ПСИХОЛОГИЯ

Что такое толерантность в психологии определение

Толерантность в психологии — это. Понятие, определение, основные виды и психология отношений

Толерантность в психологии – это абсолютно то же самое понятие, которое широко распространено в социологии. Но вообще, надо сказать, что данный термин заключает в себе массу смыслов, и специалистами различных сфер трактуется не однозначно. Хотя, определения схожи, нельзя это отрицать.

Сейчас стоит рассмотреть данный термин в контексте межличностных отношений, а также постараться затронуть вниманием наиболее важные аспекты, касающиеся данной темы.

Определение

Толерантность в психологии – это понятие, в котором заключена терпимость к другим обычаям, поведению, образу жизни и мировоззрению. Оно не равносильно безразличию, как некоторые могут подумать. Терпимость в данном случае проявляется в принятии человеком сознательного решения не унижать взгляды и все перечисленное, если они расходятся с теми, которых придерживается он.

Быть толерантным – не значит менять свое мировоззрение, отказываясь от него в пользу чужого. Это качество проявляется в отсутствии у человека негатива по отношению к людям, отличающимся от него. Его можно сравнить с понятием позитивного нейтралитета.

Толерантный человек просто позволяет другим людям жить в соответствии с их собственным мировоззрением – точно так же, как и они ему.

Характеристика личности

Продолжая изучать заданную тему, следует отметить, что толерантность в психологии – это еще и признак ума. Люди, которым свойственно данное качество, отличаются высоким интеллектом, ведь у них получается без предвзятости оценивать явления, события и других личностей, несмотря на то, что они не соответствуют их взглядам.

Такие персоны могут отмечать как положительные, так и отрицательные черты, ориентируясь лишь на объективную сторону, не учитывая личные интересы.

Толерантность в психологии – это еще и признак культуры человека. тот, Кто уважает чужие убеждения и мнения, явно имеет развитый внутренний мир.

Политика

Выше было вкратце рассказано о том, что скрывается за понятием толерантности в психологии. Это довольно простое определение, и теперь, разобравшись с ним, нужно изучить основные виды данного качества. Их много, но речь пойдет лишь об основных.

Политическая толерантность – это терпимое отношение оппонентов к различиям идейных воззрений, которые всегда есть и будут между ними. Также ее можно назвать важнейшей особенностью либерально-демократических систем, цель которых – обеспечивать реализацию гражданских прав. А именно, свободы объединений и самовыражения.

В данном контексте понятие рассматривать сложно, так как оно имеет отношение не только к политике, но еще к государству и гражданскому обществу.

Различия по половому признаку

Политика – тема сложная, а вот та, которая касается гендерного неравенства, во все времена была актуальной. Хотя надо признать, что сейчас, в XXI веке, она уже не такая животрепещущая.

Но гендерные предрассудки и стереотипы по-прежнему существуют. Они определяют статусные характеристики женщин и мужчин, закрепляя доминирующее положение последних и дискриминируя первых. Здесь явно прослеживается негативная предвзятость, сильно искажающая реальность. Из-за стереотипов предубеждения становятся очень яркими эмоциональными компонентами.

Можно долго обсуждать эту тему. Но остановиться стоит на определении. Гендерная толерантность – это качество, проявляющееся в непредвзятом отношении к людям другого пола, а также в недопустимости приписывания человеку недостатков, взятых «из воздуха» лишь потому, что он мужчина или женщина. У людей, которым оно присуще, нет идей о превосходстве кого-либо над кем-то. Они судят других не по половому признаку, а по личностным качествам.

Возраст

Этот критерий более актуален, чем гендерная принадлежность. Он часто учитывается в психологии и педагогики толерантности.

Что тут можно сказать? Очень часто люди предвзято относятся к априорным «недостаткам» других. Например, недолюбливают стариков из-за их неспособности понимать современные технологии и молодежь, или агрессию, испытываемую к подросткам по причине отсутствия у них каких-то знания или опыта.

Это еще называется эйджизмом – дискриминацией по возрасту. Проявляется она в готовности адекватно воспринимать лишь тех людей, которые соответствуют какому-либо заранее установленному критерию. Допустим, общаться лишь с ровесниками, не вступать в отношения с девушкой, которая старше и т. д.

Толерантность, соответственно, проявляется в уважительном отношении к людям разных возрастных категорий. Личность с данным качеством способна прислушаться и к 13-летнему подростку, если тот говорит разумные вещи. А ограниченный человек отмахнется, считая, что «взрослые лучше знают», и скорей последует совету не особо развитого ровесника.

Физиология

Продолжая перечислять виды толерантности в психологии, необходимо отметить вниманием и этот критерий. Он один из самых прискорбных.

Отсутствие физиологической толерантности проявляется в неуважительном, издевательском, презрительном отношении к инвалидам, больным людям, а также неполноценным личностям или тем, у кого есть внешние недостатки.

Это печально. Не толерантные люди не только обижают тех, кому в чем-то не повезло (часто даже не по их вине) – они еще и не признают их свобод и прав.

Ориентация

Еще один актуальный аспект, которому нужно уделить внимание, раз речь идет о социальной психологии и толерантности. Времена идут, а люди не меняются – и в XXI веке многим интересно, кто кого любит и с кем делит постель.

Личностям, которые выбирают в качестве партнера представителей своего же пола, регулярно приходится сталкиваться с характеристикой «нетрадиционная ориентация». Что это значит? Не та, которая принята в обществе – связанная с отступлением, с отказом от традиций.

Но разве в данном контексте так выражаться уместно? Ведь что есть традиция? Это обряды и привычки – то, что передается из одного поколения в другое. Как чувства, которые абсолютно у всех людей разные, могут наследоваться? Ведь речь идет о чем-то более высоком – о внутренних ощущениях, чувственности, духовности.

Об этом также можно долго говорить. И в данном случае толерантность проявляется в том, что человеку неважно, с кем состоит в отношениях тот или иной индивидуум – он воспринимает его как личность, ориентируясь на персональные качества, важные в той или иной сфере (личной, семейной, рабочей и т. д.), а не на то, кого он предпочитает.

Этническая принадлежность

Следующий аспект, о котором важно упомянуть. В психологии межэтническая толерантность не представляет такого интереса, как ее противоположность, проявляющаяся в расизме, ксенофобии, этноцентризме и национализме. Ведь в данном случае это не просто ненависть (чего, впрочем, уже достаточно, поскольку это разрушающее чувство). Все перечисленное приводит к страданиям людей, социальным масштабным конфликтам и бедам.

Доказано, что именно в этой этнорасовой дискриминации, которая основана на признаках цвета кожи, национального происхождения или расы, нетерпимость выражается ярче всего.

Удивительно, но не все люди способны понять и принять непохожесть, различия и своеобразную инаковость других. Они не могут осознать, что существует другой менталитет, иные традиции и стереотипы поведения, отличающаяся культура.

И это дико. Да, этносы отличаются, но все мы относимся к одному виду – к человеческому, деля единую планету Земля. А значит каждый, как бы он ни выглядел, имеет право на свободу и беззаботную жизнь без ущемлений.

Понятие фрустрации

Сейчас речь пойдет о другом. Если с предыдущими видами все более-менее понятно, то фрустрационная толерантность – это в психологии уникальное понятие. И стоит с ним разобраться.

Фрустрация – это такое психическое состояние, в котором пребывает человек, когда его желания не соответствуют возможностям. Также оно возникает после стресса, может отождествляться с расстройством замыслов и тщетными ожиданиями.

Что такое фрустрационная толерантность? Это в психологии понятие, обозначающее устойчивость психики индивида к воздействию на него неблагоприятных, даже тяжелых стимулов. Можно еще сказать, что так именуется способность эмоционально и психологически выдерживать жизненные трудности без психических сдвигов и срывов.

Самое «здоровое» состояние – то, когда человек, несмотря на воздействующие на него фрустраторы, мыслит рассудительно и спокойно, воспринимая происходящее как жизненный урок, не сетуя на себя и окружающих.

Иногда толерантность проявляется по-другому. Человек может просто сдерживать себя, чтобы не совершить импульсивных нежелательных реакций. Либо просто «маскироваться» равнодушием, скрывая за ним сильные эмоции, разрывающие его изнутри на куски. Но такие состояния не считаются здоровыми.

Другие аспекты темы

Все вышесказанное – это лишь краткое описание понятия толерантности в психологии. На эту тему пишут книги и диссертации – разумеется, обсуждать ее можно долго. Потому что в психологии толерантность – это определение очень глубокое. Вот еще некоторые ее другие виды, ранее не упомянутые:

  • Проблемная толерантность.
  • Естественная.
  • Натуральная.
  • Нравственная.
  • Образовательная.
  • Географическая.
  • Межклассовая.
  • Маргинальная.
  • Педагогическая.

Нетерпимость может проявляться по отношению к кому угодно – к нищим или бездомным, к жителям мегаполисов или сел, к богатым или бедным, к неграмотным или высокообразованным. Каждый заслуживает понимания.

Еще есть уровни толерантности! Всего их пять – цивилизационный, международный, этнический, социальный и индивидуальный.

Подход к толерантности тоже может быть разным – диверсификационным, экзистенциально-гуманистическим, диалогическим, личностным или фасилитативным.

Нюансов, которые заключает в себе обсуждаемая тема, очень много. Но любой разговор о толерантности всегда сводится к одному выводу. И он вытекает исходя из ответа на очень популярный вопрос.

Кому и зачем нужна толерантность?

Вопрос очень простой, но некоторые до сих пор им задаются. Впрочем, в каждой посвященной психологии толерантности методичке и книге есть ответ на него, так что им можно завершить обсуждаемую тему.

Многие негативно относятся к данному термину и явлению. Немалое количество людей утверждают, что оно пришло к нам с Запада. И многие также считают, что под толерантностью скрывается нравственный нигилизм и индифферентность к религиозным истинам, порокам и ценностям, десятилетиями формировавшимся в обществе.

Но люди просто опять все усложнили. Понятие толерантности в психологии не несет скрытого смысла. Все просто – если мы не научимся принимать тот факт, что люди разные, и они имеют право отличаться от других, то мы просто будем все время находиться в состоянии войны.

Эта вражда бессмысленна и, если логически подумать, беспочвенна. Просто все портит субъективное восприятие и нежелание многих людей его сдерживать. А дальше все просто – похожий негатив объединяется и порождает ненависть. А ведь это самое деструктивное чувство из всех существующих. И уничтожает оно в первую очередь того, кто его испытывает, а не тех, на кого оно направлено.

Источник

Психологические аспекты толерантности
статья по психологии по теме

Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologicheskie_aspekty_tolerantnosti.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты толерантности

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (16 ноября 1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными определениями психологического феномена толерантности.

В состав феномена толерантности входят:

1. Естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

2. Моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);

3. Нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

Остановимся на этих типах толерантности подробнее.

Естественная толерантность – это безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам – он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем – тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался (данный феномен Л.Выготский называл «детским солипсизмом»). В этом смысле, действительно – родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам.

Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей естественной толерантности обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний.

Моральная толерантность — характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость – нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Можно утверждать, что моральная толерантность по сути дела есть квази-толерантность – видимая, условная, толерантность: «мы терпим вас потому, что. »; «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…»; «в данный момент я не могу быть полностью самим собой и вынужден играть в терпимость…»; «я не думаю о другом, а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя». (разумный эгоизм).

Моральная толерантность – это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия (здесь можно в качестве примера привести родителя, который одобрительно кивает в ответ на бесчинства детей, но внутренне напряжен и негативен по отношению к такому поведению). Хотя такая «терпимость» выглядит на первый взгляд лучше, чем «нетерпимость», и то, и другое являются, тем не менее, однопорядковыми и одноприродными явлениями. Различия между ними – лишь количественные, а не качественные, поскольку их психологическая основа идентична. В этом смысле можно сказать, что толерантность типа «Б» – это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.

Нравственная толерантность построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью данного типа ,напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная (в отличие от толерантности типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.

В своих проявлениях нравственная толерантность типа ассоциируется с триадой К.Роджерса – безусловным принятием, безоценочностью и конгруэнтностью.

Толерантность во взаимоотношениях детей и родителей . Как правило, во взаимоотношениях детей и взрослых происходит своего рода встреча двух качественно различных типов толерантности, их столкновение (взрослый толерантен по принципу «терпения», а ребенок – по принципу «открытости»). В результате такой «сшибки» развитие изначальной детской толерантности (если перефразировать Выготского) оказывается не столько в «зоне ближайшей эволюции», сколько в «зоне ближайшей инволюции» ( см . Л.Выготский)

Именно моральная толерантность составляет основу реальной практики семейного воспитания: «я знаю истину, но ты ведешь себя вовсе не в русле этих ценностей, и я даю тебе это понять», этот же тип толерантности обычно транслируется в культуре (особенно в СМИ). Скорее всего, так происходит потому, что в современном обществе и в современной массовой культуре доминируют нетерпимость и насилие.

Взаимная (подчас совершенно немотивированная) нетерпимость в детско-родительских отношениях не возникает на пустом месте, она есть следствие толерантности-терпимости взрослых (их терпения и снисхождения), практиковавшейся в семейном воспитании ранее, на более ранних возрастных этапах. Как свидетельствуют психологические исследования, ранняя психологическая травматизация ребенка в семье, постоянное подавление его индивидуальных проявлений неизбежно приводят к развитию авторитарной интолерантной личности (Т.Адорно, А.Миллер, Э.Фромм и др.).

Межпоколенный конфликт – это, прежде всего, конфликт ценностных систем. Например, многие проблемы в подростковом возрасте зачастую связаны с нетерпимостью в отношениях подростка с родителями. Конфликты в подростковом возрасте интересны тем, что, учитывая последовательность становления форм толерантности, подростка можно рассматривать как «экстремного взрослого», «самого взрослого из взрослых». В жизни подростка все проявления взрослости (включая моральную толерантность) новы и недостаточно освоены, и в своей непримиримости, нетерпимости, жесткости, категоричности и т.д. подросток намного превосходит взрослого.

Основная проблема взрослого во взаимоотношениях с ребенком (в том числе и подростком) заключается не в том, чтобы принять ребенка, а в том, чтобы принять самого себя – самонепринятие родителей первично. Но если я принимаю «ребенка в себе», тогда я могу отладить взаимодействие со своими детьми, а если я своих детей репрессирую, то на самом деле, в психологическом смысле, я репрессирую своего «внутреннего ребенка», не даю ему проявиться.

Нравственная толерантность является характерной особенностью ряда практик общения, обладающих отчетливым психотерапевтическим эффектом.

Во-первых, это, прежде всего, практика подлинно духовного отношения к человеку. Так, многие положения мировых религий и, в частности, многие притчи Нового завета, основаны на нравственной толерантности, совершенно непонятной для здравого смысла, выходящей за рамки той или иной морали, но каждый раз преисполненной подлинной мудростью, глубоким психологическим, психотерапевтическим и жизненным смыслом.

Во-вторых, это практика подлинно нравственного отношения к человеку, всегда преодолевающая узкий горизонт любой морали, поддерживающая в любом человеке его свободу, достоинство и самоценность. Прекрасные примеры такого нравственного и толерантного отношения к человеку дает классическая, художественная литература (В.Гюго, Ф.Достоевский, Л.Толстой и др.).

В-третьих, это практика подлинного психотерапевтического отношения к человеку, основанная на личностной зрелости и профессионализме психолога.

В частности, психопрофилактика и коррекция интолерантности во внутрисемейных отношениях – это одна из фундаментальных задач семейной психологии, где можно и нужно культивировать нравственную толерантность. Работая с проблемной семьей, психолог является (в идеале) моделью этого типа толерантности. Сам способ психологического взаимодействия строится по принципам, ориентированным на такую толерантность психолога и принятие им мира клиентов. Очень важно в ходе психологического консультирования услышать голоса всех членов семьи, в том числе детей, стариков, физически и психически больных людей, и подтвердить, что их бытие самоценно и в этом смысле имеет позитивное значение для других членов семьи, для сообщества в целом.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector