ОТНОШЕНИЯ

Что является финансовыми отношениями государства с населением

7.3. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГОСУДАРСТВОМ И НАСЕЛЕНИЕМ

К общественным организациям обычно относят партийные, профсоюзные, спортивные, культурно-просветительские организации, различные союзы и фонды. Часть из них имеют свой бюджет, сформированный за счет членских взносов, пожертвований, доходов от хозяйственной деятельности. Финансовые отношения государства с такими организациями должны строиться на нало-профсоюзной основе или на принципах долевого участия государства в доходах.

Однако много общественных организаций — учреждения культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта — находятся на бюджетном финансировании. В таких организациях финансовые потоки фор-муються преимущественно в направлении от государства до этих организаций. Государство, конечно, не должна оказывать налогового давления на благотворительные фонды и организации, которые помогают ей выполнять общественно необходимые функции, например, в сфере социального обеспечения. Считается также обгрун-тованою государственная политика финансового содействия таким благотворительным фондам, как детский, мира, культуры, милосердия и здоровья. Льготы по налого-обло-жения правомерно предоставляются как этим фондам, так и организациям, которые выделяют средства на благотворительные нужды или выполняют другие социальные функции в интересах общества [34].

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуется ются самыми простыми и самыми заметными связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и иные виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Это центральный, самый большой по масштабам денежный поток от предприятий к населению. Но могут быть и другие потоки. Так, сберегательные, коммерческие, страховые банки в некоторой степени можно по-считать до финансовых предприятий; от них также образуются денежные потоки до населения в виде процентов по вкладам и страховым выплатам. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные и другие выплаты нынешним или бывшим их работникам и чле-нам их семей. К таким выплатам по мере развития акционирования относятся дивиденды, выплачиваемые по акциям, которые находятся на руках у населения, а также возврат в денежной форме личной или частной собственности при увольнении работника или в случае его смерти.

Населения осуществляет денежные выплаты предприятиям в процессе реали-зации ими товаров и услуг. Это непосредственно касается предприятий

торговли, общественного питания, сферы платных услуг. По мере разви-тия предпринимательства, разгосударствления и приватизации все большая часть-на этого денежного потока поступает к предприятиям негосударственных форм собственности. Наиболее интенсивные финансовые связи между государством и населе-нием изображен на рис. 18.

Пенсии, пособия, стипендии, льготы, кредиты на строительство жилья и другие

нужды, проценты по государственным_________ценными бумагами__________

Налоги, вклады, займы, лотереи,

разнообразные платежи, пошлины, проценты

за кредит, плата за страхование, плата

________при выкупе госимущества_________

Рис. 18. Финансовые отношения между государством и населением

Источник

Финансовые отношения и структура финансовой системы

Лекция, отведено 2 часа

1. Финансовые отношения и структура финансовой системы.

2. Государственный бюджет и методы его балансирования.

3. Налоги в рыночной экономике.

4. Фискальная политика государства и ее инструменты.

5. Государственный долг.

Финансовые отношения и структура финансовой системы.

Основными признаками финансов являются:

1. Денежные отношения. Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Анализ движения денег показывает, что они способны обособляться от дви­жения товаров и совершать самостоятельное движение. В самом деле, когда у предприятия формируются денежные фонды, например, фонд амортизации, фонд оборотных средств, фонд заработной платы, фонд развития производства и т.д., то это означает, что деньги начинают жить самостоятельной жизнью. Денежные фонды могут быть у различных организаций, учреждений, населения, государст­ва. Подобное обособление денег и делает их финансами.

Финансы — это обособленные от движения товаров денежные средства в раз­личных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на сче­тах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.

Финансы это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы — это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления государством экономических, социальных и политических задач.

Важной особенностью денежных средств, выступающих в роли финансов, является то, что они предстают как денежные ресурсы, то есть как потенциаль­ные платежные средства. Вот почему о финансах говорят как о денежной форме ресурсов производства и потребления. Соответственно, финансирование означает выделение денежных ресурсов на нужды производства или потребления. Иными словами, финансы — это денежные ресурсы, имеющие целевое назначение.

Эти ресурсы могут быть у государства в лице его центральных, региональ­ных и местных органов, у предприятий и организаций, у семей (домохозяйств). Причем они способны перемещаться от одного субъекта к другому, характеризуя финансовые отношения. Финансовые отношения возникают по поводу образования, накопления, рас­пределения и использования свободных денежных средств (денежных ресурсов). Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.

Будучи многогранным, многосторонним понятием,финансы как единый термин аккумулируют в себе по крайней мере три характеризующих их качества или, точнее, проявляют себя в трех разных ипостасях.

Во-первых, под финансами понимают деньги и денежные средства рассматриваемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Соответственно денежную форму ресурсов производства и потребления именуютфинансовыми ресурсами.

Вторая сторона финансов связана с широко распространенным термином«фи­нансирование», понимаемым как обеспечение необходимыми денежными средства­ми. Третья, определяющая сторона финансов, которая, собственно, и лежит в основе их выделения как самостоятельной и специфической экономической категории, за­ключена в том, что финансы представляют собойраспределительные отношения.

Распределение стоимости созданного продукта или уже имеющегося националь­ного богатства, осуществляемое в виде разделения на части денежного дохода, денежных средств, происходит и на государственном уровне, и на уровне предприятий и фирм, предпринимательской деятельности, и даже (в некоторых случаях) на уровне домашних хозяйств. При этом возникает целая гаммараспределительных отношений, которые в обобщенном смысле и называют финансами илифинансовыми отношениями

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть эко­номических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

Ее можно представить в виде следующей весьма упрощенной схемы:

.

Схема показывает основных субъектов финансовых отношений.

Стрелками на схеме показаны финансовые отношения. Видно, что для фи­нансовой системы характерно одностороннее движение денег. Выделяются сле­дующие отношения.

1.Отношения «государство — предприятия» по поводу: — платежей предприятий государству в форме налогов, арендных и рентных платежей, пошлин, процентов за государственные кредиты и т.д.; государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов и т.д. предпри­ятиям.

2. Отношения «государство — население» по поводу: налогов государству (подоходных, на собственность, на наследство и т.д.), платежей за государственные услуги, социальное и имущественное страхование и т.д.; — социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны го­сударства.

3. Отношения «предприятия — население» по поводу: выплат заработной платы, пособий, социальных выплат, страховых сумм, кредитов;

процентных, арендных и рентных платежей, страховых взносов, погашений взятых ранее займов.

4. Отношения «государство — государство» по поводу: перечислений из местных финансовых органов в центральные бюджеты; дотаций, субсидий, субвенции из центрального бюджета в местные.

5. Отношения «предприятия — предприятия» по поводу: платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг; выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.

6. Отношения «население — население» по поводу: возврата долгов, предоставления денег в долг, передачи средств по наследству, дарений и т.д.

Указанные денежные потоки большей частью проходят через банки. Поэто­му банки предстают как отдельный (четвертый) субъект финансовой системы.

По поводу функций, выполняемых финансами, длительное время идет научная дискуссия.

Сущность финансов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция — это проявление сущности в действиях, специфический способ выраже­ния присущих финансам свойств.

Распределительная функция проявляется в том, что посредством финансов про­исходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и наци­онального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферой матери­ального производства и социально-культурной сферой.

Стабилизационная функция состоит в реа­лизации целевых установок экономической политики (полная занятость, стабильность цен, соразмерный экономический рост). Естест­венно, что решению данных задач государство способствует и другими мерами.

Термин «финансовая система» использу­ется экономической наукой в том случае, когда речь идет о совокупности всех взаимосвязан­ных финансовых структурных элементов. Классифицируют финансовые системы по-разному. Например, вычленяют в них следую­щие элементы: совокупность бюджетов всех уровней (федерации, административных еди­ниц, местных органов власти); внебюджетные фонды (социального, имущественного, лично­го страхования); валютные резервы государст­ва; денежные фонды предприятий и органи­заций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйст­венных субъектов и населения.

В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием государства. Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Например, допустимо вычленение следующих элементов в финансовой системе:

— совокупность бюджетов всех уровней: федерации, админи­стративных единиц, местных органов власти. В развитых стра­нах Запада доля федерального бюджета составляет примерно 40—60%, в России — 70%;

— внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

— валютные резервы государства;

— денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других элементов:

— финансы хозяйственных субъектов,

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Практическое функционирование финан­совой системы предполагает два этапа: состав­ление планов по расходованию и получению доходов; организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ори­ентирована на достижение определенных це­лей на уровне государства, то речь идет о госу­дарственной финансовой политике. Послед­няя имеет два аспекта: регулирование эконо­мики с помощью доходов и расходов (это на­правление именуют фискальной политикой); регулирование бюджетных процессов (дости­жение бюджетного равновесия), что называют бюджетной политикой («бюджетировани­ем»).

Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, отсюда безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В условиях переходной экономики финансовая политика неустойчива, но четко вырисовываются следующие моменты.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть