ОТНОШЕНИЯ

Что такое тональные отношения в изображении

Тон и тональная шкала

Тон – светосила, которая зависит от освещения и собственной окраски предметов. Есть ещё такое понятие как тональный масштаб или тональная шкала — это передача света, тени, полутени того предмета, который мы рисуем. Очень важно понимать, что тема тона не зависит от материалов художника, то есть, свет и тень можно передать как карандашами, маркерами, ручкой, так и маслом, акварелью, акрилом и тд.

У каждого предмета есть свой цвет. Многие начинающие художники не понимают, как цвет можно перевести в тон. Чтобы увидеть все тональные отношения в предмете, нужно рассмотреть — где самое светлое место, где самое тёмное, а где — плавный переход между ними, называющийся полутенью. Для этого можно либо сильно прищуриться, либо сфотографировать предмет и перевести фото в чб вариант. Тогда вы увидите, что по тону, например, жёлтый будет светлее, чем красный. А листик на дереве темнее, чем голубое небо.

Тональная шкала — это плавный (подчёркиваю) переход от света к тени. Когда мы делаем резкий переход, то предмет делится по линии на две половины — светлую и темную, тогда он становится неестественным и плоским. Когда переход правильный, то и предмет выглядит более объёмно и реалистично.

Очень часто вы могли слышать фразу: «я — художник, #ятаквижу «, эти слова очень сейчас к стати. Потому что каждый из нас видит все по-своему, соответственно и передача тона у каждого будет своя. Но, знать как правильно это делать однозначно нужно, иначе «я так вижу» на ошибки не распространяется.

Когда мы говорим об объёме, то тон и тональные отношения очень важны. Чтобы добиться объёма, нужно выделить основные составляющие: блик, свет, полутень, тень (собственная), рефлекс, падающая тень (тень от предмета). Очень хорошо этот момент иллюстрирует фото.

Художник может менять тональность своей работы в целом. Например, вы рисуете яблоко под искусственным освещением (лампой), когда под яблоком очень тёмная тень. Вы можете сделать её светлее, чтобы «чёрное» пятно тени не отвлекало зрителя от самого яблока.

Источник

Тон в искусстве — это один из важнейших инструментов для художника

Когда мы начинаем учиться рисовать карандашом или писать красками, нам кажется, что важным для художника качеством является чувство цвета, объема, воображение наконец! Такому понятию как тон часто не уделяют должного внимания, особенно начинающие и те, кто учится рисовать без преподавателя. Они пытаются красиво срисовать или нарисовать, из-за чего рисунки похожи на плохие фотографии.

Тональное решение картины не менее важно, чем цветовое, а в черно-белом изображении является основным. Что такое тон в изобразительном искусстве?

Общая информация

Что такое тон в искусстве, кратко говоря? Тон — это понятие о светлоте предмета и цвета (краски). Иногда используют термин «светосила», который равносилен понятию «тон». В картине художника обычно несколько предметов, и все они решены в тоне. Если художник сумел верно передать тональные отношения предметов, то работа приобретет живость и даст зрителю впечатление правдивости, будет приятна глазу.

Тон в искусстве — это сила света, действующая на предметы. Каждый предмет в картине более или менее освещен. Каждый предмет в картине имеет и свой цвет. Цвет мы обычно легко можем назвать и запомнить. Запомнить тон гораздо сложней. Он зависит от изменчивого света, формы предмета и не может быть определен так же точно, как и цвет.

В этом заключается сложность такого термина как тон. Мы привыкли думать, что предмет белого цвета светлей, чем предмет синего или черного цвета. Тогда как на самом деле белая тряпка в тени будет темней, чем черная на свету?

Для художника видеть и чувствовать тон является очень сложной задачей. Часто мастер, хорошо чувствующий цвет, хуже видит тон, и, наоборот, мастер, чувствующий тон, не является талантливым колористом.

В контурном рисунке тон задается толщиной карандашной линией или ее фактурой.

Верный тон на верное место

Чтобы понять, какого тона предмет, надо сравнить его с соседними, посмотреть на него, прищуривая глаза. Тон хорошо видно на черно-белых фотографиях.

Чтобы стать грамотным художником, необходимо знать и соблюдать законы тона и тональных отношений и, конечно, понимать термин тон, определение в искусстве. Умение показать тональные отношения называют «брать отношения», т.е. правильно показывать силу освещения изображаемых предметов.

Свет показывает и строит форму: наиболее выпуклые области предмета более освещены, другие менее. Так свет помогает художнику вылепить форму, понять ее. Из термина «брать отношения» вытекает правило «касаний» — как предметы взаимодействуют между собой. Художник должен наблюдать, как изображаемый предмет соприкасается с соседствующими вещами: где-то он окажется темнее фона, где-то выделится на темном фоне, где-то тональные отношения станут настолько близкими, что два предмета как бы начнут растворяться друг в друге. Из этих правил рождается живопись.

Верный тон на верное место — так обозначал секрет своего успеха на живописном поприще известный художник Илья Репин.

Из чего состоит тон?

Тон в искусстве — это цепочка составляющих. Светлая поверхность предмета содержит в себе свет, полутень и блик, а неосвещенная — тень и рефлекс. Каждая из составляющих должна иметь свой тон. Блик не может быть темнее света, а тень — светлей полутени. Если этих правил «отношений» не соблюдать, изображаемый предмет получится мятым и непонятным по структуре. Художник должен научиться видеть предмет цельно, но в то же время понимать его конструкцию, структуру и осознавать, как на предмет влияют другие вещи, его окружающие. Хороший художник не будет писать предмет одним цветом. Ему будет необходимо показать влияющие на предмет соседние вещи. И все это не выходя за рамки тоновых соотношений.

Правила тона

Предметы, находящиеся на переднем плане, изображаются более контрастными по тону. Объекты, расположенные в глубине картины, имеют более сближенные тона. Так художник может передать перспективу, глубину картины, объем.

Чтобы совершать поменьше ошибок в изображении тона, важно правильно расположить свою работу — холст или лист бумаги. Нежелательно слишком сильно освещать картину — в итоге все предметы окажутся слишком затемненными. Если же работать в условиях недостаточного освещения, то работа окажется слишком светлой и с резкими касаниями. Важно наблюдать за своей работой «со стороны». Для этого надо периодически прекращать рисовать и отходить в сторону, давать глазам отдохнуть, а также дать себе возможность посмотреть на работу издалека.

Тон в преподавании

Большинство художников-преподавателей очень много внимания уделяют вопросам тона. Правильное понимание термина «тон» лежит в основе художественной грамотности. Тон в искусстве — это не штрихование, не затушевывание предмета, не слепое копирование темных и светлых мест. Использование тона позволяет художнику рассказать зрителю, какой свет воздействует на предмет, сделать вещь живой для восприятия, показать и проанализировать ее форму, строение. Слепое зачернение темных пятен и высветление светлых делает работу хаотичной и выдает непрофессионализм художника.

Тон помогает художнику показать конструкцию предмета, его цвет (даже в черно-белом изображении) и фактуру поверхности.

Как работать тоном?

Чтобы правильно работать тоном, надо проанализировать исходные данные натуры. Как используют тон в искусстве (примеры):

  • показывают, где находится источник света по отношению к зрителю;
  • какова сила и характер освещения — сильный свет или рассеянный и т.д.;
  • воздушная перспектива — насколько объекты удалены друг от друга;
  • как распределяется свет и тени на плоских и/или округлых предметах, под каким углом находятся разные плоскости к источнику света;
  • где находится центр освещения — один из предметов может быть освещен более активно, другие — менее и подчиняться первому;
  • как детали подчиняются центру освещения.

Отношения между тоном и краской, ее темнотой или светлотой — цвет всегда подчиняется законам тона, темный цвет не надо затемнять, а надо определить его тон и отношения с соседними предметами. Тон в искусстве — это невероятно важно. По мнению художника Д.Н. Кардовского, живопись — цвет, взятый в тоне.

Источник

Тональные отношения в рисунке

При рисовании с натуры следует в первую очередь добиваться того, чтобы верно передавать пропорции формы, а также ее тоновые отношения в определенном, установленном возможностями изобразительного материала масштабе изображения. Этим достигается реалистичное изображение предметов, объектов.

Выразить различия в светлоте освещенной и затемненной поверхности предметов и передать это в рисунке можно только тоном. Тон в рисунке – это выражение светлоты составных поверхностей предмета, приведенных к ахроматическим (серым) оттенкам различной силы.

Нахождение правильных тоновых отношений в натуре можно облегчить, если исходить из определения двух совершено противоположных по силе света пятен – самого светлого и самого темного.

В качестве исходного светлого места можно взять для сравнения блик или другое какое–либо самое светлое место, за самое темное пятно – собственную тень предмета или самое тёмное место в натурной постановке. Правильно найденные тоновые отношения на рисунке придают изображенным предметам правдивость, убедительность и присущие им свойства материала, его фактуру: блестящую поверхность металла или стекла, матовую поверхность гипса, кожи тела, мягкость ткани и др.

16. 16. МЫШЦЫ ТОРСА СПЕРЕДИ И ИХ ФУНКЦИИ.

Туловище делится на четыре части:

Вид спереди. 1-глубокая пластинка грудной фасции; 2-дельтовидная мышца (оттянута в сторону); способствует укреплению плечевого сустава. 3-большая грудная мышца (частичноудалена); Сокращаясь, мышца приводит и пронирует плечо, тянет его вперёд. 4-передняя зубчатая мышца; оттягивает лопатку от позвоночного столба 5-внутренние межреберные мышцы; Участвуют в акте спокойного выдоха 6-прямая мышца живота; при фиксированных позвоночнике и тазовом поясе, прямая мышца живота опускает рёбра, тянет грудную клетку вниз, сгибает позвоночник, при фиксированной грудной клетке поднимает таз. 7-сухожильные перемычки; состоящие из пучков коллагеновых волокон участки прямой мышцы живота, делящие ее на сегменты. 8-поперечная мышца живота; Являясь важной составной частью брюшного пресса, мышца уменьшает объём брюшной полости, оттягивает рёбра вперёд к срединной линии. При одностороннем сокращении сгибает туловище в свою сторону. 9-внутренняя косая мышца живота (отрезана и отвернута вниз); При одностороннем сокращении поворачивает туловище в свою сторону (вместе с наружной косой мышцей живота противоположной стороны). При двустороннем сокращении мышцы тянут грудную клетку вниз, сгибают позвоночник, при фиксированной грудной клетке поднимают таз. 10-пирамидальная мышца; Пирамидальная мышца натягивает белую линию живота. 11-паховая связка; несколько выгибается в сторону бедра, и к ней прикрепляется глубокая фасция бедра 12-апоневроз внутренней косой мышцы живота; 13-внутренняя косая мышца живота; 14-белая линия живота; Белая линия живота разделяет правую и левую прямые мышцы живота и сформирована слиянием апоневрозов мышц передней брюшной стенки 15-двуглавая мышца плеча; Сгибает плечо в плечевом суставе, предплечье в локтевом. 16-малая фудная мышца; 17-большая фудная мышца.

17. Роль освещения в процессе рисования. Закономерности распределения света.

Освещенные предметы, расположенные в пространстве, различаются нами как объемные. Объемная форма предмета в соответствии с его конструктивным строением определяется игрой света и тени. Особенность здесь в том, что форма предмета складывается из различно расположенных поверхностей, находящихся под разными углами к лучам света, из-за чего освещенность этого предмета оказывается неравномерной: на участки, находящиеся перпендикулярно к лучам, свет попадает полностью, на другие распределяется Слабее в зависимости от положения их под определенным углом — как бы «скользит», а на иные совсем не попадает.

Для рисовальщика имеет значение также степень освещенности поверхности предмета, которая зависит от силы источника и от расстояния до него. На восприятие освещенности рисуемого предмета влияет также расстояние между ним и рисующим. Это связано со световоздушной средой, образующей «дымку» (из мельчайших частиц пыли, капелек влаги и других веществ, находящихся во взвешенном состоянии), которая растворяет резкие очертания границ света и тени, притемняет освещенные участки и высветляет глубокие тени.

Итак, излучение света даст световой поток, который распространяется в одном направлении, достигает предмета и выявляет светлоту поверхности его. В зависимости от яркости световых лучей светлотапредмета становится контрастной. Под словом «светлота» следует понимать светоотражательную способность поверхности предмета. Вы знаете; что все, что мы видим и различаем, связано с физической природой света, способного давать благодаря отражательной способности материальных тел определенные сигналы нашему глазу, который реагирует на них замечательным свойством — цветоощущением. Само собой разумеется, что светлота определяется прежде всего особенностью поверхности предмета в отражении света. Белый, желтый, голубой цвета отражают больше света, чем черный, синий и коричневый.

Давайте разберемся в закономерности распределения света на поверхности шара. Пусть гипсовая модель шара находится на светло-серой плоскости на расстоянии одной своей величины от белой матовой стены и освещена искусственным светом, льющимся с левой стороны сверху под углом 45°. Не составит особого труда подумать правильно о том, что под этим углом освещена модель и что самый яркий свет на поверхности геометрического тела сконцентрируется на участке, который перпендикулярен направлению лучей от источника. Как видите, речь идет о прямом попадании световых лучей на поверхность и, следовательно, о прямом угле поверхности и луча, упавшего на нее. Часть световых лучей попадает на поверхность шара из-за строения ее под все более острыми углами, и чем острее угол, тем меньше света попадает на сферу. Выходит, что кривая поверхность с уменьшением света должна постепенно уходить в тень.

Наконец, в распределении лучей по сфере наступает момент, когда кривая поверхность уходит за пределы досягаемости света и погружается в тень.

Наиболее ярко освещенное пятно на поверхности шара носит название блика, который очень хорошо заметен на какой-либо блестящей поверхности, например на стекле. Вокруг блика видна легкая полутень, доказывающая правила распределения света по шаровой поверхности. Художники называют ее полутоном. Полутон первой полоски вокруг блика незаметно по своему внешнему краю переходит в следующий, тот также незаметно сливается с теперь уже третьим и т.д. Все эти незаметные для глаза переходы сливаются друг с другом благодаря сферической поверхности тела, пока последний из них столь же плавно не уходит своим краем в тень. Каждый новый полутон чуть темнее предыдущего.

Тень — это часть предмета, которая получила свое название ввиду отсутствия света, оказавшись за пределами его распространения. Но и все, что находится в тени, тоже подчиняется своим законам, подвергаясь воздействию окружающей среды. Вы помните, что ставилось условие, по которому шар должен отстоять от белой стены на расстоянии одной своей величины. Употреблено слово «белая» по отношению к стене, и это неспроста. Вы начинаете догадываться, что стена освещена тем же источником, и поэтому, отражая свет, должна внести теперь уже свою поправку в светотеневые отношения внутри пространственной среды. Отраженный от стены свет под углом 45°, но теперь уже с правой стороны, попадает на тень, и хотя он значительно слабее прямого, тем не менее его воздействие существенно влияет на плавное высветление тени. На поверхности шара, находящейся в тени, благодаря отраженному от стены свету образуется явление, названное рефлексом. В той части шара, которая связана с поверхностью стола, виден рефлекс от этой поверхности.

Тень на шаре называется собственной тенью. На стол от шара в строгом соответствии с направлением светового потока от источника легла еще одна тень, которая именуется падающей тенью.

Закономерности распределения света на поверхности и вокруг видимого предмета должен хорошо знать каждый рисующий.

18. Конструкция и строение тазовых костей человека.

Таз (лат. pelvis) — расположенная в основании позвоночника часть скелета человека (и других позвоночных), обеспечивающая прикрепление к туловищу нижних конечностей, а также являющаяся опорой и костным вместилищем для ряда жизненно важных органов.

Основу таза образуют две тазовые кости, крестец и копчик, соединённые суставами пояса нижних конечностей в костное кольцо, внутри которого образуется полость, заключающая внутренние органы. До 16—18 лет кости (подвздошная, лобковая и седалищная) соединены хрящами. Впоследствии происходит окостенение и указанные кости срастаются между собой, образуя тазовую кость.

Парные тазовые кости спереди соединяются при помощи лобкового симфиза, а сзади прикрепляются ушковидными поверхностями к одноимённым образованием крестца, образуя парные крестцово-подвздошные суставы. Каждая из тазовых костей в свою очередь образована тремя составляющими: подвздошной костью, седалищной костью илобковой костью

, тела которых на наружной поверхности образуют вертлужную впадину — суставную ямку для головки бедренной кости.

19. Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества. Наброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.

20. Для того чтобы правильно научиться рисовать человекапортреты своих знакомых и друзей, необходимо изучить пропорции головы человека. Голова человека является общепризнанной мерой пропорциональных соотношений фигуры человека. Размером головы измеряют все части тела человека длину руки, локтя, стопы. и т. д.

Форма головы образуется такими составляющими , как черепная коробка и лицевая часть. Их пропорциональное отношение в в объёмной массе составляет примерно 1 : 2.. Размер головы рассматривают в трёх измерениях : фронтальном ( вид спереди) профильном ( вид сбоку), и горизонтальном ( вид сверху) При рассмотрении головы в в фас её высота по отношению к ширине составляет примерно 1 : !,7 . Линия глаз служит серединой высоты головы без учёта волосяного покрова. Высота головы по отношению к её диагонали составляет 1 : 1, 8.

Высота лицевой части головы делится на три равные части Первая — от основания кончика подбородка до основания носа. Вторая — от основания носа до надбро- вных бугров. Третья — от надбровных бугров до середины лобных костей или на полтора — два пальца выше лобных бугров. Одинаковые расстояния имеют глазные щели , расстояние между внутренними уголками глаза , ширина основания крыльев носа и ширина кончика подбородка.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 122 ; Нарушение авторских прав

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector