ПСИХОЛОГИЯ

Что такое свойства личности в юридической психологии

Личность и структура ее психических свойств. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста

Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Сознание является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности.

Структура личности складывается из четырех подструктур: 1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально обусловленных качеств.

В структуре личности также выделяют темперамент, характер и способности.

Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов – возбуждения и торможения. В обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику – выдержка и самообладание; холерику – страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику – глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника – поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика – «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика – взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика – замкнутость и застенчивость.

Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности.

Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т.д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т.д.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей – эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Способности – это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т.д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.

Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т.д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности.

При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом.

Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей.

В основе поведения людей лежат потребности. Потребность – это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека разнообразны. Выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т.п.).

Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мотив – это осознанное побуждение для определенного действия – собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия.

В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.

В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психические силы. Знание закономерностей проявления установки – необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т.д. В установке в структурном плане выделяют три компонента: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.

Поведение человека людьми разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека.

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т.п.

Материальные ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т.д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее в силу либо своей осознанной необходимости, либо эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

Идеал – это представление человека о том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Формируются идеалы под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.

Одна из существенных сторон мотивации поведения человека – направленность личности. Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений.

Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

Направленность – сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.

Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т.д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.

Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вариантов: у одних он узкий, у других – широкий и т.д. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности может не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности – это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направленность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них.

Источник

Личность в юридической психологии: понятие и природа

Юридическая психология

ЮП – наука об исследовании закономерностей психики в системе человек – право. Право – это воля господствующего класса. К науке право никакого отношения не имеет (это строго между нами). Поэтому во всех кодексах отсутствует психологический момент. А криминалистика и психология обслуживают объективный момент. Таким образом, ЮП плохо структурирована, потому что разницы между психологией исследователя и жертвой преступления практически нет, но изучается в рамках одной области знаний. ЮП – психология юристов, которые говорят о праве. Правильней использовать термин «правовая психология». В психологии минимум 20 точек зрения, и почти все подтвержденные. Существует 2 психологии: первая – академическая, преподающаяся в ВУЗе – данная наука исходит из человеческих, ученых интересов. Рациональный человек не может руководствоваться верой. Академическая психология выполняет идеологическую, психотерапевтическую функцию. Вторая психология – прикладная. Это экспериментальная психология, где минимум теории, максимум эксперимент. Экспериментальная психология выполняет прикладную функции. Учебники написаны в рамках академической психологии.

Слишком разнородная выборка исследована быть не может, потому что получившееся среднее не будет иметь отношение ни к первому, ни ко второму объекту. Поэтому, например, понятие человек – это философское понятие, а не биологическое. Для познания необходимо выделить условно одинаковые группы, но мы получим разные решения для разных групп, т.е не бывает одинаковых психологических законов для людей.

Таким образом, разные группы людей живут по разным правилам, и единого подхода не существует.

Методы юридической психологии

Каждый метод является критерием объективности и надежности информации.

Преимущества: простота использования

Недостатки: субъективность метода – мы воспринимаем не мир, а наше представление о мире:

1) Мы склонны обращать внимание на объекты, отличающиеся от среднего уровня (идя по улице, мы видим яркие моменты, а не все подряд)

2) К хорошем настроении мы замечаем позитивные моменты и наоборот.

3) Человек будет воспринимать факты, которые удобно ложатся в его мировосприятие (флегматик, холерик и т.д.)

4) Восприятие нас оправдывает – мы неправильно воспринимаем для оправдания

Посредством метода наблюдения мы формируем большую часть наших представлений, т.е большая часть нашего мировоззрения не имеет отношения к объективности. Человек вычленяет из реальности только то, что ему комфортно.

Преимущества: возможность локального, точечного исследования

Недостатки: говорит человек только то, что помнит; неизвестно – правда это или нет;

«Слово не столько обозначает, сколько имеет смысл». Метод интервью – разновидность метода наблюдения и объективным быть не может.

3. Анкетирование – это опрос посредством вопросов с минимальной двузначностью.

Преимущества: возможность математической обработки результатов.

Недостатки: поиск компромисса между большим количеством вопросов (однозначность ответа и их малым числом – недопущение утомляемости) много вопросов – неточность, мало вопросов – неоднозначность.

Преимущества: надежность, объективность, точность

Недостатки: адресность и результаты тестирования с нарушением процедуры или с ошибкой принадлежности ничтожны

Преимущества: наглядность и надежность – можно говорить сколько угодно, а можно поставить эксперимент

Недостатки: этическая сложность – показать дураку, что он дурак некрасиво

6. Метод экспертной оценки

Суть его – на основе малоизвестных знаний специалист делает вывод

Достоинства: знание позволяет сделать вывод

Недостатки: слишком сильная привязка к личности специалиста – а может он только говорит, что специалист

Академическая психология задействует методы в порядке перечисления (наблюдение и дальше), а прикладная в обратном.

Личность в юридической психологии: понятие и природа

3 составные части в структуре личности:

«Биологическая, социальная и психологическая отдельно рассматриваться не могут, они друг друга дополняют». Существует механизм эволюционной специализации – определяет эволюцию – Дарвин. (случай про ежика и зайчика и их ножки). Т.к данные элементы не взаимодействуют (как пишут в теории права), они автономны с точки зрения юр психологии и изучаются отдельно в рамках биологических, социальных и психологических теорий.

Биологические теории. Это теории, основным постулатом которых выступает несамостоятельность личности. Биологическое – синоним рационального (при пожаре семьи спасут мать, она может нарожать еще, это рационально, пусть и неэтично). Этический фактор в прикладных исследованиях отсутствует.

К наиболее известной биол. теории принадлежит учения Фрейда. (учение о сексуальном…признано недостоверным). Теория состоит из идеи нецелостности психики – Фрейд утверждал, что в психике человека есть несколько автономных уровней – они противодействуют. Фрейд выделил:

1) Бессознательное – это рациональная часть нашей психики (подавленные желания, потребности, комплексы, страхи, остатки инстинктов)

2) Сознательное – это область социальных норм и запретов, бессознательное живет по принципу «хочу», сознательное «надо» (естественно знать, что надо учиться)

Это две системы направленности личности. Бессознательное более сильно, поэтому чисто теоретически мы должны себя вести как диктует природа, но если будем так себя вести, будут внешние конфликты.

Второй элемент теории – механизмы психической защиты – в частности, скрещивание рук, изменение дыхания – это выбросы психики. Механизмы:

1) Генерализация – это принятие такой жизненной философии, в рамках которой наши недостатки превращались в достоинства (выбор политического направления – коммунизм – для неиндивидуалиста, либерализм – для закомплексованных). Чем больше мы говорим на абстрактные темы, тем больше мы расскажем о себе. В данном механизме человек формирует убеждения.

2) Рационализация – это выдвижение ложной аргументации с целью избежать психического осмысления проблемы. Признак – на четкий вопрос ответ короткий, быстрый с выражением удивления на лице

Сублимация – перенос психического напряжения в социально одобряемую сферу. Это всегда обязательный элемент профессионального мышления. Должен хирург хотеть руки в крови. Садистам идти в стоматологи. Юристы – постоянная готовность принимать решения и отвечать за них, потому что в детстве не давали принимать решения или их критиковали.

3) Проекция – перенос психического напряжения на предметы окружающего мира. т.е. психика генерирует какое-то напряжение, бессознательное посылает сигнал сознательному, но сознательное не хочет воспринимать этого. При этом просто выкинуть это нельзя – бессознательное не даст, а осознать не надо – траур будет. Поэтому оно просто держит его на виду в пределах психики.

Цветовая проекция: цветовой тест М.Люшера (легко обмануть, если знать свой общий психологический тип) – каждый цвет несет символическую нагрузку:

· Красный – открытая агрессия по женскому типу – крайний вариант нормы для женщин, для мужчин – начало патологии (преобладает в одеянии цыган)

· Черный – агрессия по мужскому типу, агрессия злобы, скрываемая агрессия, крайний вариант нормы для мужчины, для женщины патология.

· Красно – черная гамма – цвет сексуальной агрессии

· Синий – цвет волевой концентрации и эмоциональной недоразвитости, а джинсы придумали для докеров – грузчиков в порту. Для мужчин – норма, для женщин – патология.

· Белый – цвет психической пластичности, цвет способности адаптироваться (невеста в белом – готова изменить свою модель поведения)

· Коричневый – цвет депрессии

· Серый – робость, нерешительность

Остальные цвета – культурные – в рамках разных культур несут разные смыслы – в Европе оранжевый цвет опасности, зеленый – эмоциональный покой для нас, для азиатов – эмоциональная активность.

4) Невербальная проекция – проекция жестов

5) Лингвистическая проекция – Перенос напряжения в речь. Она может происходить в нескольких формах. Вводные слова – отношение к сказанному.

6) Перенос – трансформация психического напряжения на человека. Наиболее неприятная вам личность – ваша калька в отрицательном смысле.

7) Регрессия – возврат к детскому поведению, чтобы избежать психического напряжения. Регрессия радикально разрушает личность, ее интеллектуальная сферу. Регрессия – убийство ума. Регрессия – результат обидчивости. В обиду можно играть, но как только теряется контроль, человек разрушается как личность.

8) Отрицание – то, что для человека травматично, он отказывается воспринимать – непринятие чего – то (зачем математика, физика, если не занимаешься этим)

9) Забывание – мягкий вариант отрицания – то, что неприятно, мы стараемся забыть (забываем о долгах). Чем вы неприятнее для человека, тем чаще он забывает то, что вам обещал.

10) Вытеснение – выброс бессознательной энергии в чистом виде. 2 формы: оговорки и сны (времена фрейдовского толкования давно прошли)

Во всех рассмотренных случаях работает общая схема: есть напряжение, оно пытается выйти во вне

Биологические теории очень просты и однозначны. С одной стороны, не следует считать их примитивными, с другой стороны, культурные, социальные и иные факторы у сложно развитых личностей требуют корректировки. Данные теории направлены на манипулирование человеком. Не позволяют провести тонкую грань между нормой и иным проявлением.

В соц теориях у человека присутствует определенная свобода воли. «Бытие определяет сознание» — Маркс. Какой социум, такой и человек. Действие соц теорий очень ограничено. Социальные теории – это традиционно объяснительные теории. В криминалистике и психологии есть механизмы получения опыта. Их два.

Есть 2 формы получения социального опыта:

1) Подражание – копирование чужой модели поведения

Это энергоэкономичная формула, но неадаптивная (когда зазубрил, тогда не может размышлять)

2) Научение – понимание

Картина прямо противоположная. Механизм эффективен и адптивен, но энергозатратен (готовиться каждый день – хорошо сдадите)

Остальные социальные теории могут объясняться фразой из индийских фильмов: «Сын вора будет вором, сын прокурора – прокурором».

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть