ПСИХОЛОГИЯ

Что такое средство общения в психологии

Средства общения и его структура

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

А) Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

— говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

— слушание — восприятие содержания звучащей речи;

— письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

— чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Б) При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). К основным невербальным средствам общения относятся:

1. Кинесика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

— Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания.

— Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств.

— Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

2. Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

3. Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Так, например, существует интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза. Есть еще личная зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами; социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч, совещаний, проведения административных бесед и публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

4. В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

5. Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них. Основные компоненты общения:

— потребности, мотивация и цели;

— способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.

Давайте же рассмотрим подробнее коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны общения подробнее.

Источник

Средства общения

Главные особенности общения определяются целями и задачами, которые решаются людьми в этом процессе, а также используемыми средствами общения.

Средства общения. В процессе общения используются различные средства передачи информации, установления и поддержания контактов людей друг с другом. В психологии средства общения подразделяют на вербальные (знаковыми, словесными, речевыми) и невербальные (неречевыми). Все они при общении несут в себе определенную информацию.

К вербальным средствам общения относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность – выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и пр.).

Слово является главным средством при передаче информации в общении людей. Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта. Благодаря общению с помощью языка происходит обмен мыслями, передача информации, формируется логическое мышление. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его нейрофизиологических и психологических механизмов.

Речь — это вербальная коммуникация, т е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов). Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Первым этапом речи является построение смысловой основы речевого высказывания, т.е. осмысление того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап — построение синтаксической структуры предложения, на котором создается общая конструкция фразы в определенной грамматическая форме, идет поиск нужных слов и выражений для наиболее точного выражения мысли. На третьем этапе осуществляется непосредственная передача речевого высказывания в письменном или устном виде. Таким образом, развертывается процесс, в ходе которого человек кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе восприятия информации, передаваемой при помощи речи, собеседник декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание полученной информации.

Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Передача информации при помощи вербальных средств общения может иметь различную форму – беседа, спор, дискуссия, переговоры, дебаты, полемика, лекция.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Первой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Произнесение монологов, гораздо эффективнее преобразовать в форму вопросов и использовать их в беседе, получая ответную информацию. Сам факт вопроса является показателем желания участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее развитие.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохранности мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если возникают нарушения в работе этих систем, у человека появляются различные расстройства речи — афазии. В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других — нарушается членораздельность речи (возникает дезартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих — утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться и т.д.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где люди обмениваются вербальными сообщениями. В общение оказываются закономерно включены эмоции и чувства общающихся людей, которые определенным образом относятся к передаваемой информации, к участникам общения, ко всей ситуации общения. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание образует особый, невербальный аспект коммуникативного процесса и выражается в экстра- и паралингвистическом сопровождении речи.

Невербальные (экспрессивные) средства общения сопутствуют использованию вербальных и могут использоваться как самостоятельные. К ним относятся: мимика, жестика, таксика, пантомимика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, визуальный контакт.

Экспрессивное поведение человека – это сложное социально-психологическое явление. Оно включает в себя систему действий с использованием невербальных средств общения. Современные психологические исследования показали, что экспрессивный репертуар человека и психологические особенности его личности представляют собой целостное единство. Элементы экспрессивного поведения имеют социокультурные особенности. Они усваиваются человеком в процессе социализации. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% актов передачи информации осуществляется за счет невербальных средств общения.

Особенностью невербальных средств общения является то, что их использование обусловлено работой подсознания. На этот процесс невозможно влиять, невозможно рационально изменять импульсы подсознания, поэтому информация, переданная при помощи невербальных средств общения, является наиболее достоверной.

В современной психологии существует классификация всех невербальных средств общения, которые являются знаковыми системами невербальной коммуникации (Лабунская В.А., 1989). В этой классификации выделяется четыре основных типа невербальных средств общения: оптико-кинетическая система, пара- и экстралингвистическая, организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт. (Таблица Неверб средства общения Лабунская).

Паралингвистика это невербальные средства общения, определяющие ритмико-мелодическую структуру речи. К паралингвистическим средствам общения относятся: качество, высота, громкость голоса, его диапазон, тональность, ударения, тембр, ритм, вокализация (смех, плач, зевота, вздохи и т.д.). Например, голос, в котором отражается эмоционально-напряженное состояние сдерживания негативных эмоций, воспринимается как признак агрессивности, спокойный, благожелательный голос вызывает интерес. Фраза «Пошел вон отсюда!», сказанная со смехом, приобретает свой неповторимый смысл, значительно отличающийся от смысла этой фразы, сказанной с выражением злости на лице и сопровождающейся указательным жестом.

Экстралингвистика это паузы, покашливание, смех, плач, шепот, темп речи.Скорость речи является особенно действенным невербальным средством изменения мнения слушателя.

Темп речи может свидетельствовать о психоэмоциональном состоянии, состоянии здоровья. Например, ускоренная речь в конкретной ситуации повседневного или делового общения является признаком психоэмоционального возбуждения, волнения, а в условиях профессионального общения эта же характеристика речи может быть и симптомом имеющегося заболевания.

Оптико-кинестетическая система невербальных средств общения включает в себя мимику, жестику и пантомимику.

Мимика — это совокупность движений лица и глаз, создающих выражение лица человека. Выражение лица больше всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Поэтому, чтобы определить состояние человека, нужно смотреть на его губы и брови.

Данные современных исследователей показывают, что представители разных культур, испытывая определенные эмоции, одинаково выражают их в экспрессии лица. Базовые эмоции, выраженные в мимике, распознаются людьми, независимо от принадлежности к той или иной культуре.

Мимические движения лица отражают разнообразные по степени осознаваемости психо-эмоциональные состояния человека, его отношение к происходящему, мысли, поэтому в различной степени подвластны произвольной регуляции. При передаче эмоционального состояния и чувств человека источником возбуждения становятся подкорковые структуры мозга и мимика имеет непроизвольный характер.

Мимические движения подразделяются на

1) агрессивно-наступательные (гнев, злость, жестокость и др.),

2) активно-оборонительные (отвращение, презрение, ненависть и др.),

3) пассивно-оборонительные (покорность, приниженность и др.),

4) ориентировочно-исследовательские (интерес, любопытство и др.),

6) выражающие степень удовольствия или неудовольствия,

7) маскировочные (сокрытие истины, двусмысленность и др.).

Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Движения мышц лица – индикатор чувств и настроений человека. Особенно информативны глаза и окологлазная область лица. Существуют сотни различных вариантов сочетаний положения губ и выражения глаз, которые создают те или иные мимические выражения.

Жестика – это совокупность выразительных движений головой, рукой или кистью руки, которые используются в общении и могут сопровождать размышление или состояние. Один и тот же жест может интерпретироваться по-разному. Это зависит от ситуации, в которой протекает общение, личностных особенностей общающихся и других факторов.

В психологии выделяют следующие виды жестов: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные, произвольные и непроизвольные.

Подчеркивающие (усиливающие) жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки. Демонстративные жесты поясняют ситуацию. Касательные жесты используют для установления социального контакта или получения знака внимания со стороны партнера. Также они используются для ослабления значения высказываний.

Произвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются сознательно, с использованием волевых усилий. Если произвольные жесты используются часто, то они могут стать непроизвольными. Непроизвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются неосознанно, без волевых усилий человека.

В современной психологии накоплен большой объем информации по интерпретации жестов и телодвижений человека. Например, вертикальная жестикуляция проявляется при авто­ритарной внутренней позиции (например, помахивание пальцем) человека в общении с другими людьми. У слушателя такие жесты вызывают подсознательный протест, неприятие гово­рящего, настраивают против сообщаемой информации. К благожелательному отношению предрасполагают жесты в горизонтальном направлении, открытые жесты. Кивание головой в подавляющем большинстве стран обозначает «да», также как покачивание головой для обозначает отрицание, несогласие. Многократное и резкое кивание используется для подчеркивания значимости слов, придания им особо важного значения.

Ладонь является одним из наиболее информативных источников для расшифровки невербальной информации. Главными признаками являются положение ладони и ее сила. Как правило, используются три жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указательного пальца. Каждый жест, как слово в языке, имеет свое значение и смысл, которые могут быть правильно поняты только в контексте конкретной ситуации. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Интерпретируя жесты, человек осуществляет обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы – это важные составляющие обратной связи. Они поэтапно (поминутно, от движения к движению) указывают, как люди реагируют на происходящее.

Жесты, означающие открытость для общения, всегда в качестве элемента содержат открытые для собеседника ладони. «Раскрытые руки» — руки, вытянутые вперед ладонями вверх. Этот жест обычно интерпретируют с проявлением искренности, открытости. Дети, когда гордятся своими достижениями, открыто показывают свои руки, а когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карман, либо за спину. Ладони, повернутые вверх, обозначают просьбу, требование, а сомкнутые при этом пальцы усиливают требование.

Поворот головы и легкое напряжение говорят о заинтересованности человека, а в сочетании с легким кивком или другими жестами является знаком признательности, готовности к действию, уверенности в себе и искренности. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Это может восприниматься как пренебрежение. Отворачивание головы всегда является движением уклонения, отказа и говорит о том, что потребность и интерес к данному объекту отсутствует. Отворачивание с сильным напряжением мышц лица, шеи и даже тела заключает в себе гнев. Наклон головы в сторону собеседника выражает желание контакта. Покачивание головы из стороны в сторону может выражать как проявление симпатии, так и антипатии. Так проявляется скептицизм и готовность к компромиссу. Оно часто сопровождается поднятыми плечами и опущенными вниз уголками рта.

«Закрытые» жесты всегда отражают стремление защититься, закрыться от воздействия внешнего мира, других людей. Ладони, опущенные вниз, выражают стремление защититься от чего-то неприятного, стремление сдержать, взять под контроль что-то. Если ладонь выдвинута вперед, то жест обозначает стремление отодвинуть, отстранить от себя что-то.

Руки, заложенные за спину, означают стремление отстраниться от окружающего, желание никого не беспокоить. Такое положение рук может сохраняться длительное время, стать привычным для человека. Такая привычка часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Руки в карманах означают желание скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность, демонстрацию отсутствия интереса к действиям, нежелание больше слушать собеседника и оценивается как нарушение правил вежливости.

Жесты защиты и обороны являются одним из видов жестов. Указательный палец, вытянутый вверх или вперед, обозначает привлечение внимания, указание, предупреждение, угрозу. Сжатые кулаки обозначают концентрацию сил или агрессивное состояние в зависимости от сопровождающей этот жест мимики и условий конкретной ситуации.

Пантомимика — это совокупность невербальных средств общения, включающих положения и движения тела. Положение и движения тела несут информацию о психологическом и физическом состоянии человека, его отношении к происходящему и его намерениях. Человек проявляет по отношению к другому человеку большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Расслабление тела и наклон вперед сидящего выражают симпатию, а напряжение — неприязнь.

Пожимание плечами выражает непонимание, незнание чего-то. Усиливающими значение слов пантомимическими движениями являются наклоны туловища вперед, стук и притопывание ногой, покачивание стопой ноги. Положение и движения плечами несут большую информацию для собеседника: опущенные сигнализируют о чувстве свободы и уверенности в себе, приподнятые – об ощущении опасности и неуверенности в себе, отведенные назад служат для демонстрации предприимчивости, силы и мужества, выдвинутые вперед – о чувстве страха и стремлении защититься, поднимание и опускание плеч выражает сомнение, задумчивость. Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует об отсутствии интереса, какой бы то ни было активности в отношении своего партнера, «отступлении» от общения и предмета разговора. Наклоненная вперед, она «говорит» о желании сближения, интересе, запланированной активности, а в отдельных случаях – о нападении.

Походка свидетельствует о физическом состоянии человека, его настроении. Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между людьми. Например, человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим человеком, имеющим более низкий социальный статус, обычно выглядит более расслабленным, свободным, его руки и ноги находятся в ассиметричных позициях и слегка согнуты по отношению к телу. Чувство расположения, симпатии, доверия другому человеку проявляется в использовании открытых поз и жестов, наклоне туловища в сторону этого человека. Один и тот же жест у представителей различных культур может иметь различное значение.

Телесные проявления не всегда могут быть интерпретированы однозначно, так как они зависят от культурных и социальных норм общества, могут быть проявлением привычки, могут быть реакцией на внешние физические раздражители, проявлением физического состояния человека, а не отражать внутренние психические состояния.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений человека (язык тела) выделилось в отдельную область научного знания (кинесика).

Проксемика – это совокупность невербальных средств общения, создающих пространственно-временные характеристики общения. Проксемика включает в себя расположение общающихся в пространстве друг относительно друга (расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство и др.).

Личное пространство — невидимое пространство, окружающее человека и охраняемое им, вторжение в которое вызывает состояние дискомфорта. Человек защищает свое личное пространство, отходя в сторону, отводя глаза, отворачивая голову.

В психологии общения описан такой социально-психологический феномен, как хронотоп «больничной палаты». Это специфический набор про­странственных и временных характеристик общения (общение ограничено во времени и пространстве, нарушается личное пространство человека, че­ловек лишен своей территории). Специфическая пространственно-временная организация общения вызывает откровенность человека по от­ношению к первому встречному. Объясняется это тем, что человеку гаран­тирована конфиденциальность, т.к. он никогда больше не встретится со своим попутчиком или соседом по палате и переданная информация со­кровенного характера не будет использована ему во вред.

Таксика — это совокупность невербальных средств общения, включающих движения и действия человека при непосредственном контакте с другим человеком. К ним относятся: рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поглаживания, поцелуи, объятия. Значение прикосновений в жизни человека зависит от возраста. Наибольшее значение они имеют в детстве (особенно в младенчестве). Прикосновения подтверждают ребенку любовь родителей и обеспечивают сенсорную стимуляцию. Ребенку важно получить ласковое прикосновение после порицания, чтобы убедиться в том, что любовь родителей не потеряна. Подростков раздражают прикосновения взрослых, когда они стремятся к независимости, ревностно охраняют границы личного пространства. Для взрослых особенно желанны прикосновения близких; они очень важны для стариков, остро нуждающихся во внимании.

Визуальный контакт – это вид психологического контакта людей друг с другом, который устанавливается и регулируется при помощи взгляда. Выражение глаз и взгляд человека передают эмоциональное состояние, чувства, отношение человека к происходящему. Использование взгляда в общении определяется рядом культурных традиций и норм. В европейских странах и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В странах Азии и Востоке прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В европейской культуре пристальный взгляд в глаза другому человеку может использоваться как знак агрессивных намерений, проявления власти.

Визуальный контакт облегчает взаимодействие людей при выполнении совместной задачи. Врачи и медсестры, оказывая помощь пациентам, обмениваются взглядами между собой и с пациентами, когда те не имеют возможности что-то сказать. Взгляд в данном случае выполняет не только коммуникативную функцию, но и регулятивную, т.к. с его помощью направляется и корректируется совместная деятельность людей, удовлетворяются их потребности.

Во время беседы визуальный контакт составляет от 25 до 75%. Р. Экслайн установил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрит на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта выполняет следующие пять функций (М. Паттерсон): 1) информационное обеспечение, 2) регулирование взаимодействия, 3) выражение интимности, 4) проявление социального контроля, 5) облегчение выполнения задачи. Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта является столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

При визуальном контакте имеют значение частота, продолжительность, напряженность, неожиданность, избегание взгляда, направленность, причем чаще смотрит слушающий, нежели говорящий. Взгляд длится примерно 2-10 сек. Взгляд как средство общения не менее важен и выразителен, чем слово. Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Следует иметь в виду, что смоделировать «нужный» взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки.

Возможность видеть выражение глаз собеседника способствует созданию доверительной атмосферы, а затемненные очки, опущенный вниз взгляд и другие способы, скрывающие выражение глаз собеседника, препятствуют доверительности. Человек, отводящий глаза от собеседника воспринимается как скрытный и неискренний, а человек, который смотрит не отрываясь на собеседника («пялящий глаза») воспринимается ограниченным и бестактным. Говорящий человек обычно меньше смотрит на собеседника, чем слушающий, но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное впечатление. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. В радостном состоянии человека зрачки расширяются в несколько раз, при угнетенном – суживаются. Выражение глаз коррелирует с выражением губ.

Невербальные средства общения выполняют следующие функции:

1) участвуют в создании образа партнера по общению,

2) выражают взаимоотношения партнеров и формируют эти взаимоотношения,

3) уточняют, изменяют, дополняют, а также создают субъективный фон для содержания передаваемого словесного сообщения,

4) являются индикаторами индивидуального эмоционального состояния человека и стабильных личностных характеристик,

5) выполняют функцию контроля над аффектами, нейтрализации их или создании социально значимого аффективного состояния,

6) служат показателями общей психомоторной активности субъекта.

Без речевого сопровождения язык мимики и жестов, пантомимические движения человека очень трудно правильно интерпретировать. Нередко информация, передаваемая при помощи вербальных и невер­бальных средств общения, противоречит друг другу.

Соответствие используемых невербальных средств общения целям и содержанию информации, передаваемой вербальными средствами, является одним из элементов культуры общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения может быть различным, в зависимости от содержания и цели общения, особенностей культуры, характера общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 55%.

Таким образом, в реальном общении людей друг с другом используются все средства общения, а соотношение этих средств определяется в каждом акте общения в соответствии с условиями, целями, особенностями личности и другими факторами избирательно. «Говорим голосом, беседу­ем всем телом» (Публиций).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть