ПСИХОЛОГИЯ

Что такое понятие и как оно связано со словом в психологии

Понятие и слово

Понятие как отражение предмета мысли, является образованием идеальным, субъективным. В таком своем качестве это обобщение может стать средством мышления, но не может стать средством общения (и уж тем более сохранения и передачи общественного опыта). Для выполнения этих функций понятие надо «объективировать», использовать какой-либо знак (предмет, рисунок, звук и т.п.), который будет обозначать данное понятие. К настоящему времени человек выработал огромное количество знаковых систем для обозначения необходимых, подчас достаточно сложных и абстрактных понятий. Некоторые из этих систем носят локальный во времени и в пространстве характер (например, варианты систем, которыми пользовались на разных этапах своего развития отдельные народности или племена: узелковое письмо, сигнальные костры, барабанный бой и т.п.). Другие системы получили распространение в различных науках (математические, физические, химические и пр.) и иных областях человеческой деятельности (музыка, шахматы, дорожные знаки, погоны и петлицы и т.п.).

Самой распространенной и универсальной знаковой системой является естественный язык. Существуя многие тысячелетия, язык вводил, модифицировал, ассимилировал различные слова и словосочетания, позволяющие сделать предметом межчеловеческого общения самые разнообразные сведения о предметах окружающего мира, о самом человеке, о разнообразных отвлеченных, абстрактных, научных и т.п. объектах (и понятиях).

Понятие в речи выражается словом или словосочетанием. Слово служит речевым знаком, обозначающим понятие. Понятие – единица мышления, слово – единица речи, служащая для его обозначения, поэтому отношения между ними определяются отношениями между мышлением и речью в целом.

Отношения между понятием и словом достаточно сложные, для логики имеют большое значение некоторые формальные отличия:

одно и то же слово может обозначать разные понятия. В основе многозначности слова могут лежать различные причины: устаревшее значение заменяется более новым, литературное и сленговое значение (металлист как работник металлургической промышленности и металлист как представитель неформальной молодежной субкультуры), научное и житейское значение (понятие темперамент в психологии и в быту, когда о человеке могут сказать, что у него большой темперамент), фактическое и юридическое значение (преступник – лицо, совершившее преступление или лицо, которое признано преступником в ходе судебного разбирательства), узкое значение термина и расширительное его значение, толкование и т.д.;

одно и то же понятие может обозначаться разными словами. В качестве таких выражений могут выступать синонимы (труд, работа), левая и правая части определений (кража, тайное хищение чужого имущества) и т.п.;

существуют слова, не обозначающие понятия (междометия: ой, эх);

понятия могут обозначаться не только словами, но и иными общепринятыми знаками (химические и физические символы, дорожные знаки).

Источник

Слово и понятие

Слово и понятие. Различия между словом и понятием.

Ф. де Соссюр: слово и понятие — органическое единство двух явлений, не существующих друг без друга.

А.И. Смирницкий: Слово связано с понятием только своей внутренней стороной, содержанием, или значением. При этом значение и понятие фактически отождествляются.

А.А. Потебня:«. Слово есть средство образования понятия, и притом не внешнее, не такое, каковы изобретенные человеком средства писать, рубить дрова и проч., а внушенное самою природою человека и незаменимое; характеризующая понятие ясность (раздельность признаков), отношение субстанции к атрибуту, необходимость в их соединении, стремление понятия занять место в системе: все это первоначально достигается в слове и прообразуется им так, как рука прообразует всевозможные машины. С этой стороны слово сходно с понятием, но здесь же видно и различие того и другого.

Понятие, рассматриваемое психологически, то есть не с одной только стороны своего содержания, как в логике, но и со стороны формы своего проявления в действительности, од­ним словом — как деятельность, есть известное количество суждений, следовательно, не акт мысли, а целый ряд их.

Логическое понятие, то есть одновременная совокупность признаков, отличенная от агрегата признаков в образе, есть фикция, впрочем, совершенно необходимая для науки.

. Мысль наша по содержанию есть или образ, или поня­тие; третьего среднего между тем и другим нет; но на поясне­нии слова понятием или образом мы останавливаемся только тогда, когда особенно им заинтересованы, обыкновенно же ограничиваемся одним только словом. Поэтому мысль со сто­роны формы, в какой она входит в сознание, может быть не только образом или понятием, но и представлением или сло­вом. Отсюда ясно отношение слова к понятию. Слово, будучи средством развития мысли, изменения образа в понятие, са­мо не составляет ее содержания».

Различия между словом и понятием:

1. Многие слова любого естественного языка (местои­мения, личные имена, незнаменательные слова) не имеют прямого соотношения с конкретными поня­тиями.

2. В сфере знаменательных слов наблюдается множество несоответствий, асимметричных противоречивых от­ношений между словами и понятиями. Одному понятию в языке может соответствовать раз­личное количество слов.

3. Почти каждое знаменательное слово в естественном языке многозначно и поэтому соотносится более чем с одним понятием.

4. В случаях энантиосемии одна и та же материальная форма слова вмещает в себя понятия с противополож­ными значениями (напр., разбить стаканразбить сквер).

5. Два и более понятия могут выражаться одним словом, самой внешней структурой слова (домик: понятие ‘дом’ + понятие ‘уменьшительность’).

6. Слова выражают не только мысли, понятия, но и лич­ные отношения к реалиям, обозначенным употребляе­мыми словами.

7. Разные языки наделяют значения слов, обозначающих одни и те же реалии, различными дополнительными смысловыми оттенками.

7. Сущность понятия «менталингвистика». Основные направления металингвистики.

Раздел общего языкознания, который изучает взаимоотношение языка и мышления, можно назвать менталингвистикой.

Термин менталингвистика образован по образцу наименований научных дисциплин, возникающие на стыке разных наук (ср.: прагмалингвистика, социо­лингвистика, лингвостилистика, лингвосемиотика и т. п.). Первый компонент тер­мина мент(а) образован на базе лат. metis, mentis – «ум», «разум», «мнение», «мыш­ление» и фр. mental — «мысленный», «умственный». Использование термина мен­талингвистика поддерживается термином ментализм, которым Л. Блумфилд и его школа обозначают то направление в лингвистике, которое рассматривает речевой акт как результат сложного взаимодействия умственной (психической) и речевой деятельности говорящего индивида.

Основные направления менталингвистики:

Менталингвистика, естественно, соприкасается с другими разделами языкознания — этнолингвистикой и психолингвистикой, социолингви­стикой и лингвосемиотикой, а также с рядом смежных наук — логикой и психологией, этнографией и семиотикой, философией и социоло­гией. Именно эти связи и объясняют существование основных менталингвистических направлений: логического, психологического, семи­отического и контенсивного.

Логическое направление — самое влиятельное, хотя и неодно­родное в менталингвистике. Предметом логической менталингвистики является изучение логического в слове и пред­ложении, соотношения понятия и суждения как форм мышления со значением слова и предложением; исследуется также синтаксическое выражение умозаключения. В середине ХХ в. логический аспект был распространен на семантическую структуру грамматических категорий и парадигм, а также на лексикосемантические разряды и группы слов.

Логическая менталингвистика обращает внимание и на случаи несовпадения логических и языковых форм. Эти трудности решаются двояким образом — путем уточнения самих логических представ­лений и путем усовершенствования логических приемов анализа языка.

Наличие вопросительных и побудительных предложений, а также односоставных предложений заставляет искать соответствующие формы мышления. Так, П.В. Чесноков говорит о новой логической единице — логической фразе (логеме), которая объединяет суждение с вопросом и побуждением как ее логемными разновидностями; В.В. Бабайцева — о логикопсихологическом суждении, в котором верба­лизованным оказывается один из компонентов суждения (предикат или субъект). Наличие сверхфразовых единств дает повод Г. Я. Солганику говорить о логических строфах — форме констатирующего мышления, объединяющего несколько суждений (в отличие от дока­зывающего мышления, которое пользуется умозаключениями). Акту­альное (смысловое) членение предложения В.З. Панфилов интер­претирует как логикограмматический уровень языка. В содержании слова обнаруживается не только значение, но и смысл.

Усовершенствование логикограмматических приемов анализа языка состоит в более широком и разностороннем применении конструктив­ного моделирования (см. с. 242—243), использовании нулевых компо­нентов синтаксических формул и трансформационной методики, позво­ляющей вскрыть глубинные логические формы. Так, Д.Уорс и Р.Ружичка считают, что односоставные глагольные предложения по своей логической природе тождественны двусоставным, так как являются их синтаксическими и морфологическими трансформами. Например, предложение Шляпу унесло ветром суть трансформа предложения Ве­тер унёс шляпу; ср. также: Светает

|следующая лекция ==>
Объект номинации (именуемый предмет)|Функционально-стилевое расслоение лексики

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 5701 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Слово и понятие

Слово и понятие

Описав выше тот факт, что за каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет, мы констатируем то, что «каждое слово обобщает» и является средством формирования понятий. Иначе говоря, оно выводит этот предмет из сферы чувствительных образов и включает его в систему логических категорий, позволяющих отражать мир глубже, чем это делает наше восприятие. Говоря «нож», мы вводим этот предмет в категорию орудий, говоря «дерево», мы обозначаем систему связей, в которую этот предмет входит.

Вот почему слово не только обозначает образ, но и включает предмет в богатейшую систему связей и отношений, в которой оно находится.

Это положение, известное в материалистической философии как учение о «конкретном понятии», указывает, что переход от более наглядных обозначений (как «береза», «сосна») к более общим понятиям (как «дерево», «растение») не только не обедняет, но существенно обогащает наши представления. Говоря «растение», мы включаем в это понятие более богатую сеть связей, чем «береза» или «осина». За этим общим термином стоит противопоставление «растения» и «животного», в него входят подчиненные категории — «деревья» и «травы», в скрытом виде за ними стоит все богатство индивидуальных разновидностей деревьев («сосна» «дуб», «осина»), трав («осока», «крапива»), злаков («рожь», «пшеница», «овес») и т. д. Поэтому общее понятие, обозначенное словом, которое по степени наглядности может показаться бедным, по системе скрывающихся за ним связей несравненно богаче, чем конкретное обозначение индивидуального предмета. Марксистская философия видит в переходе от индивидуального обозначения предмета к обозначению отвлеченного понятия не процесс обеднения или восхождения к абстрактному, но процесс обогащения или подлинного восхождения к конкретному, если под «конкретностью» понимать богатство тех связей, в систему которых понятие включает данный предмет.

Анализируя смысловое строение слова, обозначающего понятие, легко увидеть, что за ним стоит как ряд образов, координированных с ним, так и ряд субординированных образов. Иначе говоря, каждое обобщенное слово имеет, по выражению Л. С. Выготского, свою «широту» и свою «долготу» (или «глубину»).

Говоря слово «собака», мы координируем этот образ с такими стоящими в одном ряду с ним образами, как «кошка», «лошадь», «овца», «заяц», «лиса», «волк», и чем шире понятие, которым располагает человек, тем большее число координированных (или стоящих в одном ряду с ним) представлений оно включает.

Но, говоря слово «собака», мы включаем этот образ в иерархическую систему более обобщенных категорий, в которые он входит (система различных по степени «мер общности»: собака — животное — живое) и одновременно вызываем ряд частных, подчиненных этому понятию образов, входящих в его пределы (собака — овчарка, бульдог, такса и т. п.).

Таким образом, называя определенное слово, человек не только воспроизводит определенный наглядный образ, но практически вызывает к жизни целую систему связей, выходящих далеко за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации и носящих характер сложной матрицы уложенных в логическую систему значений.

Естественно, что эта система смысловых связей, стоящих за словом, выражающим понятие, позволяет мысли двигаться во многих направлениях, которые и определяются «широтой» и «глубиной» этой системы связей. Поэтому слово, формирующее понятие, с полным основанием может считаться наиболее существенным механизмом, лежащим в основе движения мысли.

Система связей, стоящих за словом — понятием, неодинакова у разных людей.

Совершенно понятно, что у людей, усвоивших большой комплекс знаний, которые даются школой и современной наукой, эта система связей как по объему координированных понятий, так и по числу иерархически построенных «мер общности» неизмеримо богаче, чем у людей, имеющих лишь ограниченный опыт и не овладевших богатой системой знаний. Было бы неправильным думать, что эти различия носят только количественный характер.

Исследование показывает, что структура понятий на различных ступенях умственного развития глубоко различна, и на последовательных ступенях развития за понятием стоят неодинаковые психические процессы.

Мы уже говорили, что во всяком слове, которое является носителем понятия, легко можно выделить:

а) эмоционально — образные наглядные компоненты (за словом «собака» — образ соответствующего животного, за словом «дерево» — образ соответствующего дерева);

б) систему логических связей, в которую входят как координированные с ним, так и взаимно подчиненные (более общие или более частные) понятия (собака — домашнее животное, животное вообще и т. д.; собака — охотничья собака, домашняя собака — овчарка, такса и т. д.; овчарка — Рекс, Томка и т. д.).

Существенным является тот факт, что у различных людей, и особенно у тех, кто стоит на различных ступенях умственного развития, соотношение наглядно — образных и логических связей оказывается неодинаковым. Если на низших этапах развития у человека преобладают наглядно — образные связи, то на более высоких этапах развития ведущее место занимают сложные системы логических связей.

Вот почему у детей дошкольного возраста явно преобладают стоящие за словом эмоционально — образные переживания, у школьников младших классов — наглядные, конкретно — образные и ситуационные связи, у старшеклассников и взрослых — сложные логические связи.

Так, слово «лавка» или «магазин» пробуждает у ребенка — дошкольника ряд эмоциональных переживаний («теплый хлеб», «вкусные конфеты»), у школьника — наглядную практическую ситуацию (вид магазина, продавца, прилавка с набором товаров, расположение, входящие и выходящие покупатели), а у взрослого, хорошо подготовленного человека — понятия «производство» и «распределение», иногда понятие «капиталистической и социалистической системы» и т. д. Этот факт говорит о том глубоком изменении строения значений слов (понятий), которое они претерпевают на последовательных этапах развития, и дает основание сформулировать одно из основных положений современной психологии, заключающееся в том, что значение слова развивается, и несмотря на то что предметная отнесенность того или иного слова на разных ступенях развития остается той же, содержание понятий, стоящих за словом, и структура связей, вызываемых словом, коренным образом меняются.

На разных этапах развития система психологических процессов, стоящих за словом, неодинакова, и понятие, вызываемое словом, осуществляется разными психологическими процессами. В этом легко можно убедиться. У маленького ребенка слово вызывает прежде всего систему эмоциональных переживаний и наглядных образов; у ребенка младшего школьного возраста за словом стоит прежде всего система наглядных воспоминаний, и поэтому он мыслит припоминая; у старшего школьника и у человека, стоящего на высоком уровне умственного развития, слово прежде всего вызывает систему логических операций, поэтому он припоминает размышляя. Это глубокое изменение соотношения психических процессов, стоящих за понятием (а следовательно, и за мышлением) на отдельных этапах умственного развития, является одним из самых важных фактов, открытых психологической наукой. Именно поэтому психологическая наука утверждает, что на каждом этапе развития человек, опирающийся на различные по строению значения слова и на различное по своим психологическим механизмам строение понятия, по — разному отражает мир, по — разному осознает его. Это положение в свое время было выдвинуто замечательным советским психологом Л. С. Выготским, впервые указавшим на глубокую связь между строением значения слова (понятия) и строением сознания, сформулировавшим положение о смысловом и системном строении сознания. Иначе говоря, положение о том, что на последовательных этапах развития сознание человека осуществляется:

• понятиями, имеющими смысловое строение (наглядно — образное или вербально — логическое);

• неодинаковым соотношением психических процессов (восприятия, припоминания, отвлеченного речевого мышления), которое меняется на различных этапах умственного развития ребенка.

Существенным является и тот факт, что соотношение наглядно — образных (практических) и вербально — логических компонентов, меняющееся на последовательных этапах развития, не остается одним и тем же в различных понятиях.

В психологии принято различать два вида понятий, отличных как по своему происхождению, так и по психологическому строению. Обычно их обозначают терминами «житейские» и «научные» понятия.

«Житейские» понятия («стул», «стол», «умывальник», хлеб», «собака», «дерево») приобретаются ребенком в процессе практического опыта, преобладающее место в них занимают наглядно — образные связи. Ребенок практически представляет себе, что означает каждое из этих понятий, и соответствующее слово вызывает у него образ той практической ситуации, в которой он имел дело с этим предметом. Поэтому ребенок хорошо знает содержание каждого из этих понятий, но, как правило, не может сформулировать или словесно определить это понятие.

Совершенно иначе обстоит дело с «научными» понятиями, приобретаемыми ребенком в процессе школьного обучения (такими как «государство», «остров», «глагол», «млекопитающее» и т. д.). Эти понятия усваиваются сознанием ребенка в школьном обучении. Сначала они формулируются учителем и лишь затем заполняются конкретным содержанием. Поэтому школьник с самого начала может словесно сформулировать эти понятия и лишь значительно позднее оказывается в состоянии заполнить их полноценным содержанием.

Естественно, что и структура обоих видов понятий, и система тех психологических процессов, которые принимают участие в их формировании, совершенно различны:

• в «житейских» понятиях преобладают конкретные, ситуационные элементы;

• в «научных» — отвлеченные, логические связи;

• «житейские» понятия формируются с участием практической деятельности и наглядно — образного опыта;

• «научные» — с ведущим участием вербально — логических операций.

Оба указанных вида понятий занимают различное место в умственной жизни человека и отражают разные формы его опыта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Соответствие «слово в слово»

Соответствие «слово в слово» Возьмем в качестве примера Терри, мать двоих сыновей, служащих в армии. Она провела трогательную презентацию во время завтрака участников мотоклуба «Волшебная страна BMW», продемонстрировав, как смелое намерение одной женщины положительно

§46. Понятие и слово

§46. Понятие и слово В процессе мышления мы всегда оперируем понятиями. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.Так, например, в геометрическом понятии «треугольник» отражаются свойства, общие всем

Слово и понятие

Слово и понятие Понятия собаки и лопаты закреплены в определенных словах — «собака», «лопата». Но совершенно не обязательно, и было бы очень серьезной ошибкой, отождествлять (как это иногда делается) понятие и значение слова.Во-первых, понятие может быть выражено не

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

1. Слово лечит и слово калечит

1. Слово лечит и слово калечит Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать… Ф. Тютчев Слово — самое сильное оружие человека. Аристотель Одним из основных отличий человека, отражающим закономерности его

Глава 2. Слово и понятие

Глава 2. Слово и понятие Решение практических конструктивных задач — одна из форм проявления интеллектуальной деятельности человека.Другой и значительно более высокой формой является речевое, или вербально — логическое мышление, посредством которого человек, опираясь

Слово «или»

Слово «или» Словечко «или» нами недооценивается. Однако с его помощью одной автомастерской удалось более чем в два раза увеличить продажи стеклоочистителей. Вы удивитесь: «Как им это удалось?» Очень просто. Когда машину привозили на плановое обслуживание, сотрудники

Слово «не»

Слово «не» «Я думаю, вы не должны читать дальше. То, о чем пойдет речь, вам неинтересно». Подобные высказывания имеют эффект совершенно противоположенный озвученным требованиям и только разжигают любопытство. Или я не прав? Эта техника похожа на ту, что мы рассмотрели

Слово «но»

Слово «но» «Было вкусно, но тебе не нужно это больше готовить» — так сказал маме мой брат, будучи совсем еще маленьким ребенком. Очевидно, он выразился так, потому что не хотел ее обидеть, но ошибся. Какова функция «но»? «Но» затеняет значение первой части предложения и

Слово «ты»

Слово «ты» Каждому человеку приятно слушать о самом себе, своих интересах, своих достижениях, своей жизни. Это важно для каждого. Поэтому пользуйтесь этим фактом, говорите слова «ты» или «вы». Старайтесь как можно чаще лично обращаться к собеседнику! Кстати, у вас

Слово Кэифпу

Слово Кэифпу Но для начала – поучительная притча. Как раз по теме! Неосторожный взгляд Шла однажды по дороге прекрасная девушка. Внезапно она заметила позади себя одинокого мужчину. Остановившись, она спросила у него: – Объясни, почему ты идёшь за мной шаг в шаг? Тот, не

Слово к вещи

Слово к вещи Рассмотрим два альтернативных способа, которыми в мозге может кодироваться знание о значении слов:1. Репрезентация значений слов по своей природе модулярна. Все значения слов связаны вместе в узел и отделены от мозгового представления реального физического

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть