ОТНОШЕНИЯ

Что такое таможенные отношения

5. Таможенно-правовые отношения

Таможенно-правовые отношения — это урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами Причем в этом определении нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта их характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма».

Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т. е. составные части. Такими частями являются, субъекты таможенного права (т е. участники таможенных правоотношений), объекты таможенно-правовых отношений (т. е. то, по поводу чего эти отношения возникают) и содержание этих правоотношений.

Понятие и виды субъектов таможенного права рассмотрены ниже. В общем виде их можно представить как участников общественных отношений, которых нормы таможенного права наделили определенными правами и обязанностями в сфере таможенного дела.

Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.

Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.)

Содержание таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять на материальные и процессуальные, первичные и вторичные; возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, порождаемые правомерными и неправомерными фактами; и иные виды.

К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.

Первичные таможенно-правовые отношения — это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства).

Таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеривающихся совершить внешнеторговую сделку),

б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России),

в) после (т. е. значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются юридические факты. По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами, и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными, или юрисдикционными, правоотношениями.

Источник

Таможенное право

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Что такое Таможенное право

Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003 года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

История развития таможенного права России

Истории развития таможенного дела в России посвящены исследования отечественных историков С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, Л.Н. Гумилева, а также специалистов в области таможенного дела: К.И. Лодыженского, И. Кулишера, М.Н. Соболева, Д. Толстого. Значительный вклад в историографию таможенного дела внесли Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л. Марков и многие другие.

В развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить ряд периодов, обуславливающих план построения настоящей работы.

Первый период – начало IX в. – середина XVI в. – время создания централизованного Московского государства.

Второй период – середина XVI в. – начало XIX в – время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.

Третий период продлился со времени императорства Пета Первого и вплоть до революции 1917 г. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой.

Четвертый период (с момента создания СССР до перестройки) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и производства.

Вместе с тем полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.

Пятый период принято связывать со временем окончания существования СССР и период действия Таможенного кодекса РФ 2003 года. Он характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Наконец, современный этап характеризуется вступлением в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана.

Предмет таможенного права

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых её нормами. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.

Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:

  • организацию таможенного дела;
  • перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
  • регулирование таможенных режимов;
  • взимание таможенных платежей;
  • предварительные операции;
  • таможенное оформление;
  • таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
  • валютный контроль;
  • совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;
  • обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;
  • организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций.м

Отраслевые принципы

  • принцип охраны государственной и общественной безопасности;
  • принцип защиты экономических интересов государства;
  • принцип единства таможенной территории.

Субъекты права

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы;
  • должностные лица таможенных органов;
  • юридические лица;
  • физические лица;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объёмом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Нормы таможенного права регулируют

  • содержание таможенной политики и таможенного дела;
  • организацию таможенного дела; службу в таможенных органах и учреждениях;
  • статус перемещенных ч/з таможенную границу государства товаров и транспортных средств;
  • порядок таможенного контроля;
  • декларирование товаров;
  • таможенные операции на морском и речном транспорте;
  • перевозку, хранение и распоряжение товарами, которые располагаются под таможенным контролем;
  • предпринимательскую деятельность в области таможенного дела;
  • понятие и виды таможенных режимов;
  • особенности пропуска и налогообложения товаров, которые перемещаются ч/з таможенную границу;
  • взыскание пошлин с товаров, которые перемещаются ч/з таможенную границу страны;
  • таможенные льготы;
  • дознание и административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов;
  • ответственность за нарушение таможенных правил;
  • производство в делах о нарушении таможенных правил.

Таможенное право находится во взаимодействии с различными отраслями права:

  • Конституционное в части закрепления Конституцией РФ основ экономической и политической организации российского общества, а т.ж. формирования основных принципов таможенного права, как общеправовые, так и принципы отраслевого характера.
  • административное в той части, что деятельность таможенных органов в основном представляет собой исполнит.-распорядитительной деятельность ОИВ; отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон; к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности; споры между сторонами зачастую решаются в административном порядке.
  • уголовное в части регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.
  • гражданское и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права
  • финансовое в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами.
  • Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела.
  • Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
  • Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами РФ службы в таможенных органах и организациях таможенной службы.

Мы предоставляем следующие виды юридических услуг в сфере таможенного права:

  • Защита интересов клиента в суде в делах о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
  • Обжалование действий/бездеятельности/актов таможенных органов, в частности и в судебном порядке.
  • Оценка законности действий таможни, направленных на запрет выпуска товаров, требования представления дополнительных документов.
  • Консультирование клиента сравнительно его действий в связи с корректированием таможенной стоимости.
  • Составление правового вывода сравнительно льготного налогообложения при перемещении товаров ч/з таможенную границу;
  • Изготовление правил поведения клиента для предотвращения необоснованного нарушения дел об административном правонарушении.
  • Консультирование клиента в области законодательства по валютному регулированию и таможенному контролю.
  • Юридическая экспертиза всех имеющихся у клиента документов: внешнеэкономических контрактов, коммерческих и иных документов, с целью минимизации возможных таможенных рисков.
  • Практическое содействие в оформлении комплектов документов, необходимых для перемещения товаров ч/з государственную границу.
  • Представительство интересов клиента в таможенном органе.
  • Написание жалоб, заявлений, запросов и иных документов правового характера для скорейшего решения спора с таможенными органами.
  • Представительство интересов клиента во всех судебных органах при рассмотрении таможенных споров
  • Оказание содействия в возврате таможенных платежей.

Наши эксперты в области международной торговли предоставляют консультации и представляют интересы клиентов, принимая во внимание основные аспекты таможенного регулирования.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector