ПСИХОЛОГИЯ

Что такое ведущая деятельность в психологии

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Психологический словарь

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, способствующая возникновению важнейших психических новообразований в процессе онтогенеза. Понятие ведущей деятельности было использовано Даниилом Борисовичем Элькониным (известным советским психологом) для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде, обеспечивающей преимущественное развитие мотивационно-потребностной, затем операционно-технической сферы.

Суть и этапы ведущей деятельности

В соответствии с теорией периодизации развития психики, каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность (к примеру, интимно-личное общение — от 12 до 15 лет, учебно-профессиональная от 15 до 17 лет). В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного социального уровня и состава ведущий партнер может принимать различные виды деятельности, формируя и развивая межличностные отношения.

Общение ребенка со взрослыми.. Вследствие этого у ребенка формируется понимание о ближайшем окружении, о принадлежности к человеческому обществу. На данном этапе ребенок, чувствуя себя защищенным, учится узнавать и отличать родителей, других людей, начинает понимать язык, осваивать культурные особенности, выделять себя, как биологическое существо, из предметно-объектного мира, отношений.

Деятельность с помощью предметной манипуляции. Предметная манипуляция характерна для раннего возраста. На этом этапе своего развития ребенок усваивает различные действия, операции с разными окружающими предметами. Через умение манипулировать определенными предметами ребенок начинает познавать окружающую действительность, осваиваться в окружающей реальности. Приходит понимание, что предметами и объектами можно распоряжаться, манипулировать.

Ролевая игра. Ролевая игра состоит из сюжетных воспроизведений и характерна для дошкольного возраста. Используя ролевую игру, ребенок моделирует жизненные сценарии, усваивая социальные нормы и правила, с которыми ему придется сталкиваться в дальнейшем. Здесь впервые закладываются навыки реагирования в определенных ситуациях, а так же возможность изменения или подтверждения развития жизненных ситуаций.

Учебная деятельность. Начало учебной деятельности характеризует поступление ребенка в школу. Пик учебой деятельности приходится на подростковый возраст школьников средних классов. На этом этапе ребенок получает навыки и знания предыдущих поколений человечества, осваивая и присваивая (ассимилируя), таким образом, жизненный опыт. Процесс социализации (ассимиляция социальных норм и правил) продолжается, достигая своего высшего уровня. Наряду с ассимиляцией, социализация на этом этапе проходит своеобразную проверку реальной жизнью.

Профессиональные предпочтения. В ходе учебной деятельности происходит профессиональная ориентация и подготовка к профессиональной деятельности. На данном этапе основные характерологические и личностные особенности практически сформированы. Ребенок «пробует на зуб» окружающую действительность, проявляя себя как новую личность. Реализует навыки и знания, полученные в процессе обучения, приобретая жизненный и профессиональный опыт. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки, формирует свое отношение к ценностным ориентациям, принятым в группе, в которой он более и чаще всего находится.

Значение ведущей деятельности

В результате исследований принято различать ведущую деятельность, которая призвана формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к ведущей деятельности) и ведущую деятельность, которая реально формирует эти новообразования (психологический подход к проблеме ведущей деятельности)

Рассмотрение психических представлений в роли ведущей деятельности в ходе возрастного развития не предполагает основного значения ведущей деятельности, но и не подвергает никакому сомнению влияние определенной ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.

Ведущая деятельность человека имеет специфику не возникать сразу в развитой форме, а проходить сложный путь становления и развития, а формирование происходит в процессе обучения детей взрослыми.

Возникая на новом этапе психического развития, ведущая деятельность не отменяет предыдущую на раннем этапе, а дополняет ее и расширяет. Каждый период психического развития новой ведущей деятельности характеризуется различной системой видов деятельности, но ведущая деятельность занимает особое место и определяет изменение на каждом новом этапе.

Значение ведущей деятельности для развития психики человека зависит от ее содержания, от того, какие формы реальности человек усваивает для себя в процессе ее выполнения.

Источник

Понятие ведущей деятельности

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т. е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенкахарактерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

Фотоблоги, которые вас заинтересуют

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т. е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

5. Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

Вопросы

1) Что такое активность личности и в чем она проявляется?

2) Что такое потребности? Какие группы потребностей можно выделить?

4) Что такое деятельность? Перечислите виды деятельности?

5) Что понимается под «ведущей деятельностью»?

Практическое.

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой. Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется краткость и образность. Приводится пример: псевдоним – «Дядя Вася», отличительный знак – лопата, девиз – «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисунки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся характеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пятибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокупности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания художественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рождается у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предлагает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к созданному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмениваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень – умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местного значения», они должны постараться привлечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им «характеристику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих узнали быстрее всех, и следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть