ПСИХОЛОГИЯ

Что такое умение в психологии

Умение

Культура ножа — настоящее умение.
скачать видео

Умение — выполнение действия (дела, задачи) с надлежающим качеством. Это освоенный человеком способ выполнения действия, способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности. Умение – практическое приложение знания в жизни. При этом, в отличие от навыка, это осознанный процесс, требующий включения головы.

То есть я не просто знаю, как научиться печатать – я уже учусь. Но пока, прежде чем поставить палец на нужную клавишу я анализирую, та ли это клавиша, тот ли это палец и так далее.

При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык (смотри ЗУН).

Важно различать первичное умение (до-навык) и настоящее умение. Первичное умение (до-навык) — умею делать это уверенно, но только в заданной привычной ситуации и мне нужно за своими действиями следить (МЕС: Могу, Если Сосредоточусь). Настоящее умение (после-навык) — в отличие от первичного умения, легко воспроизводится разными способами и в широком круге ситуаций. «Если я умею, я умею это всегда и везде».

«Когда говорят об «умениях», всегда подчеркивают, что оно характеризует применение человеком освоенного способа действий в различных ситуациях (критерий так называемой «переносимости»). И действительно, «умелый» человек — это не тот, кто владеет каким-то действием в четко определенной (иногда даже искусственно созданной) ситуации, но тот, кто может делать это в разных условиях, находя решение в разных ситуациях: стоматолог-мастер это не тот, кто может «удалить четвертый правый зуб в верхней челюсти», а тот, кто умеет лечить зубы. Таким образом, главная черта умения — это способность человека применять свои знания, навыки и т. д. с учетом требований конкретной ситуации, что иногда называют «управление исполнением». (Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 90).

Простые физические умения: умение пользоваться ложкой, печатать на машинке, водить машину. Сложные социальные умения: умение знакомиться, делать презентации, вести переговоры. Системные умения: любовь, счастье и другие душевные состояния, различные ощущения (ощущение «легкого тела»). Навык возникает в результате обучения или жизненной практики. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут. Умения, со всеми входящими в них компонентами, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях:

  • четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений);
  • понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;
  • ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, то есть наличии образа, которого следует достичь;
  • постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом;
  • своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий;
  • правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.

При формировании нужной позиции необходимые умения формируются у участников автоматически в случае, когда они оказываются в той ситуации, где этот навык востребован. Более того, с вполне достаточной степенью уверенности можно гарантировать возникновение и применение нужного навыка в нужной ситуации. Причём применения близкого к автоматизму.

Умением может быть не только выполнение внешнего действия с надлежащим качеством, умение может относиться и к внутренним действиям и состояниям. Например: «Я уже увереннее в счастье, мое счастье становится моей привычкой».

Источник

УМЕНИЕ

основной человеческий способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных им знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в измененных условиях. Когда говорят, что человек умеет что-либо делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу. У. представляет собой сложное психическое образование, базирующееся на приобретенных новых знаниях. Умелое действие — это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знание о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса; физических и иных Законов, определяющих этот процесс; машины, которой человек управляет, и т. д. Другими словами, У. формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда. У. проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку работника в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества. Если человек освоит некоторую систему навыков, но не может применить ее в новых условиях, его нельзя называть умелым. У. и навыки развиваются в неразрывном единстве: с одной стороны, овладение определенным кругом навыков, необходимых для формирования У., с другой — человек, обладающий У., может более легко освоить и новые навыки.

Смотреть что такое УМЕНИЕ в других словарях:

УМЕНИЕ

уровень освоения действия или деятельности, позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества. Если в педагогике более или менее одинаково определено понятие «знания», то с понятиями «умение» и «навык» наблюдается явная путаница, связанная с тем, что психологическое различие между этими понятиями игнорируется. Дело в том, что навык это явление операционного уровня, не связанное с целеполаганием, и поэтому операции можно довести до рефлекторного, автоматизированного выполнения. Действие и деятельность возникают только после активного целеполагания, поэтому они всегда выполняются под контролем сознания. Более того, наличие операционных навыков выполнения входящих в действие операций — необходимое условие выполнения действий и деятельности (т.е. умений). Тем не менее, долгое время в педагогике умение рассматривалось как начальная стадия формирования навыка: знает что делать, может рассказать об этом, но выполнить пока не может, поскольку необходимый навык еще не сформирован. Получалось полное противоречие с бытовым пониманием: например, в педагогике умение ездить на велосипеде не требовало осуществления самой езды, а только сознательного рассказа о ней. В жизни же считают, что человек умеющий ездить, может поехать, если ему дать велосипед. Для иллюстрации такого подхода и выявления динамики изложения этих понятий в педагогической литературе процитируем некоторые учебники по педагогике разных лет издания: «Обучение — это прежде всего процесс вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков, совершаемый учителем при сознательном и активном участии обучаемых. Что же мы pазумем под знаниями, даваемыми в школьном обучении? Знания — это понимание и сохранение в памяти системы фактов и их обобщений в виде понятий, правил, теорем, выводов, законов и т.п. Но знания будут мертвым грузом, если не уметь ими пользоваться, не уметь применять их на практике. Те практические действия, которые ученик выполняет сознательно, пользуясь определенными знаниями, называются уменьями. Многократное повторение таких действий ведет к их автоматизации, т.е. к пpевpащению уменья в навык». «Есть определенные разночтения в определении понятия «навык». В одних определениях также подчеркивается, что навык — это потенциальная готовность (способность) к совершению автоматизированных действий, в других — что это само автоматизированное действие, т.е. усовершенствованное умение, доведенное до автоматизма. Иногда умение и навык связываются таким образом: умение — не вполне завершенный навык, навык завершенное умение. Представляется, что даваемое далее определение более точно отражает сущность этого понятия: навык — это автоматизированное действие, которое ученик может совершить на основе ранее полученных знаний и отработанных умений». «Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе применения тех или иных элементов усвоенных знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства, например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения». смотреть

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ (англ. ability, skill) — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У. обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У., так и от У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У.: понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также Умственные действия.

УМЕНИЕ

умение См. знание, опытность, способность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. умение знание, опытность, способность, мастерство, искусство, знание дела, умение, искусность, техника, сноровка, умелость, квалифицированность, мастеровитость, ноу-хау, навык, (высокая) квалификация, привычка, политичность, наторелость, артистичность, сноровистость, мастеровитость, рукастость Словарь русских синонимов. умение см. мастерство 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. умение сущ., кол-во синонимов: 28 • водоводство (1) • высокая квалификация (10) • дар (30) • дарование (20) • досужество (3) • знание (28) • изноров (1) • искусность (19) • искусство (45) • квалификация (13) • квалифицированность (7) • мастеровитость (11) • мастерство (25) • навык (17) • ноу-хау (1) • опыт (13) • опытность (19) • пальмирование (2) • привычка (25) • призвание (20) • прямые руки (4) • скилл (3) • сноровка (18) • способность (27) • струнка (10) • техника (41) • умелость (19) • фотоумение (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированность, мастеровитость, мастерство, навык, ноу-хау, опыт, опытность, пальмирование, привычка, призвание, сноровка, способность, струнка, техника, умелость Антонимы: неумение. смотреть

УМЕНИЕ

с. habileté f à (+ infin), adresse f à (+ infin); savoir-faire m (pl invar); перев. тж. гл. savoir (+ infin) умение жить — savoir-vivre m (pl invar)уме. смотреть

УМЕНИЕ

подготовленность к сознательным и точным действиям; освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески использовать свои знания и навыки в процессе практической деятельности. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков они образовываются и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, с опорой на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данными. Умения совершенствуются по мере овладения навыками. Высокий уровень умения означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Умелый специалист – тот, у которого знания и навыки применяются в различных сложных ситуациях, как штатных (т. е. предусмотренных инструкциями), так и нештатных. Выделяют начальные умения (первичное самостоятельное применение приобретенных знаний на практике) и сложные умения (способность творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата). смотреть

УМЕНИЕ

– освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях. Умение – это реализация субъектом приобретенного знания в способе деятельности (способность к наблюдению, умение мыслить, способность к анализу, работа с различными источниками информации); Умение это активная, самостоятельная, познавательная деятельность (ответы на вопросы, эксперимент, работа с книгой, упражнения, применение полученных знаний к новым, изменившимся условия). Это активно получаемое знание, необходимое при самостоятельном обучении. Оценка и диагностика умений проводится в форме индивидуальных и групповых заданий на занятиях и при выполнении домашних заданий. Умение – владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. смотреть

УМЕНИЕ

▲ способность ↑ который, сформироваться умение — выработанная способность (освоенный способ) выполнения каких-л. действий;подготовленность к действия. смотреть

УМЕНИЕ

освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех классов. . смотреть

УМЕНИЕ

-я, ср. Способность делать что-л., приобретенная обучением, опытом.— [Дарья Михайловна] так уверена в своем уменье воспитывать детей, что ей и в голов. смотреть

УМЕНИЕ

сущ.ability; (мастерство, сноровка) knack; skillприобретать умение — (делать что-л) to acquire (develop) an ability (a knack) (of doing smth)- умение в. смотреть

УМЕНИЕ

с. habileté f à (+ infin), adresse f à (+ infin); savoir-faire m (pl invar); перев. тж. гл. savoir (+ infin) умение жить — savoir-vivre m (pl invar) у. смотреть

УМЕНИЕ

• готовность készség• делать что-то tudás• ловкость ügyesség• képesség * * *сképesség; készség; hozzáértés; tudásСинонимы: водоводство, высокая квалиф. смотреть

УМЕНИЕ

技能 jìnéng, 本领 běnlǐng; (что-либо делать) 会 huì; 善于 shànyúумение плавать — 会游泳побеждать врага не числом, а умением — 战胜敌人不是靠数量, 而是靠本领Синонимы: водоводс. смотреть

УМЕНИЕ

beceri,maharet* * *сbeceri, maharetсоверше́нствовать свои́ зна́ния и уме́ния — bilgi ve maharetlerini geliştirmekСинонимы: водоводство, высокая квалиф. смотреть

УМЕНИЕ

освоенный человеком способ выполнения к.-л. действия в результате приобретенных знаний и навыков. Создает возможность выполнения действия не только . смотреть

УМЕНИЕ

Уме́ниеmaarifa мн., ujuzi ед., hila (-),mahiri (-), ubingwa ед., ufundi ед., uhodari ед., ujuaji ед., ustadi (stadi), utaalamu ед., uunzi ед., zoea (ma. смотреть

УМЕНИЕ

ср.skill, competence, competency, art; (ловкость) dexterity; (сноровка) proficiency- базовое умение- основное умение- приобретенное умение- профессиона. смотреть

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ

сFertigkeit f (in D); Fähigkeit f (zu) (способность к чему-либо); Geschicklichkeit f (ловкость); Können nСинонимы: водоводство, высокая квалификация, . смотреть

УМЕНИЕ

(ст.слав.) – это те практические и теоретические действия, выполняемые быстро, точно и сознательно, сформировавшиеся на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения обладают гибкостью, стойкостью и прочностью. К умениям относятся сами действия, способы и правила их формирования, использования и контроля. Можно сказать, что умение – это знания в действии. Формирование умений зависит от врожденных и приобретенных качеств личности и предшествующего опыта человека. Высший уровень развития умений есть мастерство. Различают умения практические и интеллектуальные, общетрудовые и производственные, простые и сложные, учебные и профессиональные и т.д. смотреть

УМЕНИЕ

умениеמְיוּמָנוּת נ’; יְכוֹלֶת נ’* * *אמנותביצועבקיאותהישגחוכמהידעיכולתכושרכשרוןמיומנותסגולהפיקחותСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, да. смотреть

УМЕНИЕ

(2 с), Пр. об уме/нии; мн. уме/ния, Р. уме/нийСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, ис. смотреть

УМЕНИЕ

с. arte f, abilità f; capacità f (способность) приобрести умение — impratichirsi умение держать себя — il saper comportarsi; savoir-faire m фр. умение сдерживать себя — il saper frenarsi / controllarsi делать что-л. с умением — fare qc con abilità Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированность, мастеровитость, мастерство, навык, ноу-хау, опыт, опытность, пальмирование, привычка, призвание, сноровка, способность, струнка, техника, умелость Антонимы: неумение. смотреть

УМЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: умение2) Ударение в слове: ум`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): умение4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

УМЕНИЕ

сhabilidade f, perícia f; (ловкость) jeito m, destreza fСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, иску. смотреть

УМЕНИЕ

способность к определенным видам деятельности, приобретенная знанием и практическими навыками (опытом). Умения менеджера, как и любого управленца, можно подразделить на профессиональные, связанные с его целевой подготовкой, и личностные. Последние приобретают все большее значение. Особую роль они занимают в карьерном продвижении личности. К таким умениям относятся умение слушать, говорить, понимать и правильно использовать невербальный язык, убеждать, публично выступать, владеть языком, стилем и логикой делового письма, быть всегда информированным и требовательным. . смотреть

УМЕНИЕ

умение сущ.сред.неод.(j) (3)ед.вин.Мало надеюсь на свое умение, и много на русского бога.Пс157.ед.вин.*Природу коему дала Писать охоту и уменье!ПИ.ед.д. смотреть

УМЕНИЕ

Способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Хотя этот термин первоначально употреблялся преимущественно в отношении двигательной активности, сейчас он часто используется в отношении вербальных и социальных умений. Обратите, однако, внимание, что в этих последних случаях имеется тенденция использовать этот термин с коннотацией того, что умение – часть поведенческой модели, имеющей целью влияние на других людей и манипулирование ими. смотреть

УМЕНИЕ

ability, knowledge• Особое умение требуется при/в. — Considerable ingenuity is required in. Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дар. смотреть

УМЕНИЕ

умение с Fertigkeit f c (in D); Fähigkeit f c (zu) (способность к чему-л.); Geschicklichkeit f (ловкость); Können n 1Синонимы: водоводство, высокая кв. смотреть

УМЕНИЕ

• большое умение• удивительное умениеСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, . смотреть

УМЕНИЕ

n.ability, knowledgeСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, ква. смотреть

УМЕНИЕ

уме́ние, уме́ния, уме́ния, уме́ний, уме́нию, уме́ниям, уме́ние, уме́ния, уме́нием, уме́ниями, уме́нии, уме́ниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированность, мастеровитость, мастерство, навык, ноу-хау, опыт, опытность, пальмирование, привычка, призвание, сноровка, способность, струнка, техника, умелость Антонимы: неумение. смотреть

УМЕНИЕ

с.artificio m; habilidad f, destreza f, maña f (ловкость); arte mумение делать что-либо — habilidad para hacer algoумение жить — habilidad para vivir

УМЕНИЕ

1) ability2) knowledge3) skillСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалифи. смотреть

УМЕНИЕ

kapasitet, kunst, sveisСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, . смотреть

УМЕНИЕ

ум’ение, -яСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифициров. смотреть

УМЕНИЕ

• Всякое умение трудом дается (В)Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квал. смотреть

УМЕНИЕ

неумениеСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированн. смотреть

УМЕНИЕ

подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта; формируется путем упражнений и в отличие от навыка, являющегося автоматизированным компонентом деятельности, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [24, c. 153; 66, c. 376; 67, c. 404; 80, c. 714; 82, c.804]. смотреть

УМЕНИЕ

корень — УМЕ; суффикс — НИ; окончание — Е; Основа слова: УМЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — УМЕ; ∧ — НИ; ⏰ — Е; Слово Умение с. смотреть

УМЕНИЕ

– способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что-то делать при частом его повторении и закреплении превращается в автоматизированный навык. Термин имеет как положительные, так и негативные коннотации – в зависимости от того, насколько умение является просоциальным. смотреть

УМЕНИЕ

промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованиюэтого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнятьпрактические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. (Г). смотреть

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть