ПСИХОЛОГИЯ

Что такое психодрама в психологии

Психодрама — это метод психотерапии. Как и зачем он используется

Психология знает много методов групповой психотерапии. Один из них – метод психодрамы. Это театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее людям лучше понимать свой внутренний мир, особенности других людей. Вместе с тем это отличный способ раскрытия творческого потенциала. Психодрама помогает человеку изменить восприятие, самовосприятие, отношение, самоотношение, поведение. В результате повышается продуктивность жизни личности и ее взаимоотношений.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии. Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.
  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.
  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Источник

Психодрама

Психодрама – это одновременно психотерапевтическая методика и механизм психологического консультирования, разработанные Я. Морено. В классической психодраме с целью исследования внутренней жизни субъекта используется механизм драматической импровизации. Работа индивидуумов, которые завершают собственные действия при помощи театрализации, драматического самовыражения и ролевых игр, является основой метода психодрамы.

Психодрама как метод психотерапии применяется в качестве индивидуальной практики (монодрамы) и в групповом действии. Методика психодрамы предполагает использование вербальных коммуникаций и невербального взаимодействия. Сеанс строится на разыгрывании нескольких сцен, которые могут изображать, например, воспоминания клиента о некоторых событиях прошлого, какие-то неоконченные ситуации, его сны или фантазии и др. Такие сцены могут быть либо близки к реальности, либо могут выводить наружу внутренние процессы психики. При помощи сценического разыгрывания собственных моментов жизни субъект получает возможность приобретения способностей, которые в будущем пригодятся ему.

Метод психодрамы

Психодрамой называют психотерапевтическую практику, представляющую собой ролевую игру. В процессе такой игры происходит драматическая импровизация, способствующая исследованию внутреннего мира субъектов и образующая условия для самопроизвольного выражения чувств, тесно связанных с наиболее значимыми для индивида проблемами.

Групповая психодрама базируется на игровых нормах.

Понятие о психодраме в качестве коррекционной техники зародилось вследствие эксперимента, поставленного Я. Л. Морено. Такой эксперимент впоследствии назвали «спонтанным театром». Впервые о терапевтической составляющей игровых техник Морено задумался, когда увидел, как гуляющие дети в парках Вены разыгрывали собственные фантазии. В ходе экспериментов разыгрывания ситуаций Морено заметил, что возникает спонтанность, продуцируется креативность, зарождается истинный эмоциональная контакт, связывающий участников ситуации, так называемый катарсис, помогающий достигнуть творческой активности и инсайт индивидам.

Групповая психодрама предоставляет субъекту в игре роль героя. Содержание игры должно фиксироваться на проблемах личности, что способствует свободному выражению собственных чувств в управляемых терапевтом импровизациях. Участники психодрамы внимательно наблюдают за событиями и сопоставляют совершающиеся действия на игровой сцене с собственными трудностями.

Целью психодрамы является диагностирование и коррекционное воздействие на неадекватные настрои и эмоциональное реагирование, их ликвидация, углубление самопознания и отработка социальной перцепции.

Психодрама способствует раскрытию глубинных эмоций в значительно более насыщенной и эффективной конфигурации, чем это допускают сделать другие техники, основанные на вербальном описании переживания.

В процессе психодрамы индивид находит действенные методы решения проблем психологического характера различных уровней: от житейского до экзистенциального. Субъект при помощи терапевта и участников воспроизводит значимые жизненные события в драматическом акте, разыгрывает сцены, которые имеют отношение к его проблемной ситуации. Все сцены проигрываются в соответствии с принципом «здесь и сейчас», другими словами они не зависят от времени возникновения ситуаций. Действие структуируется таким образом, чтобы содействовать конкретизации проблемной ситуации. Происходит анализ новых ролей, альтернативных реакций, аффективных поведенческих стилей, выполняется поиск и опробование на практике более плодотворных моделей разрешения проблемы. Физические действия, на которых выстраивается психодрама, увеличивают возможность применения такого значимого источника познания собственной персоны и окружающих, как сигналы неречевого поведения.

Психодрама направлена на оказание помощи тем индивидам, которые имеют сложности в словесном выражении чувств и жизненного опыта. В процессе психодрамы субъект одновременно является главным героем разыгрываемой ситуации, ее творцом, исследователем себя и собственной жизни.

Детская психодрама широко применяется при отклоняющемся поведении для ликвидации неадекватного эмоционального реагирования и отработки умений социального восприятия.

Виды психодрамы предложил А. Вольтман, такие как кукольная драматизация и биодрама. Характерной чертой биодрамы является распределение между малышами ролей зверей. Вольтман полагал, что малышу, особенно в дошкольном возрастном этапе, легче играть роль какой-нибудь зверюшки, чем играть себя, товарищей или родственников. Кукольная драматизация предполагает разыгрывание взрослыми перед ребенком значимых для него состояний или конфликтных ситуаций посредством кукольного спектакля. Кукольные драматизации рекомендуется использовать с малышами, с которыми затруднено общение и находящимися в преддошкольном и дошкольном возрастном периоде.

Существуют и иные виды психодрамы. Например, один из индивидов, принимающих участие в групповом терапевтическом сеансе, в театральной форме демонстрирует или рассказывает о жизненных событиях. В этом случае ключевая роль отводится импровизации и доброжелательному настрою группы.

Методы психодрамы можно применять в качестве самостоятельных психотерапевтических техник, но наряду с этим более действенно ее использование в совокупности с другими терапевтическими методиками групповой практики, например, с групповой дискуссией.

Психодрама в психотерапии препятствует избыточной рационализации, помогает субъекту показать эмоции, выражение которых затруднено при помощи вербалики, и содействует достижению осознания. Данный метод в качестве составляющей групповой практики широко применяется в процессе коррекционной работы с расстройствами эмоционального характера, терапии некоторых психосоматических заболеваний, в семейной психокоррекционной работе.

Огромным значением в психодраматической практике обладает эффект катарсиса, возникающий вследствие реагирования внутренних конфликтов, обнаруживаемых в процессе психодраматического акта.

Элементы психодрамы довольно популярны и в других психотерапевтических направлениях, например, в гештальттерапии или поведенческо-ориентированной терапии.

Гештальт и психодрама сегодня попали в число наиболее приоритетных и популярных. Ведь они испытаны временем, имеют наработанную теоретическую основу и практическую базу, широко практикуются во многих странах. Также важным является то, что сферы употребления психодраматических методов и гештальт-подхода практически не имеют границ. Они могут одинаково эффективно применятся, как в психологических практиках, так и в социальной работе. Универсальность этих методик позволяет их использовать при индивидуальной работе с субъектами и в групповой работе, не зависимо от количества участников.

Гештальт и психодрама являются не просто методиками психотерапии или набором техник, используемых на тренингах. Главным образом, это образ мышления, практика каждодневного постижения собственного проживания здесь и сейчас, способствующая формированию личности.

К задачам психодрамы следует отнести творческое переосмысливание собственных конфликтов, образование более совершенных и адекватных аспектов самопознания себя индивидом, преодоление разрушительных поведенческих моделей и стилей эмоционального реагирования, выработку новых адекватных поведенческих реакций и моделей эмоционального реагирования.

Классическое проведение сеансов психодрамы содержит в себе 5 ключевых позиций. На первой позиции находится протагонист, то есть первый игрок, изображающий в психодраматическом акте героя, исполнителя главной роли, который демонстрирует собственные проблемы. Вторую позицию занимает режиссер или фасилитатор. С его помощью протагонист возрождает собственную актуальную реальность. Другими словами, режиссером является индивид, помогающий клиенту проанализировать собственные проблемы, создающий нужную атмосферу в группе и распределяющий роли между участниками. Третью позицию занимают вспомогательные «Я», которые являются другими участниками группы, играющими второстепенные роли и усиливающие действия режиссера. К основными функциям вспомогательных «Я» относят обыгрывание ролей, необходимых протагонисту для воплощения его замысла, помощь в понимании протагонистом его восприятия взаимоотношений с другими действующими лицами, проявление неосознаваемых протагонистом отношений, помощь протагонисту в переходе от драматического акта к реальной жизни. На четвертой позиции находятся зрители, которые являются членами группы, не принимающими прямого участия в психодраматическом акте, но участвующие в дальнейшем обсуждении ситуации по завершению ее обыгрывания. Сцена занимает пятую позицию. Сценой называют место в помещении или другом пространстве, где разыгрывается сценическое действие.

Психодрама Морено

Развитие групповых способов психотерапии в качестве отдельно взятого терапевтического направления, тесно связано с именем Я. Морено. Психодраматическая практика последние несколько десятилетий результативно применяется почти во всех европейских странах и США.

К стержневым понятиям психодраматической практики следует отнести: роли и различные ролевые игры, теле, спонтанность, инсайт и катарсис.

Необходимо постигнуть принципиальную разницу психодра­матической практики в качестве метода терапии от театральной формы разыгрывания ролевых образов. Если в театре абсолютно все роли распределены и расписаны ав­тором, то в психод­раматические практики не подразумевают под собой никакого предопределенного сценария.

В психодраме все участники сами воссоздают сценарий в процессе развития сюжета и не подозревают, к чему это может привести. Роли, участвующие в сценарии, выбирают и разделяют между собой сами. Терапевт всего лишь разъясняет главные правила и в их пре­делах поощряет всякую импровизацию и самопроизвольность.

Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоана­лиза, через который он старался описать лич­ность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопережива­ния (эмпатии) психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.

Морено же в собственном методе объединяет под одним понятием «теле» перенос и контрпере­нос, которые характеризуют взаимно направленный процесс эмпатии – психотерапевт–пациент и между всеми участвующими в психодраме. Наряду с этим в психодраме перенос и контрперенос применяется не столько для возможности охарактеризовать личность субъекта, сколько с целью терапевтического воздействия для его са­мораскрытия и победы над определенными комплексами и неврозами, для усиления группового процесса.

Под спонтанностью он подразумевал естественность (ненамеренность) реагирования и восприятия. Множество клиентов чересчур зажаты в собственных психологических защитных механизмах и стандартов поведения. Обретение такой спонтанности и естественности помогает индивидам эффективно освободиться от собственных комплексов и как следствие, от неврозов. Для того чтобы индивиды могли обрести спонтанность психотерапевт должен лишь подталкивать их действовать «здесь и теперь» при этом, не навязывая собственного сценария сюжетно-ролевой игры.

Катарсис в древнегреческой трагедии обо­значал так называемое очищение, озарение посредством страдания. В психоанализе Фрейд использовал понятие катарсис в смыс­ле раскрытия при­чин неврозов посредством интенсивных эмоциональных волнений и вытекающего из этого облегчения, то есть исцеления. В психодраматическом сценарии катарсис должны пережить не только протагонист и все участники конкретной сюжетной линии, но и все прочие индивиды, которые не участвуют в конкретной ситуации, но являются зрителями. У Я. Морено процесс катарсиса является ключевой задачей участников психодраматического процесса и сопереживающих зрителей. Он оказывает на них воздействие психотерапевтиче­ской направленности.

Понятие инсайт в переводе с английского языка имеет значение «неожиданное озарение» и означает оно неожиданное понимание субъектом собственных проблем или модификация взгляда на собственную персону, расши­ряющее возможности разрешения проблем. Инсайт обычно происходит вследствие катарсиса. Атмосфера и динамичность действий психодрамы долж­ны привести субъектов к катар­сису, а посредством него и к инсайту.

Сеанс психодрамы состоит из объяснения группе смысла и стержневых задач психодраматической практики, описание этапов реализации. Практическое воплощение психодрамы содержит в себе несколько этапов и три стадии организации са­мой психодрамы.

Сегодня особой популярности набирает детская психодрама для лечения их невротического поведения. Игра в психодраме является не только символическим обыгрыванием конфликтов, но и активной переработкой опыта. В психодраме ведется настоящая работа по одолению и разрешению конфликтных ситуаций. В игровом процессе малыши ощущают и переживают себя в качестве творческого инженера-конструктора, создателя, со-творца собственной жизни. Психодрама предоставляет возможность детям как бы «заново родиться» для более удовлетворяющей их жизни.
Детская психодрама ориентирована на сотворение творческой и естественной личности, поэтому она не ограничивается ликвидацией расстройств, она видит собственную ключевую задачу в способствовании развитию экспрессивной, креативной личности. Детская психодрама служит для стимуляции и поддержки в крохе спонтанности, естественности и творческой активности.

Техники психодрамы

Сегодня существует целый институт психодрамы, целью которого является помощь в развитии и применении различных техник и инструментов психодрамы в разных сферах деятельности, например, в психотерапии или образовании. Поэтому психодраматическая практика отличается значительной технической оснащенностью. Большинство техник были разработаны и использованы на практике в одной определенной ситуации. Однако есть и универсальные техники, которые не имеют зависимости от содержания проблемной ситуации.

Как правило, в начале работы используется техника представления себя. Она позволяет субъекту в коротких по времени сценах представить себя или изобразить значимых личностей. Данная техника может выполняться в монологическом виде или в форме интервью. Представление в ней направлено на предоставление информации об истинном поведении субъекта, а не о его фантазиях в отношении себя. При этом субъект сам решает, какую информацию предоставлять, что способствует ощущению безопасности. Вхождение в психодраматический акт посредством данной техники приумножает эффект разогрева, предоставляет возможность сосредоточения на проблеме.

Техника проигрывания роли предполагает признание и нахождение в роли. Преимущественно, ее выполняет вспомогательное «Я» при этом, способствуя протагонисту в постановке сюжета из собственной жизни.

Техника двойника предполагает вспомогательному «Я» сыграть роль протагониста. При этом «двойнику» рекомендуется располагаться позади и немного в стороне от протагониста. Вначале процесса ему надлежит постараться стать своеобразной тенью протагониста и при помощи движений, манеры изъясняться вживается в состояние протагониста. При этом вспомогательное «Я» приобретает обратную связь от протагониста, руководствуется ею и соответственным образом корректирует собственное поведение. После этого «двойник» старается углубить собственное понимание и выразить содержательный аспект, который не демонстрируется протагонистом. Прототип, в свой черед, может либо принять предложенную вариацию, либо проигнорировать ее. Также он может не согласиться и выразить несогласие в спокойной манере или бурными эмоциональными реакциями. В завершении данной техники оставшиеся участники подключаются для обсуждения действий «двойника».

Во многих современных странах институт психодрамы предоставляет возможность изучения и применения всевозможных техник для дальнейшего использование в практике.

Психодрама тренинг

Тренинг подразумевает наличие трех стадий и использование упражнений.

Психодрама упражнения могут ставить перед собой различные цели: от так называемого разогрева до отработки навыков ролевой игры. Упражнения могут использовать для раскрепощения участников, например, применяют элементы групповой гимнастики или пантомимы в парах либо тройках.

На первой стадии основная нагрузка ложится на режиссера. Здесь к его задачам относят: достижение раскрепощения участников, преодоления двигательной зажатости, поощрение, стимулирование возникновения спонтанности невербального словесного проявления эмоций, фокусирование внимания участников на решении общей цели.
Психодрама упражнения способствуют приобретению группой раскованности, естественности и спонтанности. При этом, чем быстрее они приобретут такие состояния, тем эффективнее произойдет налаживание процесса психодрамы.

После приобретения субъектами определенной доли раскованности, естественности и сотворения активной творческой обстановки вследствие грамотно проведенной разминки наступает вторая стадия терапии – основная часть психодраматической практики.
Вначале ведущий определяет протагониста и просит его выбрать важную для него ситуацию, тему или проблему, познакомить всех с общей идеей сюжета, который протагонист желает разыграть. Режиссер обращает внимание участников, что протагонист преподносит только общую направленность, а непосредственно развитие действий должно быть спонтанным в психодраме. После этого протагонисту необходимо подобрать себе партнеров, которые будут являться его вспомогательными «Я», и объяснить им задачи. Дальше происходит непосредственное обыгрывание протагонистом намеченного сюжета.
На завершающей стадии психодрамы происходит совместное обсуждение действий и анализ поведения протагониста и других участников. В таком обсуждении надлежит участвовать всем участником процесса.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector