ПСИХОЛОГИЯ

Что такое правовая психология

Правовая психология как отрасль юридической психологии

Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения человеком правозначимых явлений. Основными проблемами этого раздела являются: психологические аспекты эффективного правотворчества, психология правовой социализации личности, психология правосознания личности и общества, проблема переориентации правосознания в переходный период развития общества, психологические аспекты эффективного правотворчества и др.

Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру должного поведения, осознание своих прав и социально приемлемых способов их реализации, а также понимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, группами и социальными институтами происходит в процессе правовой социализации. Этот процесс сопровождает развитие человека в обществе, где создаются специальные условия для адекватного представления индивида о правовых ценностях, нормах, санкциях, ролевых предписаниях и для их перевода в личные поведенческие регуляторы.

Первоначальное знакомство с существующей в обществе правовой культурой осуществляется человеком еще в раннем возрасте: из детских ролевых игр приобретаются понятия о функциях права и его представителях, из средств массовой информации, бесед со взрослыми, чтения книг появляются знания о правовых ценностях, стандартах нормативного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира с возрастом значительно обогащается и уточняется на основе усложнения форм деятельности (учеба, труд), расширения круга общения человека, реализации им попыток самоактуализации и самореализации. Важнейшими институтами социализации при взрослении человека выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы. При этом основными механизмами формирования правосознания, выступают:

• идентификация – отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица;

• внушение – особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей; заражение – бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств;

• подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов;

• убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.

Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания – системы знаний, оценок и представлений о правопорядке общества, а также установок правоисполнительного поведения. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий и определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Оно зависит от уровня личностно-гражданской зрелости, определяется характером и объемом полученного правового опыта, то есть зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур конкретных социальных групп, в которые включен человек.

В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвязанных звена: 1) правовая просвещенность (компетентность); 2) позитивное психологическое отношение к праву (согласие с ним); 3) включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентации, которые и выражаются в правомерном поведении.

Источник

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Правовая психология — раздел юридической психологии, исследующий психологические нюансы правоотношений в системе «человек и закон». Раздел, изучающий трудности и проблемы правовой и противоправной социализации личности, обстоятельства воспитания и модели адаптации в социуме законопослушных граждан и граждан, преступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации.

Ведущими задачами сего раздела считаются: психология правовой социализации личности, недостатки правовой социализации, психологические предпосылки (условия) производительности правовых общепризнанных норм и правил.

На данный момент, в качестве раздела юридической психологии правовая психология занимается следующими нижеперечисленными проблемами:

—Психологические механизмы правового регулировки, правотворчества и правоисполнения;

—Развитие правосознания (включая профессиональное);

— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

—Общественное мнение и соображения о праве и правосудии, преступности и работы правоохранительных органов.

Правовая психология считается еще и наукой, изучающей оставленный отпечаток в сознании людей правозначимых сторон реальности, психологических качеств, аспектовправопонимания и правотворчества. Право дает ведущую форму общественной регулировки, которая гарантирует упорядоченность жизнедеятельности общества. Исторические факты говорят о том, что, собственно право появилось в связи с расслоением общества на классы по причине появившейся надобности предоставления свободному человеку конкретных дозволений и упорядочения его общественной активности. В правовой психологии право выступает как фактор, который упорядочивает собственные интересы с социальной потребностью, с общественной необходимостью, другими словами, как аспект социально-общественной регуляции персонального поведения. Право еще отображает особенности поведения людей в определенном историческом периоде. В прогрессивном современном обществе правовая психология оценивает право, как ведущее средство реализации общественной верности и социальной справедливости, целесообразности и необходимости. Действия людей рассматриваются в нравственном нюансе, в следствие этого верность и справедливость считаются условием обычного нормального становления общества — это социально подобающее, в то время как несправедливыми и аморальными считаются беззаконие и самовольство. Выделим собственно, что общеобязательную мощь способна приобрести лишь только та правовая норма, которая имеет возможность исполнять функцию социальной, другими словами, отвечать общепризнаннымв обществе нормам и меркам, т.е. отвечать общественным запросам общества и самой личности, отвечать социально-психологическому механизму общечеловеческого поведения. Как раз в следствие этого социально-психологическими качествами считаются авторитет права, солидарность личности с принимаемыми законами, правовая социализация личности.

Правовой психологии присущи надлежащие симптомы:

-познание права, правовых явлений на базе впечатлений, переживаний, эмоций и т. п. которые складываются, появляются стихийно;

-это познание приводит к определённым практическим итогам, имеющих смысл и многозначащих для последующих правовых действий;

-в неё входят: публичный интерес; мотивы деятельности; психологический уклад; ощущения, эмоции; настроения, иллюзии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню социального сознания, формирующемуся в итоге будничной людской практики как отдельных людей, так и общественных групп. Содержанием правовой психологии выступают ощущения, впечатлении, чувства, настроения, привязанности, стандарты, которые появляются у людей в связи с существующими юридическими общепризнанными нормами, мерами и практикой их реализации. Правовая психология –стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого всякого человека или же той или же иной социально-общественной группы нагосударство, право, законодательство, иные юридические феномены. Отрада или же огорчение по предлогу принятия свежего нового или же отмены и отторжения от давнего закона, ощущение ублажения, удовлетворения или же недовольства практикой использования юридических общепризнанных мерок, поступков правоохранительных органов, нетерпимое или же индифферентное отношение к нарушениям юридических запретов – все это правовые ощущения (эмоции) и в совокупности они образуют в социальном сознании сферу правовой психологии.

Правовая психология – более «распространенная» конфигурация понимания права, свойственная в что или же другой степени всем публичным отношениям, образовавшимся с ролью юридического вещества.

Как раз в среде психических реакций право воплотит в жизнь основные определения собственной общественной сути – гуманизм, верность, формальное равенство субъектов и т.д. Эти свойства права выражают людские ощущения и оценки: от их адекватности законодательству, психическому настрою людей во многом находится в зависимости эффективность деятельных актов, всей правореализационной практики.

Правовая психология- совокупности эмоций, привычек, настроений, стандартов поведения, в коих выражается эмоционально-психологическое отношение общественных групп, обществ, отдельных людей к праву в целом и отдельным его общепризнанным меркам, правопорядку, к юридическим учреждениям и почвам их работы.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и подключает надлежащие составляющие:

— публичный внимание, мотивы работы конкретных общественных групп, вытекающие из их пространства в структуре общества;

— психический уклад, т.е. привязанности, обыкновения, убеждения, присущие общественным группам общества;

— представления о праве, произведенные в общественныхсоциальных группах под воздействием их психологического склада;

— ощущения, впечатлении, настроения, связанные с правом, свойственные общественным группам;

— методы формирования представлений (настроений, эмоций, эмоций)

— воздействие, взаимовлияние, подражание, внушение;

Правовая социализация, суть— в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в общепризнанных мерок собственной жизни и поведения, в личностные свойства и особенности психологии. Психическая задача правовой социализации — психолого-правовое становление личности, достижение высочайшей правовой культуры, воплощенной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Различия совместной социализации и правовой — в содержании присваиваемых ценностей, ее времени протекания, в психических трудностях овладения различными познаниями, способностями, отношениями, привычками и др.

Правовая социализация личности проходит под воздействием как целенаправленных воздействий, например, и стихийных, спонтанных, с которыми она встречается в ходе жизни, начиная с детских лет. Доминирование стихийности всякий раз чревато задержками и деструкциями в правовой социализации.

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести. за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:

· предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;

· традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

· рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. «Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания».

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентации в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. «Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет, практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения».

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориентации. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают «разбираться» в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector