ПСИХОЛОГИЯ

Что такое прикладная психология определение

Прикладная психология

Вопреки распространенному мнению, прикладная психология не тождественна практической психологии. Первая использует строгий язык академической и фундаментальной науки и предназначена для профессиональных психологов. Фактически она представляет собой внедрение достижений научной психологии в различные сферы человеческой деятельности. В то время как вторая направлена на широкие слои населения и в своей работе балансирует между научными и бытовыми (ненаучными, а порой и антинаучными) подходами и воззрениями.

В психологии с начала ее развития как экспериментальной дисциплины во второй половине XIX века всегда были определенные проблемы между исследованиями и прикладными аспектами их применения. В свое время Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории, очень потешался с некоторых своих учеников, когда они взялись за проведение первых тестов. Но со временем развитие науки и практики привело к совершенствованию прикладных методов.

Сегодня прикладная психология во всем мире является основной составляющей образования дипломированных психологов (в западной традиции ее как правило изучают во втором периоде обучения, после получения степени бакалавра).

Развитие прикладной психологии

Задачи прикладной психологической практики определили три основных направления ее развития: тестовую диагностику, психологию труда и клиническую психологию.

В 1884 г. Фр. Гальтон, известный кузен Ч. Дарвина, на Лондонской выставке по охране здоровья устроил первую антропометрическую лабораторию, в которой проводились телесные и физиологические измерения у всех желающих для определения их индивидуальных способностей. Гальтон назвал эти измерения тестами и стал, таким образом, не только автором термина, но и родоначальником тестовой психодиагностики, из которой впоследствии выделились другие направления.

В начале XX века условия труда и профессиональной пригодности работников швейцарской часовой и шоколадной промышленностей исследовал Эдуард Клапаред. В США психологию труда по многим направлениям развивали Г.С. Холл, Дж. Мак-Кин Кэттелл, Г. Мюнстерберг и В.Д. Скотт. Вскоре из нее выделилось еще три направления: индустриальная и профессиональная психология, а также психология общения.

Ученики Вундта, Э. Крепелин и Л. Витмер, на рубеже XIX-XX веков обосновали в своих трудах клиническую психологию. При этом Витмер в Филадельфии достиг больших успехов, чем Крепелин в Мюнхене. С этих основ и развилась сегодняшняя крупнейшая отрасль практического применения психологии сначала в США, а затем в Европе.

Формы и задачи прикладного применения психологии

Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:

  • психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
  • исследование привычек и структуры потребностей населения;
  • прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
  • консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
  • экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.

Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.

Интерпретацию следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.

Вмешательство охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.

Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.

Области прикладной психологии

Прикладная психология охватывает три основные области: клиническую психологию, прикладную организационную психологию и прикладную социальную психологию.

В клинической психологии выделяют:

  • расстройства (личности, поведения и т.д.);
  • формы психотерапии (существует около 140 направлений);
  • этиологию (учение о причинах расстройств);
  • эпидемиологию (признаки распространения расстройств);
  • индикацию (мероприятия терапии);
  • профилактику (меры);
  • симптоматологию (формы проявления расстройств);
  • исследование мотивации терапии.

Прикладная организационная психология охватывает психологию труда, производства, инженерную и профессиональную психологию, а также психологию общения, судебно-медицинскую (в т.ч. и криминальную) и разделы военной психологии.

Прикладная социальная психология включает экономическую психологию (в т.ч. изучения рынка), психологию рекламы, средств массовой информации, экологическую психологию, психологию досуга, общностей (в т. ч. психологию полиции), культуры (в т. ч. психологии мировоззрения), а также, наряду с несколькими менее значительными отраслями, психологию спорта (в т.ч. псих. тренировок).

Современное распределение областей профессиональной деятельности психологов показывает, что клиническая психология занимает лидирующие позиции. В США по стоянию на начало 2000-х годов ею занимаются 41,2% специалистов. Затем следуют частные психологи разных направлений, которые зачастую консультируют не только частных лиц, но и предприятия, предпринимателей, — 18,8%. В правовой системе (в т.ч. в тюрьмах) занято только 1,8% дипломированных психологов.

Активное участие психологов в жизни социума — это отчасти политическое решение власти, которое свидетельствует о том, насколько важной задачей общество считает психологическое благополучие своих членов.

  1. Бенеш Г. Психология: справочник. — Киев, Знання-Пресс, 2007

Источник

Развитие и особенности прикладной психологии

Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.

Особенности прикладной психологии

В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:

  1. Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
  2. Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
  3. Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.

Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:

  • диагностика с помощью тестов;
  • изучение потребностей социальных групп;
  • консультирование, терапия;
  • прогнозирование вариантов развития социума;
  • разработка реформ и социальных проектов.

К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.

Разделы науки

Определение научной сферы включает три смежных области:

  1. Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
  2. Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
  3. Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.

Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Развитие науки

Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.

Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.

Полезное видео

Ниже представлена запись выступления клинического психолога Беломестновой Нины Васильевны на заседании научной секции «Психология», посвященная проблематике направлений прикладной и практической психологии.

Источник

Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии. Предмет психология

Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.

Прикладная психология и ее задачи

Наука о закономерностях человеческой души и функционирования психической деятельности сформировала отдельную отрасль – психологию. Она развивается в двух направлениях. Практическое применяется непосредственно для решения проблем группы людей или одного человека. Теоретическое пополняется новыми открытиями и разработками ученых.

Прикладная психология совершенствуется вместе с развитием общественных отношений и его отдельными отраслями. Считается, что данное направление не имеет четкой завершенной структуры. Но основные направления можно выделить.

Прежде стоит разобраться в том, в каких направлениях ведет деятельность прикладная психология.

Формы и задачи прикладного применения психологии

Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:

  • психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
  • исследование привычек и структуры потребностей населения;
  • прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
  • консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
  • экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.

Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.

следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.

охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.

Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.

Уровни задач

Каждая наука развивается в двух направлениях: обогащение теоретической части новыми открытиями и практическое применение, из которого каждый пользователь извлекает пользу. Психология в этом плане занимает ведущую позицию, так как ее аспекты непосредственно касаются каждого человека: проблемы в отношениях с другими людьми, реакция на те или иные ситуации, личные неудачи человека и т.д.

Если определенную часть знаний человек может получить самостоятельно, то для более глубокого и детального анализа потребуется специалист, обладающий обширными знаниями. Исходя из таких особенностей выделяются принципы деятельности практической психологии.

  1. Практические вопросы представляют собой индивидуальную задачу, которая возникает, когда человек посещает специалиста и делится своей проблемой.
  2. Прикладные задачи актуальны для полноценного функционирования отдельных обществ. Например, при составлении обучающих программ, внедрении рекомендаций и программы по подготовке кадров.
  3. Научно-исследовательская деятельность направлена на разработку методологической базы для работы специалистов в области психологии.

Развитие прикладной психологии

Задачи прикладной психологической практики определили три основных направления ее развития: тестовую диагностику, психологию труда и клиническую психологию.

В 1884 г. Фр. Гальтон, известный кузен Ч. Дарвина, на Лондонской выставке по охране здоровья устроил первую антропометрическую лабораторию, в которой проводились телесные и физиологические измерения у всех желающих для определения их индивидуальных способностей. Гальтон назвал эти измерения тестами и стал, таким образом, не только автором термина, но и родоначальником тестовой психодиагностики, из которой впоследствии выделились другие направления.

В начале XX века условия труда и профессиональной пригодности работников швейцарской часовой и шоколадной промышленностей исследовал Эдуард Клапаред. В США психологию труда по многим направлениям развивали Г.С. Холл, Дж. Мак-Кин Кэттелл, Г. Мюнстерберг и В.Д. Скотт. Вскоре из нее выделилось еще три направления: индустриальная и профессиональная психология, а также психология общения.

Ученики Вундта, Э. Крепелин и Л. Витмер, на рубеже XIX-XX веков обосновали в своих трудах клиническую психологию. При этом Витмер в Филадельфии достиг больших успехов, чем Крепелин в Мюнхене. С этих основ и развилась сегодняшняя крупнейшая отрасль практического применения психологии сначала в США, а затем в Европе.

Основная задача

Человек, постоянно находясь в обществе и взаимодействуя с другими людьми, нуждается в психологической поддержке. Специалисты утверждают, что такая помощь по степени актуальности не уступает социальным и экономическим потребностям человека. Субъективно уровень психологической поддержки рассматривается человеком как критерий определения качества жизни.

Основной сектор в социуме – человек. Его развитие оказывает прямое влияние на прогресс в других сферах жизнедеятельности общества. Высшая цель общества – развитие творческого потенциала человека. С этой точки зрения прикладная психология направлена на решение следующих задач частного характера:

  • Оказание психологической помощи в кризисных ситуациях.
  • Рекомендации для дальнейшего самостоятельного роста.
  • Психологическое сопровождение на определенных этапах жизни или социальном пути.
  • Выявление проблемных аспектов в психике и помощь в их преодолении.
  • Развитие психологической культуры широких масс.
  • Улучшение систем работы в данных направлениях.
  • Улучшение профессиональных навыков самого специалиста.

Эти и другие важные задачи требуют разносторонней деятельности по направлениям, которые будут рассмотрены далее.

Проблемы психологии 20 века

Проблема предмета психологии: бихевиоризм и психоанализ.

– бихевио (Поведение), зарождается в Америке и в Европе (германия и Англия), и предметом является поведение человека, основа современной Американской психологии. Далее
позитивизм
в основе объективный метод изучения психики, поиск адаптивный методов изучения психики, стремление изучать психику объективно; количественная оценка психологических характеристик. (Любой стимул вызывает реакцию) (опыты на животных – крысы, голуби).

– накопление реакций на стимул.

Необихевиоризм — Э. Толмен – формулы стимул реакция, должно быть преобразована в S –V – R (V – промежуточная переменная).

Теория научения бихевиоризма – научение правильным реакциям на стимулы. (подкрепление + и наказание -).

(простота, не учитывает особенности ребенка).

Опирантное научение – Скинер Б., происходит самостоятельно, скорость освоения индивидуально, результаты закрепляются надолго (т.к. получены объектом самостоятельно) — для творческих заданий, нет требований к освоению.

Бихевиоризм создает основу для психологии, которое связано с управлением людьми, множество различных методик для анализа поведения.

– основатель З.Фрейд. Основные идеи: психика делится на сознательное (я и сверх я) и бессознательное (оно).

Оно – желание в текущий момент. Я – мирит оно со сверх я, принимает решение. Оно – принцип удовольствия. Сверх я – должен. Я – принцип реальности. Инстинкты – от смерти и секса.

Комплексы: Эдипов, Электро

– влечение к родителю противоположного пола и ревность своего пола, преодолевается через идентификацию с родителями своего пола (1-3г.);

Роль сознательного и бессознательного актуальная проблема.

Бихевиоризм – социальная школа, поведение (внешнее).

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

План. 1. Понятие о личности. 2. Структура личности. 3. Формирование личности. 1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек. Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него. Человек- это результат биологической и исторической эволюции. Понятие индивид относится и к …

Психоанализ – все от инстинктов (биология), сознание и бессознательное (внутреннее).

(Роджерс, Маслоу) — человека центр мира, все зависит от человека, он является сознательным деятелем, сам управляет судьбой, стремится к самореализации. Вводит понятия самоактуализация. Ориентируется на человека, его высшее качества и характеристики.

Направления

Известный психотерапевт Карл Юнг считал, что психолог для пациента подобен тому, кто ведет его по неизвестному маршруту, целиком полагаясь на свой профессионализм. В этих целях он проводит обширную работу диагностического, аналитического и терапевтического характера. Все эти направления тесно взаимосвязаны между собой. Основными из них являются:

  1. Профилактика. Работа на данном этапе направлена на предотвращение дезориентации в образовательных учреждениях и в коллективе. В этом аспекте прикладная психология и педагогика должны вести объединенную работу. Суть деятельности сводится к формированию благоприятного психологического климата, сплочению членов группы и снятию психологического напряжения.
  2. Диагностика подразумевает сбор информации об исследуемом объекте или о группе и составление психологической картины.
  3. Коррекция представляет собой совокупность воздействий на определенные сферы психики объекта.
  4. В прикладных задачах психологии приоритетом выступает консультирование, целью которого является выработка навыков человека для ориентации в проблемных ситуациях.
  5. Психотерапия, целью которой является оказание медикаментозной и коррекционной помощи при наличии существенных психологических проблем.

Работа прикладного психолога

Конечной целью этого специалиста является помощь пациенту в принятии решения. Профессионалы в прикладной психологии используют различные подходы, чтобы помочь людям адаптировать свои эмоциональные реакции и поведение при принятии решений.

Приоритетная цель психолога зависит от направления деятельности. Например, консультанты в этой области обычно беседуют с пациентами, чтобы помочь им улучшить свои повседневные ситуации в жизни, работают с парами, семьями или группами. Они также помогают пациентам с проблемами злоупотребления алкоголя и наркотиков. Часто их клиентами становятся молодые люди.

Более продвинутые прикладные психологи применяют в работе нетрадиционные подходы.

Корпоративные психологи помогают своим клиентам не только улучшить психическое здоровье, но и стабилизировать работу. Специалисты, работающие в судопроизводстве, предлагают свои мнения о психическом здоровье преступника, поведении и мотивах.

Сферы деятельности

Центральным объектом в психологии является человек. Соответственно, науку можно применять в любой сфере, где требуется человеческое участие. Правда, есть отрасль, которая занимается психологией животных, но это отдельная тема. Прикладная социальная психология в России получает широкое применение и развитие только за последние 15 лет. В настоящее время эта наука нуждается в особом внимании, так как она слишком долгое время была лишь академическим предметом и не служила конкретным людям для решения их проблем.

На сегодняшний день прикладная психология находит широкое применение в различных отраслях общественной жизни. Далее будет беглое описание по этим отраслям.

В политике

Привлечение к своей персоне внимания масс, убеждение в собственной правоте и превращение своих последователей в верных соратников – это лишь некоторые из задач прикладной психологии в области политики. Другие задачи носят не менее глобальный характер:

  • Формирование положительного имиджа политической фигуры.
  • Привлечение внимания публики в предвыборной гонке.
  • Влияние на общественное мнение через СМИ.
  • Экспертиза принимаемых в стране законов, программ и других масштабных мер, направленных на предотвращение массовых беспорядков в стране.

Сложно представить политика, плохо владеющего психологическими приемами и методами. Если вышеназванные задачи относятся к более публичной части его деятельности, то за кулисами также не отпадает необходимость в применении практической и прикладной психологии, так как всегда актуально держать вокруг себя команду, контролировать множество процессов и при этом не потерять рейтинги.

Психофизическая проблема

— соотношение между мозгом и психикой (телом и психикой).

Психосоматические заболевания – язвы, астматические проявления, анарекция, булимия.

— психофизическое взаимодействие – впервые изложено Декартом «в мозге есть шишковидная железа через которое душа воздействует на инстинкты и наоборот»

Аргументы: нарушение функций мозга отражается на психике (инсульт отражается на психических функциях);

— психофизический параллелизм – Вундт, мозговые и психические процессы происходят самостоятельно, он считал что д.б. отдельные психология изучающая протекание этих процессов.

Решение психофизической проблемы было предложено из идеи «теории взаимодействия». В процессе исследований было обнаружено что одни и те же участки мозга могут отвечать за различные психические процессы, но при этом 1 психический процесс может быть связан с несколькими участками мозга. Мышление связано с речевыми центрами, человек мыслит речь, участвуют лобные доли, и двигательные центры.

Существует единый материальный процесс в человеке, одно сторона – физиологическая, другая – психическая.

В экономике и бизнесе

Если рассмотреть психологическую составляющую экономики и бизнеса, то сразу на ум приходят многочисленные коммерческие тренинги и коуч-сессии, направленные на настройку человека на успех. О том, что мотивация – двигатель любых процессов, знает каждый. Вокруг нее построена целая индустрия методических обучений. Но прикладной аспект психологии в области экономики и бизнеса гораздо глубже:

  • Адаптация персонала к новым условиям работы.
  • Помощь конкретному человеку при изменении экономических условий.
  • Помощь при создании эффективной структуры управления на предприятии.
  • Обучение менеджеров эффективным способам коммуникации как с клиентами, так и в отношении подчиненных.
  • Навыки разрешения конфликтных ситуаций.
  • Прикладная социальная психология в коммерческой и социальной рекламе.

«Психоанализ. Доктор Фрейд»

Фундаментальные исследования Зигмунда Фрейда легли в основу теории психоанализа. Одна из идей Фрейда состоит в том, что подсознательно каждый человек стремится к получению удовольствия. Это стремление ограничивают общество и культура, влияющие на наше «Я». Какая структура контролирует человеческое сознание, порождая чувство долга и совести? Что приводит к возникновению неврозов? Какую роль играет искусство в жизни зрителя и в жизни творца? Лекция Алексея Руткевича познакомит вас с основами учения доктора Фрейда.

В области юриспруденции

В классической психологии для юридического направления отведена особая роль, так как ее применение в этой сфере отличается от всех остальных случаев. Суть работы заключается в диагностическом и экспертном направлениях. Важно учитывать, что коммуникации в этой сфере часто устанавливаются вопреки воле человека (преступника, жертвы, свидетелей и т.д.). В таких условиях экспериментально-прикладная психология должна составить подробный психологический портрет человека исходя из минимальной информации.

Кроме того, часто возникает необходимость в проверке на подлинность предоставленной информации. Но основными задачами прикладной юридической психологии следует считать:

  • Анализ состояния человека на предмет криминогенности.
  • Помощь в профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов.
  • Их психологическая реабилитация.
  • Коррекция структуры личности и ее черт.

Таким образом, психологические аспекты в юриспруденции и во всей правоохранительной системе играют ведущие роли.

Психологические направления в отечественной психологии

Школа установки (Узнадзе Н.)

– у человека формируется доминанта (психическая), которая его заставляет действовать и поступать определенным образом. Доминанта одержит в себе неосознаваемый и осознаваемый компонент.

Культурно историческая теория Выготского

– культура и исторический период определяет развития человека. (проблемы психологии развития, влияние социума на личность, влияние культуры (этнопсихология).

Теория деятельности

(Леонтьев) – деятельность является основой проявления психики. Поведение – характеристика и животного и человека, деятельность – характеристика человека. Деятельность рассматривается как развивающая среда человека, поведение может не развивать. Деятельность предполагает субъектность (я – источник активности), поведение – объектность. Деятельность полимотивирована (структура мотивов)(игра, учение, труд).

Проблема субъекта; проблема активности самого субъекта (насколько я являюсь субъектом собственной активности); мотивы и их иерархия (что определяет мою деятельность); проблема биологических основ личности и индивидуальности (Павлов; теория свойств нервной системы – Теплов, Небылицын) (насколько наши психофизиологические характеристики определяют наш психологический облик); проблема личности и индивидуальности (включает индивидуальности от биологических до социальных, личность – психологические и социальные — теория индивидуальности); проблема психодиагностики (основной вопрос, решения нет – объективность психодиагностических методов);

Школа Санкт Петербурга

– Мерлин – школа интегральной индивидуальности

Школа Теплова и Небылицина

– школа дифференциальной психофизиологии (Теория Руссалова – теория специальной индивидуальности)

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

… системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет …

В области образования

Эффективность систем образования зависит от многих факторов, существенным из которых является коммуникация. Для выстраивания эффективной коммуникации к подросткам требуется особый подход. Деятельность психологии и педагогики в этом плане носит многоплановый характер:

  • Изучение и устранение причин низкой успеваемости учащихся.
  • Изучение и анализ методов обучения, используемых учителями.
  • Работа с подростками при девиантном поведении.
  • Сотрудничество с малыми неформальными группами.

Также не стоит забывать про другой тип учреждений социально-образовательного характера – детские дома и учреждения для инвалидов.

Семейная психология

Семья — ячейка общества. В психологии и психологических науках множество проблем рассматриваются в тесной взаимосвязи с семейной атмосферой клиента. Прикладные отрасли психологии помогают в решении следующих проблем:

  • Просветительская помощь при воспитании детей.
  • Диагностика семейных отношений, коррекция поведения членов семьи.
  • Регулирование супружеских отношений.
  • Помощь в преодолении суицидальных склонностей.
  • Помощь при формировании навыков самостоятельного преодоления кризисных ситуаций.
  • Формирование позитивного отношения к жизни.

Иными словами, теоретическая и прикладная психология в семейных вопросах применяется для формирования гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи, сохраняя границы личного пространства каждого.

Преподавание психологии как науки — теоретической и прикладной

Читать далее: Методические особенности преподавания теоретической психологии

1. Цели преподавания психологии в вузе

психология преподавание прикладной теоретический

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Эта цель хотя и общая и относится к изучению любой дисциплины, но касается она деятельности только студента: именно он должен стремиться к ее достижению. А что касается преподавателя, то его деятельность имеет свою специфическую, отличную от студенческой, цель. У студента цель – изучение науки, а у преподавателя – ее внедрение. Эти цели в конечном счете смыкаются. Но в момент их постановки они выглядят по-разному: студент нацелен на то, чтобы «взять знания» у преподавателя, – а последний нацелен «дать» ему эти необходимые знания и научить его пользоваться ими.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д.

Таким образом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки.

Так, теоретическую (общую) психологию принято называть – объяснительной, а прикладную психологию – практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология – явления общественной жизни, факты группового поведения; инженерная психология – особенности взаимодействия человека с техникой; педагогическая психология – факты, связанные с условиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология – психологические причины улучшения или ухудшения здоровья; военная психология – особенности поведения человека в опасных ситуациях боя и т.д. Так, задача у прикладной психологии тоже является объяснительной, как и у общей, теоретической психологии, но объяснительной по отношению к фактам своей сферы интересов, которые относятся к компетенции каждой прикладной отрасли психологии.

А что касается практического применения психологических знаний, то как для теоретической, так и прикладной психологии оно сводится к объяснению фактов, в одном случае – с точки зрения более общей теории психологии, а в другом – с позиции более узкой области знаний – конкретной теории прикладной психологии. Так, например, мотивы поведения человека вообще, т.е. любого человека, можно объяснить на основе общепсихологической теории о производности мотивов от потребностей, а мотивы постоянных рискованных действий летчика-испытателя нужно уже объяснять с точки зрения авиационной психологии, так как сами потребности здесь конкретные и специфические. И так во всем.

Теперь вопрос: можно ли считать практическим применением психологической теории, когда она служит прикладным отраслям психологии? От ответа на этот вопрос зависит цель преподавания этих прикладных наук.

Ответ на него должен быть положительным: да, можно считать это практическим применением теории, но к разрешению не практических, а теоретических вопросов. Распространяя, например, общую психологическую теорию деятельности на познание психологии развития и обучения (т.е. на сферу педагогической психологии) или на выявление закономерностей формирования личности ребенка в игровой деятельности (т.е. на сферу возрастной психологии), мы поступаем по сути дела так же, как и при применении законов биологии к объяснению явлений, изучаемых медициной или зоологией, законов математики к исследованию в области физики твердого тела и т.п. Кстати говоря, общая теория психологии может найти применение в теоретическом объяснении фактов не только в прикладных психологических науках, но и в других («чужих») науках, как, например, в педагогике или социологии.

Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в других, смежных или несмежных, науках является одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике. Одну можно назвать – применение для объяснения психических явлений. Другую – применение для преобразования психологических фактов, для изменения их, для коррекции, которое относится к компетенции практической психологии, научное название которой психотехника.

Как мы только что выяснили, положения прикладной психологии, наравне с положениями теоретической психологии, применяются для объяснения психических явлений. Но оказывается, что объяснение относится к фактам и явлениями уже существующим, но не к тем, которые наступят после соответствующих преобразований: обучения, воспитания, психокоррекции, психотерапии и т.п. Когда прикладная психология применяется для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых новообразований, то такое ее применение является уже не только объяснением, а становится применением.

Таким образом, прикладная психология находит практическое применение двояким образом: для объяснения конкретных психологических явлений (теоретическая часть прикладной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики (практическая часть прикладной психологии, или психотехника).

Если преподаватель психологии в вузе озабочен развитием творческого мышления студентов и всячески способствует этому специальными интеллектуальными упражнениями, то это значит, что он занят не только теоретической психологией – обоснованием истинности теории, разъяснением ее постулатов, но и практической психологией, психотехникой, так как прикладывает свои усилия к реальному формированию навыков мышления, развитию способности решать мыслительные (аналитико-синтетические) задачи при опоре на материал теоретической психологии.

Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т.п.).

Данная общая цель, как мы указывали выше, должна подразделяться на ряд конкретных целей.

Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство – это студенты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа – это студенты-психологии. И для той, и для другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.

Начнем рассмотрение цели изучения психологии большинством студентов, не собирающихся стать специалистами-психологами.

Если общая цель одна, т.е. формирование умения психологически мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста-непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? По мнению известного психолога Е.А. Климова, психологические знания нужны любому специалисту-непсихологу для «психологической грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе» 1. Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и к специалистам-психологам, то целью изучения психологии студентами-непсихологами остается признать «психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства», чем может быть занят любой специалист.

С этим можно согласиться, но следует уточнить, по какому признаку отнести человека к категории психологически грамотных в достаточной мере или к числу людей, недостаточно грамотных.

Границы достаточной грамотности в вопросах психологии могут быть лишь специфическими для каждой сферы профессиональной деятельности. Так, например, психологическая грамотность директора шахты, несомненно, отличается от психологической грамотности бригадира шахтеров. И не потому вовсе, что они по служебной иерархии стоят на разных ступенях, а в силу различия характера их деятельности: они решают разные задачи, в зависимости от которых анализируют и оценивают взаимоотношения людей, обучают и руководят ими. В самом деле, если директору шахты нужно найти взаимопонимание с экономистом и юрисконсультом при принятии хозяйственного решения, то у бригадира такая необходимость едва ли когда-нибудь возникнет, и для него быть психологически компетентным в этих вопросах нет особой нужды. Так обстоит дело с вопросом о границах психологической грамотности для любых других специалистов-руководителей разного профиля и разных сфер деятельности.

Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель – научиться психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к специалистам-непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для специалиста-маркшейдера или биолога-орнитолога такой недостаток не будет столь ущербным, если они отличные специалисты в своей области, хотя психологические знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.

Однако наряду с общей целью изучения психологии у будущих психологов-специалистов разного направления (теоретического, прикладного, практического) тоже есть свои конкретные цели.

Так, психолог-теоретик, обучающийся, к примеру, на психологическом факультете МГУ, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть готовым вести научные исследования по фундаментальным проблемам психологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. При этом он может позволить себе не быть специалистом в прикладной отрасли психологии и не уметь ничего выполнять с высоким мастерством в сфере практической психологии. Пусть такое допущение является крайностью (реально психолог-теоретик, конечно, многое умеет делать и практически), но оно явственнее демонстрирует специфическую цель обучения психолога-теоретика. Его задача – развивать науку дальше, владеть методологией и методикой научных исследований, уверенно ориентироваться в современном состоянии отечественной и зарубежной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки.

Какова конкретная цель обучения такого специалиста? Она, по существу, совпадает с общей целью изучения психологии как науки – научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, но для решения не столько практических, сколько теоретических задач. Ему надо научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

По-другому выглядит конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии – педагогической, возрастной, правовой (юридической), инженерной, медицинской (клинической) и т.д., которая находит применение для объяснения явлений психики в узких, конкретных областях исследования, а в своей практической части (в психотехнике) – применение для преобразования психики. Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет нас по-особому ставить перед собой и цель преподавания, и цель изучения ее студентом.

Представляется оптимальной такая постановка цели: формирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, а также освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке. Так, студент-медик, готовясь стать врачом, изучает клиническую психологию для овладения методами психотерапевтического, психокоррекционного, психопрофилактического воздействия на больного с целью его исцеления; студент-юрист (будущий следователь, судья, прокурор и др.) применяет положения психологии для выявления причин и мотивов преступления или преступного поведения обвиняемого с целью правильного выбора исправительно-профилактических мер; будущий учитель любого школьного предмета овладевает умением анализировать психологические причины отставания ученика или, наоборот, успешной учебы по своему предмету, изучая каждого индивидуально.

При этом преподаватель психологии может строить свою работу так, чтобы общая цель преподавания – формирование психологического мышления достигалась главным образом на лекционных и семинарских занятиях; практические умения – на лабораторных и практических занятиях, а также во время учебной практики в школах, детских садах, на предприятиях и фирмах, в юридических консультациях, судах и прокуратурах, в медицинских клиниках.

Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.

Читать далее: Методические особенности преподавания теоретической психологии

Информация о работе «Преподавание психологии как науки — теоретической и прикладной»

Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 80300 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Методика преподавания психологии как педагогическая дисциплина и как наука

… других (для непсихологических факультетов педвузов и для студентов непедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычно преподается как единая дисциплина. А како­ва должна быть методика преподавания, становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки. Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологи­ческой науки изучает возрастную динамику …

Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебного предмета

… не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета. 3. Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебного предмета Психология высшей школы (высшего образования) является, строго говоря, разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении …

Предмет и задачи психологии как науки

… широкое понимание предмета психологии. Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир …

Преподавание истории психологии

… обсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли. Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции – через программирование самостоятельной работы студентов – к творческой дискуссии на семинарском занятии. …

В военной и спортивной жизни

В этой отрасли важной задачей является развитие духа противоборства и состязательности. В этом направлении осуществляется ряд мер:

  • Формирование навыков поведения в экстремальных ситуациях.
  • Прогнозирование действий человека в условиях борьбы и соревнования.
  • Критерии отбора спортсменов для состязаний.
  • Формирование условий, благоприятных для достижения поставленных целей.
  • Навыки реабилитации после поражений, терапия травм психологического характера, вытекающие из состязательного состояния.
  • Разработка методов диагностики и исследовательской базы.

Пенитенциарный сектор

Данное направление психологии практикуется не во всех странах, хотя ее роль в развитии общества неоценима. Суть направления заключается в перевоспитании и адаптации осужденных лиц. Однако во многих государственных системах эта отрасль не разработана и не реализована. Меры взаимодействия с осужденными лицами заканчиваются тюремным заключением.

Такой подход продолжает давать свои негативные результаты. Годы содержания осужденных в условиях морально-психологического давления не приводят к осмыслению своих поступков. Личность ломается окончательно, и в дальнейшем только малый процент способен устроить свою жизнь в рамках социальных норм. Для большинства осужденных насильственная форма отношений становится нормой, поэтому через некоторое время после освобождения они снова возвращаются в тюремные стены.

Если организовать данную отрасль в качестве самостоятельной профессиональной структуры, сформировав конкретные задачи, если привлечь соответствующих специалистов, то такой шаг станет существенным вкладом в развитие общества.

Экологическая

Проблемы прикладной психологии имеют свое место и в экологической сфере. В этой отрасли прикладная часть психологии направлена на поиск внутреннего потенциала человека, направленного на бережное отношение к окружающей среде. Если речь идет о конкретных действиях, то они осуществляются при изменении условий окружающей среды из-за природных катаклизмов и иных форс-мажорных обстоятельств.

Как и в других направлениях прикладной психологии, в этом аспекте задачи носят диагностический, коррекционный, терапевтический и реабилитационный характер.

Перспектива

А что, если мы и дальше будем наблюдать переплетение точных, гуманитарных и естественных наук. Мир ведь не однобок, он огромен, включает множество форм жизни, и все они тесно переплетены в единой экосистеме. В этом есть логика. Одна наука не может быть главнее другой, как и пиранья не может быть главнее носорога. Когда мы допустим до головы, до мозга, что один объект не отрицает жизни другого, что математика, рано или поздно будет косвенно цеплять фармакологию или психологию, мы сможем посмотреть на все вокруг по-другому.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть