ОТНОШЕНИЯ

Что является основой межличностных отношений

Межличностные отношения

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.7. Межличностные отношения.

1.7. Межличностные отношения.

План.

  • Сущность понятия «межличностные отношения.
  • Виды межличностных отношений.
  • Симпатия и антипатия.
  • Формы межличностных отношений.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения – это взаимосвязи человека с людьми, которые окружают (с другим человеком, с малой или большой группой): взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

Виды межличностных отношений:

  • Деловые(официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
  • Личные(неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний.

Две группы чувств, составляющих основу межличностных отношений.

  • симпатия – чувства, сближающие людей (внутреннее расположение, привлекательность человека);
  • антипатия – чувства, разъединяющие людей, (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).

Формы межличностных отношений:

I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);

II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании);

III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы».

Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.

  • Приятельские отношения(приятельство). Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.
  • Отношения товарищества(товарищество). Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.
  • Дружба. Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.
  • Любовь. Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Что такое межличностные отношения

Человек не может обойтись без общества, ему нужно поддерживать связь с себеподобными. Самое яркое проявление этой связи – общение в коллективе . Межличностные отношения бывают самыми разными, ведь каждый человек уникален.

А что такое межличностные отношения, поддается ли этот термин диагностике? Чтобы это узнать, посмотрите внимательно на само понятие. Тут даже не нужно быть экспертом в области психологии межличностных отношений и проводить исследования.

Это взаимоотношения людей

Итак, межличностные отношения – это буквально отношения между личностями, то есть общение, взаимодействие людей, которое протекает с учетом их привычек, характеров, особенностей воспитания .

Вот и вышел человечек

Мужчина и женщина завели ребенка . Родители очень рады, они готовы взвалить на свои плечи ответственность за жизнь младенца, обучить его всему, что поможет ему в жизни. Только от родителей зависит, будет ли ребенок здоровым, как физически, так и психически, как быстро он будет находить общий язык со сверстниками в группе детского сада , и так далее. А что для этого необходимо? Правильно: любовь, ласка, забота, умеренная требовательность . Ребенок постепенно должен научиться существовать не только для себя.

Следующий этап

Следующий этап в жизни ребенка характеризуется расширением круга контактов ребенка. Он узнает все больше новых людей, преимущественно сверстников, находит друзей, играет с ними . Каждый ребенок в своем роде уникален, поэтому дети ищут подход друг к другу, узнают друг дружку поближе . Так как они еще малознакомы, случаются недопонимания, которые приводят к конфликтам, и ссоры . Это нормально – межличностные отношения детей развиваются, постепенно переходя на новый уровень .

Детский сад и школа

Это очень важные периоды в жизни человека, которые во многом формируют его отношение к миру, к дружбе и многому другому . В детском саду, в группе, ребенок учится общаться со сверстниками, правильно вести себя в коллективе, находить общий язык не только с детьми, но и с воспитателями, от которых зависит многое, у которых есть свои методы воздействия на детей. А школа окончательно формирует личность подростков , прививает человеку навыки межличностных отношений. Конечно, бывает, что человек как личность формируется долго и продолжает искать себя и в университетские годы.

Дальнейшая жизнь человека зависит от его опыта

Чем большему человек обучится к моменту вступления в самостоятельную жизнь, чем больше, чем больше у него будет жизненного опыта, тем легче ему будет жить дальше . Ведь если ты что-то умеешь, тебе не придется заново учиться. А вот получать какие-то навыки уже в зрелой жизни зачастую гораздо сложнее , чем если бы человек обучился бы им в молодые годы, когда и память была лучше, и жизненных сил было куда больше. Вот и межличностные отношения с родителями, например, сложнее налаживать и поддерживать, если в детстве вы с ними не очень ладили . Так что о семейных отношениях тоже нужно заботиться.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector