ПСИХОЛОГИЯ

Что такое внимание в психологии определение

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Некоторые поэтически называют внимание окном души. Тем не менее, некоторые психологи в тридцатых годах 20 века вообще считали, что такого процесса как внимание не существует. В чем же сущность этого психического процесса?

Внимание – это процесс и состояние настройки человека на восприятие приоритетной информации и выполнения поставленных задач. В отличие от других психических процессов внимание не имеет собственного содержания. Если содержанием мышления и воображения являются мысли, восприятия и ощущений – образы, воли – действия, направленные на преодоление препятствий, эмоций – эмоциональные состояния, то внимание специфического содержания не имеет. Именно поэтому некоторые психологи в тридцатые годы полагали, что термин внимание имеет только бытовое значение.

Что же такое – внимание?

По этому поводу нет единой точки зрения. Внимание это:

· подавление одного представления другим;

· результат двигательного приспособления;

· результат ограниченности объема сознания;

· результат какой-то эмоции;

· результат жизненного опыта;

· форма проявления активности сознания;

· усиление нервного раздражителя.

Тем не менее у внимания есть специфичный результат. Любая деятельность, любой психический процесс, реализованные с вниманием эффективнее, результативнее, чем деятельность без внимания. И хотя по поводу содержания внимания нет единого мнения, функция внимания четко определена – это контроль в процессе реализации какой-то деятельности.

· Непроизвольное внимание. Деятельность, явление, факт привлекают внимание в силу своей неожиданности, новизны, занимательности и т.д. То есть человек не делает усилий для того, чтобы проявить внимание. Причинами непроизвольного внимания могут быть: интенсивные раздражители, новизна, соответствие раздражителя потребностям, направленность личности.

· Произвольное внимание. Управляется сознательной целью и связано с волевыми действиями. Основная функция произвольного внимания – активная регуляция познавательных процессов. Причины произвольного внимания связаны с возрастом человека. Чем младше ребенок, тем реже он проявляет произвольное внимание. Чем менее интересная цель, тем больше усилий приходится прикладывать для ее достижения.

· Послепроизвольное внимание. Этот вид внимания проявляется при поглощенности человека выполняемой деятельностью. В данном случае опять же волевые усилия почти отсутствуют: интерес слишком высок. В подобных ситуациях люди не замечают ни времени, ни окружающих помех. М. Чиксентмихай назвал такое состояние «состоянием потока».

Психофизиологическая основа внимания

Понятно, что внимание может быть связано только с активной мозговой деятельностью. При этом снижаются пороги восприятия, возрастает скорость протекания нервных процессов.

Эффективное внимание возможно только при определенных психических состояниях. Если выделяют пять состояний бодрствования (уровней сознания): глубокий сон, сон со сновидениями, дремотное (просоночное) состояние (контролируются только 1-2 объекта), спокойное бодрствование, активное бодрствование, то эффективным внимание может быть только при последних двух состояниях. Таким образом, научно обосновывается роль различных разминок и активных форм работы на уроке.

· Устойчивость внимания – это временная (с ударением на А) характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Зависит от значимости деятельности для выполняющего ее человека.

· Концентрация внимания – степень (или интенсивность) сосредоточенности. Чем ярче образ предмета деятельности в сравнении с другими, тем выше концентрация (слово «концентрация» переводится как «сосредоточенность»).

· Распределение внимания – субъективно переживаемая человеком способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно (например, учеников).

· Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное переключение внимания с одного объекта на другой. В целом, это – способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

· Объем внимания – характеристика, ограничивающая возможность человека одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Трудно поддается регулированию и тренировке, из чего можно сделать вывод о биологической основе этого свойства. Для зрительных объектов объем внимания составляет 5+2 единицы. Для осмысленного материала объем может быть значительно большим.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой (возникает при действии посторонних раздражителей).

ВНЕШНИЕВНУТРЕННИЕ
· Внезапные раздражители (шум, хлопки и т.д.). · Интенсивные раздражители (сильное гудение лампы дневного света и др.). · Часто возникающие слабые раздражители (чуть слышный смех за стеной класса). · Любые раздражители, не связанные с деятельностью.· Сильные эмоциональные переживания. · Отсутствие личностного интереса. · Отсутствие ответственности за дело.

Рассеяность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Существует два вида рассеянности.

1) Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете; результат большой сосредоточенности и узости внимания (так называемая профессорская рассеянность); не вредит делу, но затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

2) Подлинная рассеянность – расстройство, связанное с затруднениями в установлении и поддержании произвольного внимания на каком-либо объекте или действии. Причинами подлинной рассеянности могут быть: общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, дыхания, тяжелые эмоциональные переживания, большое число впечатлений, отсутствие режима, трудовых обязанностей, скука.

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Преобладает непроизвольное внимание: ребенок реагирует на все новое, яркое, необычное. Ребенок еще не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Поскольку младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, то образовательный процесс необходимо строить на пробуждении познавательных мотивов детей. Важно развивать произвольное внимание, поскольку оно напрямую связано с успеваемостью, с мотивами учениями. Младший школьник эффективно работает только при наличии близкой мотивации («пятерка», похвала учителя, решение интересной задачи, возможность обогнать одноклассников и др.) Объем внимания младшего школьника составляет 2-3 объекта, но очень слабое распределение (очень сложно одновременно читать и слушать товарища). Устойчивость внимания в 1-2 классах составляет 30-35 минут (первые три урока), а в 3-ем – 40-45 минут (при смене видов деятельности). Сложно быстро переключать внимание, поэтому необходимы «плавные» переходы от одного учебного блока к другому. Некоторые дети могут казаться невнимательными, но, на самом деле, они внимательны (см. темы «Типы темперамента», «Стили учебной деятельности»).

В более старшем возрасте внимание становится более произвольным и более связанным с личностью: с интересами, увлечениями, общением.

Психологические рекомендации учителю для повышения концентрации внимания учащихся

· Свести к минимуму отвлекающие факторы (но сохраняя средний уровень рабочего шума)

· Следить за осанкой (сутулая осанка снижает концентрацию внимания).

· Некоторым детям помогает определенный музыкальный фон.

· Установление контакта глазами с каждым учащимся (в течение 0.5 – 1 сек).

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.

Существует несколько методов развития внимания. Все они сводятся к развитию самоконтроля в процессе деятельности. Ведь контроль — основная функция внимания.

· Корректурные пробы. Они представляют собой набор значков (например, звездочек, квадратиков, кружков и т.д.). Необходимо за несколько минут зачеркнуть как можно больше фигурок определенного типа.

· Наблюдение за изменениями (ошибками). Ведущий о чем-то рассказывает, а когда он допускает какую-то ошибку, нужно поднять руку.

· Подражание кому-либо или чему-либо. Наблюдая за действиями партнера по игре, ребенку нужно копировать их максимально точно.

Источник

Что такое внимание: психология

Внимание сложно назвать неким самостоятельным познавательным процессом, поскольку само по себе оно не только ничего не отражает, но и как самостоятельное психическое явление не существует. И все же в психологии внимание считается важнейшим элементом познавательной деятельности. Что это за процесс, каким он может быть и каковы его основные функции – все эти вопросы будут рассмотрены в статье.

Термин

Внимание в психологии – это психический познавательный процесс, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Внимание позволяет фокусировать сознание на определенных предметах и формировать к ним индивидуальное отношение.

Объектами внимания могут быть другие люди, неодушевленные предметы, явления природы и другие вещи, что могут попасть в поле зрение человека. Стоит отметить, что в эту зону попадают только те предметы, что вызывают у человека интерес или их изучение обусловлено социальной необходимостью. Также считается в психологии, что внимание зависит от возраста человека, интереса к изучаемому предмету, целенаправленности и регулярности выполнения специальных упражнений.

Свойства и характеристики

Внимание в психологии – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо. Считается, что внимание улучшает другие процессы психики, такие как мышление, запоминание, воображение, однако отдельно от них не существует. Но несмотря на это, обладает своими свойствами и имеет отдельные характеристики.

Свойствами внимания в психологии считается:

Каждому из этих свойств внимания в психологии даются характеристики. В результате будем иметь следующее: под устойчивостью внимания подразумевается длительность концентрации на задаче или предмете. Концентрацией называют повышенную интенсивность сигнала при ограниченном поле восприятия. Она предполагает не только длительное удержание внимания на чем-либо, но и отвлечение от других воздействий окружающей среды.

Сосредоточенность проявляется во время концентрации и позволяет получить наиболее полную информацию о предмете внимания. В общей психологии рассматривается еще такое понятие, как распределение внимания, то есть способность человека концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Объем внимания – это максимальное количество предметов, на которых может концентрироваться человек. Под переключаемостью подразумевается скорость перехода от одной деятельности к другой.

Что делает внимание?

Как и любой другой процесс, внимание исполняет определенные функции. В психологии внимание имеет следующее назначение:

  • Обнаруживает сигнал. Проще говоря, исполняет поисковую и бдительную функции.
  • Активизирует нужные физиологические процессы.
  • Отбирает информацию, соответствующую актуальным потребностям.
  • Обеспечивает сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности.
  • Определяет прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • Усиливает перцептивные процессы, с помощью которых человек способен различать детали изображений.
  • Позволяет человеку удерживать необходимую информацию в кратковременной оперативной памяти (это обязательное условие перемещения знаний в хранилище долговременной памяти).
  • Еще одна функция внимания в психологии заключается в способствовании к лучшей адаптации, взаимопониманию между людьми и разрешению межличностных конфликтов.
  • Внимательный человек всегда будет приятным собеседником, он будет быстрее обучаться и большего достигнет в жизни.

Формы внимания

Определение внимания в психологии — это познавательная деятельность, направленная на объект. И в зависимости от ее содержания выделяют следующие формы внимания:

  1. Внешнее или сенсорно-перцептивное – оно обращено на объекты, что окружают человека.
  2. Внутреннее или интеллектуальное внимание – концентрируется на субъективном мире личности, является обязательным условием самопознания и самовоспитания.
  3. Внимание моторное – в основном направленно на человеческие движения.

Модели

В современной науке выделяют несколько моделей внимания:

  • Простой последовательной обработки информации.
  • Последовательного выбора.
  • Параллельная модель (простая). Как утверждал Чарльз Эриксон, объекты отражаются в разных областях сетчатки глаза и включаются в познавательный процесс независимо друг от друга.
  • Параллельная модель с ограниченной пропускной способностью. Предложил эту модель Томас Таунсен. Он уверял, что время, которое человек затрачивает на обработку предмета, зависит от пропускной способности каналов обработки.
  • Соревновательная модель выбора.
  • Коннектионистская модель.

Виды внимания в психологии

Как и любая другая человеческая деятельность, внимание делится на несколько видов:

  • Непроизвольное внимание. То есть человек не выбирает сознательно, на чем концентрироваться. Обычно непроизвольное внимание вызывается воздействующим раздражителем. Таким вниманием очень трудно управлять, так как оно связано с внутренними установками человека. Проще говоря, индивидов привлекают только те вещи, что имеют для них интерес. Объектом непроизвольного внимания может быть неожиданный шум, новый человек, явление, движущийся предмет и т. д. Непроизвольное внимание всегда возникает естественно и провоцирует живой эмоциональный отклик.
  • Произвольное внимание. Следующий вид внимания в психологии называется произвольным. Как можно понять из названия, это внимание характеризуется сознательным выбором предмета концентрации. Оно начинается в момент, когда у человека появляется мотивация к изучению, познанию или созданию чего-либо. Неотъемлемыми атрибутами этого процесса являются усидчивость и устойчивость. Однако длительная произвольная концентрация может стать причиной усталости и сильного переутомления. Психологи советуют делать перерывы во время напряженной умственной деятельности.
  • Послепроизвольное внимание. В психологии внимание послепроизвольного типа характеризуется отсутствием напряжения во время выполнения задачи. Здесь присутствует сильная мотивация и неукротимое желание достичь своей цели. Стоит отметить, что в таком внимании психология человека обращена к внутренней мотивации, а не к внешней. То есть человеком руководит индивидуальная потребность к действию, а не социальная необходимость, и результаты такого внимания самые продуктивные.

Особенности развития

Внимание и память в психологии не считаются статическими переменными, их можно развивать и улучшать. Развитие внимания связано с умением концентрироваться на каком-то предмете или предметах определенный временной период, при этом не отвлекаясь на сторонние дела.

Только на первый взгляд может показаться, что это легко, на самом деле для концентрации нужен прежде всего интерес. Чтобы улучшить непроизвольное внимание, нужно всего лишь пойти в место, где много интересных предметов, на которых можно фокусировать взгляд.

Развитие произвольного внимания требует более серьезного подхода. Здесь человеку необходимо проявить волевое усилие и целенаправленность действий. Также необходимо научиться управлять своими чувствами, чтобы в самый ответственный момент не допустить отвлечения от важного занятия. Самым продуктивным из всех считается послепроизвольное внимание, поскольку не требует затрат дополнительных усилий.

Тренировка

В психологии внимание считается способностью, которую можно тренировать и достигнуть высоких результатов. Тренировать внимание нужно сразу с трех сторон:

  • Развивать концентрацию.
  • Работать со зрительным вниманием.
  • Развивать слуховое внимание.

Работа с концентрацией

Чтобы улучшить процесс концентрации, специалисты рекомендуют выбрать для наблюдения некий объект и пытаться сосредотачивать на нем свое внимание на протяжении нескольких минут. Чем проще будет этот предмет, тем лучше. Например, можно положить на стол перед собой книгу и представлять себе ее содержание и главных героев. Но можно думать о книге как о предмете из бумаги и картона, представлять то ужасающее количество срезанных деревьев, которые потребовались для ее создания. Ну или просто обратить внимание на форму и цвет предмета. Неважно, на чем именно человек сосредоточит свое внимание, главное, чтобы в фокусе был определенный предмет (в конкретном случае книга).

Чтобы тренировки принесли лучший результат, можно сосредотачивать свое внимание одновременно на нескольких предметах. В таком случае будет тренироваться не только концентрация, но и умение переключать внимание с одного предмета на другой.

Упражнение со зрительным вниманием

Зрительное внимание – это определение, в психологии отсутствующее. Его не рассматривают отдельно, а относят к сенсорным видам внимания, то есть тем, что связаны с восприятием разных раздражителей. Например, зрительное реагирует на яркие образы, слуховое – на звуки и т. д. Чтоб улучшить зрительное внимание, нужно выполнять упражнения, позволяющие расширить возможности для сосредоточивания на предмете.

Можно, к примеру, положить перед собой некий предмет и поставить себе задание смотреть на него 3-4 минуты, запоминая при этом как можно больше деталей. Сначала человек сложит общее представление о предмете, подметив его цвет, форму и величину. Но чем больше он будет концентрироваться, тем больше рассмотрит мелких подробностей, таких как царапины, мелкие детали, незначительные приспособления, другие цветовые оттенки и т. д.

Работа со слуховым вниманием

Чтобы улучшить это внимание, нужно концентрироваться около десяти минут на звучащем звуке. Хорошо, если это будет осмысленная речь, но подойдет мелодия, пение птиц и т. д.

Если говорит человек, то при прослушивании стоит отмечать про себя скорость говорящего, степень эмоциональности и полезность информации. Хорошо, если человек будет слушать аудиозаписи рассказов и сказок, а после прослушивания попытается их воспроизвести.

Управление вниманием

Достаточно большое количество людей сталкивают с трудностями, когда пытаются повысить уровень своего внимания. Одни не могут концентрироваться на деталях, другим сложно воспринимать объект исследования целиком. Психологи советуют тренироваться с разными объектами каждый день. То есть выбирать для упражнений не только то, что мозг обрабатывает лучше всего, но и те вещи, которые он считает скучными, неинтересными и не заслуживающими внимания. 5-10 минут в день, и спустя время можно будет наблюдать заметные результаты.

Внимание – это важный аспект человеческой жизнедеятельности. Оно является незаменимым в процессе обучения и трудовой деятельности. Даже в давнем мире, когда до цивилизованного общества было еще не одно столетие, а жизнь человека была во власти природы, выживали самые внимательные особи. Они были лучшими охотниками, реже умирали от случайно попавшего в пищу ядовитого растения и быстрее всех реагировали на атмосферные изменения, ища укрытие. Может, сейчас мир изменился, стал менее опасным и более удобным, но здесь все еще есть множество не всегда приятных неожиданностей, так что пристальное внимание никто не отменял.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть