ОТНОШЕНИЯ

Что является мерилом отношения человека к самому себе

Прочтите текст и выполните задания С1

    Навигация по данной странице:
  • Прочтите текст и выполните задания С1-С6
  • Простите текст и выполните задания С1-С6
  • Ответ: Прочтите текст и выполните задания С1-С.6
Прочтите текст и выполните задания С1-С.6

После того, как ребенок осознает свое Я, начинается дли­тельный период формирования его Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть представление о своих качествах и свойствах, самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к, себе, основанное на образе Я и самооценке и выра­жающееся в конкретных поступках.

Мерилом отношения человека к самому себе выступает, прежде всего, отношение к нему других людей. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, пре­имущественно родителей и воспитателей. Представления о себе у дошкольников очень неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже счита­ет, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к сни­жению самооценки.

Общение с новыми людьми меняет представление чело­века о себе, и постепенно у него формируется целая система та­ких представлений. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление и одновременно возрастает роль друзей и их мнений. Подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и вырабатывать свое собственное мнение, опираясь на свой интеллект. Самооценка теперь меньше зависит от ситуации, под­росток начинает оценивать себя не только эмоционально, но и рационально. Повышение с возрастом самооценки подсознатель­но, незаметно для самого человека сказывается не только на вос­приятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.

Образ Я становится все более содержательным по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на улице, на работе, постепенно делают этот образ более многогранным. Чем больше своих качеств вычленяет человек и относит к себе, своему Я, чем сложнее эти качества, тем выше уровень его познания и самосоз­нания, тем более реальна его самооценка.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие три элемента Я-концепции выделены в тексте?

С3.Что является мерилом отношения человека к самому се­бе? Чем отличаются представления о себе дошкольников и подростков?

С4. Подтвердите тремя конкретными примерами, что образ-Я становится все более содержательным по мере усиления социальной активности человека.

С5. Анна считает свою внешность идеальной для фотомоде­ли. Поэтому она потратила значительные средства на за­нятия в школе моделей, после окончания которой она посещает все кастинги модных домов, журналов. И хотя ей редко предла­гают работу, она все равно не оставила идею стать супермоде­лью. Объясните поведение Анны. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении?

С6. Существует мнение, что формирование Я-концепции че­ловека завершается к совершеннолетию. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С1В правильном ответе пункты плана должны соответст­вовать основным смысловым фрагментам текста и от­ражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. что такое «Я-концепция»;
  2. Я-концепция в детском возрасте;
  3. Я-концепция подростка;
  4. связь Я-концепции с социальной активностью че­ловека.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста,
их названия (пункты плана) отражают основную
идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.
2
Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­ звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.0
Максимальный балл2

С2. Какие три элемента Я-концепции выделены в тексте? Ответ:

С2В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. образ Я, то есть представление о своих качествах и
    свойствах;
  2. самооценка;
  3. практическое отношение к себе.
Указаны три элемента.

Указаны любые два элемента1
Указан один любой элемент ответа или ответ неверный0
Максимальный балл2

С3.Что является мерилом отношения человека к самому се­бе? Чем отличаются представления о себе дошкольников и подростков? Ответ:

С3Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. ответ на первый вопрос, например: мерилом отноше­ния человека к себе выступает отношение к нему дру­гих людей;
  2. ответ на второй вопрос, например: у детей представ­ления о себе очень неустойчивые и эмоционально ок­рашенные, а у подростков они в большей мере опираются на собственное, а не чужое мнение, интеллект.

Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.

Даны ответы на два вопроса.

Дан ответ на любой один вопрос.

Максимальный балл2

С4. Подтвердите тремя конкретными примерами, что образ-Я становится все более содержательным по мере усиления социальной активности человека.. Ответ:

С4Могут быть приведены такие примеры:

1) Примерная ученица и хорошая подруга Анна начала участвовать в спектаклях театральной студии. Она обнаружила в себе актерские способности, поняла, что может рисовать декорации и шить костюмы, легко устанавливать контакт с любой аудиторией. Так, ее образ-Я изменился.

  1. Неблагополучный подросток Иван начал посещать секцию бокса. Здесь его сила, бесстрашие, ловкость оказались востребованными — Иван смог достичь оп­ределенных спортивных успехов, его самооценка резко повысилась.
  2. Ирина, завершив спортивную карьеру, долго не могла найти себе занятие по душе. Она даже стала считать себя неудачницей. Неожиданно ее пригласили поуча­ствовать в митинге политической партии. Ирина при­няла приглашение и в дальнейшем стала активно участвовать в деятельности партии, стала депутатом парламента. Она рассматривает свою деятельность как способ помочь людям. Так Я-концепция Ирины изме­нилась и стала более содержательной. Могут быть приведены другие примеры.
Приведены три примера.3
Приведены два примера.2
Приведен один пример1
Максимальный балл3

С5. Анна считает свою внешность идеальной для фотомоде­ли. Поэтому она потратила значительные средства на за­нятия в школе моделей, после окончания которой она посещает все кастинги модных домов, журналов. И хотя ей редко предла­гают работу, она все равно не оставила идею стать супермоде­лью. Объясните поведение Анны. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? Ответ:

С5Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дано объяснение, например: высокая самооценка Ан­ны направляет ее деятельность, поэтому она не отказы­вается от идеи стать супермоделью; Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыс­лу формулировке. 2) приведен фрагмент текста, например: — «Я-концепцией называют отношение человека к само­му себе, которое включает образ Я, то есть представле­ние о своих качествах и свойствах; самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к, себе, основанное на образе Я и самооценке и выражаю­щееся в конкретных поступках».

Дано объяснение, приведен фрагмент текста2
Дано объяснение или приведен фрагмент текста1
Максимальный балл2

С6. Существует мнение, что формирование Я-концепции че­ловека завершается к совершеннолетию. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Ответ:

С6Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогла­сие с высказанной позицией;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

В случае согласия (т.е. мнения, что формирование Я-концепции завешается к совершеннолетию) может быть указано, что

— к совершеннолетию человек в целом формирует представление о своей внешности и личностных качествах, его самооценка становится стабильной;

— к совершеннолетию человек, как правило умеет выстраивать свою деятельность, исходя из понимания себя и собственной самооценки;

В случае несогласия (т.е. мнения, например, о том, что Я-концепция формируется на протяжении всей жизни человека) может быть указано, что

— с возрастом у человека появляются совершенно новые социальные роли и, соответственно, он открывает в себе совершенно новые качества;

Жизненные приоритеты человека с возрастом меняются, меняется и его отношение к себе, поэтому формирование Я-концепции не заканчивается с достижением совершеннолетия.

Могут быть приведены и другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.2
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент; или мнение не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.1
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены; или мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент; или ответ неверный0
Максимальный балл2

Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Есть внутренняя культура — та культура, которая стала вто­рой природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя пере­вести в технологию, позволяющую автоматически стать куль­турным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихо­сложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство сти­ля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. Культурный человек никогда не является узким специали­стом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей про­фессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком да­ровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С3.В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.

С4. В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух вы­дающихся деятелей подтвердите это утверждение.

С5. В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и на­чать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

С6. Каково, по вашему мнению, влияние культуры на фор­мирование личности? С опорой на текст, обществовед­ческие знания и личный опыт приведите два объяснения.

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С1В правильном ответе пункты плана должны соответст­вовать основным смысловым фрагментам текста и от­ражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагмен­ты:

  1. сущность внутренней культуры человека;
  2. единство культуры определенной эпохи;
  3. кого можно считать культурным человеком.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.
2
Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.
0
Максимальный балл2

С2.Найдите в тексте и выпишите две характеристики куль­турного человека. Ответ:

С2Должны быть приведены следующие предложения:

  1. «Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувст­вует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры»;
  2. «Культурный человек никогда не является узким спе­циалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии».

Указанные предложения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

Приведены два предложения.2
Приведено одно предложение1
Максимальный балл2

С3.В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения. Ответ:

С3Могут быть приведены следующие предложения:

1) Она «стала второй природой для человека.

2) «От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбро­сить, отбросив заодно и все завоевания человечества»;

3) «Нельзя стать. мало-мальски серьезным специали­стом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внут­ренним достоянием, а не внешним набором правил». Указанные предложения могут быть даны в иных, близ­ких по содержанию формулировках.

Приведены три предложения2
Приведены любые два предложения1
Приведено одно любое предложение или ответ неверный0
Максимальный балл2

С4. В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух вы­дающихся деятелей подтвердите это утверждение. Ответ:

С4В ответе должен быть назван выдающийся деятель и дано объяснение, например:

1) Леонардо да Винчи проявил себя как выдающийся мыслитель, инженер, деятель искусства;

2) российский император Петр Великий изучил воен­ное дело, несколько иностранных языков, владел не­сколькими десятками ремесел, основами медицинских знаний.

Могут быть приведены примеры других выдающихся деятелей, даны другие объяснения.

Утверждение подтверждено на примере двух вы­дающихся деятелей.3
Утверждение подтверждено на примере одного вы­дающегося деятеля.2
Названы два выдающихся деятеля, объяснение от­сутствует.1
Назван один выдающийся деятель, комментарий от­сутствует ИЛИ приведены рассуждения общего ха­рактера ИЛИ ответ неверный.0
Максимальный балл3

С5. В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и на­чать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос. Ответ:

С5Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты: отрицательный ответ на вопрос: невозможно полностью освободиться от старых культурных ценностей;

2) фраза из текста, например: — «От нее нельзя отказаться, нельзя просто так от­бросить, отбросив заодно и все завоевания челове­чества»; — «Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

Дан отрицательный ответ, приведена фраза из текста.2
Дан отрицательный ответ.1
Максимальный балл2

С6. Каково, по вашему мнению, влияние культуры на фор­мирование личности? С опорой на текст, обществовед­ческие знания и личный опыт приведите два объяснения. Ответ:

С6Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) выражено мнение учащегося, например: культу­ра оказывает значительное влияние на формиро­вание личности;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

— В процессе воспитания и образования человек ус­ваивает ценности данной культуры;

— В своем поведении человек следует принятым в обществе нормам, т.е. нормам культуры;

— Человек в обыденной жизни пользуется предмета­ми, созданными в данной культуре; многие его по­требности связаны с их приобретением. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргу­мента.2
Выражено мнение учащегося, приведен один аргу­мент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но по­нятно из контекста, приведены два аргумента.1
Выражено мнение учащегося, аргументы не приве­дены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но по­нятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ приведены рассуждения общего характера ИЛИ от­вет неверный.0
Максимальный балл2

Простите текст и выполните задания С1-С6

Некоторые исследователи считают способности врожден­ными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказа­тельство они приводят примеры раннего и очень яркого проявле­ния способностей у выдающихся музыкантов, художников, по­этов, ученых.

Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта об­наружилась в три года, у Гайдна — в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка — в десять лет. У шах­матистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал иг­рать в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Ку­бы), Карпов — в пять лет, Таль и Фишер — в шесть лет, Ласкер — в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырем годам.

Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало иссле­дований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая были родными сестрами. В ро­дословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов.

Но все это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или ма­тематике и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии.

В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных способностей зависит от воспита­ния. Наследственность определяет возможности человека, а воспи­тание — степень приближения к этим возможностям. При этом вы­ясняется, что возможность развития способностей сохраняется до­вольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающи­ми в развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследовате­ли установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необ­ходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие два доказательства того, что способности являются врожденными, приводят ученые?

С3. Как, по мысли современных ученых, в формировании способностей связаны наследственность и воспитание? В чем мнение современных ученых опровергает идею врожденно­сти способностей?

С4. Как вы понимаете мысль о том, что способности чело­века могут компенсироваться? Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации способностей.
С5. А. — актриса столичного театра. Ее дети, часто бывав­шие на репетициях и спектаклях, также стали актерами, внучка занимается в детской театральной студии. Объясните дан­ную ситуацию. Какой фрагмент текста может помочь вам в объ­яснении?
С6. Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С1В правильном ответе пункты плана должны соответст­вовать основным смысловым фрагментам текста и от­ражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) доказательства того, что способности наследуются;

2) аргументы против наследственного характера способностей;

3) мнение современных ученых о характере способностей человека;

4) способности и успешность деятельности человека.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.2
Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отража­ют основные идеи соответствующих частей текста.1
Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.0
Максимальный балл2

С2. Какие два доказательства того, что способности являются врожденными, приводят ученые? Ответ:

С2В правильном ответе могут быть приведены следующие доказательства:

1) одаренность проявляется в раннем детстве;

2) одаренность проявляется среди родственников.

Могут быть приведены другие доказательства.

Приведены два доказательства.2
Приведено одно доказательства.1
Максимальный балл2

С3. Как, по мысли современных ученых, в формировании способностей связаны наследственность и воспитание? В чем мнение современных ученых опровергает идею врожденно­сти способностей? Ответ:

С3Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты

1) ответ на первый вопрос, например: проявление наследственных способностей (задатков) зависит от воспитания;

2) ответ на второй вопрос, например: зависимость проявления способностей от условий воспитания опровергает мысль о том, что врожденные спо­собности не поддаются развитию.

Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.

Даны ответы на два вопроса.2
Дан ответ на любой один вопрос.1
Максимальный балл2

С4. Как вы понимаете мысль о том, что способности чело­века могут компенсироваться? Используя знания курса и личный социальный опыт, приведите два примера компенсации способностей.

С4Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) ответ на вопрос, например: недостаточное развитие одних способностей может восполняться за счет большего развития других способностей;

2) примеры компенсации способностей, допустим:

— Иван не обладает выдающимися интеллектуальны­ми способностями, но он талантливый спортсмен;

— Анна обладает художественными способностями, но ей трудно дается математика.

Могут быть приведены другие примеры.

Дан ответ на вопрос, приведены два примера.3
Дан ответ на вопрос, приведен один пример ИЛИ приведены только два примера.2
Дан только ответ на вопрос ИЛИ приведен только один пример.1
Максимальный балл3

С5. А. — актриса столичного театра. Ее дети, часто бывав­шие на репетициях и спектаклях, также стали актерами, внучка занимается в детской театральной студии. Объясните дан­ную ситуацию. Какой фрагмент текста может помочь вам в объ­яснении? Ответ:

С5Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дано объяснение, например: в данной семье дети с дет­ства привыкли к сцене, свободно чувствуют себя в арти­стической среде, усвоили определенные азы актерского мастерства — это объясняет их профессиональный выбор;

Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыс­лу формулировке. 2) приведен фрагмент текста, например: «В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей специально развивают способности к музыке, живописи или математике и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии».

Дано объяснение, приведен фрагмент текста.2
Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста.1
Максимальный балл2

С6. Все ли свои способности человек может развить в полной мере? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С6Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с тем, что человек может в полной мере раз­вить все свои способности;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что

  • известны примеры людей, проявлявших на протяжении своей жизни, самые разнообразные способ­ности;
  • в течение жизни человек занимается разнообразной
    деятельностью, для успеха в которой он вынужден
    развивать свои разноплановые способности;

в случае несогласия может быть указано, что

  • известно, что многие задатки, не востребованные в детстве, в дальнейшем не будут развиты;
  • развитие способностей зависит от социального окружения человека, но социальные условия могут быть неблагоприятными для развития способностей.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.2
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента1
Выражено мнение учащегося, аргументы не приве­дены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но по­нятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ от­вет неверный.0
Максимальный балл2

Ответ:

Прочтите текст и выполните задания С1-С.6

Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного принятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами, проблема роста населе­ния Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напоминающее наивное неведение тех, кто сразу после Чернобыльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в зараженной, смер­тельно опасной для человека местности по видимости все остава­лось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процес­сы, которые не видны, не заметны для невежественного, не воо­руженного наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются уже доступными для зрения и ума, то предпри­нимать эффективные меры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изме­нения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные про­блемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных».

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие критерии выделения глобальных проблем предло­жил автор? Назовите любые два критерия.

С3. Какие два вида глобальных проблем назвал автор?

С4. Используя текст и обществоведческие знания, предполо­жите, почему минерально-сырьевой кризис, демографиче­ский взрыв и материальный и культурный разрыв между разви­тыми и развивающимися странами не кажутся некоторым людям глобальными проблемами. Выскажите по одному предположе­нию о каждой из проблем.

С5. В докладе одной общественной организации было сказано о том, что мировой океан уже плохо справляется с загряз­нением, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными, непрерывно растущими свалками мусора, во всем мире уничтоже­но более половины пахотного слоя земли. Стремительно растуще­му населению скоро нечем будет питаться. В перспективе могут начаться региональные и мировые вооруженные конфликты. Проявления каких глобальных проблем отразились в докладе?

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С1В правильном ответе пункты плана должны соответст­вовать основным смысловым фрагментам текста и от­ражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагмен­ты:

  1. признаки и виды глобальных проблем;
  2. опасность неочевидных для общества глобаль­ных проблем.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.2
Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста1
Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­ звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.
0
Максимальный балл2

С2. Какие критерии выделения глобальных проблем предло­жил автор? Назовите любые два критерия. Ответ:

С2Могут быть названы следующие критерии:

  1. данные проблемы постоянно волнуют человечест­во во всех концах планеты («глобуса»);
  2. безотлагательность решения;

3) зависимость от их решения судьбы человечества.
Указанные критерии могут быть даны в иных, близких
по содержанию формулировках.

Названы два критерия.2
Назван один критерий.1
Максимальный балл2

С3. Какие два вида глобальных проблем назвал автор? Ответ:

1) проблемы, требующие безотлагательного ре­шения;

2) проблемы, кажущиеся некоторым не столь ост­рыми.

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

Названы два вида глобальных проблем.2
Назван один вид глобальных проблем.1
Максимальный балл2

С4Могут быть высказаны следующие предположения:

1) о минерально-сырьевом кризисе: общественное производство пока удовлетворяет большинство мате­риальных потребностей людей, многие из которых пока не столкнулись ни с какими ограничениями;

2) о проблеме демографического взрыва: во многих регионах мира наблюдается обратная тенденция — со­кращение численности населения;

3) о проблеме материального и культурного разрыва между развитыми и развивающимися странами: многие люди, как в развитых, так и в развивающихся странах, никогда не сталкивались с иным уровнем жизни и не могут себе представить масштабов разрыва.

Могут быть высказаны другие предположения.

Максимальный балл3

С4. Используя текст и обществоведческие знания, предполо­жите, почему минерально-сырьевой кризис, демографиче­ский взрыв и материальный и культурный разрыв между разви­тыми и развивающимися странами не кажутся некоторым людям глобальными проблемами. Выскажите по одному предположе­нию о каждой из проблем. Ответ:
С5. В докладе одной общественной организации было сказано о том, что мировой океан уже плохо справляется с загряз­нением, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными, непрерывно растущими свалками мусора, во всем мире уничтоже­но более половины пахотного слоя земли. Стремительно растуще­му населению скоро нечем будет питаться. В перспективе могут начаться региональные и мировые вооруженные конфликты. Проявления каких глобальных проблем отразились в докладе? Ответ:

С5Должны быть названы следующие глобальные проблемы:

  1. экологическая проблема;
  2. демографическая проблема (демографические взрыв);

3) проблема предотвращения мировой войны.

Названы три проблемы.2
Названы две проблемы1
Названа одна проблема ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл2

С6. Как вы поняли отношение автора к глобальным пробле­мам? Как, по вашему мнению, должно вести себя общест­во в условиях обострения глобальных проблем? Ответ:

С6Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1)определено отношение автора к глобальным пробле­мам, например: автор понимает остроту и опасность глобальных проблем для судеб человечества, он обес­покоен тем, что общество не осознает глубину и опас­ность ряда глобальных проблем;

Отношение автора к глобальным проблемам может быть определено иначе.

2) объяснено, как должно вести себя общество в услови­ях глобальных проблем, например: общество должно последовательно осуществлять практику мирного со­существования и разоружения государств, природо­охранную деятельность; наиболее развитые страны должны помогать менее развитым странам преодоле­вать их технико-экономическую отсталость и т.п.

Могут быть даны другие объяснения того, как должно вести себя общество в условиях глобальных проблем. Идеологическая окраска высказанных учеником суждений не должна влиять на экспертную оценку ответа.

Определено отношение автора, дано объяснение.

Определено отношение автора ИЛИ дано объяснение1
Максимальный балл2

Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector