ПСИХОЛОГИЯ

Что такое заражение в психологии

Что такое заражение в психологии

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Психология заражения характеризуется как бессознательная, непроизвольная склонность человека к определенным психическим состояниям.

В социальной психологии заражения — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта.

Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражения являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е. непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом — от уровня развития их самосознания.

В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичней является отношение людей к тем или другим силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаниям. И так действие механизмов заражения становиться слабее. Все-таки проблема заражения имеет место, более того, она является недостаточно исследованной и, конечно, требует детального изучения, как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремления проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения.

Источником внушения может быть человек, как знакомый, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio) — это процесс влияния на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить, с доверием к источнику информации.

Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено такого рода влияние: его способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень внушаемости т.д.

Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора.

Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетности, зависимости и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

В социальной психологии внушение рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованная разновидность коммуникативного воздействия, которое используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др.

Попытка проанализировать внушение с социально-психологической точки зрения осуществил Б. Поршнев. Сквозь призму механизмов внушение (сугестии) и контрвнушения (контрсугестии) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом.

Так, сугестию автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев.

Контрсугестия, напротив, связана с недоверием к информации, неповиновению к господствующему положению вещей, она обусловливает рождение внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления перемен в обществе.

Единство действия механизмов сугестии и контрсугестии, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека. Соглашаясь с Б. Поршневым о правомерности, значимости и ценности в генезис исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия сугестии и контрсугестии, Б. Паригин полемизирует с автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения.

В частности, исследователь не вполне согласуется с Б. Поршневым, рассматривающего внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражанием. Б. Паригин утверждает, что хотя между заражением и внушением есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, которые затем перерастают в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномена имеют большой степень взаимовлияния друг на друга).

Однако не следует делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из следующих соображений:

  • в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т.е. индуктором и реципиентом;
  • искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, т.е. тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому ;
  • если заражение как процесс взаимодействия может иметь не персонифицированный характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизации психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
  • если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальным путем (танцы, музыка, игры), то в внушении преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатически связи) вербальный характер.

По содержанию и конечному результату воздействия выделяют внушение позитивное и негативное, этическое и неэтическое. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и др.

Известны широкие возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, которое происходит в том случае, когда оно становится инструментом намеренной и безответственной манипуляции сознанием индивида или группы людей.

Внушение может осуществляться в форме гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявлением недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самовнушения.

Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенным действиям, которое передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде.

Преднамеренное внушение — это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается внушить запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния.

Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, которое побуждало бы к соответствующему поступку. При этом сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Источник

Что такое заражение в психологии

Пример заразителен, поэтому все благодетели рода человеческого и все злодеи находят подражателей.

Когда сто человек стоят вместе, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Сущность психологического заражения

Это один из древнейших и действенных способов вызвать желаемое состояние индивида посредством передачи соответствующего состояния от окружающих.

Его проявления многообразны — от группового азарта до массовых психозов. Всем хорошо известны такие формы психологического заражения, как азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, чувство огромной силы и единения на многолюдных митингах, особенно если организаторы умело используют психологические механизмы ритуального поведения.

Сила воздействия психологического заражения огромна, поэтому к нему всегда проявляли большой интерес как психологи, так и те, кто стремится управлять людьми или манипулировать их сознанием.

Приведем несколько определений заражения в соответствии с трактовкой его различными авторами.

Заражение (эндемия) — это процесс индукции, т. е. передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне психофизической связи-коммуникации без осознанно-смысловой задачи или же с осознанно-смысловой задачей воздействия на другого индивида [318,175-176].

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему [132; 101].

При наличии обратной связи заражение способно нарастить силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции.

Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию зрелищ и выступлений ораторов [211, 141].

Заражение характеризуется бессознательной невольной подверженностью индивида или группы определенным эмоциональным состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание или более или менее осознанное принятие внешне очевидных образов, как при подражании, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом и притягательной силой, через канал чувств и страстей [186, 149].

Указывая на эту важную особенность заражения, еще Н. К. Михайловский справедливо отмечал, что эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми. И проиллюстрировал это на примере выступления оратора перед массовой аудиторией [124,143-145].

Главной психической особенностью заражения является доминирование у большинства членов группы одного и того же эмоционального состояния, сходство эмоционального реагирования и поведения у совершенно разных людей. Действие психических механизмов бессознательного заражения объясняется тем, что с древнейших времен у человека существует потребность в совместном выражении эмоций и отношений, и именно это помогло людям выжить как виду.

Еще члены первобытных племен, подметив свойство заразительности массового настроения, научились вызывать, возбуждать друг у друга настроение, подходящее ДЛЯ начала охоты или военных действий, совета или празднества. Это достигал ось стихийно сложившейся и передаваемой от поколения к поколению системой традиционных обрядов и церемоний, привлекавших к участию в массовых играх, пению, пляскам и другим .ритуальным действиям всех членов племени.

Позже такое объединение стало одной из предпосылок ДЛЯ появления искусства. В результате потребность объединения с целью выживания стала трансформироваться и в другие формы,

в том числе в потребность совместного выражения эмоций, чувств, отношений.

Но чаще психологическое заражение происходит спонтанно. История человечества. сохранила сведения о психических эпидемиях наподобие «пляски святого Витта». Наиболее сильно психическое заражение проявляется в толпе, особенно при возникновении паники. Поэтому эти случаи будут описаны нами наиболее подробно.

Психические эпидемии имеют место и в наше время. Например, в декабре 2005 года в нескольких районах Чечни десятки девочек были госпитализированы с признаками острого отравления (рвота, судороги, помутнение сознания и т. д.). Однако данные анализов ни у одной из пострадавших не подтвердили присутствия вредных веществ. Заключение ведущих специалистов было однозначным: психическая эпидемия стала следствием длительного стресса, вызванного непрекращающимися похищениями людей, боестолкновениями, общей неустроенностью и нестабильностью. Самым слабым звеном оказались девочки как эмоционально наиболее уязвимые.

Чтобы психические механизмы заражения сработали, бывает достаточно кому-то одному эмоционально высказаться по актуальному вопросу и обеспечить поддержку нескольких участников группы.

Действие механизма психического заражения обусловливается не только силой эмоционального заряда, идущего от личности, но и определенным психологическим настроем и специфическими формами психологических контактов. Отсюда стремление многих политиков к митингам с определенными действиями и символикой, красочными шествиями, массовыми театрализованными представлениями, к введению отличительных знаков.

Так, во время «оранжевой революции» в Киеве участники митингов противостоящих сторон выделялись повязками оранжевыми или цвета украинского флага. В этом случае еще возникает циркулярная реакция взаимного психологического заражения, что еще больше увеличивает эффект эмоциональной общности. По мнению Г. Лебона [145], для того чтобы сработали механизмы психологического заражения, необходимо применять

известный прием внушения — повторение: «. надо, чтобы какое-нибудь эмоциональное утверждение повторялось достаточное число раз и чтобы это повторение было единогласным». Таким образом, основными условиями действия психологического заражения являются эмоциональное утверждение (или действие) и многократное повторение.

Заражение как психологическое воздействие активно применяется с целью оказания влияния как на отдельную личность, так и на группы и даже общности людей. Психологическое заражение, направленное на отдельную личность, способствует более высокой ее интеграции в группу и модификации поведения в соответствии с групповыми нормами. Психологическое заражение, направленное на группу, связано с достижением в основном двух целей: во-первых, еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, формирования однородного мнения в группе в условиях выбора.

Видимо, это обстоятельство сыграло не последнюю роль в издании специального приказа в фашистской Германии, согласно которому членам гитлер-югенда предписывалось регулярное совместное прослушивание речей и выступлений фюрера по радио. Именно в группе или толпе, отличающейся однородностью, человек в наивысшей степени подвержен действию внушения и психологического заражения.

Психологическое заражение, направленное на большие группы или массы, преследует, как правило, одну цель: создание относительно однородного общественного мнения, когда необходимо сделать выбор. Согласно данным психологических исследований, сейчас методы психологического заражения активно используют политики и средства массовой информации в избирательных кампаниях, в том числе и для создания эффективного имиджа политика.

Очевидно, что различные группы людей в разной степени подвержены психологическому заражению. Психологическому заражению, как и внушению, более подвержены относительно однородные группы, отличающиеся невысоким уровнем критичности мышления, деятельность которых не связана со сложными интеллектуальными процессами и для которых сильны групповые нормы поведения, взаимное доверие и чувство общности. Недаром в прежние времена руководители КПСС всегда

«встречались С народом» — посещали заводы и фабрики, где устраивали митинги «в поддержку», «советовались С рабочими», которые, естественно, «все одобряли и поддерживали», независимо от того, что им предлагал ось. Власти всегда были нужны такие однородные и некритичные группы. Для этого им искусственно придавался высокий социальный статус — «самый передовой класс», «авангард» и пр., причем это проявлялось не только в лозунгах, но и активно навязывалось «произведениями искусства», объединенных социалистическим реализмом, для которого высшим принципом художественности был «принцип партийности». Сейчас ситуация несколько иная, в том смысле, что психологическое воздействие направляется адресно на различные социальные группы, но методы практически не изменились.

Примерно таким же способом, как и психологическое заражение группы, происходит психологическое заражение личности. Психологами отмечено, что личности, отличающиеся высокими показателями «эго», самостоятельностью суждений, имеющие высокий интеллект, сильную волю, высокий уровень саморегуляции, обладающие творческим потенциалом, психологическому заражению подвержены незначительно [91, 44-46]. Именно поэтому руководители КПСС не могли найти поддержки интеллигенции, а если встречались с представителями творческих союзов, то лишь для того, чтобы «учить жизни». Ввиду непослушности интеллигенции, ей было присвоено унизительное название «прослойка» — В отличие от рабочего «класса».

Психологическое заражение было инспирировано, к примеру, политической рекламой, когда устраивались масштабные акции типа «Голосуй — или проиграешь!», «Голосуй сердцем». Психологическое заражение лучше всего удается харизматическим лидерам, которые реально обладают, как говорили раньше, «природным магнетизмом». Это могут быть яркие личности из мира искусства, спорта, политики.

Психологическое заражение весьма эффективно, когда персонаж выступает с эмоциональным призывом, а также во время массовых акций. Когда известные, уважаемые, авторитетные люди в яркой и эмоциональной форме выражают мысли или идеи, их сторонники или последователи быстро и адекватно реагируют на такого рода идеи и многократно тиражируют их.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть