ПСИХОЛОГИЯ

Что такое проективные методы в психологии

Проективные методики – особенности использования в психологии

Наш внутренний мир, содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Основы проективной диагностики

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт. Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен. Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное. Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об апатии, слабоволии, а дрожащие – о робости и страхе.

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые мотивы людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

Источник

ГЛАВА 3. Проективный метод в психологическом исследовании

История развития и теоретические основы проективного метода. Виды проективных методик. Описание проективных методик.

Проективные методики — приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно проявляться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.

Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

Позднее К. Юнг полагал, что эмоции влияют на способность личности к формированию и восприятию идей. Он подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных.

Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологи и сам Юнг настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.

В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты, например, больные эпилепсией, практически не давали атипичных ассоциаций. Однако важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового исследования: свободных ассоциаций у детей. Протестировав 300 детей различного возраста, они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный рост индивидуальных ответов.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Первой проективной методикой, т.е. той, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции – психологической концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ) американского психолога Генри Мюррея (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших категорий и понятий.

Проекция (от лат. – выбрасывание) как психологическое понятие появилось впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду. Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта между бессознательными влечениями и установками общества, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму – проекции. Фрейд, правда, упоминает и о том, что проекция не только возникает в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также принимает самое большое участие в образовании внешнего мира. Однако это расширенное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции – наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков – основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считается единственно обоснованным.

Атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать отрицательную информацию о собственной личности и является нормальным процессом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция — это, если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о неспособности согласиться с отрицательной информацией о себе (рисунок 11).

Рисунок 11 — Виды проекций

Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, которое объясняет восприятия объекта актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом».

Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития. Поэтому, при обозначении определенных методик, существующих как проективные, применяют к ним существующие концепции проекции, применительно к задачам диагностики личности.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось Лоуренсом Франком (полное исследование в 1948). Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1 Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).

2 Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3 Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже существующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

2) отсутствие ограничений в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых, как «правильных» и «ошибочных».

Виды проективных методик

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других с предложенными позднее изменениями и дополнениями, сегодня наиболее полно характеризует проективную технику.

· Конституитивные (испытуемому предлагают какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения). Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления, ожидания на тестовый материал.

· Конструктивные (предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных, модели их жилищ и пр.) из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его). Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни, а по определенным особенностям этих сцен и рассказов о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике их окружения.

· Интепретативные (испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены неопределенные ситуации, о которых необходимо составить рассказ с указанием того, что привело к такому выводу). Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.

· Катартические (предполагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях). Например, психодрама. Это дает возможность исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую эмоционально насыщенную информацию.

· Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремиться диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

· Экспрессивные (осуществление испытуемыми изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом – дерево – человек»). По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностей.

· Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Например, тест Люшера: предлагают выбрать квадрат с наиболее приятным цветом. После повторной процедуры определяется ряд наиболее привлекательных цветов и интерпретируется по символическим значениям цвета. В качестве стимулов могут выступать любые объекты неживой природы.

· Аддитивные (от обследуемых требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории). Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Следует отметить, что некоторыми учеными предпринимались неоднократные попытки менять обозначения обсуждаемых методик. Так, Р. Кеттелл предпочитает называть их «тестами ошибочного восприятия», Л. Бланк – «тестами апперцептивного искажения». Однако большинство исследователей принимают их исторически сложившееся обозначение как проективных.

Описание проективных методик

1 Методика чернильных пятен Г. Роршаха (Rorschach Inkblot Test). Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т.д.

Хотя стандартизированные серии чернильных пятен ис­пользовались психологами и раньше для изучения воображения и дру­гих психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чер­нильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Г. Роршах экспериментировал с большим коли­чеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным груп­пам психически больных. В результате подобных клинических иссле­дований те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отра­батывались с помощью дополнительного тестирования умственно от­сталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с изве­стными психологическими характеристиками. Г. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов. В его методике используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?» Помимо до­словной записи ответов испытуемого по каждой карточке эксперимен­татор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения обследуемого во время сеан­са диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспери­ментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относи­тельно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса респондент может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показате­лей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в пока­затели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содер­жание, популярность

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ас­социирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Локализация ответа (целое пятно или деталь) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному. Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки.

Детерминанты ответа — это те параметры пятна, которые вызыва­ют ответ. Они включают форму, цвет, оттенок и движение. Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Четкая «хорошая» форма свидетельствует о наблюдательности точности, реалистичности мышления; в норме подобные ответы составляют 80—90%. Использование оттенков в ответах говорит о чувствительности человека к тонким нюансам межличностных отношений. В сочетании с формой оттенки указывают на способ управления потребностью в привязанности, зависимости, опеке со стороны других людей.

Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, Роршах рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интраверсии) и эмоциональной стабильности.

Психологическая интерпретация кинестетических показателей — самая сложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Считается, что этот показатель наиболее интимно связан с внутренним миром личности, хотя существуют разные точки зрения на то, какие именно тенденции он представляет. Большинство исследователей расценивают кинезстезии как проекцию бессознательных глубинных слоев жизни личности, поскольку в отличие от цвета и формы, обусловленных объективными качествами пятна, движение как бы привносится самим субъектом. Исходя из этого, кинестезии часто связывают с творческими способностями, высоким интеллектом, развитым воображением. Роршах рассматривал их в связи с интраверсивной направленностью личности, т.е. умением человека «уйти в себя», творчески переработать (сублимировать) аффективные конфликты и тем самым добиться внутренней стабильности.

Таким образом, человеческие кинестезии указывают на:

2) зрелость «Я», выражающуюся в сознательном принятии собственного внутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями;

3) творческий интеллект (при хорошей форме);

4) аффективную стабильность и адаптированность;

5) способность к эмпатии.

Содержание. Трактовка содержания меняется в зависимости от си­стемы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человече­ские фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигу­ры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевлен­ные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относитель­ной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таб­лицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относи­тельное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий.

2 Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов ХХ века. Правильное, квалифицированное применение этой сложной ме­тодики позволяет получить целостное, глобальное знание о лично­сти, в котором представлена информация о доминирующих потреб­ностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, само­оценке.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты.

Г. Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ.

1 Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

2 Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, а желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.

3 Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других очень мало или он может вообще отсутствовать.

4 Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.

5 Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов:

1 На первом этапе следует определить героя каждого рассказа.

2 На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя: его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терми­нологии Г. Мюррея, это проявления потребностей. Потребность — глав­ная категория персонологии. Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, посколь­ку каждому человеку присущ специфический их комплекс. Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифици­ровал по разным основаниям. Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент на происхож­дении потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает, является следующая: различаются психиче­ские, организменные и социальные потребности. Мюррей выделил и описал несколько базовых потребностей, среди которых доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др.

3 На третьем этапе по­сле нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, дли­тельности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

4 Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся силь­нее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифици­рует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Контрольные вопросы:

1 Каковы цели использования проективных методов?

2 Каковы достоинства и недостатки проективных методов?

3 Дайте общую характеристику ТАТ, опишите области примене­ния этой методики.

Список литературы:

1 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

2 Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб., 1992.

3 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Киев, 1995.

4 Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. Рос­тов н/Д., 1996.

5 Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть