ПСИХОЛОГИЯ

Что такое склонности в психологии

Склонность в психологии. Что это такое, к риску, одиночеству, фантазированию, суициду

Термин «склонность» нашло свое применение со времен развития отечественной психологии — в 40х г. XX века. При этом определение не получило конкретного толкования. Чаще всего это такая направленность действий на определенную деятельность, что побуждает человека разбираться в ней более подробно, совершенствуя собственные навыки.

Определение

Склонность в психологии – это такое понятие, объясняющее направленность человека на ту или иную деятельность. Определение тесно связано с набором свойств личности — способностями.

Способностью является характеристика человека, черты которой относятся к условию успешного исполнения определенной задачи. Развивается благодаря начальным задаткам в процессе работы, в большей степени — образовательной. Не соотносится с уже имеющимися свойствами: знаниями, навыками или умениями.

Вопрос о понимании термина

С. Рубинштейн трактует понятие в качестве профессиональной направленности, в то же время А. Ковалев говорит о потребности в неком виде деятельности. Специалист личностной психологии К. Платонов выделяет понятие как одно из многочисленных проявлений социальной направленности.

А. Орлов полагает, что склонностью является термин, который указывает не на любую работу, а только на ту, которой человек мотивируется. То есть в случае, когда удовольствие приносит не только достижение цели, но и само ее выполнение.

Набор паттернов, отвечающих за способности, определяются благодаря глубине, простоте, а также стабильности к овладению приемами и навыками определенного вида деятельности. Все они относятся к первостепенным регуляторам внутри психики, при этом отличаются возможностью приобретения и развития.

Склонность в психологии — это такое понятие, которое, наряду со способностями, ресурсами и задатками, входят в конкретную область психических явлений индивида, что в свою очередь связано с обеспечением и развитием любого рода деятельности.

Зачастую склонность к тому или иному действию или навыку напрямую связана с наличием способностей, однако в психиатрической практике были примеры расхождения.

Так, в зависимости от силы вовлечения ребенка в определенный вид работы, у него в большей степени развиваются способности к данной деятельности. При этом склонность поддерживается, прежде всего, успешностью выполнения задания.

Разновидности

Поскольку развитие интереса к определенной задаче или деятельности выражается в наличии предпочтений или их появлений, которые соответствуют той или иной области интересов, склонности различаются по предметной или культурологической характеристике:

  1. Гуманитарные. Изучение языков, литература, музыкальный вкус, театр или кинематография, хореография, изобразительное искусство.
  2. Естественные и природные. Медицина, экология, география, физика, химия.
  3. Обществоведческие. Психология, экономика и право, политика, социум, история.
  4. Технократические. Механика, электротехника и строительство, энергетика, связь.

Список разновидностей склонностей к определенному предмету может продолжаться бесконечно, поскольку ничем не ограничивается, кроме самого интереса индивида.

Следующая классификация — по степени проявления:

  1. Аморфное. Неясные или нестойкие склонности.
  2. Ситуационное. Проявляются лишь в том случае, когда присутствуют определенные специфические условия.
  3. Устойчивые. Направлены одновременно на несколько областей применения.
  4. Локальные. Используются в рамках определенной области.
  5. Доминантно-поглощающие. Являются склонностями, которые подчиняют все формы личностного характера.

Исходя из психологической классификации, на практике выделяют:

  1. Познавательные. Являют собой направленность избирательного типа, которая обращена, прежде всего, к точному познанию предмета, включая его содержание и процесс образования новых знаний.
  2. Эстетические. Особый вид склонностей, которые выражаются в избирательном предпочтении объектов или областей, связанных с наличием прекрасного в мире — природные формы, искусственные структуры, мелодичное движение.
  3. Нравственные. Характеризуется выражением особого понимания и повышенной чувствительности к наличию нравственных ценностей.
  4. Практические или действенные. Представляют собой совокупность всех психологических классификаций, которые тесно связываются между собой. Отличаются мыслительно-познавательным, эстетическо-нравственным и эмоциональным выбором сферы.

Исходя из педагогической практики обучения, интересы каждого индивида используются в качестве:

  • мотивации к обучению.
  • интенсификации развития личности.
  • воспитании моральных и нравственных качеств.
  • стимулирования процесса обучения.

Склонность в психологии — это такое определение, которое нередко используется в качестве уменьшения негативных сторон отставания у детей. При правильном подходе и наличии профессионального специалиста в сфере психологии, это станет хорошим средством воспитания взрослой личности.

Конкретным примером, указывающим на различие в классификации, является то, что для математика совсем недостаточно обладать только памятью или вниманием. Индивидов, которые были лучше других в математическом образовании, отличает склонность к нахождению порядка, в рамках которого располагаются те или иные элементы, нужные для научного доказательства.

Характеристики и свойства

В основе любой склонности лежат так называемые задатки, — первичные, биологические особенности психики, которые человек получает с рождения, и созревают вместе с ним.

Характеристика первопричин таких задатков включает анатомически-физиологические особенности:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • нейродинамического строения мозга;
  • ассиметричной специфики обеих полушарий;
  • органов чувств.

Индивидные характеристики склонностей выступают в роли биологических особенностей, формирующих личность человека. При этом могут превращаться в способности, не всегда гарантируя их прямое развитие, что соотносится с качеством воспитания и выбранной деятельности.

Основатель школы дифференциальной психиатрии, заслуженный деятель научной кафедры РСФСР, профессор Б. Теплов в одной из своих работ описывал некоторые свойства склонностей. По мнению автора, отдельно способности не могут являться врожденными, в отличие от задатков, которые он воспринимал в качестве анатомически обусловленных особенностей.

Функции и роль

Склонность в психологии — это такое понятие, которое является мотивационным элементом деятельности. Потому, без их наличия, та или иная активность может и не начаться, обходя формирование любой способности в личности человека. С иной стороны, при отсутствии успешно выполненного действия, склонности индивида не могут быть опредмечены.

Другая сторона склонности, характеризующая ее в качестве основного посыла к действию — одаренность. Термин является комплексным и связан, прежде всего, с выполнением индивидом определенной задачи. Проще говоря, одаренность включает в себя различные склонности и способности, от количественной оценки которых зависит успех.

Коэффициенты интеллекта и склонностей хоть и разные между собой, однако, связаны благодаря общей концепции умственных способностей. В отличие от стандартной модели IQ, склонность относится к многочисленным характеристикам психики, которые независимы друг от друга.

Подобный подход является первостепенным в изучении психологии человека, аналогично известной теории дифференциальности интеллекта, а также гипотезе Кеттела-Хорна.

Также склонности нашли свое применение в изучении действий преступников. Так, используя когнитивные уловки на практике, можно не только выявить психологический портер убийцы, но и составить общую картину, которая позволит предугадать его дальнейшие действия. За это отвечают клиническая криминология и психологическая теория преступности.

Формы проявлений

Показательнее всего, способности и склонности проявляются в процессе обучения, включая переучивание уже заложенной информации. Также они находятся свое развитие в нестандартных ситуациях или обстановках.

Склонности проявляются не в умениях, навыках, или знаниях, а в наличии динамического исполнения и приобретения, то есть в том, как быстро и беспрепятственно предмет усваивается индивидом при равностепенных условиях. В этом ключе, склонности или способности являются лишь некоторой возможностью, которая позволит приобрести нужные умения или знания.

К примеру, о способностях не говорят, применяя их к технике рисования, поскольку у человека еще не заложены нужные знания или навыки. Только в процессе самого обучения рисунку, включая анатомию человека, умение различить один вид живописи от другого и т.п., можно определить, есть ли у индивида предрасположенность — насколько легко и просто он усваивает методику.

Форму проявления также можно найти, изучив человека при равных условиях. В том случае, когда он не будет справляться с заданными требованиями, это будет свидетельствовать об отсутствии склонностей. Исходя из чего, индивид сможет обучиться желаемой деятельности, но при этом задействует намного больше напряжения и сил.

Склонности, как и любые другие явления в психологии обладают качественно-количественным определением. Только при сравнении этого понятия, можно говорить о способности человека к тому или иному предмету. Любое сравнение должно проводиться только в рамках равенства внешних условий.

Психологические теории и школы

Помимо основополагающих теорий о склонностях в виде элемента, образованного с самого рождения, в психологической практике существует несколько других мнений, которые развивают тему способностей более подробно.

Закон ограничения и компенсации способностей и потребностей

Закон компенсаций и ограничений способностей или склонностей выведен психологом Маргаряном Н.Д., формулировка которого звучит так: «Компенсирование ограниченных склонностей другими индивидами возможно только при условии совпадения абсолютно всех качественных свойств одновременно, с расхождениями количественной принадлежности».

Автор закона вывел следующие 4 признаки:

  1. Недостаток в отношении обоих индивидов друг к другу, склонности которых совпадают по качеству, определяется возможностью для их неполной компенсации.
  2. Избыточность отношений двух людей с равным качеством потребностей или способностей характеризуется ограничениями в их актуализации.
  3. Излишек склонностей, а также их недостаток в отношении потребностей, компенсируется при помощи оценочно-качественной актуализации.
  4. Недостаточность склонностей с одновременно избыточностью равноценных потребностей компенсируется исходя из актуализации качественно отличительных способностей.

Закон может быть также описан в ином варианте: «компенсироваться или ограничиваться способны только склонности, которые равны при качественной характеристике друг друга. Количественные — всегда расходятся».

Модель В.Д. Шадрикова

Советский и российский психолог В.Д. Шадриков разработал специализированное представление индивидуальных склонностей, которое отличается составом, уровнем реализации, а также механизмом действия.

Модель склонностей по Шадрикову, в зависимости от вида механизмов:

Разновидность механизмаОписание и воздействие
ФункциональныйСюда относится уровень способностей каждого индивида, что детерминировано при помощи онтогенетической эволюционной модели.
ОперационныйРазличаются в качестве характеристик способностей индивида к какой-либо деятельности. Формируются и развиваются в раннем возрасте с воспитанием, образованием. Операционные механизмы являются системой развивающих операций и психических действий, которые направлены на решение задач.
РегулирующийФормируются в качестве субъектов, управляющих собственными склонностями. Реализуются в форме внешнего регуляционного действия (установки, мотивы, интересы). Регулирующие процессы воспроизводят метаинтеллектуальные функции, что в свою очередь создает метакогнитивные психические процессы.

Развивая способностей при помощи склонностей, психолог выделил 5 основных ответвлений:

  1. Развитие и совершенствование функциональных подсистем, которые реализуют те или иные психические функции мозга;
  2. Обучение интеллектуальным операциям или создание специальных когнитивных механизмов;
  3. Возможность управления собственными склонностями;
  4. Наличие у склонностей характерных черт оперативных действий, включая приспособленность.
  5. Постановка склонностей для их контроля при помощи нравственных черт личности.

Для метаинтеллектуальных процессов, Шадриков выделяет такие мысленные операции, как принятие решений и планирование, смысловое программирование, контрольные действия, саморефлексия и прочее.

Методы управления

Перед тем, как начать управлять склонностями, следует оценить приобретенные навыки при помощи так называемого тестирования достижений. Такой тест может оценить различные психологические конструкции.

Один из примеров подобных тестов — Батарея профессиональной подготовки США, при помощи которых анализируют психоневрологические факторы новобранцев американской армии.

Другим примером является SAT — метод тестирования, который разрабатывался специально для изучения студентов в школах и колледжах США. В отличие от большинства форм, этот тест использует элементы достижений.

Тесты для определения способностей условно делятся на несколько видов, исходя из наличия когнитивных процессов.

На практике выделяют гибкий интеллект — возможность рассуждать и мыслить абстрактными проекциями, стратегически, эффективно решать большинство проблем, а также кристаллизованный интеллект — извлечение важных уроков из предыдущего опыта, применяя знания в новых ситуациях.

С точки зрения воздействия на индивида, на практике используется предметная психология управления — раздел науки, который учитывает психологические и когнитивные закономерности, направленные на управленческую деятельность. Главной задачи такой психологии является анализ тех или иных условий для развития эффективности в рамках определенной системы.

Психология управления с помощью склонностей опирается на такие методы, как эксперимент и наблюдение. При этом основными предметами являются личность и ее совершенствование, управленческая эффективность, а также регуляция и изучение действий в группах или коллективах.

Психологом Е.А. Климовым было представлено множество классификаций управленческой деятельности при помощи способностей человека. Одной из наиболее популярной является систематические действия по параметрам психофизиологии, в которой существуют системы:

  • «Человек-природа»;
  • «Человек-техника»;
  • «Человек-человек»;
  • «Человек-знакомая система»;
  • «Человек-эстетический или художественный образ»

Все элементы алгоритмических структур, так или иначе, опираются на теорию о влиянии склонностей на профессиональную деятельность индивида, в том числе его социальное поведение в рамках трудового общества.

Благодаря склонностям и способностям, человек может значительно продвинуться в совершенствовании собственной личности. Такое использование техник при помощи специалистов психологии может косвенно влиять на многие личностные свойства, как жизнедеятельность, интеллект, жизнестойкость и многое другое. Это также облегчит процесс обучения и создаст более комфортные условия на работе.

Видео о склонностях в психологии

Способность. Одаренность. Талант. Гениальность:

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть