен — следование моде. Видимо я настолько стала модной, что у меня появились подражатели. Буду рада опровержению. И буду двойне рада, если кто удосужится объяснить в чем притягательность «Данаи Дан», вместе и по отдельности.

Индуктор происходит от латинского induce — ввожу, побуждаю.

«Les lois de l’imitation» (Законы подражания), Габриель Тард
Психиатрия, справочная литература
Популярная Психология, справочник
Словарь психологических терминов

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть