ПСИХОЛОГИЯ

Что такое семья с точки зрения психологии

1. Психологическое содержание понятия «семья»

1. Психологическое содержание понятия «семья»

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия « семья » раскрывается через ряд положений.

Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей.

? Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

? Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

? Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

? Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

? Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

? На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

? « нормальная – аномальная семья »;

? « идеальная – реальная семья ».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие « идеальная семья » определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ (СТАДИИ) ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ (СТАДИИ) ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от

Содержание

Содержание ВведениеЧАСТЬ 1. Лечим себя от «Синдрома белого воротничка» или «Профессионального выгорания»Глава 1. Немного о главном1.1. В каком мире мы живем: законы современного бизнеса1.2. Куда движется профессионал1.3. Основные проблемы на пути к профессионализму1.4. Так

Содержание

Содержание Представление проблемы. По словам Уолдо, он пришел потому, что его жена говорила, будто ему нужна терапия. Он не согласен. Он сказал, что не может понять, почему люди считают его неотесанным и грубым. Он сам считает себя славным парнем.Прошлый опыт терапии. До

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу»

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу» Итак, Вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе «Моя семья». Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, Вы

Содержание

Содержание ВступлениеПредисловие автораЧасть перваяУдовлетворение в любвиЧасть вторая»Разбитое сердце» и заболевания сердца…….. 119Раздел 6Любовь, стресс и сердце………………………….. 120Раздел 7Сердечный приступ……………………………….. 138Раздел 8Внезапная

Содержание:

Содержание: Введение1. Диалектическая психология.2. Психоанализ.3. Психосинтез.4. Общее и душевное состояние эпохи.5. На месте священника.6. Психика, противоречия и деятельность. 7. Сознание, подсознание, бессознательное.8. Личность и характер.9. Историчность и классовость

Содержание:

Содержание: Вступление: От бюрократии к чиновникам1 часть: Бюрократический организм1.1. Как устроен русский чиновник1.2. Общий портрет: мужчины и женщины1.3. Новые отношения и бюрократия1.4. Государственная любовь2 часть: Сексуальная реакция2.1. Сексуальные наклонности2.2.

1. Определение понятия «проблемная семья»

1. Определение понятия «проблемная семья» Сущность психологического содержания понятия « проблемная семья » традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.РАЗДЕЛ 1. ЗИГМУНД ФРЕЙД. ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА.§1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда.§3. Бессознательные механизмы психики.§4.Структурная модель психики.§5. Детская сексуальность и учение о характерах.§6. Эдипов комплекс§7. Толкование

Содержание

Содержание ВВЕДЕНИЕКак Тебе Извлечь Пользу Из Этой КнигиШАГ 1Личность — Кто Ты На Самом Деле?ШАГ 2Прими Решение Жить Жизнью Своей МечтыШАГ 3Честно Оценивай Текущую СитуациюШАГ 4Создай План ДействийШАГ 5Правила Выходов В ПолеШАГ 6Оценивай Свой ПрогрессШАГ 7Создай Спираль

Содержание

Содержание Предисловие редактора переводаПредисловиеПредисловие автораПредставление книгиБлагодарностиПредисловие автора к русскому изданиюЧасть I. Изучение поведения — история и методыВведениеГлава 1. Что такое поведение?Врождённое и приобретенноеЭволюционная

Источник

Семья с точки зрения социологии.

Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браков или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала ХХ столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей». В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.

В социологии выделена целая дисциплина изучающая семью – Семьеведение, которая как учебная дисциплина дает знания об основных этапах и тенденциях развития брачно-семейных отношений в России и других странах; характеризует исходные понятия, категории и концепции социологии семьи; раскрывает сущность психологических особенностей брачно-семейных отношений; показывает особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьями различных категорий в современных условиях; анализирует зарубежный опыт социальной работы.

Источником познаний для нас станет пособие для вузов Семьеведение . Авторы: Елена Игоревна Зритнева и Надежда Павловна Клушина

Посмотрим, что там написано.

«Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность.

Определения семьи, предлагаемые различными исследователями брачно-семейных отношений :

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе (Толковый словарь русского языка).

Семья – социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления, и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях (Ю. Г. Волков).

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. (Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой).

Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).

Семья – общность людей, основанная на единой, совместной деятельности, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи (А. И. Антонов).

Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).

Семья – первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова).

Семья – духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве (С. Л. Рубинштейн).

Из полного курса Обществознания подготовки к ЕГЭ под редакцией Шемахановой Ирины Альбертовны

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт».

Необходимо уточнить, что под социальным институтом Ирина Альбертовна подразумевает «исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности».

«Зарубежные социологи, как уже отмечалось, рассматривают семью как социальный институт, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Источник

Семья с точки зрения психологии и православной церкви.

«Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.Пространственная и временная ограниченность.Закрытость, межличностная интимность.Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Следует подчеркнуть, что семья выполняет не только задачу воспроизводства, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве». Ссылка

Из книги «Гармония в семье и браке». Семья глазами православного психолога — Е.А Морозовой.

«Для того чтобы говорить о природе семьи и брака, посмотрим, как определяют значение этих понятий различные источники. Перед этим хотелось бы привести обзор метафорических представлений о семье, предложенных школьниками старших классов. По их мнению, семья — это:

— город, который нам предстоит построить и сохранить;

— психологически замкнутый круг;

— веник, который трудно сломать;

— четыре ножки стола, объединенных общей столешницей;

— гавань, где тебя ждут;

— моя тень в солнечный день;

— ванна, наполненная теплой водой и обильной мягкой пеной;

— те люди, с которыми хорошо в жизни;

— оркестр, играющий одну музыку;

— зонтик, который защищает от дождя;

Можно заметить, что практически все определения содержат общие признаки. Во-первых, это целостность; во-вторых — защита. Эти характеристики можно отметить и в традиционных определениях семьи и брака. Вот наиболее распространенные из них.

В современной психологии семейных отношений общепринятым является определение Н.Я. Соловьева. По мнению автора, Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .

Понятно, что это определение не охватывает всей полноты семейных отношений, в нем не хватает нескольких важных звеньев. В Российской педагогической энциклопедии говорится: « Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью ». Таким образом, подчеркивается не только общность быта и кровного родства, но и взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе.

В православной традиции Семья — это «малая церковь». Почему именно церковь? Вспомним, что понятие «церковь» изначально означает собрание, объединение, единство людей в Боге. Поэтому и христианскую семью можно понимать как единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога .

Мы знаем, что Церковь никогда не была гарантом благополучия, безмятежного спокойствия. С момента своего основания она подвергалась непрерывным гонениям, переживала беды, падения, но неизменно выживала, укреплялась за счет единения и живой веры ее членов. Так и семья: ей приходиться переживать и бури, и трудности, а иногда и лишения. Но эти невзгоды в любящей семье лишь еще больше укрепляют ее членов и позволяют им духовно возрасти.

В основе семьи лежит брачный союз. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, но в сути этих понятий есть и немало специфического. Социальный психолог А.Г. Харчев определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Данное определение, конечно, не раскрывает всей полноты и глубины брака, который есть, прежде всего, таинство, тайна. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Таинство брака состоит в свободном соединении двух личностей, но личностей разного пола. Само слово «пол», как отмечает игумен Георгий (Шестун), означает «половина». Бытие полноценное, которое каждый человек ищет, обретается через благодатный союз мужчины и женщины, когда два будут «одна плоть».

Брак, по словам апостола Павла, «тайна сия великая есть». И семья — это естественное раскрытие тайны пола в нас. Все богатство, вся полнота личности раскрывается в браке, когда супруги начинают видеть окружающий мир через призму личности другого, тем самым расширяя свое восприятие и делая его более объемным.

С проблемой брака тесно связана проблема двуединства человеческой природы, которую подробно раскрывает И. А. Подоровская. В чем заключается смысл двуединства человеческой природы? Обратимся к Священному Писанию, которое повествует нам о том, что сотворением собственно человеческой природы, творение человека не заканчивается. В Бытии (1,26) говорится: «И сотворил Бог человека (в единственном числе), мужчину и женщину сотворил их (число множественное)». Согласно первой книги Бытия, изначально человек представлял собой две человеческие ипостаси (мужскую и женскую), существующие в единстве природы.

Все творение Божие «весьма хорошо». Это вечное определение тварного бытия, данное ему Богом. Но после того как Бог, завершая творение мира, создает высшее существо, венец творения — человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал, и говорит: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2, 18). «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2, 22). Таким образом, Бог берет часть человеческих качеств (свойств) от Адама и творит Еву, т. е. берет от Адама Еву.

Единое человеческое существо, полнота становится разделенной на две половины, на две взаимодополняющие части. Образуется два пола: мужской и женский. И эти две половины стремятся отныне соединиться вместе онтологически, бытийно. Из этого можно сделать следующий вывод о том, что разделил Бог, то только Он и может соединить снова. И это происходит в таинстве венчания. По словам игумена Георгия (Шестуна), в таинстве венчания два отдельных человека умирают, но рождается новое «существо» — Семья, «МЫ»».

Удивительно, не правда ли? Какая интересная точка зрения. Продолжим изучать размышления Елены Анатольевны:

«Глава 1. Психологический взгляд на семью

Семья — это не просто сумма членов семьи: мамы, папы, детей, бабушек и дедушек, — это общность, обладающая особыми свойствами. Семья — это целостная система .

Далее мы постараемся ответить на вопрос: а что помогает семье стать целостной и единой? В этой связи рассмотрим две точки зрения: психологическую и духовную.

В рамках психологической парадигмы семья как целое стала изучаться примерно с середины двадцатого столетия, когда возникло так называемое системное семейное направление в терапии семьи. Оно стало изучать проблемы членов семьи в контексте нарушенных внутрисемейных отношений. Было выявлено, что любой симптом в семье (алкоголизм, невроз, психосоматическое заболевание и т. д.) возникает у кого-то из ее членов не изолированно, а в результате сбоя в системе общесемейных отношений.

Ранее любые нарушения у человека рассматривались изолированно от семейного окружения. Страдающий член семьи подпадал под диагностику в рамках медицинской модели, с постановкой диагноза и лечением. Это лечение можно сравнить с оранжереей, когда слабые растения помещаются внутрь и защищаются от суровой погоды в надежде, что позже можно будет их пересадить наружу. Однако «пересадка» пациента — это сложное вмешательство в его психосоциальную систему. Это связано с тем, что даже улучшив свое состояние, после возвращения в семью человек вновь сталкивается с теми же сложностями и проблемами, которые породили заболевание, что ведет к появлению новых симптомов.

Накопление подобных данных привело исследователей к необходимости изучать всю семью и разрабатывать эффективные методы помощи всей семье в целом. Так стало формироваться семейное направление в терапии семьи. Его активно развивали Н. Аккерман, Н. Пезейшкиан, В. Сатир и другие. Отечественные ученые, такие как Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.Я. Варга также внесли большой вклад в развитие этого направления.

Системное семейное направление базируется на теории систем, предложенной Людвигом фон Берталанфи.

Теория систем определяет следующие основные свойства семьи как системы:

  • целое больше суммы составных частей. Семья — это не просто совокупность живущих в ней индивидов, а целостное образование, обладающее другими, отличными от индивидуальных свойствами. (Например, лес не может пониматься как совокупность деревьев, это другая общность);
  • иерархичность. Каждая система, в том числе и семья, обладает свойствами иерархии: то есть в ней присутствуют члены семьи разной значимости и разного статуса;
  • взаимосвязь частей системы (членов семьи). В частности, изменение одной части системы отражается на системе в целом. Например, изменение эмоциональных отношений между супругами влияет на личностное развитие ребенка;
  • что-либо, затрагивающее всю систему в целом, влияет на каждую единицу внутри системы. Например, смена места жительства семьи однозначно отразится на каждом ее члене.

В чем польза системного подхода при работе с семьей? Несмотря на то, что он несколько схематичен и выхолащивает духовное и душевное содержание семьи, однако он позволяет рассматривать семью как целое в контексте внутрисемейных взаимоотношений (а не просто как совокупность отдельных единиц). Это помогает связать нарушение у одного из членов семьи с дисфункцией всей семьи. При этом любой симптом у заболевшего является метафорой нарушенных внутрисемейных отношений. Другими словами, заболевание является буквально криком о помощи, сигнализирующим о неблагополучии всей семьи в целом»

Не могу обойти вниманием мнение, мною горячо любимого протоиерея Дмитрия (Смирнова):

«Бог создал человека по Своему образу и подобию как личность и как семью.

Человек – это тварная троица. Мужчина, женщина, и дитя – это три ипостаси единого человеческого существа. И только обретая семью, живя, развиваясь в ней, человек становится человеком. Потому что будучи просто индивидуумом, человек не может быть на земле счастлив. А Богу угодно, чтобы человек был счастлив, Богу угодно, чтобы человек вернулся в рай. Семья – это и есть человек . Ведь не государство, не народ, а человечество состоит из семей. И если какие-то из представителей человечества не имеют семьи, они вне семьи, живут в каких-то других формах бытия – это глубоко несчастные люди, о чем и свидетельствует обычно их агрессивность, нежелание слушать какие-то иные мнения, ругань вместо аргументов.

Вот это главное, к чему нужно вернуться человечеству и чему нужно учить детей.

Семья должна быть поставлена в народе на первое место! Что такое гражданство? Гражданство – это

  • я: во-первых, семьянин;
  • во-вторых, я – отец;
  • в-третьих, я – участник всего остального общества в том секторе, в котором я тружусь». Ссылка

« Человека создал Бог и создал, как семью ». Ссылка

Ознакомиться со статьями на сайте pravoslavie.ru:

На этом думаю остановиться. Исходя из вышесказанного мне напрашивается вот такой вывод. С точки зрения психологии и православной церкви Семья – это система или по другому — общность (группа людей), обладающая особыми (обособленными) свойствами (индивидуальной сущностью — субъектностью), где члены семьи (для социума), в первую очередь семья, а затем отдельные личности, живут вместе и ведут общее хозяйство.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть