ОТНОШЕНИЯ

Что такое политические отношения

Политические отношения: виды, структура и особенности

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия социальных групп, которые возникают в процессе политической деятельности. Их зарождение происходит тогда, когда потребность в управлении и регулировании общественных процессов начинает осуществляться под руководством государственной системы. Если обратиться к истокам, можно заметить, что такие отношения берут свое начало в экономике общества, точнее, в тех взаимодействиях, которые возникают в результате удовлетворения наиболее важных и основных потребностей населения.

Политические отношения имеют как положительные (взаимосвязь индивидов, представляющих различные социальные группы, кооперация), так и отрицательные (конкуренция) характеристики, которые способствуют как объединению, так и разобщению людей. Однако суть таких взаимоотношений заключается в установлении связи между жизнью социальных субъектов и теми проблемами и интересами, которые присущи всему обществу в целом. Как раз государство и выступает в роли структурного элемента, который осуществляет контроль над поддержанием этой связи.

Заметим, что политическая жизнь и властные отношения являются взаимосвязанными. Так, режим не только упорядочивает и нормирует эти отношения, но и влияет на специфику их характера. Так, в государстве с тоталитарной формой правления они полностью зависят от вертикали власти. Что касается демократического общества, целью политических отношений здесь является контроль, управление и регулирование. Заметим, что немаловажную роль в их функционировании и формировании играет нормативно-правовая база, которая присуща конкретному государству.

Еще несколькими факторами, которые влияют на политические отношения, являются следующие: политическая культура населения страны и эффективность проводимой политики в государстве. Заметим, что такой вид взаимодействия формируется на основе взаимосвязей, которые образовываются между социальными слоями и этническими группами людей. Они характеризуются определенной устойчивостью и являются результатом расстановки политических сил и реализации программы правящей верхушки государства.

Заметим, что все общественные отношения становятся политическими, если они начинают включать в себя использование власти центрального и местного значения.

Политические отношения проявляются в таких основных формах:

— государственные органы-учредительные организации;

— государство-общественные организации негосударственной принадлежности;

— политические партии-неполитические организации;

— отношения между государствами на международном уровне;

— государство-международные политические объединения.

В основе каждого вида подобных отношений лежат интересы и цели, которые могут расходиться или совпадать. Именно от характера взаимодействия этих понятий определяется специфика развития отношений между участниками политической жизни. Они также зависят от экономических и социальных характеристик, а также от общественной политической культуры и волеизъявления субъектов государственной власти.

Политические отношения, таким образом, представляют собой совокупность многоуровневых и различных по своей сути видов взаимодействия политических субъектов. Их регуляция осуществляется путем применения комплекса социальных норм, например, политических принципов, традиций, а также правовых и этнических законов. Заметим, что если в обществе изменяются действующие субъекты политической жизни, это неуклонно влечет за собой изменения принципов отношений в этой сфере.

Источник

Понятие политических отношений.

Тема 5. Социальные субъекты

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия социальных групп, которые возникают в процессе политической деятельности. Их зарождение происходит тогда, когда потребность в управлении и регулировании общественных процессов начинает осуществляться под руководством государственной системы. Если обратиться к истокам, можно заметить, что такие отношения берут свое начало в экономике общества, точнее, в тех взаимодействиях, которые возникают в результате удовлетворения наиболее важных и основных потребностей населения.

Политические отношения имеют как положительные (взаимосвязь индивидов, представляющих различные социальные группы, кооперация), так и отрицательные (конкуренция) характеристики, которые способствуют как объединению, так и разобщению людей. Однако суть таких взаимоотношений заключается в установлении связи между жизнью социальных субъектов и теми проблемами и интересами, которые присущи всему обществу в целом. Как раз государство и выступает в роли структурного элемента, который осуществляет контроль над поддержанием этой связи.

Политическая жизнь и властные отношения являются взаимосвязанными. Так, режим не только упорядочивает и нормирует эти отношения, но и влияет на специфику их характера. Так, в государстве с тоталитарной формой правления они полностью зависят от вертикали власти. Что касается демократического общества, целью политических отношений здесь является контроль, управление и регулирование. Заметим, что немаловажную роль в их функционировании и формировании играет нормативно-правовая база, которая присуща конкретному государству.

Еще несколькими факторами, которые влияют на политические отношения, являются следующие: политическая культура населения страны и эффективность проводимой политики в государстве. Заметим, что такой вид взаимодействия формируется на основе взаимосвязей, которые образовываются между социальными слоями и этническими группами людей. Они характеризуются определенной устойчивостью и являются результатом расстановки политических сил и реализации программы правящей верхушки государства.

Заметим, что все общественные отношения становятся политическими, если они начинают включать в себя использование власти центрального и местного значения.

Политические отношения проявляются в таких основных формах:

— государственные органы-учредительные организации;

— государство-общественные организации негосударственной принадлежности;

— политические партии-политические партии;

— политические партии-неполитические организации;

— отношения между государствами на международном уровне;

— государство-международные политические объединения.

В основе каждого вида подобных отношений лежат интересы и цели, которые могут расходиться или совпадать. Именно от характера взаимодействия этих понятий определяется специфика развития отношений между участниками политической жизни. Они также зависят от экономических и социальных характеристик, а также от общественной политической культуры и волеизъявления субъектов государственной власти.

Политические отношения, таким образом, представляют собой совокупность многоуровневых и различных по своей сути видов взаимодействия политических субъектов. Их регуляция осуществляется путем применения комплекса социальных норм, например, политических принципов, традиций, а также правовых и этнических законов. Заметим, что если в обществе изменяются действующие субъекты политической жизни, это неуклонно влечет за собой изменения принципов отношений в этой сфере

Личность, социальные группы, социальные общности, народы и нации как «первичные» субъекты политической жизни. Главным субъектом политики является человек. Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и потребностей.

Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д. Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.

Формы политического поведения и участия личности:

1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;

2. Личность, профессионально занимающиеся политикой;

3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);

4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;

5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможны ли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие вне демократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества. Известно, например, что авторитарный, административно-командный стиль руководства отчуждает людей от власти, порождает замкнутость, неискренность, отдаляет аппарат управления от народа. Очевидно, что этот стиль настолько же неэффективен, насколько неэффективен преимущественно экстренный путь развития экономики. Альтернатива авторитаризму — демократический метод руководства и общения с людьми, уважительное отношение к мнению и политической позиции человека.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единым жив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом — это по большему счету все-таки промежуточный результат, конечный же — всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можно предположить, что по мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоутверждения будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек — это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни — это способ возвышения человеческого в человеке.

Каждая личность — хочет того или нет — является гражданином государства (это наиболее непосредственная, общая для всех личностей политическая роль и отправная социально-политическая установка); каждая личность является членом какой-либо социальной группы, представителем нации или народа и т.д. Уже сама объективная групповая принадлежность детерминирует в какой-то степени условия индивидуального существования личности. Следовательно, даже если кто-нибудь был бы аполитичным, даже считал, что является свободным от любой политики, он все равно является «вплетенным» в политику по крайней мере таким образом, что является предметом политических воздействий. Отсюда проистекает наличие по крайней мере трех резервов расширения и активизации в политике человеческого фактора. Во-первых, за счет количественного увеличения числа людей (новых политических рекрутов), принимающих непосредственное или осознанное участие в политике. Например, расширение электората при решении особо важных или принципиальных вопросов развития общества. Во-вторых, в силу развития, совершенствования и накопления политического опыта постоянными участниками и творцами политической деятельности. В-третьих, развитием системы политической социализации.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально- культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своей необразованности они могут оказаться объектом политического манипулирования, быть втянутыми, вопреки своим интересам, в политические движения экстремистского толка и т.п. неграмотный человек стоит вне осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В частности, указывает на то, что образование расширяет политический кругозор человека, помогает ему понять необходимость терпимости, в значительной мере предохраняет от приверженности к экстремистским доктринам, увеличивает способность человека сделать рациональный выбор в период избирательных кампаний.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.

Другие субъекты политической жизни. Группы, будучи одним из основных субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (например, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а также национальной группы, жителем того или иного города и т.д.). В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.

Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.

Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.

Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.

Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.

Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью.

Малые социальные группы играют большую роль в политической жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них происходит политическая социализация подростков и молодёжи, формирования политических установок и ценностей, традиций, идеалов, принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, свои особые взгляды на мир. На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии. Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию. Неоднозначность социальных ролей, внутренняя противоречивость малых социальных групп, их организационное единство объясняет также то, что они зачастую являются инструментом политического контроля и давления в отношении своих членов. Это проявляется по иерархическим линиям: родители — дети; лидер — студенческая группа; командир — боевики и т.п. Принадлежность к той или иной группе требует от её членов определенного (иногда девиантного) поведения. Так организаторы революционных и террористических групп и банд «вяжут» членов между собой кровью. Ещё одной разновидностью микрогрупп является так называемые группы давления, играющие важную роль в деле представительства и реализации специфических интересов. Это относительно узкие сообщества называемые ещё заинтересованными лицами (лобби), которые активно воздействуют на властные институты или внутри них. Лоббирование осуществляется в различных формах: как легальных, так и противозаконных (подкуп, угрозы…).

Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а способствуя формированию для представительства своих интересов специальных политических институтов. Сложное взаимодействие таких институтов, занимающих левые или правые, центристские, радикальные или иные политические позиции, и характеризует систему социального представительства. Эти политические посредники между гражданским обществом и государством информируют последнее о существующих проблемах и противоречиях, способствуя тем самым консолидации и интеграции групп, а также коррекции политической линии властей. Деятельность таких объединений может серьезно влиять на содержание интересов социальных групп, их ценности, стремление к социальной замкнутости или открытости, и в конечном счете на характер социального структурирования. В то же время, оказывая давление на государство, они предохраняют его от застоя, стремятся подчинить его службе обществу и интересам граждан. Направленность и интенсивность деятельности этих политических субъектов зависит прежде всего от характера различий и противоречий между социальными группами.

Другими первичными субъектами политики являются общности. В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытно-общинному строю; народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма.

Нация — это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского (индустриального) общества. Все эти социально-исторические общности называют ещё этническими группами. Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков. К первым относятся прежде всего единство экономической жизни (национальный внутренний рынок с единой валютной системой коммуникацией и т.д.) и территорией. К духовным признакам относят самостоятельное общественное сознание и общность языка. Национальный суверенитет означает полновластие нации на определённой территории её политическую свободу, обладание реальной возможностью определять

Нация — это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского (индустриального) общества. Все эти социально-исторические общности называют ещё этническими группами. Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков. К первым относятся прежде всего единство экономической жизни (национальный внутренний рынок с единой валютной системой коммуникацией и т.д.) и территорией. К духовным признакам относят самостоятельное общественное сознание и общность языка. Национальный суверенитет означает полновластие нации на определённой территории её политическую свободу, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни. Близким к этому, но несколько отличным понятием является народный суверенитет. Он означает полновластие народа, состоящего из разных этнических групп, обладание им экономическими и политическими средствами, которые обеспечивают реальное участие всех граждан в управлении делами общества и государства. Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институтом власти. Национальный (государственный) язык, естественно выполняя познавательную, коммуникационную и координирующую функции, играет и важную политическую роль. Субъектами политических отношений выступают так же конфессиональные группы. Конфессионализм — это образ мыслей и поступков, соответствующий догматам и требованиям определённого вероисповедания. Конфессиональные группы с одной стороны тесно связаны с этническими общностями, а с другой, — с политической. Конфессионализм придает межнациональным отношениям дополнительное измерение, усложняет спектр политических отношений. В правовом государстве церковь отделена от него, и граждане там равны перед законом, независимо от расовой и национальной принадлежности, отношения к религии.

Важнейшим субъектом политики выступает народ, как целостная социальная общность, которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве народ является главным источником власти.

Таким образом, первичными субъектами являются крупные общественные группы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды.

Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.

Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.

Социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.

Другими первичными субъектами политики являются общности.

Нация — это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского (индустриального) общества. Все эти социально-исторические общности называют ещё этническими группами.

Политические партии. Партия — это понятие, в переводе с латинского означающее «часть». То есть это часть какой-то более крупной общности. Партия — это термин, которым задолго до возникновения объединений в их современном виде обозначались группы.

Еще у древнегреческих мыслителей мы находим упоминания об этих объединениях. Аристотель, например, писал о том, что в Аттике в 6 веке до н. э. наблюдалась борьба между партиями жителей гор, равнины и побережья. Следовательно, к этому времени можно отнести их формирование (его начало). Партии в Средние века были группировками, которые носили главным образом временный характер. Известно, например, о том, что в средневековой Англии была война между двумя «партиями», а именно Алой и Белой Розы. Однако о возникновении их прототипов в современном понимании этого слова можно говорить только с момента буржуазных революций. Речь идет, прежде всего, о революции в Англии в 17 веке. Партия — это объединение, которое появилось в результате того, что абсолютистские функции государства были подвергнуты ограничению. Возникла автономная личность, которая захотела участвовать в жизни общества, влиять на власть. Было признано, что наличие разнообразных интересов в обществе является законным. После этого появилась политическая партия. Это особый инструмент, предназначенный для представления всех этих интересов людей в системе власти.

Существует особая наука партология, занимающаяся их изучением. Политологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что представляет собой политическая партия. Можно лишь отметить, что на данный момент ее общепризнанного определения не существует. Однако можно выделить самые значимые признаки, отделяющие ее от остальных политических организаций. К ним относятся следующие:

— минимальная формальная организация;

— программа совместной деятельности;

— наличие особого социального статуса, в том числе стремление прямо воздействовать на политическую жизнь, а также важная роль в проведении выборов, в подготовке избирательной кампании;

— особое положение в государстве, включая связь партии с элементами его механизма, участие в функционировании и формировании правительственных механизмов;

— особый правовой режим, что означает нормативное регулирование деятельности партии и ее особое конституционно-правовое положение.

На основании данных признаков можно дать общее определение. Партия — добровольная политическая организация, в которую входят лица, имеющие общие идеалы и интересы, и которая стремится получить политическую власть или участвовать в ее осуществлении.

Главным отличительным признаком, выделяющим ее среди других клубов, движений и организаций, является именно участие в механизме власти, притязание на нее. Хотя этот признак является важнейшим, партии могут занимать разные позиции по отношению к существующей власти. Например, они могут быть в оппозиции, выступать за свержение установленного порядка. Оппозиция может быть направлена не только против строя государства в целом, но и против политики действующего правительства. Партия может также принимать участие в органах управления, в правительстве, выступать партнером других партий. Кроме того, она способна единолично сформировать правительство. Партии, добившись этого, в ряде случаев стремятся укрепить свою монополию на власть, нарушая при этом законность, то есть ликвидируя оппозицию. Речь в этом случае идет об отождествлении партии с государством.

Рассматривая структуру современной партии, необходимо выделить следующие три уровня:

1. Высший уровень — представительство в системе власти. Это должностные лица, работающие в государственном аппарате, которые получили свои посты благодаря принадлежности к партии: член парламента, губернатор, президент, депутат партии.

2. Следующий уровень — средний. К нему относится официальная партийная организация.

3. Низший уровень — блок избирателей. Это массовая база, которая обеспечивает поддержкой кандидатов партии во время избирательной кампании. Отметим, что принадлежность к этой группе основывается скорее на декларируемой приверженности. Официальная вовлеченность является менее значимой — необязательно быть включенным в соответствующий список. Партии можно поддерживать и не подписывая официальных бумаг.

В видах политических партий выражается их идейная основа, социальная природа, основная социально-ролевая функция той или иной партии, характер методов ее деятельности и внутреннее устройство.

Кадровые партии. Согласно М. Дюверже, сформировались в результате эволюции политических клубов. Основная их задача — мобилизовать влиятельных лиц в том или ином избирательном округе для того, чтобы обеспечить поддержку большого количества избирателей, представляющих различные слои населения и имеющих различные идеологические ориентации. Многие современные европейские партии, имеющие консервативную ориентацию, относятся к данному типу. Для них характерно свободное членство, то есть отсутствует система регистрации членов, их список. Партии эти отмечены также наличием регулярных взносов. Кроме того, их состав нестабилен. Активность партий этого вида проявляется в основном во время выборов. Конкретные примеры: Демократическая и Республиканская партия США.

Массовые партии возникли в результате появления всеобщего избирательного права. Они представляют собой крупные организации с высокой степенью идеологизированности и сложной внутренней структурой. Эти партии формируют свою социальную базу главным образом из низших слоев населения. В основном они являются социалистическими, коммунистическими и социал-демократическими. У них есть фиксированное членство, партийная дисциплина. Для них характерна высокая степень организованности. Они действуют на постоянной основе, обладают разветвленным аппаратом управления и множеством местных организаций. Ориентация такой партии — на рекрутирование новых членов. Тем самым решаются политические и финансовые проблемы. Конкретный пример — российская партия КПРФ.

Закрытые и открытые партии. Данное деление основано на способах рекрутирования членов. В открытых партиях вступление никак не регламентируется. В закрытых- предполагается соблюдение формальностей и условий: анкеты, рекомендации, решение местного руководства партии. Жесткая регламентация приема в прошлом была характерна для КПСС и других социалистических и коммунистических партий. Сегодня возникла проблема сужения социальной базы. Основная часть партий стала открытого типа.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть