ПСИХОЛОГИЯ

Что такое проективный метод в психологии

Проективные методики – особенности использования в психологии

Наш внутренний мир, содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Основы проективной диагностики

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт. Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен. Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное. Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об апатии, слабоволии, а дрожащие – о робости и страхе.

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые мотивы людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

Источник

Проективные методики в психологии.
статья на тему

В психологии существует такое понятие как «проекция», то есть перенос вовне своего внутреннего мира, приписывание своих проблем, черт характера другим предметам и людям. В данном материале дается общая характеристика понятия «проективные методики», с фамилиями основоположников данного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
proektivnye_metodiki_v_psihologii_.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проективные методики в психологии

Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя — воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чернильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18х24 см. Пять изображений черно-белые, пять — цветные. Нечто вполне им подобное можно получить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой половине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества им сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Обследование обычно проводится в два этапа. На первом человеку предлагается рассмотреть каждый лист и описать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напоминает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний, фиксируются особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие именно характеристики изображения обусловили предыдущие ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т. д.), а также на локализацию значимых деталей по отношению ко всему изображению, на особенности пятна, выделяемые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригинальности ответов по сравнению с известным массивом данных.

Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», аффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ).

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя. Разумеется, существуют указания по основным принципам диагностики, описаны в литературе те или иные значения вариантов поведения испытуемых. Однако, этого, как правило, недостаточно для полноценной исследовательской деятельности. Необходимая профессиональная компетентность приобретается в ходе продолжительной практики под руководством специалистов. Поэтому в данном параграфе содержатся, по-преимуществу, только общие сведения о специфике такого рода методик.

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительными, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

Еще более серьезную проблему представляет субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений. В качестве примера можно привести феномен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчивым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпечатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

Специалистами выдвигается еще один критический аргумент: в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Все это не позволяет говорить, как это иногда случается на практике, о «проективных тестах». Однако, следует заметить, что в руках знающего психолога данные методики становятся незаменимым средством изучения личности. Хотя, конечно, ни один из них не решится формулировать окончательные исследовательские выводы на основе отдельной проективной методики без проверки ее результатов другими способами.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961).

Напомним, что от испытуемого при этом требуется максимально быстрый ответ на предъявляемое ему слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматриваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов.

Основополагающими теоретическими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

Положение о том, что актуализация одних психических элементов (восприятий, представлений) при некоторых условиях влечет за собой появление других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым первоначально понимался скрытый двигатель личности, совокупность нереализованных влечений, слепо действующих из глубин психики. Проективные методики при этом рассматривались как своеобразный «мостик» от сознания одного человека к бессознательному другого.

Следует заметить, что и сам термин, обозначающий данную группу методик, пришел из психоанализа. Где, как известно, проекция — один из защитных механизмов, действие которого заключается в неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на кого-либо из окружающих.

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности. Рассмотрим основные разновидности этого направления.

Существует множество классификаций методик, основанных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

1. Методики структурирования, предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.

Помимо визуальных символов, подобных описанным выше «чернильным пятнам Роршаха», сюда можно, скажем, отнести таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослушать запись мужского голоса, предупреждают о необходимости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В действительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом собирается информация, характеризующая человека с точки зрения контактности, внушаемости, доминирующих отношений к себе и к другим, степени субъективизма суждений.

Заслуживает внимания еще одна методика из данной группы — трехмерной апперцепции тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947). Ее стимульный материал состоит из 28 объемных предметов, не имеющих четкой формы (от близких к шару и цилиндру до похожих на человека или животных). Неопределенность форм становится становится условием разнообразия поведения испытуемых. От них требуется, во-первых, отобрав часть предметов, составить и рассказать некую историю, иллюстрируя свой рассказ действиями с предметами, а во-вторых, описать, что же представляет из себя каждый предмет, назвать его. Интересен тот вариант методики, когда люди работают с налаженными на глаза повязками, ориентируясь лишь на кинестетические и тактильные ощущения.

2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов. Пожалуй, наиболее известная из них — «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). Для выполнения методики предлагается 232 маленьких ярких моделей (дома, деревья, самолеты, животные, люди и т. д.). Задача испытуемого — по своему усмотрению создать из них некий «малый мир». При анализе действий учитывается, какие предметы выбраны первыми, какое их количество использовано, определяется площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики выявили и описали несколько типов подходов к конструированию мира, с которыми можно соотнести работу конкретных испытуемых.

Другим примером здесь может быть «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.

3. Методики интерпретации, предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений.

Одна из старейших и наиболее распространенных методик этой группы — «тематической апперцепции тест» (ТАТ), разработанная в 1935 году создателем теории персонологии Генри Мерреем в соавторстве с Кристианой Морган.

В ходе исследования испытуемым предъявляются в определенной последовательности 20 картин, взятых из стандартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, допускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессивные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наиболее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразительных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как правило, предъявляются индивидуально. Процедура исследования занимает два дня.

В ходе анализа определяется, с каким «героем» идентифицирует себя испытуемый, выявляются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности и особенности влияния среды («прессы»). Сочетание этих двух переменных образует «тему» (отсюда название методики) или динамическую структуру взаимодействия личности и среды.

По Г. Меррею, содержание «тем» составляют реальные поступки испытуемого, то, к чему он стремится, что им не осознается, проявляясь в фантазиях, то, что он испытывает в настоящий момент и, наконец, особенности представления будущего. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях и потребностях, конфликтах, характерных для данного человека, способах их разрешения,

Значительное распространение среди интерпретационных методик имеет и та, которая была создана в 1945 году Саулом Розенцвейгом на основе его теории фрустрации (от лат. «обман», «расстройство»).

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем).

4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

Прием завершения предложений, представляющий собой своеобразное развитие ассоциативного эксперимента, был впервые применен А. Пейном в 1928 году. В такого рода методиках испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел. », «Будущее кажется мне. », «Если бы я снова стал молодым. »). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.

Методики завершения предложений существуют во множестве вариантов и находят активное применение в современной психодиагностике. Несколько меньшее распространение имеют по сравнению с ними те, которые ориентированы на дополнение текстов. В качестве примера последних можно привести так называемый «инсайт тест» (Е. Саржент, 1944). В нем испытуемый знакомится с определенным набором ситуаций и, поставив себя на место активно действующего лица, отвечает на вопросы.

Это выглядит таким образом: «Молодой человек неожиданно для себя узнает о том, что девушка, с которой он обручен, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?»

Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.

5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества.

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществляется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

Существуют такие варианты катарсических методик, где испытуемые действуют опосредованно, проецируя свои черты и реакции на предметы-заместители. Имеется в виду, скажем, «тест кукол» (А. Вольтман, 1951). Здесь детей просят разыграть с набором кукол различные сцены (например, «ссора с братом») или поставить спектакль на заданную тему.

6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

В этой группе наибольшим распространением отличается «тест цветовых предпочтений», известный как «тест Люшера». Его стимульный материал представляет собой набор цветных карточек. В полном варианте представлено 73 карточки 25-ти различных оттенков. В кратком, наиболее часто применяемом варианте, — 8 карточек.

В последнем случае процедура исследования начинается с одновременного предъявления их испытуемому. При этом его просят выбрать карточку, наиболее приятную, понравившуюся. Затем ее откладывают в сторону. Испытуемого просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д.

Интерпретация выполнения основана на следующих принципах:

а) каждый цвет обладает определенным символическим значением (например, зеленый — уверенность, настойчивость, упорство; синий — спокойствие, удовлетворенность);

б) парные сочетания цветов имеют собственные значения, более полно отражающие индивидуальные особенности личности;

в) позиции цветов в общем ряду или порядок выборов характеризуются функциональными значениями (скажем, выбранный первым цвет отражает средства достижения цели (так, синий обозначает желание человека действовать спокойно, без напряжения. ), выбранный вторым цвет характеризует цель стремлений и т. д.);

г) отвержение «основных» цветов (красного, синего, зеленого, желтого) равно как и выбор в числе первых цветов «дополнительных» (фиолетового, коричневого, черного, серого) — показатель внутреннего неблагополучия, подавленных потребностей, интенсивных тревог, стресса.

7. Графические методики, основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.

Среди них представляется весьма своеобразным «тест окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 и др.), где испытуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется в полном соответствии с названием методики. По завершении работы испытуемого просят рассказать о том, что получилось. Обычно при этом собирается серия изображений, сделанных одним лицом. Интерпретация основана как на формальных и символических характеристиках рисунков, так и на предпочтениях тех или иных красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Считается, что предельно слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.

В современной психодиагностике значительное распространение получили методики «бумаги и карандаша». В том числе «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948), «тест дерева» (К. Кох, 1949), «нарисуй человека» (К. Маховер, 1948), «автопортрет» (Р. Бернс, 1972) и многие другие. При анализе их выполнения исходят из положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector