ПСИХОЛОГИЯ

Что такое психология восприятие память мышление воображение 3 класс

Память. Мышление. Внимание.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Вашему вниманию представлен урок классного часа во 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
klassnyy_chas.pptx1.5 МБ
pamyatmyshlenievnimanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: « Память, мышление, внимание»

Память – способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали, способны запоминать и хранить информацию.

Выделяют 7 видов памяти: 1. двигательную . 2. словесно- логическую (связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д.). 3. эмоциональная . 4. непроизвольная . 5. непосредственная ( хранится 0,25 сек). 6. оперативная . 7.долговременная (генетическая память и наследственная).

Человек рассеянный с улицы Бассейной .

Угадайте, о чем идет речь? Сколько будет шесть на пять? Как летают птицы? Почему легко узнать Наших близких лица? Все загадки без труда Я могу отставить, Потому что нас всегда выручает … Память

Одинаково. Не умеет летать. Нет: говорить не умеет. Одно, так как после первого уже не натощак . Шляпа сама не ходит. От берега. За зубами. По полу. Мокрая. На деньги. Сухих, все мокрые. Надо подождать, пока она улетит. Сколько телёнка не три – у него 4 ноги. Мягким знаком

1.ШКОЛА ; 2.ДОМ ; 3.ДЕРЕВО; 4.БУМАГА; 5.ОШИБКА; 6.КИНО; 7.СЛОН; 8.ВОРОНА.

Рекомендации по улучшению памяти: 1.создавать в сознании образы, ассоциации. 2.запоминать логическую цепочку. 3.повторение несколько раз. 4 . решение кроссвордов или заучивание стихов. 5. физическая активность и путешествия . 6 . здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание. 7 . отказ от вредных привычек и физическая активность является самым естественным способом сохранения памяти на долгие годы.

Предварительный просмотр:

Классный час: «Память, мышление, внимание».

Цель: — показать учащимся различные способы тренировки памяти, мышления, внимания;

— объяснить необходимость развития памяти, мышления, внимания

для успешного обучения в школе;

-воспитание интереса; формирование умения работы в команде; развитие произвольного внимания.

Форма проведения: развлекательная и беседа.

Здравствуйте, меня зовут Виктория Сергеевна, и сегодняшний урок внеклассного занятия проведу у вас я!

Ход классного часа. Конкурсы на проверку памяти.

Память – способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали, способны запоминать и хранить информацию.

Выделяют 6 видов памяти: (познакомимся с этими видами)

  1. двигательную.
  2. словесно- логическую (связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д.).
  3. эмоциональная.
  4. непроизвольная.
  5. непосредственная ( хранится 0,25 сек).
  6. оперативная.
  7. долговременная (генетическая память и наследственная).

Каждый из Вас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс — занимается утренней гимнастикой.

И, разумеется, каждый согласится, что с еще большим усердием нужно тренировать то, что дает нам, людям, превосходство над всеми другими обитателями планеты — совершеннейшее создание природы — наш мозг.

Некоторые упражнения, которые мы с вами сейчас рассмотрим, пожалуй, можно назвать «комплексом умственной гимнастики». Шаг за шагом, одолевая эти упражнения, Вы будете тренировать и развивать качества, нужные, по существу, для всякого вида трудовой деятельности.

Кем бы Вы ни стали после окончания школы , Вам всегда будут нужны знания, хорошая память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, острый глазомер, фантазия, пространственное воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты.

О чем говорится в этом стихотворении?

Человек рассеянный с улицы Бассейной.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

Надевать он стал пальто —

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: «Не ваши!»

Вот какой рассеянный

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

Однажды на трамвае

Во что бы то ни стало

Нельзя ли у трамвала

Вот какой рассеянный

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном..

«Это что за полустанок?» —

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:

«Это город Ленинград».

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,

Почесался и сказал:

«Это что за остановка —

Бологое иль Поповка?»

А с платформы говорят:

«Это город Ленинград».

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,

Потянулся и сказал:

«Что за станция такая —

А с платформы говорят:

«Это город Ленинград».

Закричал он: «Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал в Ленинград!»

Вот какой рассеянный

Обучающиеся анализируют стихотворение.

Угадайте, о чем идет речь (подсказка):

Сколько будет шесть на пять?

Почему легко узнать

Наших близких лица?

Все загадки без труда

Потому что нас всегда выручает…(память).

Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с различными способами тренировки памяти, внимания, мышления.

Класс делится на три команды.

Предлагаются следующие задания:

1.Конкурс:(разминка) «Нестандартные ответы на заданные вопросы».

1. Что легче: пуд железа или пуд сена? (одинаково).

2. Отчего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Может ли петух назвать себя птицей? (нет: говорить не умеет).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, т.к. после первого уже будет не натощак).

5. Почему шляпу носят? (шляпа сама не ходит).

6. От чего гусь плавает? (от берега).

7. Зачем во рту язык? (за зубами).

8. Почему, когда захочешь спать, идешь на кровать? (по полу).

9. Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая).

10. На что Степа шляпу купил? (на деньги).

11. Каких камней в море нет? (сухих, все мокрые).

12. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (надо подождать, пока она улетит).

13. Три теленка, сколько будет ног? (сколько теленка не три- у него 4 ноги).

14. Чем оканчиваются ДЕНЬ и НОЧЬ? (мягким знаком).

2. Конкурс: «Как у вас развита зрительная память?».

(посмотрев на слова 10 секунд- воспроизвести их по памяти).

3. Конкурс: «Воспроизведи предметы на рисунке».

(посмотрев на предметы 10 секунд- воспроизвести их по памяти).

4. Конкурс: Показать стрелами пары рыб.

5. Конкурс: ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
НАЙДИ ИГРУШКУ

Завяжите глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

Цель игры: развить речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление.

Суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам, и наоборот. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.
Методические указания: начинать эту игру лучше с небольших слов (из 3—4 букв), постепенно увеличивая их количество в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении. Сначала в прямом, затем в обратном порядке.

Рекомендации по улучшению памяти:

  1. создавать в сознании образы, ассоциации.
  2. запоминать логическую цепочку.
  3. повторение несколько раз.

4. решение кроссвордов или заучивание стихов.

5. физическая активность и путешествия.

6. здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание.

7. отказ от вредных привычек и физическая активность является самым естественным способом сохранения памяти на долгие годы.

Источник

Стр 15 учебник Окружающий мир 3 класс 1 часть Плешаков

№1. Как доказать, что человек — часть живой природы?

Человек — часть природы, её живого мира. Так как он без неё не выживет, не сможет жить.

№2. Чем человек отличается от животных?

От других живых существ его отличает разум; человек — разумное существо. Это связано с особым развитием его головного мозга.

№3. Где у человека «помещается» разум?

Разум находится за пределами восприятия и тела, что бы понять нужно отстраниться от себя, от своего ума.

№4. Из чего складывается внутренний мир человека?

Складывается в стремлении к духовному развитию.

Ответы на задания для домашней работы

№1. Запиши в словарик: психология, восприятие, память, мышление, воображение.

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Восприятие — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Память — форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Воображение — способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.

№2. Вместе с друзьями поиграйте в игры, которые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Примеры таких игр вы найдёте в рабочей тетради.

Вспомни, что такое семья.

Семья очень важная часть общества. Она объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.

Как зовут членов твоей семьи?

Отец (Александр), Мама (Ирина).

Какие народы России ты знаешь?

Русские, Украинцы, Казахи, Татары, Ханты.

Какие страны мира тебе известны?

Россия, Франция, Германия, Китай, Япония, США.

Источник

Материал для школьного психолога. Характеристика психических процессов в младшем школьном возрасте: восприятия, памяти, внимания.

Характеристика психических процессов
в младшем школьном возрасте:
восприятия, памяти, внимания.

Характеристика восприятия в младшем школьном возрасте

Характеристика памяти в младшем школьном возрасте

Характеристика внимания в младшем школьном возрасте

Список использованной литературы

1. Психические процессы (4 слайд)

В младшем школьном возрасте в центр психического развития ребенка выдвигается формирование произвольности : развиваются произвольная память, внимание, мышление. [3]

Проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, — и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности.

Дудьев В.П.Психомоторика: словарь-справочник

Психические явления в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат.

Большой психологический словарь

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс

2. Определение восприятия (5 слайд )

Чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

3. Характеристика восприятия в младшем школьном возрасте (Слайд 6)
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассмотрению предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9 буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание букв, фигур цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

(Слайд 7) С возрастом эти дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

(Слайд 8) В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1 класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3 класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2 классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, то уже в 3-4 классах это требуется уже в меньшей степени.

(Слайд 9) В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины.
Немецкий психолог В. Штерн выделил 3 стадии восприятия детьми картинки (восприятие от части к целому):

Перечисление (от 2 до 5 лет), или предметная стадия,

Описание (от 6 до 9-10 лет), или действия,

Интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Данные стадии необходимо учитывать учителю при знакомстве со знаками препинания. Например, когда учащиеся изучают модели предложений (это тоже определенная картинка). Первое что должны сделать дети, узнать и увидеть знак препинания. Затем идет объяснение употребления знака препинания в данной модели (почему?). И самая последнее, применение (составление модели, объяснение употребления знаков препинания).

(Слайд 10 ) В процессе обучения детей в начальной школе «восприятие становится думающим» (Д.Б. Эльконин). Восприятие становится:

принимает характер организованного наблюдения;

изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдения является осмысленным и целенаправленным восприятием. [4]

Методический вывод: В младшем школьном возрасте восприятие материала нуждается в наглядности, обучая младшего школьника пунктуации, учителю следует использовать наглядный материал (например: игра » изобретая письмо», карточки со знаками препинания, модели предложения).

4. Определение памяти

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

( Большой психологический словарь)

Когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта.

(И. М. Кондаков. Психологический словарь)

Самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание.

(Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. ) Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями :

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

а) Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы или письма.

Детям обязательно нужно давать возможность самим писать знаки препинания – сначала при оформлении моделей предложения, позже в самих предложениях. Необходимо давать материал (предложения), в который присутствуют разнообразные знаки препинания, изученные детьми.

б) Эмоциональная память — это память на чувства. Переживания и сохраненные в памяти эмоции выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия, вызывавшего в прошлом отрицательные переживания.

Ученикам должно быть интересно на занятиях, педагогу следует предъявлять детям яркие образы, с помощью которых дети смогут усвоить знания пунктуации. Пример: Сказки о знаках препинания, художественное оформление знаков препинания (такое задание так же возможно на уроках ИЗО).

в) Образная память — это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. В чистом виде эти типы встречаются редко, чаще преобладает смешанный тип, например, зрительно-слуховой.

Учителю (особенно во время добуквенного периода) следует предлагать младшим школьникам различную наглядность: карточки со знаками препинания, модели предложений, художественно оформленные знаки препинания (любознательная змейка в форме знака вопроса).

г) Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу основного смысла. Опираясь на развитие других видов памяти, этот тип словесно-логической памяти становится ведущим по отношению к ним, и от его развития зависит развитие всех остальных видов памяти.

Необходимо устанавливать связи в уже изученном и новом материале, в начале каждого урока учителю следуют проводить актуализацию знаний, которая будет плавно перетекать в изучение новой темы. Следует научить детей мыслить логически, с помощью наводящих вопросов учителя самим «добираться» до истины. Впоследствии дети сами смогут воспроизводить логические цепочки при повторении материала.

2. По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.
(Слайд 14
)

Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель — это запомнить. В тех случаях когда мы ставим себе такую цель, говорят о произвольном запоминании. Когда непроизвольное запоминание опирается на активные способы работы с материалом, оно бывает более продуктивным, чем произвольное, в котором не используются аналогичные способы. Однако учеными было замечено, что в условиях одинаковых способов работы непроизвольное запоминание, более продуктивное у детей дошкольного и младшего школьного возраста, постепенно теряет свое преимущество у учащихся средних и старших классов и взрослых людей, произвольная память которых становится все лучше и лучше.

Необходимо предлагать детям различные формы работы – игры и викторины, парную и групповую деятельность, рисование стен-газет по теме «Знаки препинания» и т.д.

3. По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную. В младшем школьном возрасте следует развивать все виды памяти.
(Слайд 15 )

а) Кратковременная память представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц).

б) Долговременная память хранит информацию для дальнейшего ее использования.

Необходимо ежедневное повторение знаков препинания – их названия, обозначения, функций. Таким образом информация о них прочно запомнится детьми.

в) Оперативная память обеспечивает решение текущих задач или выполнения конкретных действий.

5. Характеристика памяти в младшем школьном возрасте .

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с первых, же дней требует от ребёнка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения.

Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно — по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания. [2]

У младших школьников более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. При обучении в начальной школе дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логических связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения. [4]

Они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь тогда, когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому с 1 класса работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда дети в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомогательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.). Следует также отметить, что без специального обучения младший школьник не может использовать рациональных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения. [2]

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.[3]

В младшем школьном возрасте более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Поэтому следует весь материал делить на смысловые единицы, которые каждый раз будут дополнять друг друга, а в начале урока повторять , то что было ранее.

6. Определение внимания (Слайд 21)

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) Большой псих. сл.

В зависимости от активности личности выделяют: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное (послепроизвольное) внимание.
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.
Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.
Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

7. Характеристика внимания в младшем школьном возрасте. (Слайд 23)

До начала школьного обучения у детей преобладает пре имущественно неуправляемое, непроизвольное внимание, когда психическая деятельность отвечает лишь на те стимулы, вторые смогли прорваться через фильтр внимания.

В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое и необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить тем, что преобладает наглядно – образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. [4]

Непроизвольное внимание у ребенка может быть вызва но:

1) если на него неожиданно подействовал сильный раз дражитель (вспышка света, резкий запах, необычный звук и т.д.);

2) если на него подействовал какой-то новый, необычный, контрастный раздражитель (новое лицо, незна комый человек, новая игрушка и т.д.);

3) началом или пре кращением действия какого-то раздражителя. Но, конеч но, стимуляция непроизвольного внимания зависит еще от индивидуальных особенностей ребенка, то, что вызыва ет обостренное внимание одного, может оставить другого совершенно равнодушным [5]

В школьный период у ребенка совершенствуется произ вольное, сознательно управляемое внимание — направле ние и сосредоточение своей психической деятельности и, следовательно, поведения на определенный объект, на тот или иной стимул.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в данном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с наиболее близким мотивом — перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом -получить высокую оценку учителя. [4]

В младшем школьном возрасте внимание преимущественно неуправляемое, т.е. непроизвольное. Обучая младших школьников пунктуации, учитель должен учитывать данный психологический аспект, следовательно, преподносить изучаемый материал интересно, т. е.:

— яркий, наглядный материал;

И мотивировать учащихся к запоминанию материала.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть