ПСИХОЛОГИЯ

Что такое социальная психология кратко

Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предметсоциальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии — это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например — супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

Билет 5. Вопрос 1. Методология, метод и методика в социально-психологическом исследовании. Методы социальной психологии.

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия.

Классификация толпы

-по признаку управляемости:

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.

— по характеру поведения людей:

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок — концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан.

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности. Разнородная: анонимная (уличная, например), не анонимная (парламентское собрание). Однородная: секты; касты; классы.

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Перваямегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Втораямакрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третьямезафакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группумикрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

Стадии развития коллектива

— (самый низкий) — разобщенный, это коллектив, который или начал формироваться, или уже «разлагается». В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга. Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п.

— II- (средний) — расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды. В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки. В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки.

— III — (высший) — сплоченный коллектив — в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им.

Психолог Л. Уманский предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом:

1.песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения);

2.мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое);

3.мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива);

4.алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов);

5.пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности);

6.пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме «надоевшей» работы уже ничто не объединяет).

Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предметсоциальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии — это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например — супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

Источник

Социальная психология

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Владимир Ильич Ленин

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящен изучению поведения человека в группе, восприятию человеком других людей, его общению с другими людьми и умению влиять на них. Можно еще сказать, что социальная психология пытается понять и объяснить, как поведение человека, а также его мысли и чувства зависят от реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей. Так что, как видите, это достаточно интересный раздел психологии и весьма практичный, ведь мы все окружены людьми и в определенной степени зависим от них. Поэтому нам полезно знать о том, как другие люди влияют на нас и как мы влияем на них, и как мы можем влиять на них, преследуя те или иные цели. В этой статье я расскажу вам, дорогие читатели, о социальной психологии, с точки зрения ее практичности. Это поможет вам понять, чем социальная психология может быть вам полезна в повседневной жизни.

По словосочетанию “социальная психология” можно догадаться, что данный раздел психологии находится как бы посередине между психологией и социологией. Но при этом психологи чаще изучают социальные ситуации и внутриличностные аспекты, тогда как социологи уделяют больше внимания внеличностным аспектам и социальным процессам, которые определяют поведение человека и микроуровень социальных взаимодействий. В любом случае, и психология, и социология дают нам много полезных знаний о людях и обществе, поэтому сочетая их, можно многому научиться. Социальная психология имеет несколько разделов – это политическая психология, психология рекламы, организационная психология, историческая психология, этнопсихология и гендерная психология. Направления, как видите, весьма практичные, застрагивающие важные аспекты нашей жизни. Углубившись в некоторые из них можно добиться в жизни больших успехов.

Давайте сосредоточим свое внимание на самом интересном в социальной психологии, а именно, на том, как наше поведение зависит от других людей и как мы сами можем влиять, как на отдельно взятого человека, так и на общество в целом. Не стану рассказывать вам об известных экспериментах социальной психологии, а лучше сразу перейду к тем выводам, которые мною и не только мною были сделаны на их основании. Так вот, было выяснено, что если человек занимается творческой и интеллектуальной работой, то он справляется с ней намного лучше если нет свидетелей, то есть, “зрителей”, которые на него смотрят. А вот если речь идет о механической работе, которая требует от человека больше энергии и сил, нежели интеллекта, то она выполняется им намного лучше в присутствии “зрителей”, то есть людей, которые за ним наблюдают. Что это значит? Это значит, что мы придаем значение вниманию к нам со стороны других людей и действуем в их присутствии иначе, чем без них, то есть, когда мы остаемся наедине с собой. Почему так происходит? Потому что мы в определенной степени от других людей зависим, пусть даже в некоторых случаях это в большей степени воображаемая или даже можно сказать, инстинктивная зависимость, не имеющая отношения к реальной жизни, а находящаяся только в нашей голове. И тем не менее, мы ведем себя так, как надо, чтобы казаться в глазах других людей такими, какими мы хотим казаться. Отчасти мы ждем одобрения своих действий другими людьми, порой совершенно этого не осознавая, а отчасти имеем четкие, ясные цели, и стараемся произвести на людей нужное нам впечатление для достижения определенного результата. Ну, к примеру, политики ведут себя так, как им надо себя вести, чтобы заручиться поддержкой избирателей, а не так, как они привыкли себя вести в повседневной жизни. В целом, мы все хотим определенным образом преподнести себя обществу, чтобы оно нас приняло, по достоинству оценило, оказало нам определенную поддержку и так далее. Так что от общества мы зависим. Мы не можем, живя в обществе, быть свободными от него. Помните да, кому принадлежат эти слова? Я считаю, к ним нужно прислушаться.

Из вышесказанного я делаю вывод, что нам всегда, независимо от того, в каком обществе мы живем, необходимо учитывать мнение этого общества о нас. А говоря еще более точно – нам нужно это мнение грамотно формировать. А для этого нам необходимо уметь правильно влиять на общество, чтобы оно видело в нас такую личность, которую большинство членов этого общества будет ценить и уважать. Это позволит нам занять в обществе определенное, наиболее выгодное для нас место. И чем лучше мы себя обществу покажем, с точки зрения нашей полезности для него, тем более почетное место оно нам определит, или во всяком случае не будет против того, что мы то или иное место займем. Помните, общество тоже в определённой степени зависит от нас, и мы можем оказывать сильное влияние, как на отдельных его представителей, так и на все общество в целом. Мы можем быть успешными и уважаемыми людьми, а можем иметь статус слабака и неудачника или статус антисоциальной личности, которую люди ненавидят. Поэтому важно не только следить за своей репутацией, но и придерживаться того поведения, которое тем или иным обществом признается, как правильное, справедливое, адекватное, нужное обществу поведение, за которое одни люди уважают и ценят друг друга. Конечно, одно дело следить за своей репутацией в небольшом обществе, живя, скажем, в маленькой деревне, где все хорошо друг друга знают и где любой твой поступок сразу всем становится известен и соответствующим образом оценивается большинством людей, имеющим возможность повлиять на тебя. Живя в таком обществе волей-неволей нужно следить за своим поведением, чтобы не быть наказанным обществом за, к примеру, антисоциальность и аморальность. И совсем другое дело, жить в большом городе, где много людей и далеко не со всеми из них твоя жизнь может тем или иным образом пересекаться, и когда многие твои поступки остаются неизвестными большинству людей, которые к тому же, не всегда имеет возможность на тебя повлиять. Поведение человека в таком обществе будет совсем другим. Поэтому разное общество, как с точки зрения его количества, так и с точки зрения качества – по-разному влияет на человека.

Вместе с тем в большом городе у человека возникает другая потребность – потребность во внимании к себе, потребность в том, чтобы выделиться из толпы, потребность в известности, в признании. А обратить на себя внимание можно разными способами, в том числе и с помощью плохих поступков, антисоциальных поступков, чем кстати, некоторые люди и промышляют – привлекая к себе внимание не самыми лучшими способами. С одной стороны, они добиваются своей цели – привлекают к себе внимание, а с другой – настраивают общество против себя. Но это их не смущает, ибо внимание общества важнее для таких людей, чем его мнение о них. Так что, как видите, в разном обществе поведение человека может быть разным. В небольшой общине – оно может быть одним, а в большом городе другим. Хотя от человека тут тоже, конечно, многое зависит. Не всем хочется иметь дурную славу в обществе, лишь бы ее иметь, не все готовы ради внимания других людей настраивать их против себя. Но для нас важно другое – для нас важно понимать желание человека повлиять на общество с помощью плохих поступков из-за своей зависимости от него. Вы только подумайте – человек может причинять вред другим людям только для того, чтобы они обратили на него внимание. Что здесь первично, а что вторично? Кто на кого влияет первым и в какой степени? Думаю, вы понимаете, что от того, как устроено общество, по каким правилам и законам оно живет, каких ценностей придерживается и какие цели преследует, зависит то, из каких индивидов оно будет состоять. А цели и ценности общества, а также те правила и законы, по которым оно будет жить – зависят от отдельных его представителей – от сильных, умных и волевых личностей, которые способны влиять на это общество. Так что активное и сильное меньшинство влияет на большинство, именно от такого меньшинства зависит жизнь в обществе, а не от большинства. А большинство в свою очередь оказывает влияние на тех, из кого оно состоит, на так называемых, среднестатистических граждан, в том числе и на тех, кто пытается привлечь к себе внимание не самым лучшим образом. Вот, социальная психология позволяет выявить и понять все эти многочисленные взаимосвязи. А понимая их – мы можем на них влиять.

Очень интересным выглядит зависимость мнения человека от мнения других людей, а точнее, от мнения большинства. Не знаю, знакомы ли вы с теми экспериментами в социальной психологии, в которых было показано, как человек идет на поводу у мнения большинства и сам склоняется к абсолютно абсурдной позиции, лишь бы быть солидарным с большинством, но эти эксперименты говорят о многом. Например, они говорят о том, что по своей природе человек склонен стремиться к тому, чтобы быть как все. Это необходимо ему для того, чтобы быть признанным обществом, принятым им, так как он от общества зависит. Причем, чем слабее человек, тем сильнее он зависит от других людей и тем больше хочет быть на них похожим. Также эти эксперименты показывают нам, что так называемое – свое мнение, которое стремятся иметь многие люди, далеко не всегда оказывается своим. Обычно среднестатистический человек придерживается такого мнения по многим вопросам, которого придерживаются большинство окружающих его людей, а также такого, которое ему навязывают различные, наиболее популярные и влиятельные в обществе источники информации, например, телевидение. Поэтому мнение большинства людей можно формировать искусственно, а следовательно, и манипулировать таким образом людьми, вынуждая их, скажем, хвалить и поддерживать одно и критиковать другое. Что и происходит, как с помощью политической пропаганды, так и с помощью рекламы. Общественное мнение очень легко сформировать с помощью так называемых социальных опросов, которые не отражают, а именно формируют общественное мнение. На самом деле – мало кого интересует, что думают люди, разве что только для бизнеса это важного, так как он часто вынужден подстраиваться под желания, потребности и настроения людей. А вот что касается политиков, то для них гораздо важнее сформировать общественное мнение нужным им образом, чем узнать, что на самом деле думают люди. Социальная психология им в этом помогает. Вы же, уважаемые читатели, уясните для себя, что никакого общественного мнения не существует, в том понимании, в котором нам его преподносят. Существует мнение, которое навязано или еще можно сказать, внушено обществу или которое преподносится, как общественное, как якобы, мнение большинства. Это делается с расчетом на стремление человека быть частью этого самого большинства. Поэтому к любому общественному мнению следует относиться скептически и присоединяться к нему только по необходимости.

Еще очень интересные выводы можно сделать из экспериментов, которые показывают нам, как люди склонны подчиняться авторитетам. Большинство из нас, конечно, этому учат с детства, когда говорят нам о величии других людей и принижают нашу собственную значимость в наших же глазах. Но и от природы человек склонен к подчинению, если пробудить в нем соответствующий инстинкт. Вообще, для устойчивости общества и даже для его выживания важно, чтобы люди придерживались вертикальной или, как ее еще называют – иерархической консолидации, чтобы они подчинялись друг другу в зависимости от статуса. Но иногда уместен вопрос – с какой стати именно вы должны кому-то подчиняться? И сразу же появляется простой и очевидный ответ на него – подчиняются всегда тому, кто сильнее. Кто сильнее, тот и прав. В наше время сила определенным образом трансформировалась и выражается в самых разных формах, начиная с умения манипулировать людьми и заканчивая умением использовать законы государства себе во благо. Но суть, все равно не изменилась – сила определяет, кто прав, а кто нет, и кто кому должен подчиняться. Я считаю, что из этого нам всем важно сделать очень полезный вывод – каждый из нас должен знать свои возможности и рассчитывать свои силы в противостоянии с другими людьми. Нужно уметь хорошо исполнять свою роль, находясь на определенном месте, и уже затем стараться взобраться повыше по социальной пирамиде, чтобы расширить свои возможности. Можно и вне системы действовать – можно не признавать социальную иерархию и самому быть себе хозяином. Но это не всегда безопасно и не всегда выгодно, ибо любая система сильнее любого отдельно взятого человека, а жить в лесу, вдали от цивилизации, тоже не самый лучший вариант. Поэтому в этой жизни, а точнее, в нашем обществе, высоко взбираются чаще те люди, которые умеют прислуживать вышестоящим, нежели те, кто бунтует и сопротивляется системе. Природа не случайно наградила нас способностью подчиняться авторитетам, ибо весь мир иерархичен, Вселенная иерархична, и поэтому мы должны уметь жить в рамках этой иерархии, чтобы, как минимум, выжить, а как максимум – занять в существующей иерархии почетное место. Таковы законы жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, что социальная психология более подробно объясняет все то, что большинство из нас понимает на интуитивном уровне. Все мы [большинство из нас] постоянно взаимодействуем с другими людьми, все мы в той или иной степени зависим от других людей, всем нам приходится время от времени активно или пассивно влиять на других людей и самим подвергаться такому же влиянию, которая сказывается на нашем поведении и наших поступках. Поэтому изучая социальную психологию, человек в некоторой степени дополняет и совершенствует свои житейские знания и начинает лучше понимать те вещи, с которыми ежедневно сталкивается в своей жизни. Специалистом в области социальной психологии становиться необязательно, но понимать свою зависимость от общества, свою роль в нем и свое влияние на него – нам, я считаю, необходимо. Ведь чем лучше человек понимает общество, в котором он живет, тем успешнее он с ним взаимодействует, а значит и пользы от такого взаимодействия получает намного больше.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть