ПСИХОЛОГИЯ

Что такое субъектность в психологии

Субъектность
статья

Становление личности невозможно без развития субъектности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
доклад29 КБ

Предварительный просмотр:

В психологическом словаре субъектом (от лат. Subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) признается индивид или группа как источник познания.

Становление личности невозможно без развития субъектности человека. Потому в мире современного образования обращенность к внутреннему миру ребенка как к субъекту жизни, культуры, образования становится приоритетной задачей.

Развитие человека в конце концов, является не чем иным, как становление личности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Развитие личности является не продуктом взаимодействия различных внешних фактов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим.

Для субъективности свойственны такие качества человека как активность, осознанность, креативность, ответственность, рефлективность и т.д.

Ребенок с момента своего рождения является субъектом своей непроизвольной активности. его субъективность развивается , проходя самобытный путь преобразований, затрагивая различные структуры индивидуального опыта.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными , их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Доказано, что при благоприятных педагогических условиях к семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как важнейший показатель его субъективности в духовно-нравственном развитии.

Зарожденные чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для активизации субъектных позиций ребенка в нравственном поведении.

Игнорирование субъектно-личностной составляющей сущностных основ личности приводит к духовному обнищанию .

В дошкольном детстве возникновение у ребенка попытки управлять своим поведением, принятие нормативного поведения в общении и взаимодействии со своими сверстниками говорят о формировании субъектности социального характера.

Решение этих задач затрудненно рядом теоретических и методических проблем. В частности, недостаточно разработан междисциплинарный подход к изучению механизмов формирования ориентации детей на общечеловеческие и этнокультурные ценности.

Безусловно, для развития субъектности ребенка необходимо обеспечение психолого-педагогических условий, которые предусматривают:

— формирование творческой активности, развитие ценности универсальной бесконечности, сущностных сил и способностей ребенка, его самостоятельности, индивидуальности;

— оказание квалифицированной помощи педагогам в организации мониторинговой, психолого-педагогической, социально-педагогической деятельности, реализации , коммуникативной, планово-прогностической, контрольно-аналитической, организаторской и др. функций.

При формировании субъектности ребенка дошкольного возраста важен учет его развития в >, а также в >.

Человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности и собственного выбора.

Становление и развитие предпосылок субъектности ребенка в дошкольном возрасте во многом зависит от отношений взрослых к нему как к личности изменяющейся, развивающейся > и >.В зависимости от отношения взрослого у ребенка формируются основы ценностного отношения к миру, побуждается работа глубинного внутреннего плана. Потому взрослые, т.е родители, воспитатели должны не только знать, что они являются образцами для выработки основ субъектности у детей , но и должны быть осведомлены о субъектности позиции ребенка в общении и его отношениях к окружающей действительности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье представлены результаты исследования особенностей проявления субъектной позиции в логико-математической деятельности детьми старшего дошкольного возраста.

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект.

РАЗВИВААЕТ ЗНАНИЕ О СУБЪЕКТ — СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

В статье представлена опытно-экспериментальная работа по формированию субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного возраста.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н. Леонтьева .

Как я использую в образовательной деятельности современные технологии.

презентация на тему : «Субъект -субъектное взаимодействие — одно из основных условий реализации ФГОС.».

Источник

Субъектность

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ . Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского . 2006 .

Смотреть что такое «Субъектность» в других словарях:

субъектность — персональность Словарь русских синонимов. субъектность сущ., кол во синонимов: 1 • персональность (3) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

субъектность — субъ ектность, и … Русский орфографический словарь

СУБЪЕКТНОСТЬ — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед.… … Педагогический словарь

субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, появлению ранее не… … Большая психологическая энциклопедия

Субъектность речи, текста — (авторизация, субъектная организация текста) – глобальная интегрирующая категория текста, соотносимая с одним из двух составляющих творческой деятельности – субъекта и объекта. Вопрос о субъекте познавательной науч. деятельности обсуждается в… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не… … Психологический лексикон

отраженная субъектность — идеальная представленность и продолженность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, формированию новых… … Большая психологическая энциклопедия

СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ — характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно… … Современный философский словарь

Категория активность и соподчиненные с ней понятия (действие, деятельность, свобода) в ЮП — Субъектность правовой активности (В.М. Поздняков, 1997) обязывает всесторонне изучать человека и социальные группы в качестве субъектов деятельности, общения, духовного созерцания и т.д. Это позволяет с одной стороны преодолевать доминировавшие в … Энциклопедия современной юридической психологии

Субъект общения — В рос. психологии отсутствует общепринятая трактовка С. о., несмотря на то что ведущие отеч. психологи постоянно обращались к данному понятию. Анализ работ филос. психол. плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Понятия субъектности и субъективности в контексте категории «субъект»

Категория субъекта породила множество работ, посвященных исследованию субъектных свойств человека. Поэтому для того, чтобы исследовать развитие этой категории необходимо дифференцировать понятия «субъективность» и «субъектность».

В отечественной психологии понятие «субъектность» появилось относительно недавно. Поэтому оно и понятие «субъективность» выступали как синонимичные.

В контексте дифференциации этих понятий необходимо рассмотреть концепцию В.Э. Чудновского, который ставил своей задачей разработку не категории субъект, а понятия субъектности, субъективности.

Для него, как и для многих современных исследователей, важно понятие «субъектная активность». Чудновский, рассматривая преломление внешнего через внутреннее, выходит на существование внутреннего источника активности и развития. Он пишет о том, что отечественная психология боится признать внутреннюю логику развития индивида, «спонтаннейность». А она «необходима для понимания подлинной диалектики развития: человеческий индивид в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. Они — результат их взаимодействия, деятельности индивида как единого саморегулирующего целого» [Чудновский В.Э., 1993, с. 7]. Этим целым является субъективная реальность, которая обладает относительной самостоятельностью. Она формируется под влиянием объективных условий, но позже сама начинает влиять на них и создавать себе «малую среду развития», которая свидетельствует об «активности субъективного начала» [Чудновский В.Э., 1988, с. 23]. По мере эмансипированности от влияния среды вырастает вместе с тем её значимость.

Чудновский разрабатывает также структуру внутреннего мира, выделяя в нём ядро и периферийный слой (хотя анализирует только первое). Ядро субъективности представляет собой средоточие внутренней активности, которая, сформировавшись, определяет весь процесс становления личности и её внутреннего мира [Чудновский В.Э., 1988, с. 18]; в нём соотносятся природные, возрастные и личностные особенности. Под влиянием ядра субъективности у человека появляется субъективная картина мира.

Итак, В.Э. Чудновский пытается выявить структуру внутреннего мира и доказать, что субъективность развивается по своим внутренним законам. Но, как видно, специально он категорию «субъект» не разрабатывал.

На современном этапе осуществляется дифференциация указанных понятий и дается их определения.

Итак, за термином «субъективность» закреплено понятие внутреннего мира человека, а единого определения понятия субъектности нет (в него исследователи вкладывают некоторые аспекты категории субъекта, т.е. обозначают им качества «быть субъектом»). Но можно, говоря словами СЛ. Рубинштейна, разделить субъекта как идеальную реальность, и субъекта как функцию. Тогда первое закономерно будет субъективностью, а второе — субъектностью.

В последние годы появилось множество эмпирических работ, посвященных исследованию субъектности человека в разные периоды онтогенеза.

Самой ранней из данной серии работ является исследование Е.Н. Волковой, которая анализирует субъектность педагогов.

Она пишет, что субъектность определяется «через категорию «отношение» и представляет собой отношение к себе как к деятелю» [Волкова Е.Н., 1998, с. 5]. Используя субъект-субъектный подход, Е.Н. Волкова говорит о том, что субъектность предполагает такое отношение не только к себе, но и к другим людям, особенно к своим ученикам; появление данного отношения связывается с общением с другим человеком, обладающим субъектностью. В понятие субъектности у нее входит сознательность, свобода выбора и ответственность за него, уникальность.

Рассматривая динамику субъектности в процессе развития человека, Е.Н. Волкова описывает две его сущностные характеристики: во-первых, это «способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней» и, во-вторых, «реализация им своею жизнью принципа меры. преобразовывая, сам человек устанавливает размеры преобразований и границы своего вмешательства» [Волкова Е.Н., 1998, с. 22]. Отмечается важность того, что человек может передать другому человеку свои намерения, рассчитать их последствия. Из этого Е.Н. Волкова выводит три составляющие субъектности: способность изменять, измерять и излагать.

Она рассматривает субъектность как качество личности: «В субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности» [Волкова Е.Н., 1998, с. 38].

Н.Х. Александрова ставит перед собой особую задачу исследования особенностей субъектности на поздних этапах онтогенеза. Поэтому для нее в качестве центрального выступает понятие «субъект жизнедеятельности»: «Необходимым признаком субъекта жизнедеятельности является способность ставить и решать задачи активной адаптации к условиям своей жизни и способность самосовершенствоваться в процессе этой адаптации» [Александрова Н.Х., 2000, с. 17]. Субъект исполняет роль интегратора всех уровней организации человека: индивидного, психофизического, психологического и личностного. Но при этом субъектность считается личностным свойством и определяется «характеристиками его самосознания: переживаниями идентичности, сохранностью функций контроля, устойчивостью и вариативностью Я — образа, уровнем самопринятия, интернальным типом локализации контроля». Подчеркивается, что принятие себя у пожилых людей должно выражаться в признании себя активным деятелем, что позволяет человеку принять изменения, как в своем физическом облике, так и в социальном положении. Субъект имеет в своей основе противоречие между своими возможностями и ограничениями.

В работе Т.В. Прокофьевой субъект определяется как «рефлексивный способ существования, который характеризуется наличием и фиксацией отношения к объективной действительности и проявляется в преобладании самоопределения над определением обстоятельствами» [Прокофьева Т.В., 2001, с. 18]. Субъект — проявление инициативы и ответственности как форм активности. Субъектность — это способность быть субъектом или «способность инициировать и реализовывать различные виды деятельности». В субъектности Прокофьева выделяет два слоя: первый — общий для всех видов деятельностей, связанный с ценностно-смысловой сферой личности, второй — специфичен для каждого вида деятельности и состоит из набора способностей к саморегуляции в конкретных ее видах. Таким образом, автор пытается преодолеть тенденцию полисубъектности.

В концепции Ю.А. Вареновой субъектность понимается как «интегральный процесс психики, обеспечивающий адаптацию и преобразование человеком себя и окружающей среды за счет интеграции эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов своего образа «Я» [Варенова Ю.А., 2001, с. 4]. Это попытка представить субъектность динамической характеристикой, где сменяют друг друга два указанных процесса. Субъектность появляется тогда, когда необходимо сделать выбор, при этом характеризуется все более совершенным набором средств.

Рассмотрение человека как субъекта своей жизнедеятельности, представлено в концепции Е.Ю. Коржовой. Под субъектностью она понимает «способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие, то есть быть ее субъектом» [Коржова Е.Ю., 2001, с. 17].

Основным предметом ее исследования стала субъект-объектная ориентация в жизненных ситуациях, которая определяется как «степень зависимости внутреннего мира от мира внешнего, заключающегося в «выстраивании» собственного бытия, то есть субъектной включенности в жизненную ситуацию». Е.Ю. Коржова выделяет два вида ориентации: субъектную и объектную. Для них свойственно то, что человек в любой ситуации остается субъектом, хочет он того или нет, но если в случае субъектной ориентации (или интериоризованной субъектности) для него характерна сознательная работа над собой, самоанализ с помощью разных техник (например, религии или психотехник), то для объектной ориентации (эстериоризованной субъектности) человек неосознанно помещает себя в такие жизненные ситуации, в которых он вынужден развиваться.

Таким образом, разница между этими двумя видами может быть описана, во-первых, через осознанность и неосознанность своих усилий для развития и, во-вторых, как это не покажется странным, но субъектная ориентация связана с созерцательным способом взаимодействия с жизненными ситуациями, а объектная — с деятельностным. Коржова применяет для описания дифференциации субъект-объектных ориентации понятия трансситуационной изменчивости (определяет, на что настроен человек — на измерения или сохранение гомеостаза), трансситуационной направленности освоения мира (указывает на то, кто является главным — сам субъект или обстоятельства), трансситуационного локуса контроля (показывает, куда направлены действия — вовне или вовнутрь), трансситуационной подвижности (говорит о том, где находит субъект источник для изменений — в новом или привычном).

В результате автор выводит 4 типа субъектности: «преобразователь жизненных ситуаций», «гармонизатор жизненных ситуаций», «пользователь жизненных ситуаций», «потребитель жизненных ситуаций».

В работе Е.Н. Азлецкой субъектность выступает как характеристика личности. Человек определяется «не как деятель — исполнитель, а как пристрастный сценарист своих действий, которому присущи определенные предпочтения, мировоззренческие позиции, целеустремленность преобразователя» [Азлецкая Е.Н., 2001, с. 14]. Вслед за Л.И. Анцыферовой, Азлецкая выделяет уровни развития субъектности личности: от субъекта целеполагания до субъекта своего жизненного пути. Таким образом, делается вывод о том, что «сложнейшая целостная структура человека как субъекта жизни раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности». Но разве человек не социален изначально?

В целом, Е.Н. Азлецкая выделяет следующие характеристики субъекта: ответственность, высокий уровень эмоциональной зрелости, способность к внутреннему контролю, осознанность действий, эмпатия.

Большой интерес для нашего исследования представляет концепция С.Д. Дерябо. Она продолжает субъект-субъектную традицию отечественной психологии, выявляя, как формируется отношение у человека к другому человеку и к природе.

Главным понятием этой концепции является так называемая «субъектификация», что означает «наделение объектов и явлений мира субъектностью» [Дерябо С.Д., 2002, с. 12]. В основе этого процесса, как замечает автор, лежит стремление человека «сделать мир своим», создать свою реальность. Субъектность определяется «как свойство, открывающееся в способности субъекта «полагать себя в основу» экологического мира и самого себя». Дерябо выделяет три основных свойства человека, в которых конкретизируется субъектность: самоупорядочивание, самопричинение и саморазвитие. Уточняется структура субъектности: человек познающий, человек относящийся, человек преобразующий. И соответственно в процессе субъектификации выделяются 3 стороны: гносеологическая («считать субъектом»), аксиологическая («относится как к субъекту») и праксиологическая («поступать как с субъектом»).

Интересно, что к традиционной активности субъектности добавляется не менее традиционная субъективность в смысле пристрастного отношения к окружающему, а также признание ценности каждого человека в качестве основных характеристик субъекта.

Таким образом, в современной отечественной психологии за понятием субъектность закрепляется значение особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями. Причем впервые подчеркивается процессуальный характер категории субъекта: он связывается именно с процессами, происходящими внутри человека (самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией и так далее), то есть самостными процессами.

Анализ концепций отечественных психологов позволит нам определить поле значений категории субъекта.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть