ПСИХОЛОГИЯ

Что такое психология как объяснить детям

Как ребёнку рассказать о психологии

Как ребёнку (на примере девочки, занимающейся теннисом) рассказать и показать, что такое психика, как она может мешать в жизни достигать желаемых целей, как нужно управлять психикой, чтобы она помогала быть успешным в разных областях жизни — смотрите видео после текста внизу статьи.

Психика — результат взаимодействия мозга с окружающей средой

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевлённый, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймёте, о чём идёт речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и всё, что в нём находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Всё перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях.

Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека.

(Отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»).

Объективный критерий психики

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.

Отражение (реагирование) — это результат взаимодействия чего-то с чем-то.

Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика).

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части/условия/факторы среды.

Возникновение чувствительности связано с усложнением их жизнедеятельности. Это зависит от того, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к свойствам среды, которые напрямую относятся к их выживанию.

Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях — психическое отражение. Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных.

Источник

Урок для начальных классов на тему «Что изучает психология»

Выбранный для просмотра документ СЛАЙДЫ Что изучает психология.docx

ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА.

Занятие с обучающимися начальной школы.

Образовательные цели: дать первичное представление о психологии; познакомить с играми, развивающими внимание, память, мышление, воображение, способами человеческого общения.

Изучаемое понятие: психология.

Раскрытие понятия для детей: психология — это наука о человеке, которая изучает внимание, память, мышление, воображение, способы человеческого общения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое психология. Для этого мы будем выполнять необычные задания, каждый раз будем делать выводы о том, что изучает психология.

Длинноухий, но не заяц,

С копытами, но не лошадь. (Ослик.)

— Что помогло вам отгадать, загадку? (Мышление.)

Вывод. Психология — это наука о том, как мы думаем; что происходит в нашей голове, когда решаем задачи.

— Представьте себе, что вы впервые в школе получили плохую отметку и об этом вам необходимо сообщить маме. Скажите около доски фразу «Мама, я получил….(далее говорите, какую отметку вы получили)» с разной интонацией (очень весело, со злостью, грустно, безразлично, испуганно).

Вывод. Психология изучает эмоции и чувства человека.

— Назовите, какие вы знаете эмоции и чувства (после ответов показывается таблица с эмоциями и чувствами) – слайд 4

Показывается таблица эмоций и чувств

— Как проявляются наши эмоции?

— Можно ли научиться ими управлять?

— Если вы устали, то как восстановить силу и уметь управлять собой?

— Представьте ситуацию, что вы после разлуки встретились со своим другом.

— Что вы начинаете делать при встрече? (Разговаривать, общаться)

Вывод. Психология — это наука том, как человек общается, о способах, человеческого, общения. — Как человек может общаться, при помощи чего?

— Как люди могут показать свои эмоции, кроме слов? (Используя мимику, жесты)

— Посмотрите на следующие слайды, на них изображено лицо мужчины.

— Если вы обратите внимание на его мимику, вы сможете понять, какие чувства и эмоции в данный момент испытывает человек.

В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:

Взаимоотношения между людьми.

— Почему одни люди нам нравятся, а другие — не очень?

— Почему мы нравимся одним людям, а, другим — не очень?

— За что люди нравятся друг другу?

— Как научиться понимать другого человека, его состояние?

— Как научиться жить дружно?

Вывод. Психология изучает взаимоотношения людей, учит, как надо понимать других людей, помогает жить дружно.

— Почему один человек не похож на другого?

— Почему один быстрый в движениях, а другой – несколько медлительный?

— Один быстро говорит и думает, а другой – медленно?

Это зависит от темперамента человека. Это зависит от его характера: Это зависит от его способностей.

Вывод. Психология изучает индивидуальные особенности людей. Психология помогает понять темперамент, характер, способности людей.

— (Включается музыка) Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте пофантазировать.

— (Музыка выключается) Что вы представили себе?

— Что с вами происходило?

— Что вам помогло все это представить? (Фантазия)

Вывод. Психология – это наука о нашей фантазии. Она помогает придумывать новые образы, ситуации, сюжеты.

— Посмотрите на картинку и попробуйте запомнить то, что на ней изображено.

Показывается картинка с предметами

— Что помогло вам запомнить рисунки? (Память)

Вывод. Психология изучает человеческую память, как человек сохраняет информацию в головном мозге . Способы запоминания информации.

Сейчас я предлагаю послушать, что вы слышите на улице (в коридоре, в классе).

— Каким нужно быть человеком, чтобы услышать то, что необходимо, или увидеть и почувствовать то, что вам необходимо? (Внимательным.)

Вывод. Психология изучает внимание.

— Что же такое психология и что она изучает?

Общий вывод. Психология — это наука, которая изучает человека, наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том, как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.

Выбранный для просмотра документ ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА.

Занятие с обучающимися начальной школы.

Образовательные цели: дать первичное представление о психологии; познакомить с играми, развивающими внимание, память, мышление, воображение, способами человеческого общения.

Изучаемое понятие: психология.

Раскрытие понятия для детей: психология — это наука о человеке, которая изучает внимание, память, мышление, воображение, способы человеческого общения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое психология. Для этого мы будем выполнять необычные задания, каждый раз будем делать выводы о том, что изучает психология.

Длинноухий, но не заяц,

С копытами, но не лошадь. (Ослик.)

— Что помогло вам отгадать, загадку? (Мышление.)

Вывод. Психология — это наука о том, как мы думаем; что происходит в нашей голове, когда решаем задачи.

— Представьте себе, что вы впервые в школе получили плохую отметку и об этом вам необходимо сообщить маме. Скажите около доски фразу «Мама, я получил….(далее говорите, какую отметку вы получили)» с разной интонацией (очень весело, со злостью, грустно, безразлично, испуганно).

Вывод. Психология изучает эмоции и чувства человека.

— Назовите, какие вы знаете эмоции и чувства (после ответов показывается таблица с эмоциями и чувствами)

— Как проявляются наши эмоции?

— Можно ли научиться ими управлять?

— Если вы устали, то как восстановить силу и уметь управлять собой?

— Представьте ситуацию, что вы после разлуки встретились со своим другом.

— Что вы начинаете делать при встрече? (Разговаривать, общаться)

Вывод. Психология — это наука том, как человек общается, о способах, человеческого, общения. — Как человек может общаться, при помощи чего? (Языка, жестов и мимики)

— Как люди могут показать свои эмоции, кроме слов? (Используя мимику, жесты)

— Посмотрите на следующие слайды, на них изображено лицо мужчины.

— Если вы обратите внимание на его мимику, вы сможете понять, какие чувства и эмоции в данный момент испытывает человек

В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:

Взаимоотношения между людьми.

— Почему одни люди нам нравятся, а другие — не очень?

— Почему мы нравимся одним людям, а, другим — не очень?

— За что люди нравятся друг другу?

— Как научиться понимать другого человека, его состояние?

— Как научиться жить дружно?

Вывод. Психология изучает взаимоотношения людей, учит, как надо понимать других людей, помогает жить дружно.

— Почему один человек не похож на другого?

— Почему один быстрый в движениях, а другой – несколько медлительный?

— Один быстро говорит и думает, а другой – медленно?

Это зависит от темперамента человека. Это зависит от его характера: Это зависит от его способностей. Вывод. Психология изучает индивидуальные особенности людей. Психология помогает понять темперамент, характер, способности людей.

— (Включается музыка) Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте пофантазировать.

— (Музыка выключается) Что вы представили себе?

— Что с вами происходило?

— Что вам помогло все это представить? (Фантазия)

Вывод. Психология – это наука о нашей фантазии. Она помогает придумывать новые образы, ситуации, сюжеты.

— Посмотрите на картинку и попробуйте запомнить то, что на ней изображено.

— Что помогло вам запомнить рисунки? (Память)

Вывод. Психология изучает человеческую память, как человек сохраняет информацию в головном мозге. Способы запоминания информации.

Сейчас я предлагаю послушать, что вы слышите на улице (в коридоре, в классе).

— Каким нужно быть человеком, чтобы услышать то, что необходимо, или увидеть и почувствовать то, что вам необходимо? (Внимательным.)

Вывод. Психология изучает внимание.

— Что же такое психология и что она изучает?

Общий вывод . Психология — это наука, которая изучает человека, наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том, как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.

Источник

Занятие «Введение в мир психологии»

Беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку

Содержимое разработки

Занятие внеурочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ

Беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку

Что такое психология? Это наука о душе.

Ведущий записывает все слова на ватманском листе, укрепленном на доске.

Что изучает психология? (Мысли и чувства людей.)

Кто такой «психолог»?

Представь себе, что ты идешь по дороге и чувствуешь, что в ботинок попал камушек. Что ты сделаешь? Конечно, ты остановишься, достанешь камушек, бросишь его на дорожку и спокойно пойдешь дальше. Если же ты продолжишь путь, не обращая внимания на камушек, то он будет мешать тебе все сильнее и сильнее. Так же тебе будет мешать проблема, находясь внутри тебя, пока ты не расскажешь о ней.

Психолог- это тот человек, который поможет тебе решить проблему и спокойно идти дальше.

Для чего необходимо знать психологию ? (Для того чтобы понимать себя и других людей, уметь жить дружно и весело.)

Ритуал приветствия.

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие?
Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

Правила поведения на занятиях.

Ведущий говорит о том, что эти правила относятся ко всем участникам. После прочтения каждого правила следует его обсуждение:
— как ты понимаешь это правило?
— готов ли ты следовать ему?
1) Правило активности и ответственности каждого.
2) Правило закрытости группы, т.е. то, что происходит в группе не обсуждается за ее пределами. Не рассказывать другим, что мы узнаем друг о друге на занятиях и как разные ребята ведут себя на них.
3) Правило ответственности и искренности: нужно попытаться быть самим собой, говорить то, что ты думаешь и чувствуешь.
4) Не оценивать поведение участников группы, если они сами об этом не попросят.

5) Правило «Стоп»: тот член группы, который не захочет отвечать на вопрос или участвовать в игре, может сказать «Стоп», но желательно его использовать как можно реже.

Далее ведущий «торжественно обещает следовать всем правилам» и предлагает детям сделать тоже самое.

Каждый участник называет свое имя с буквой. (Например: ласковая Лена, милая Маша и т.д).

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях психологией дети будут стараться называть друг друга ласково. Предлагает придумать ласковые имена каждому участнику.

Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем.

Оценивание с помощью 10 пальцев: интерес к занятию, желание посетить в следующий раз.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть