ПСИХОЛОГИЯ

Что такое субмодальность в психологии

ПсихоБлог

о психологическом моделировании

Что такое модальности и субмодальности человеческого опыта?

Привет. Эта статья необходима для того, чтобы в дальнейшем читателям было проще разобраться с моделями и моделированием, а так же прочими темами, с которыми они могут столкнуться на нашем сайте. Эта статья призвана ответить на часто возникающие вопросы, в том числе и о терминах, например, модальности, субмодальности и другие, которые часто и густо употребляются нами. Здесь мы разложим все на простые и легкие компоненты, чтобы потом опять все собрать вместе уже в понятной форме. Итак поехали.

Ввод информации, модальности.

Чтобы начать с самого начала, стоит упомянуть о том, что есть такой феномен информация. Именно ее человек получает из окружающего мира, “вводит” себе в психику с помощью органов чувств, а это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Еще они могут быть названы каналы восприятия информации или модальности. Других способов получить информацию из мира у человека нет. И, выражаясь точнее, информация, которую человек ввел себе в психику из мира и есть мир для него. Иных способов познать мир у человека просто нет.

Здесь стоит сделать ремарку. У человека есть еще органы получения информации из мира, например, проприоцептивная система или рецепторы температуры и так далее. Для простоты мы все это объединили в осязании.

Очень важно понять несколько моментов про “ввод” информации. Во-первых, орган, получающий информацию, работает все время. Иными словами, ухо слышит постоянно вне зависимости от того, чем вы заняты, обращаете на это внимание либо нет. То же самое происходит со зрением, осязанием и прочим. Это легко проверить обратив внимание, например, на то, что чувствуют ваши стопы в момент чтения этой статьи. Пока не обращали внимания на ощущения в стопах, их, этих ощущений, как-будто не существовало, но они были. И тут мы подходим к сознательному восприятию информации и неосознанному. Когда мы сознательно сосредотачиваемся на чем-то в мире, например, слушаем любимую музыку, остальное воспринимается неосознанно, но органы чувств работают постоянно. А это значит, что психика постоянно подпитывается информацией, а мы лишь сознательно переключаемся между значимыми для нас частями этой информации. Все остальные, не значимые куски информации вводятся в психику неосознанно.

Обработка информации, субмодальности.

После того, как информация введена в психику, она будет обработана. Опять же, сознательно мы будем “прыгать” по субъективно значимым для нас частям этой информации в процессе ее обработки. Сознательно мы будем “прыгать” не только при обработке или на стадии ввода информации, мы будем “перескакивать” и туда и сюда. Неосознанно же будет обработана вся информация попавшая к нам в психику.

Здесь стоит разобраться с термином “обработана”. Что значит “обработана”, чем и как? Обработанной информация становится тогда, когда у нас в психике появляется репрезентация в определенной модальности человеческого опыта. Когда у нас внутри появляется картинка, запах, вкус, звук или ощущение того, что мы восприняли из мира – информация становится обработанной. Причем не всегда совпадают модальности на стадии ввода информации и ее обработки. Например, мы можем что-то увидеть снаружи, например фильм, а внутри почувствуем, что он нам нравится. То есть, человек способен переводить информацию из одной модальности в другую. Это важно, особенно важно это развивать, но это тема для другой статьи.

Кроме того, человеку нужно отличать одни репрезентации от других в пределах одной модальности. Это значит, что человеку необходимо отличать одни картинки от других, одни ощущения от других и так далее. “Так это очень легко сделать по содержанию картинки”, – скажете вы и будете не правы. На самом деле люди не различают картинки и прочие репрезентации по содержанию и немного ниже мы узнаем почему. Они различают картинки и прочие репрезентации по субмодальностям.

Для начала, что такое субмодальности? Субмодальности – это различия, которые человек может создать в пределах одной модальности. А если более просто, то субмодальности – это характеристики, которые человек присваивает репрезентациям в разных модальностях, для того чтобы:

  • отличить одни репрезентации от других,
  • выразить свое отношение к содержанию этой репрезентации;
  • структурировать и организовывать данные у себя в психике;
  • определять свою оценку важности содержания репрезентации;
  • придаем значение своему опыту.

Отдельно про субмодальности.

Субмодальности бывают разные. Фактически их невероятное множество, но можно выделить основные. Ниже будет приведен список и, конечно, он не полон. Как вы делаете различия между своими репрезентациями? Этот список можно дополнять.

Субмодальности
ВизуальныеАудиальныеКинестетические
Яркость/тусклостьВысотаДавление
Перспектива (точка зрения)РасстояниеДвижение
РазмерТемп (скорость)Расположение
Ассоциированный (вижу своими глазами)КонтрастДлительность
Диссоциированный (вижу себя со стороны)ГромкостьПротяженность
Цветной/черно-белыйЭхоИнтенсивность
Передний план/Задний планФигура-фонТекстура
Насыщенность (живость)РитмФорма
Я/контекстЧеткостьТемпература
Баланс цветов или оттенковНепрерывный или прерывающийсяЧастота/темп
Частота или количество (разделенный экран или множественные образы)КоличествоКоличество
ОчертанияСимметрияСладкий
РасположениеТембр или тональностьКислый
РамкаРезонанс с контекстомСоленый
Панорама (угол зрения)Дискретный (слова)Горький
РасстояниеИсточник внешний или внутреннийГорелый
Аспектное отношение (высота к ширине)Ассоциированный-диссоциированныйАроматный
КонтрастМоно-СтереоВонючий
ЧеткостьДлительностьДушистый
Оринтация (наклон, вращение)Расположение (куда и как направлен)Кожное чувство
ФокусМышечное чувство или прочие внутренние ощущения
ДлительностьОценочные (мета) ощущения “по-поводу” (эмоции)
Плотность (зернистость, фрагментарность)
Движение (слайд, фильм)
Скорость
Прозрачность/непрозрачность
Направление
Мерцание
Трехмерный/плоский
Направление освещения
Горизонтальная или вертикальная опора
Симметрия
Дискретный (печатный)
Блеск
Увеличение
Текстура

Плохие воспоминания, как бы мы их не хранили – картинкой, звуком ли и т.д., будут иметь определенные характеристики. Так же и хорошие, они будут другими по своим субмодальностям. Репрезентации близких людей и врагов будут разными, как того что мы любим и не любим. У всего будут разные субмодальности, но у некоторых репрезентаций они будут похожими. Это будет у репрезентаций одного типа. Например, у всего что мы понимаем и знаем, чаще преобладают субмодальности четкость и яркость, конечно если мы представим это визуально. У вещей для нас малопонятных и слабоизвестных, будут нечеткие мутные субмодальности. Правда может быть и иначе, потому как это все очень индивидуально. Следует посвятить какое-то время изучению своих индивидуальностей.

Стратегии, модальности и субмодальности.

Все субмодальности имеют свои предельные значения – интенсивность. У каждого человека она своя. Причем, она своя и для каждой модальности и для каждой субмодальности. Вполне может быть, что у одного и того человека очень развит диапазон четкость-размытость и крайне узок диапазон яркость-тусклость. Опираясь на это можно сказать, что у каждого человека есть диапазон. Пределы этого диапазона и есть границы личности человека. Мы не будем обсуждать как это формируется, достаточно знать, что это меняется.

В ходе жизни диапазон человека увеличивается. Крайне редко бывает, чтобы диапазон уменьшился. Благодаря тому, что диапазон становится “шире”, человеку становятся доступными большее количество реакций, моделей поведения и психической активности. Мы считаем, что это приходит с опытом.

Разница в диапазонах делает нас индивидуальностями. Именно эта разница отличает нас от других, делает наше поведение и образ мысли уникальными.

Кто хочет узнать больше, посмотрите в этой книге, или в этой, или даже этой.

Получается так. Человек получает, вводит, информацию из окружающего мира. После этого он обрабатывает ее и присваивает субмодальностные характеристики. Затем на основе этой обработанной информации человек формирует свою реакцию и выводит ее в окружающий мир. Тот порядок, которым эта информация вошла, прошла через психику и вышла из нее наружу называется стратегия. Это значит, что есть порядок шагов, по которым проходит информация. Для разных типов информации, разные порядки шагов – стратегии. Для обучения она одна, для агрессии – другая, для любви – третья. Иногда они похожи, а иногда различаются. Различаются они по модальностям и субмодальностям, а еще по порядку и количеству шагов стратегии, ну и контекстам ее действия.

Одни стратегии эффективны, то есть приводят к результату, другие – нет. У одних людей стратегии эффективнее, чем у других. Кто-то лучше продает, кто-то лучше пишет стихи. Так как у разных людей разный диапазон, стратегии одних людей могут быть недоступны для других. Это из-за того, что стратегии одних людей будут просто выходить или полностью находиться вне пределов диапазонов других. Хорошая новость в том, что свой диапазон можно развить.

Моделирование.

Перенятие стратегий или их элементов у одних людей другими называется моделирование. Этот процесс очень похож на обучение, но все же отличается. Моделирование имеет ряд преимуществ перед обычным обучением чему-либо. Вот они:

  • Моделирование быстрее чем обучение в разы;
  • Моделирование позволяет понять внутреннюю структуру того, что ты перенимаешь;
  • Моделирование гораздо более избирательно и экологично;
  • Моделирование сложнее, но и интереснее;
  • Обучение, можно включить в процесс моделирования;
  • Результат обучения – навык, а у моделирования еще и модель.

Моделью можно назвать уже перенятую и описанную стратегию, в которой ясен каждый шаг, его модальность и субмодальности. Модель может объяснить почему стратегия именно так устроена, почему тут и там именно эти шаги именно в этих модальностях и субмодальностях. Модель приводит к результату. Вот, что такое модель.

Заключение.

Здесь и далее в наших текстах будет использоваться многое из того, что описано в этом тексте. Мы любим моделирование и много им занимаемся. Этому и посвящен этот блог – психологическому моделированию. Некоторые интересные и занимательные модели или их элементы, мы будем выкладывать здесь. Некоторые же модели настолько ценны, что могут быть только предметом бизнеса. А некоторые модели и есть сам бизнес ). В любом случае, этот текст позволит лучше понимать все, что было, есть и будет в этом блоге.

Источник

Модель НЛП:: Субмодальности

Общее представление

Один из вопросов, с которых начиналось НЛП: «Как я знаю, что я знаю?»

Действительно, как мы знаём, что эта вещь наша, а вот этот человек в зеркале — «я, а не сосед»? Как мы узнаём во что верим, а в чём сомневаемся? Должен же быть какой-то механизм. Конечно, можно всегда сказать «я внутри себя определяю», но вопрос в том, каким образом? Маленький эксперимент. Мысленно представьте себе толпу незнакомых людей. Посреди этой толпы поставьте себя. А теперь: — У кого образ себя ярче, чем остальные? — У кого он цветной, а остальные серые? — У кого он более резкий, чем остальные? — У кого образ себя объемный, а остальные люди плоские? — Какие ещё есть различия?

— У меня образ себя яркий, цветной и объёмный. А остальные серые, блёклые. Скорее даже просто серые контуры.
— У меня практически единственное отличие – «я» нахожусь в фокусе.

Замечательно. Следующий эксперимент. Как вы узнаёте, например, ваша ли куртка на вешалке?

— Я просто вспоминаю, куда я её повесил.

Это понятно, что когда вы не уверены, вы проверяете: место, цвет, фасон. Но ведь вы это не делаете при «каждом подходе». Как вы воспринимаете её, после того, как признали её своей? Представьте, что она весит среди кучи очень похожих курток. Только одна ваша.

— Похоже, как в предыдущем случае. Она ярче.
— А у меня она как бы подсвечена, как будто лампой освещена. У меня она как бы выходит вперёд.
— Когда я на неё смотрю, она увеличивается в размерах и приближается.

У каждого из нас есть свой способ кодировать важно – или нет, своё – чужое, правильно – неправильно, хорошо – плохо, верю – не верю.

Для кодировки отношения мозг использует субмодальности.

Когда вы смотрите телевизор, вы можете сделать изображение ярче или темнее, добавить цветов, отсесть подальше. А также вы можете поиграть со звуком. При этом содержание не меняется – как шла программа «Время», так и продолжает идти. Меняется только то, как вы это воспринимаете. Вот яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео – моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала. Ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод), местоположение.

Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания.

У нас в голове тоже есть набор «регуляторов». Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз:»Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен.» — Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим. КАК мы узнаём? Хотите разобраться? Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. А теперь среди этой толпы разместите знакомого вам человека. У кого он ярче? Контрастней? Он цветной, а все остальные серые? Он объемный, а все остальные плоские? Он в фокусе? Более резкий? Вот все эти настройки: яркость, резкость, контраст, цветной/черно-белый и есть субмодальности визуального канала. И мозг их использует для того, чтобы можно было различать в том числе знакомый – не знакомый. Чтобы сразу посмотрев на толпу вы могли понять – этих я не знаю, а этот…

Как мы можем использовать субмодальности

Первое. Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей. Второе. Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык». Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Третье. Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя. И, наконец, четвёртое. Субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток. Вам уже хочется начать заниматься этим?

Дискретные и аналоговые субмодальности

Все субмодальности можно разделить на два типа: одни можно менять плавно (яркость, местоположение, громкость), а другие бывают только в двух принципиально разных состояниях (объёмное – плоское, есть движение – нет движения, стерео – моно). И при тренировке первых (аналоговых) ваша задача научиться менять их плавно и в максимально возможных пределах, то для вторых (дискретных) важно научиться быстро переключаться.

Схема

Вопросы для определения субмодальности

Визуальные

Положение

Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?

Расстояние

Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?

Цвета.

Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?

Яркость

Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Фокус

Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?

Детальность

Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?

Форма

Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация:
Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?

Панорамность

Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?

Движение

Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?

Пропорции

Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?

Размерность

Это плоское или объемное?

Кинестетические

Качество

Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение.

Интенсивность

Насколько сильно это ощущение?

Положение

Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.

Движение

Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление

Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость

Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер

Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Аудиальные

Положение

Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?

Громкость

Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?

Моно/стерео

Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?

Монотонность

Это монотонный звук или скорее мелодия?

Темп

Это быстро или медленно?

Ритм

Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть