ПСИХОЛОГИЯ

Что такое профессиональная пригодность в психологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

(ПРОФПРИГОДНОСТЬ)

Профессиональная пригодностьсовокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодностьне врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность.

Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (Профессиональная деформация).

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков).В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА

По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. А иногда человек развивается и дальше становится новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию.

Одно из направлений психологии трударазработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.

Модель специалиста может включать:

Профессиограммуописание психологических норм и требований к деятельности специалиста;

Профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист;

Квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты. Профессиограммавключает психограммуописание психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности и трудограммуописание труда.

ПСИХОГРАММА

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Характеристики операциональной сферы специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.

Маркова А. К. Психология профессионализма.М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — С.28-30.

ТРУДОГРАММА

1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии — стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда — первый важный шаг к профессионализму.

4. Профессиональные знания.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.

6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.

9. Результат (продукт) труда — это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.

12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.

13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.

14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — С. 26-28.

Источник

Что такое профессиональная пригодность в психологии

Люди отличаются друг от друга своими личными качествами. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально ценными. Так, например, для водителя важны внимательность и собранность, быстрая реакция и способность четко действовать в экстремальных ситуациях; учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями; хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.
Таким образом, для каждой профессии можно составить список, где будут указаны профессионально ценные качества. Любая профессиональная деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и его профессии. Это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии.

Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:

  • выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  • удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  • меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  • одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  • развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к мышлению, памяти, вниманию, моторике, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Разные профессии предъявляют различные требования к человеку: одни – к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие – к психическим процессам, третьи – к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий. Но определенные ограничения при выборе профессий все же существуют, и их надо учитывать. Особую роль здесь играют такие природные предпосылки, как здоровье и свойства нервной системы человека. Не зря человек, прежде чем устроиться на какую-нибудь определенную работу, должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы выяснить, нет ли у него каких-либо медицинских противопоказаний, которые помешают ему эффективно осуществлять трудовую деятельность в выбранной профессии.

Профпригодность человека нужно понимать как взаимное соответствие конкретного человека в конкретной области, применения его сил в конкретное время. Вопросы профпригодности всегда нужно рассматривать индивидуально.

Степени профессиональной пригодности

Непригодность. Об этой характеристике говорят при отклонениях в состоянии здоровья, не совместимых с работой. Это значит, что деятельность в данной области может ухудшить состояние здоровья человека. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими, но и психологическими (те или иные стойкие личные качества, которые могут выступать помехой для получения определенной профессии).

Кроме того, есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Пригодность. Пригодность характеризуется отсутствием противопоказаний к труду в той или иной области, однако она не означает явно выраженные склонности. Иначе говоря, противопоказаний нет, но и очевидные показания отсутствуют. «Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что станешь хорошим специалистом» – примерно так можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Это понятие означает, что нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт работы в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям выбранной профессии. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников и коллег, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эта степень выявляется чаще всего в процессе работы.

Профессиональное призвание – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для определенной профессиональной деятельности.

Типы профессиональной пригодности

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными. Выделяют два типа профессиональной пригодности:

  • абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности и безупречное здоровье: здоровая нервная и психическая системы, хорошие зрение и слух, хорошая функция опорно-двигательного, вестибулярного аппарата и т. д.);
  • относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность).

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность. При абсолютной профпригодности человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, относительная же профпригодность характерна для большинства профессий.

Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия пилота людям с повышенной утомляемостью в условиях монотонии. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии водителя, спасателя, полицейского и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психологических качеств и свойств.

Пять структурных компонентов пригодности человека к работе

  1. Гражданские качества (отношения к обществу, идейный, моральный облик человека). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач, судья, следователь и т. д.).
  2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности). Например, профессия такова, что требуется постоянная работа в одиночку, без внешнего контроля за исполнением. В данном случае такая черта характера, как добросовестность выступает в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.
  3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Включает интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические характеристики: состояние здоровья, силу, выносливость и т. д.
  4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности. Это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Однако отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных, специальных способностей, образующих единство.

  1. Знания, умения, навыки, опыт. У человека не может быть полностью сформированной профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельностью. Навыки и знания формируются в процессе профессиональной деятельности на основании приобретенного опыта.

Профессиональная пригодность во многом зависит от отношения человека к труду вообще и, в особенности, к определенной профессии. Идеальная профпригодность достигается при совпадении трех компонентов:

  • «надо», то есть осознание общественной необходимости;
  • «хочу», то есть желание и интересы человека;
  • «могу», то есть наличие необходимых способностей к работе.

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях.

Формирование профессиональной пригодности всегда является процессом индивидуальным. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть