ПСИХОЛОГИЯ

Что является объектом и субъектом психологии

Субъект в психологии — это что такое?

Субъект в психологии — это отдельная личность или группа людей, которая занимает активную позицию в преобразовании действительности, провоцирует изменения в других людях — объектах — и в себе самом.

Что такое психология?

Слово «психология» происходит от греческого «душа». Сейчас данная наука изучает природу психики, ее механизмы и проявления. За всю историю становления объектами внимания дисциплины были и душа, и сознание, затем поведение, а сейчас наука изучает психику со всеми ее проявлениями.

Как видим, предмет психологии замещался несколько раз, объектом же всегда оставался человек с присущими ему психологическими проявлениями.

Как любая уважающая себя наука, психология, помимо объекта и предмета, имеет еще задачи, принципы и методы.

Задачи психологии

Задачи науки немного меняются параллельно с предметом. На данном этапе сформировались следующие:

  • изучение влияния деятельности на психику человека, на его межличностные и межгрупповые отношения;
  • исследования психологических условий профессиональной деятельности;
  • изучение способов влияния на отдельную личность, коллектив и массы;
  • установление закономерностей динамики трудоспособности;
  • выявление особенностей индивидуальных качеств, закономерностей и способов формирования личности в современном обществе.

Объект и субъект

Это два противоположных по значению понятия. Понятие «субъект» в психологии — это носитель действия, активный участник некоторого процесса, а объект — это то, на кого оказывают воздействие. Первый — это активная позиция, а второй — пассивная.

Например, субъектом в деревообрабатывающей деятельности будет мастер, а объектом само дерево; субъектом воспитания является воспитатель, а объектом — ребенок; субъектом образования является преподаватель (обучающий), а объектом — ученик. Но некоторые педагоги считают, что процесс обучения настолько сложный, что без активной позиции ученика он невозможен. То есть обучающийся является и объектом (например, на лекции, когда слушает и записывает материал), и субъектом (когда самообучается, готовится к практическим или контрольным) образования.

В сфере «человек — человек» роли объекта и субъекта имеют тонкую грань и могут иметь некоторые метаморфозы.

Определение субъекта

В психологии это отдельная личность, которая относится к проявлениям своей психики как к объектам, способна к самопознанию и рефлексии. Субъектом может являться не только один человек, который видит себя со стороны и воспринимает себя же как объект, но и группа людей, и даже целое общество.

Субъектами психологии как науки являются ученые-психологи, которые проводят эксперименты, опросы, тесты и т. д.

Существует несколько отраслей психологии, и в каждой из них понимание человека как субъекта психологии будет немного видоизменяться.

Синонимы в психологии

В психологии очень часто переплетаются, путаются и неоправданно отождествляются понятия «личность», «субъект», «индивид» и «индивидуальность».

Субъект может быть природным, социальным и культурным. Природный субъект — это индивид, а социальный и культурный — это личность.

Индивид

Данный субъект в психологии личности рассматривается как отдельный организм. Новорожденный ребенок уже индивид, но еще не личность, просто представитель рода Homo.

Тем не менее на этом раннем этапе данная биологическая единица представляет собой нечто целостное и может функционировать относительно независимо.

Часто в бытовой речи данное слово приравнивается к индивидуальности, что иногда провоцирует нелепые казусы, так как назвав человека индивидом, вы вряд ли сделаете ему комплимент.

Личность

Только внедряясь в микросоциум, а затем в социум, индивид начинает развиваться как личность. Если размышлять математически, то для становления социального субъекта необходимо как минимум два человека.

Маугли нельзя назвать личностью, так как он не взаимодействовал с людьми. Он развивался в обществе, но ином, не человеческом.

Однако существует несколько уровней развития социальных субъектов: на первом формируются психические процессы, на втором — интеллект, на третьем — общая культура и воспитанность, далее развиваются коммуникативные и социальные навыки и т. д.

Человека воспитанного легко отличить от того, у кого культуры явно не хватает.

Индивидуальность

Под индивидуальностью подразумевают совокупность черт, привычек, повадок, реакций, отношений и других проявлений личности, которые отличают ее от всех остальных.

Несмотря на то что ярко выраженной индивидуальностью может обладать и индивид, который не дорос до уровня личности (тот же Маугли), все же ею принято называть наивысшее проявление личности.

Чтобы развивать свою индивидуальность на прочном фундаменте, необходимо дорасти до личности, стать полноправным субъектом социума, понять, что ты благополучно влился в общество, что ты такой, как и все, а лишь потом подчеркивать и развивать свою индивидуальность.

Отрасли психологии

В наши дни психология стала невероятно популярной. В эру компьютерных технологий и искусственного интеллекта человечеству в качестве сравнения стало интересно изучать душу человека.

Разделы психологии формируются исходя из того, на чьей психике фокусируется внимание, в каких условиях он находится. Задействуется и много других критериев.

Если молодая девушка без психологического образования скажет, что увлекается психологией, скорее всего, она имеет в виду психологию отношений или семейную психологию.

Наиболее популярными и нужными можно назвать следующие отрасли: общая, так как без нее никуда; социальная; возрастная или психология развития; педагогическая; медицинская; военная; юридическая; гендерная; семейная; патопсихология; дифференциальная и т. д.

Общая психология

Субъект этой обобщенной отрасли — личность или несколько человек, которые являются источником познания и изменения действительности, отличительная их черта — активность.

Субъект провоцирует изменения как в других людях, так и в себе самом, смотря на себя как бы извне.

Субъектом психологии как науки будет уже являться не каждый человек, а ученый, который занимается исследованиями различных аспектов предмета психологии.

Предметом психологии как науки является психика человека, а объектов может быть очень много: различные патологии развития, психические процессы (познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые), психические состояния, свойства и т. д.

Психология труда

Субъект трудовой деятельности — человек, который работает. Именно он и является объектом изучения данной отрасли психологии.

Психология труда как отдельная сфера знания выделилась в средне прошлого столетия. В начале двадцатого века работник рассматривался как объект исследований, то есть человек, который занимает пассивную позицию в своей деятельности. Он работает по строго регламентированной инструкции, без возможности и риска самостоятельно принимать решения, а также проявлять креативность. Во второй половине двадцатого века на работающего человека уже смотрят как на субъект, так как он занимает не пассивную, а активную позицию.

Данный раздел науки организовался не только для анализа и наблюдения за личностью в ходе ее трудовой деятельности как одной из основных сфер жизни, но и для дальнейшей оптимизации процедуры профподготовки, повышения производительности, изучения трудовой мотивации и других периферийных задач.

Социальная психология

Субъектом в данном случае будет все тот же человек, только рассматриваться он будет как социальная единица.

Некоторые исследователи субъектом этой отрасли считают социум, а объектом его деятельности — отдельного индивида.

Социальная психология изучает закономерности поведения людей в обществе в ходе их взаимодействия.

В свою очередь данная отрасль психологии имеет три основные направления изучения: группы, общение в обществе и личность в социуме.

Неоднозначное понимание

В такой науке, как психология, личность — субъект деятельности, и она же — объект. Начиная с середины прошлого века взгляды данной отрасли знания на позиции субъекта и объекта несколько изменились.

Человек, который работает, учится, общается, раньше по праву считался объектом исследований. Все верно, ведь на нем сфокусировано внимание того, кто этим занимается — субъекта.

Но если говорить об активности и пассивности, то работающий, учащийся и другая действующая личность не может быть объектом. Сам процесс делания переводит ее из состояния пассивного в активное.

Поэтому сейчас наиболее корректно говорить так: объектом психологических исследований в той или иной сфере является человек или группа людей как субъект какой-либо деятельности.

Такая неоднозначность понятий «субъект» и «объект» прослеживается в сфере «человек — человек», где последний бывает то активным, то пассивным участником процесса.

Если врач дает наставления своему пациенту, и тот их исполняет, он одновременно является объектом терапевтического процесса (у него есть наставник, который поставил перед ним ряд конкретных задач) и его же субъектом (так как сам берет таблетку, выпивает ее, делает себе компрессы и т. д.).

В случае с врачом-хирургом пациент будет лишь объектом в процессе оперирования, ведь он пассивен и находится под наркозом.

Субъект через объект

Можно рассматривать термин «субъект» как все то, что не является объектом, и наоборот. Субъект — это Я. Все то, на что человек может указать, является объектом. При этом Я никогда не будет объектом. Под «Я» в данном случае имеется в виду восприятие. «Что такое тогда самовосприятие?», — спросите вы.

Самовосприятие в ходе оперирования данными категориями приравнивается к термину «восприятие», которое не может стать объектом, так как это и есть мы. Воспринимать можно отдельные предметы, явления и даже свое тело — это объекты, но когда мы мыслим о нашем восприятии, объектами становятся мысли, а не восприятие. Поэтому субъектом можно назвать совокупность всех воспринимаемых нами объектов.

Человек может отделить восприятие одной вещи от восприятия другой, но целостное восприятие нельзя ни от чего отделить и ни с чем сравнить. Так как объекты мы можем сопоставлять друг другу, сравнивать, видеть некоторые из них одновременно, но с полным восприятием таких манипуляций провести невозможно.

Восприятие и самовосприятие

Восприятием называют процесс познания окружающего мира с помощью органов чувств. Оно формирует наше познание.

Образы предметов и явлений фиксируются в нашем сознании благодаря восприятию. Но то, как мы видим мир, является субъективным представлением, а не реальным.

Каждый человек воспринимает мир по-своему исходя из приобретенного жизненного опыта, знаний, типа темперамента и ряда других причин.

Если в центр круга тренинговой группы поставить гитару, то каждый будет видеть ее с различных ракурсов, стало быть, и описание данного предмета будет разным.

Субъективное и объективное мнение

Как понятие «субъект» противопоставляется понятию «объект», так и «субъективность» противопоставляется «объективности».

Субъект хоть и занимает активную позицию, все же у него есть один весомый «недостаток»: он видит мир только с одной точки — с позиции своего восприятия.

Вернемся к примеру с гитарой. Представим, что в кругу сидят люди, а по центру стоит музыкальный инструмент. Человек, к которому она повернута тыльной стороной, будет с полной уверенностью утверждать, что она не имеет струн, гриф неизвестно как крепится, а о толщине не сможет сказать ни слова. Тот же, кто сидит напротив, наоборот, будет яростно убеждать оппонента в том, что струны все-таки присутствуют. Видящий гитару в профиль не будет сомневаться, что это достаточно узкий предмет, и т. д.

Субъективных мнений может быть тысяча, а объект один — гитара. Если кто-то из участников встанет и обойдет круг, то в этом случае он сможет описать предмет объективно.

Исходя из данного уравнения, можно говорить о том, что объективное мнение — это совокупность субъективных.

Субъекты общения

В психологии субъектами общения принято называть индивида, который владеет коммуникативными навыками, умеет взаимодействовать с другими людьми и обладает социально-культурными навыками.

Субъектом общения можно называть не только взрослых людей, но и младших школьников, и детей дошкольного возраста, которые в ходе общения пытаются выстроить личные социальные контакты.

Источник

Предмет и объект психологии

Психология как наука о человеке

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Психея, младшая дочь царя была так прекрасна, что простой народ ходил любоваться на нее, забросив храм Венеры — богини красоты. Психею стали даже сравнивать с богиней. Страшно разгневалась Афродита. Узнав об этом. Она послала своего сына Эрота пронзить Психею стрелой любви к самому отвратительному из людей. Но ее сын сам влюбился в девушку. Чтобы стать достойной бога Психея переносит немыслимые испытания, совершенствует и тело и душу и добивается своего – она становиться богиней.

Для греков любовь простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты (Венеры) Эроту (Амуру) была образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, ищущей свой идеал.

Слово «психология», образованное из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), впервые появилось в 16 веке в книгах философа Токлениуса, однако всеобщее признание этот термин получил в XVIII веке после работ немецкого философа Христиана Вольфа (1679 — 1754) — учителя М.В. Ломоносова — «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 годах. Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Психология как самостоятельная наука существует уже около ста лет. В этом качестве свой отсчет она ведет с 1879 года, в котором немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экспериментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психологи всего мира. Почему же так поздно появилась наука, которая изучает человеческую сущность?

И это не случайно. Психология начала позднее других наук формироваться как самостоятельная область знания. Ее формирование не могло начаться прежде, чем другие науки не достигли определенного уровня развития, т.е. была создана необходимая научная база. Кроме того, сам объект познания чрезвычайно сложен. Легче всего оказалось приступить к познанию окружающей нас природы и первыми появились естественные науки. Познать общество, социальные явления, саму человеческую личность – оказалось очень трудным делом и попытки научного анализа оформились только в середине 19 века.

К настоящему времени психология изучает психические явления и процессы, их возникновение и развитие, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.

За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Многие исследователи вписали свои имена в историю данной науки. Но и сегодня психология остается одной из немногих наук, которая продолжает искать свое научное лицо, т.е. свой объект и предмет.

Рассмотрим, что такое в науке вообще объект и предмет изучения .

Объект — внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность.

Субъект — человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Особенность психологии: человек выступает одновременно и субъектом и объектом познания.

Часто объект фиксируется в самом названии науки: например, геология -наука о Земле, биология — наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин: познание бесконечно, как бесконечен мир.

Предмет — аспект объекта, изучаемый данной наукой и выражаемый посредством научных терминов. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

Объектом научного изучения психологии в широком смысле выступают психика и психические явления.

В узком смысле объектами изучения являются носители психики и психологических явлений, то есть человек и сообщества людей.

Для сравнения: объективная реальность – субъект, изучающий ее, выхватывающий из нее какую-то часть. Если субъект изучает психическую реальность другого субъекта, то это она станет объектом, по аналогии с ней объектом называют и субъекта.

Предметом научного изучения психологии на разных этапах ее развития рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика, конкретные факты психологической жизни и др.

В наиболее общем понимании психология — это наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики.

Особенность психологии – это наука о самых сложных явлениях, которые пока известны человеку. Механизмы психики недоступны для непосредственного наблюдения, они очень подвижны и изменчивы.

При этом под психикой понимается системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Законы психологии показываю, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий мир, как с возрастом развивается психическая деятельность и формируется психика человека.

Основные формы психики: психические процессы, свойства, состояния.

Каждый человек отличается от других тем, что он обладает персональной психикой.

Психика – это особая форма отражения действительности, это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать субъектом объективный мир, строить картины этого мира в своём сознании и проводить на основе этого саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Формы психики – психические процессы, свойства и состояния.

Они бывают индивидуальными и групповыми, внутренними (психическими) и внешними (поведенческими).

Психические процессы – это формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение человека. Они бывают познавательными (ощущение. Восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь), эмоциональными, волевыми.

Психические свойства личности – это наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа НС, характер).

Психические состояния личности – особая характеристика деятельности человека за некоторый период времени. Вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека (состояние рассеянности, волнения, равновесия, утомления, активности, раздражения, веселья).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность исследуется отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Основной целью психологии является изучение законов психической жизни человека на разных этапах его развития, закономерности формирования психики человека как активного участника социального прогресса.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть