Что такое психология определение 3 класс
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
- возрастная психология;
- социальная психология;
- семейная психология;
- психология спорта;
- психология религии.
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.
В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
- Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
- Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
- Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
- Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
- Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
- Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
- исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
- не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
- создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
- Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
- Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
- Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
- Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
- оказались в сложной жизненной ситуации;
- планируют строить бизнес;
- испытывают сложности в общении;
- переживают кризис личных или семейных отношений;
- обеспокоены поведением собственных детей;
- испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
- страдают от фобий и панических атак;
- пытаются избавиться от вредных привычек;
- желают сменить профессию.
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
- Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
- Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
- наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
- самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
- собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
- эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
- опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
- тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
- биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.
Словарик по окружающему миру 3 класс.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Словарик по окружающему миру 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminalogiya.docx | 21.89 КБ |
terminalogiya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс. Терминология.
Раздел «Как устроен мир»
– это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
— это наука, которая изучает живую природу.
— это большая группа похожих живых существ. Биологи выделяют царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий, царство вирусов.
— это увеличительный прибор, который позволяет человеку
увидеть крошечные микроорганизмы.
— это крошечные организмы, которые живут везде.
— это живые существа, населяющие планету Земля.
– живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
– наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
– способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
– форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
– высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
– способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
– группа живущих вместе близких родственников.
– прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких
цветов, одно из эмблем государства.
– население государства, жители страны.
– эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов
– основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык
– это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
— это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой
– это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Тема «Природа в опасности»
– это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
— охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды
— территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
– Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Раздел «Эта удивительная природа»
Тема «Тела, вещества, частицы»
– наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.
– все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).
– это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.
– мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.
Тема «Разнообразие веществ»
– белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.
– белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника.
– углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
– процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.
– химическое соединение, содержащее атом водорода.
Тема «Воздух и его охрана»
– смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода — 21% и углекислого газа – 1%.
прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.
– слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Тема «Вода». «Превращения и круговорот воды»
– наука о растениях, один из разделов биологии
Круговорот воды в природе
— вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
-это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное,
происходящий на поверхности вещества.
– это способность движущейся материи к проявлению в различных
формах с присущими им свойствами и отношениями.
– это верхний плодородный слой земли.
– часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.
– поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
— так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
– так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.
– это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений.
– поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
– вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.
– насекомые, которые опыляют цветы.
– сладкий цветочный сок.
– перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.
– мелкие желтые крупинки в цветках.
– процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром
Тема «Разнообразие растений»
– наука о растениях, один из разделов биологии
– это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом .
-это многолетнее растение, низкого «роста» и маленького размера
— это зеленые цветочные растения с разделенными листьями, которые, как правило, растут во влажных, теневых областях.
— это деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми.
– это наука, которая изучает животных
– живут на суше и в воде
– мягкое тело, защищенное раковиной.( улитки, слизни, осьминоги, кальмары)
– морские звезды, ежи, лилии, огурцы.
– это раки, крабы, креветки.
– это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног(4 пары)
– животные, у которых шесть ног (3 пары), к ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи.
– водные животные, тело которых покрыто чешуей, дышат жабрами, передвигаются с помощью плавников.
– животные, у которых кожа голая, нежная. Живут и в воде, и на суше. ( лягушки, жабы, тритоны)
Пресмыкающиеся или рептилии
– животные, тело которых покрыто сухими чешуйками и панцирем, они постоянно ползают. ( ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.
– животные, тело которых покрыто перьями.
Звери или млекопитающие
– животные, тело которых покрыто шерсть, детей кормят молоком.
– животные, которые питаются растительной пищей.
– это животные, которые питаются насекомыми.
– это животные, которые питаются крупной добыче.
– это животные, которые питаются и растительной. И животной пищей.
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс. Терминология.
Раздел «Как устроен мир»
– это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
— это наука, которая изучает живую природу.
— это большая группа похожих живых существ. Биологи выделяют царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий, царство вирусов.
— это увеличительный прибор, который позволяет человеку
увидеть крошечные микроорганизмы.
— это крошечные организмы, которые живут везде.
— это живые существа, населяющие планету Земля.
– живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
– наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
– способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
– форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
– высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
– способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
– группа живущих вместе близких родственников.
– прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких
цветов, одно из эмблем государства.
– население государства, жители страны.
– эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов
– основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык
– это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
— это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой
– это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Тема «Природа в опасности»
– это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
— охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды
— территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
– Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Раздел «Эта удивительная природа»
Тема «Тела, вещества, частицы»
– наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.
– все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).
– это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.
– мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.
Тема «Разнообразие веществ»
– белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.
– белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника.
– углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
– процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.
– химическое соединение, содержащее атом водорода.
Тема «Воздух и его охрана»
– смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода — 21% и углекислого газа – 1%.
прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.
– слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Тема «Вода». «Превращения и круговорот воды»
– наука о растениях, один из разделов биологии
Круговорот воды в природе
— вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
-это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное,
происходящий на поверхности вещества.
– это способность движущейся материи к проявлению в различных
формах с присущими им свойствами и отношениями.
– это верхний плодородный слой земли.
– часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.
– поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
— так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
– так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.
– это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений.
– поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
– вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.
– насекомые, которые опыляют цветы.
– сладкий цветочный сок.
– перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.
– мелкие желтые крупинки в цветках.
– процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром
Тема «Разнообразие растений»
– наука о растениях, один из разделов биологии
– это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом .
-это многолетнее растение, низкого «роста» и маленького размера
— это зеленые цветочные растения с разделенными листьями, которые, как правило, растут во влажных, теневых областях.
— это деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми.
– это наука, которая изучает животных
– живут на суше и в воде
– мягкое тело, защищенное раковиной.( улитки, слизни, осьминоги, кальмары)
– морские звезды, ежи, лилии, огурцы.
– это раки, крабы, креветки.
– это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног(4 пары)
– животные, у которых шесть ног (3 пары), к ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи.
– водные животные, тело которых покрыто чешуей, дышат жабрами, передвигаются с помощью плавников.
– животные, у которых кожа голая, нежная. Живут и в воде, и на суше. ( лягушки, жабы, тритоны)
Пресмыкающиеся или рептилии
– животные, тело которых покрыто сухими чешуйками и панцирем, они постоянно ползают. ( ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.
– животные, тело которых покрыто перьями.
Звери или млекопитающие
– животные, тело которых покрыто шерсть, детей кормят молоком.
– животные, которые питаются растительной пищей.
– это животные, которые питаются насекомыми.
– это животные, которые питаются крупной добыче.
– это животные, которые питаются и растительной. И животной пищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл.
Урок окружающего мира по теме «Звери- млекопитающие».Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация.
План-конспект разработан по программе «Планета знаний», в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме.
Тренажёр «Словарик» по русскому языку для 3 класса, УМК «Гармония».Цель: формирование и закрепление орфографического навыка правописания непроверяемых написаний.Форма проведения: фронтальн.
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок — одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч.
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока — изучен.
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр.