ПСИХОЛОГИЯ

Что такое воспроизведение в психологии

Воспроизведение

Воспроизведение (англ. recall, reproduction) — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval) ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную).

При непроизвольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведение. Непроизвольное воспроизведение может иметь не хаотический, а относительно связный, избирательный характер. Направление и содержание воспроизведения определяется в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека.

Произвольное воспроизведение, называемое также припоминанием, составляет основу множества процедур (методов, методик), применяемых при изучении памяти человека, — методов воспроизведения, в которых испытуемого просят воспроизвести полностью или частично, но как можно точнее, то или иное содержание из прошлого опыта.

Реконструкция материала при воспроизведении

Воспроизведение — активный, «творческий» процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция материала при воспроизведении впервые была детально изучена Ф. Бартлеттом (1932).

Бартлетт установил, что воспроизведение представляет собой не чистую репродукцию угасающей в памяти информации, а интеллектуальную реконструкцию, которая:

а) проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала;

б) зависит от большого числа факторов, в т. ч. от мотивов, целей и задач деятельности, уровня осмысления материала, эмоционального отношения к нему и т. д.

А. А. Смирнов (1966) детально проанализировал конкретные формы отступлений от подлинника, наблюдаемых при воспроизведении. Основные из них следствия:

  1. обобщение того, что в оригинале дано в развернутой, детализированной форме;
  2. конкретизация и детализация того, что дано в более общем и сжатом виде;
  3. замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу;
  4. перемещение отдельных частей;
  5. объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой;
  6. дополнения, выходящие за пределы оригинала;
  7. искажения смыслового содержания оригинала.

Как заметил С. Л. Рубинштейн, подобные трансформации материала по своей психологической природе являются результатом непреднамеренной, но, безусловно, направленной работы мысли внутри воспроизведения.

Источник

воспроизведение

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «воспроизведение» в других словарях:

воспроизведение — Воссоздание, повторение, подражание, копия, снимок, слепок. Ср. повторение … Словарь синонимов

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, воспроизведения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. воспроизвести воспроизводить. Воспроизведение представлений (псих.). Воспроизведение новых органов взамен утраченных (регенерация; биол.). 2. Копия, репродукция,… … Толковый словарь Ушакова

воспроизведение — (неправильно воспроизведение) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Воспроизведение — актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли , образы , чувства , движения ) в условиях отсутствия внешних актуально в … Психологический словарь

воспроизведение — ВОСПРОИЗВЕСТИ, еду, едёшь; едённый ( ён, ена,); сов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. Один из процессов памяти, умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции ранее воспринятого содержания. В. речи представляет собой процесс, в котором словесно выраженное содержание не только воспроизводится,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

воспроизведение — считывание — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы считывание EN playbackPB … Справочник технического переводчика

воспроизведение — 3.41 воспроизведение (информации): По ГОСТ 13699. Источник: ГОСТ Р 51558 2000: Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

воспроизведение — ▲ осуществление ↑ снова воспроизведение осуществление вновь; обратное преобразование зафиксированной информации к виду, требуемому для восприятия. ▼ речь, звуковоспроизведение, фотография … Идеографический словарь русского языка

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания учебного материала. Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания и в его процессе (в виде пересказывания) с… … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Воспроизведение

В процессе любого вида деятельности умственно отсталым школьникам постоянно приходится воспроизводить ранее воспри­нятые знания.

Воспроизведение — это один из процессов памяти, при кото­ром актуализируются ранее образовавшиеся в коре головного мозга связи. Оно происходит при отсутствии объекта, вызвавшего соот­ветствующие следы памяти.

Воспроизведение, как и запоминание, бывает произвольным и непроизвольным. Оно может проходить на основе произвольно­го и непроизвольного запоминания.

Учебная деятельность в значительной мере связана с процесса­ми памяти. Учащимся в ходе урока и во внеурочное время часто приходится репродуцировать усвоенные знания. Например, рас­сказать выученное стихотворение или правило, пересказать текст и т.д.

Одной из особенностей воспроизведения является его избира­тельность, которая наиболее четко прослеживается при произ­вольном репродуцировании. Школьникам бывает необходимо вос­произвести не всю ранее полученную информацию о каком-либо объекте, а только ту ее часть, которая требуется в данный мо­мент; воспроизвести текст в соответствии с оригиналом или г, иной последовательности и т.д.,

Воспроизведение дает возможность судить о качестве запоминания: насколько успешно ученики усвоили тот или иной материал. Поскольку оно тесно связано с запоминанием, то продуктивность большое влияние оказывают псе те факторторые действуют на процесс запоминания и о которых по, сказано во втором параграфе данной главы.

В воспроизведении важны такие его стороны, как точность, последовательность. Воспроизводя словесный ал, учащиеся младших и старших классов допускают разнообразные ошибки: пропуски, замены, искажения, привнесения, повторы. Однако у младших умственно отсталых школьников ошиб­ки при репродуцировании бывают более грубыми и встречаются в большем количестве, чем у старшеклассников. Так, в воспроизве­денных ими текстах бывает нарушена последовательность изложе­ния, наблюдаются пропуски важных смысловых частей и в то же время делаются привнесения, иногда никак не связанные с ис­ходным материалом.

Воспроизведения словесного материала, при непроизвольном его запоминании, оказываются менее точными и полными, чем при запоминании произвольном. Это обусловлено тем, что в про­цессе преднамеренного запоминания учащиеся стараются запом­нить содержание текста, последовательность излагаемых в нем со­бытий, пытаются сохранить в памяти отдельные слова, фразы, т.е. все то, что помогает им более точно репродуцировать материал. На качестве репродукций негативно сказывается недоразвитие речи и мышления, присущее школьникам этой категории, особенно при воспроизведении непреднамеренно запомнившейся информации. Многими исследователями, изучавшими проблему памяти, обнаружен низкий уровень избирательности воспроизведения у умственно отсталых детей.

По мнению М.В.Гамезо, особой формой произвольного вос­произведения, требующего активного мышления, волевого на­пряжения и специальных вспомогательных приемов, является припоминание.

Умственно отсталым учащимся приходится усваивать словес­ный материал разной степени сложности и воспроизводить по необходимости или весь текст целиком, или отдельные его части. Обнаружено, что ученики с недостатками умственного развития не могут самостоятельно припомнить воспринятый ранее матери­ал. Припоминание идет успешнее, если школьникам предлагают­ся вопросы, которые заставляют их размышлять над ответом, тре­буют умственного напряжения. Но даже и в этом случае припоми­нание представляет для умственно отсталых учащихся как младших, так и старших классов значительные трудности (А. А. Юо. райтис). В отличие от нормально развивающихся учащихся, производящих все компоненты сюжета, школьники с недостаткам и умственного развития дают верные ответы только на вопро­сы, касающиеся конкретных фрагментов текста.

Припоминание текста, содержание которого имеет отвлечен­ный характер, сильно затруднено. Использование вопросов в этом случае оказывается малопродуктивным. Испытывая затруднения с ответом, умственно отсталые школьники подменяют такие части текста другим содержанием. У учащихся общеобразовательной массовой школы точность припоминания отдельных фрагментов текста не зависит от степени их отвлеченности.

В процессе припоминания у учащихся с недостатками умствен­ного развития отмечаются случаи забывания материала.

Однако в ходе припоминания ученики не воссоздают необхо­димых связей и отношений между отдельными элементами мате­риала. Умение устанавливать такие связи в процессе припомина­ния необходимо развивать в процессе обучения и воспитания ум­ственно отсталых школьников.

Выявлено, что только к старшим классам учащиеся с недо­статками умственного развития овладевают некоторыми приема­ми припоминания. Воспроизведение, как и другие процессы па­мяти, совершенствуется в условиях коррекционного обучения.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть