ПСИХОЛОГИЯ

Что является предметом исследования в когнитивной психологии

Предмет, объект, история когнитивной психологии

Использование данных психодиагностики когнитивного и языкового развития в психокоррекционной и консультативной работе

Данные, полученные в ходе применения методик психодиагностики когнитивного и языкового развития активно применяются в психокоррекционной и консультативной работе.

Преимущества, которые дает психодиагностикапри решении практическихзадач в процессе оказания психологической помощи заключается в следующем:

1) объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога;

2) Быстрота получения информации, т.е. за сравнительно краткий промежуток времени сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи;

3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом, является богаче и объективнее. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом;

4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на специально отобранные вопросы, Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

Основные задачи,которые выполняет психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции:

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальна:

а) при определении необходимости психологической помощи.

б) при определении формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.

в) при оценке эффективности психологической помощи.

2. Получение содержательной информации. С помощью психодиагностики могут быть выявлены: проблемы, имеющиеся у клиента; возможные причины выявленных проблем; конфликты и противоречия; «уязвимые места», т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей; ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним (например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка).

3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации (психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи).

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах.

б) Повышение доверия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий.

в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования.

г) Создание и укрепление мотивации для психологичечской помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.

Предмет, объект, история когнитивной психологии

Когнитивная психология, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й пол. 20 в., занимающееся исследованием познават. процессов – восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации в контексте познават. активности человека.

Предмет когнитивной психологи – модели познавательных процессов.

Объект изучения – это познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции).

История. Фор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем прак­тич. за­дач оп­ти­ми­за­ции взаимодей­ст­вия че­ло­ве­ка с тех­нич. сис­те­ма­ми (ин­же­нер­ная психология, эргономика) и под­держ­ки про­цес­сов обу­че­ния. В от­ли­чие от би­хе­вио­ризма, К. п. не толь­ко вновь по­ста­ви­ла менталь­ные (т. е. от­но­ся­щие­ся к внут­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка) по­ня­тия в центр ис­сле­до­ва­ний, но и до­пус­ти­ла воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния дан­ных самонаблюде­ния (ин­трос­пекции), ко­то­рые, ыне рас­смат­ри­ва­ют­ся как само­дос­та­точ­ные и тре­бу­ют под­твер­жде­ния и объ­яс­не­ния с по­мо­щью применения бо­лее объ­ек­тив­ных экс­пе­риментальных про­це­дур.

Не­по­сред­ст­вен­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми К. п. бы­ли соз­да­те­ли геш­тальт­пси­хо­ло­гии, ис­сле­до­ва­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ре­бён­ка (К. Бю­лер, Л. С. Вы­гот­ский, Ж. Пиа­же) и не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли не­оби­хе­вио­риз­ма, призна­вав­шие су­ще­ст­во­ва­ние внутр. ре­пре­зен­та­ций ок­ру­же­ния (например, откры­тые Э. Тол­ме­ном ког­ни­тив­ные кар­ты у крыс ). Важ­ную роль для становления К. п. сыг­рал ана­лиз на­ру­ше­ний по­зна­ват. функ­ций и ре­чи в нейропси­хо­ло­гии (А. Р. Лу­рия и др.). В сер. 20 в. вме­сте с ком­пь­ю­тер­ной револю­ци­ей и в свя­зи с лин­гвис­тич. ра­бо­та­ми Н. Хом­ско­го, продемонстрировавши­ми воз­мож­ность ал­го­рит­мич. под­хо­да к опи­са­нию синтакси­са ре­чи, ана­лиз внутр. пси­хич. про­цес­сов прак­ти­че­ски за­ме­нил исследова­ния би­хе­вио­ри­ст­ско­го ти­па. На­ча­ло ком­пь­ю­тер­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния про­цес­сов ре­ше­ния за­дач в рам­ках ра­бот по ис­кус­ст­вен­но­му интеллекту восприни­ма­лось как пря­мое про­дол­же­ние ис­сле­до­ва­ний мыш­ле­ния в вюрц­бург­ской шко­ле. В 1967 У. Найс­се­ром на­пи­са­но пер­вое учеб­ное руководство по ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии.

В ран­ний пе­ри­од раз­ви­тия К. п. центр. ме­сто за­ни­ма­ли ис­сле­до­ва­ния внима­ния и в осо­бен­но­сти па­мя­ти. На ба­зе т. н. ком­пь­ю­тер­ной ме­та­фо­ры структу­ра по­зна­ват. про­цес­сов у че­ло­ве­ка трак­то­ва­лась по ана­ло­гии со структурой пе­ре­работ­ки ин­фор­ма­ции в вы­чис­ли­тель­ном уст­рой­ст­ве, внимание – как раз­но­вид­ность фильт­ра, осу­ще­ст­в­ляю­ще­го от­бор по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции по сен­сор­ным призна­кам (Д. Брод­бент), а па­мять – как це­поч­ка бло­ков удер­жа­ния ин­фор­ма­ции на тот или иной срок. Ча­ще все­го рассматривалась струк­ту­ра па­мя­ти, со­стоя­щая из трёх та­ких бло­ков (Р. Аткинсон и др.): очень крат­ко­вре­мен­но­го (сен­сор­ная па­мять), кратковременно­го (ра­бо­чая па­мять) и дол­го­вре­мен­но­го (се­ман­тич. память).

С кон. 1980-х гг. К. п. ста­ла ча­стью бо­лее ши­ро­ко­го меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го дви­же­ния, по­лу­чив­ше­го на­зва­ние ког­ни­тив­ная нау­ка, что при­ве­ло к зна­чит. расши­ре­нию ме­то­дич. ар­се­на­ла ис­сле­до­ва­ний. На­ря­ду с оцен­кой точ­но­сти и ско­ро­сти ре­ше­ния за­дач ста­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся раз­но­об­раз­ные нейрофизиоло­гич. ме­то­ды, к ко­то­рым позд­нее до­ба­ви­лись ме­то­ды нейрогумораль­ных и ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ний. Важ­ную роль про­дол­жа­ет иг­рать ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние мен­таль­ных про­цес­сов, для ко­то­ро­го в по­след­ние го­ды час­то ис­поль­зу­ют­ся ис­кусств. ней­рон­ные се­ти. В центр вни­ма­ния исследова­те­лей вы­дви­ну­лись во­про­сы раз­ви­тия ког­ни­тив­ных про­цес­сов, индиви­ду­аль­ных и меж­куль­тур­ных раз­ли­чий, со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Бла­го­да­ря но­вым ме­то­дам трёх­мер­но­го кар­ти­ро­ва­ния ра­бо­ты моз­га к нач. 21 в. бы­ли зна­чи­тель­но уточ­не­ны пред­став­ле­ния о ло­ка­ли­за­ции пси­хич. функций, вы­яв­ле­ны отд. ком­по­нен­ты ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов, обеспечиваю­щих та­кие слож­ные про­цес­сы, как це­ле­по­лага­ние, са­мо­кон­троль и реф­лексив­ное соз­на­ние. Од­ним из ре­зуль­та­тов ста­ло опи­са­ние множественности форм ра­нее ка­зав­ших­ся еди­ны­ми по­зна­ват. про­цес­сов. Так, бы­ло вы­яв­ле­но су­ще­ст­во­ва­ние как ми­ни­мум трёх разл. сис­тем вни­ма­ния (возбуж­де­ния, ори­ен­ти­ров­ки и кон­тро­ля), не­сколь­ких сис­тем па­мя­ти (процедурной и дек­ла­ра­тив­ной, се­ман­ти­че­ской и эпи­зо­ди­че­ской), двух сис­тем вос­при­ятия (про­стран­ст­вен­ной ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции объ­ек­тов), двух сис­тем мыш­ле­ния (ин­туи­тив­но­го и ра­цио­наль­но­го) и во­об­ра­же­ния (репродуктив­но­го и твор­че­ско­го).

За­мет­ную роль в совр. К. п. иг­ра­ет ис­поль­зо­ва­ние но­вых тех­но­ло­гий, таких как вир­ту­аль­ная ре­аль­ность, по­зво­ляю­щая не толь­ко соз­да­вать у че­ло­ве­ка жи­вую ил­лю­зию пре­бы­ва­ния в пред­мет­ном про­стран­ст­вен­ном ок­ру­же­нии, но и реа­ли­зо­вы­вать на этой ос­но­ве раз­но­об­раз­ные сце­на­рии дея­тель­но­сти, для ана­ли­за ко­то­рой час­то ис­поль­зу­ют­ся пси­хо­фи­зио­ло­гич. ме­то­ды, а так­же регистра­ция гла­зо­дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

В си­лу меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра боль­шин­ст­ва про­блем К. п. их иссле­до­ва­ние в ря­де слу­ча­ев те­ря­ет пси­хо­ло­гич. спе­ци­фи­ку, ус­ту­пая нейрофи­зио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям, лин­гвис­тич. тео­ри­ям и ма­те­ма­тич. мо­де­лям.

Источник

Понятие, предмет и задачи когнитивной психологии

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛЕКЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

Основная(учебники, пособия)

1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2т. – М. Смысл: «Академия»., 2006. – 1т. – 448с.

2. Андерсен Дж. Когнитивная психология. СПб. Питер, 2002.

3. Солсо Р. Когнитивная психология. М. :Тривола, 1996.

4. Бруннер Дж. Психология познания. М.:Прогресс, 1977.

5. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб. : Питер, 2003.

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2005

2. Бабицкий, В. В. Планирование эксперимента: учебно-методическое пособие по проведению инженерных экспериментов и обработке полученных результатов / В. В. Бабицкий, Я. Н. Ковалев, В. Д. Якимович. – Мн.: БНТУ, 2003. – 48 с.

3. Кузьмин, В.В. Математическое моделирование технологических процессов сборки, механической обработки изделий в машиностроении: учеб. пособие / В.В. Кузьмин. — М.: Высш. шк., 2008.

4. Кучур, С. С. Научные исследования и решение инженерных задач: учеб. пособие для вузов / С. С. Кучур, М. М. Болбас, В. К. Ярошевич. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 416 с.

5. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. М., 2003.

6. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. М., 2003.

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ. ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Когнитивная психология в системе наук

Когнитивная психология возникла и развивалась на стыке необихевиоризма, гештальтпсихологии и психолингвистики.

Множество точных методик и количественный характер получаемых с их помощью данных привлекли к когнитивной психологии внимание специалистов в области дифференциально-психологических исследований. Открывающаяся возможность описания структуры того или иного психического процесса вызвала также интерес со стороны психофизиологов и нейропсихологов.

Изучение механизмов человеческого мышления, проводимое в когнитивной психологии, важно для понимания некоторых нарушений мышления (клиническая психология); поведения людей при их общении друг с другом или в группах (социальная психология); процессов убеждения (психология влияния); путей выработки экономических решений (экономика); особенностей естественных языков (лингвистика).

Знания когнитивной психологии применяются в юриспруденции (надежность свидетельских показаний), при разработке компьютерных систем, при работе в Интернете, в обучении.

ЛЕКЦИЯ 2. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Распознавание паттернов

Удивительным свойством восприятия является его способность опознавать знакомые паттерны сенсорной информации. Благодаря этому свойству мы можем узнать старого знакомого среди моря лиц, по нескольким нотам определить всю музыкальную пьесу, можем прочитать слова или восхищаться запахом розы.

Паттерн – это сложное сочетание сенсорных стимулов, опознаваемое человеком как часть некоторого класса объектов.

Р. Солсо выделил следующие компоненты способности распознавать паттерны:

• способность распознавать знакомые паттерны быстро и с высокой степенью точности;

• способность оперировать незнакомыми объектами;

• способность точно воспринимать объекты, которые расположены или вращаются под различными углами;

• способность идентифицировать частично скрытые или замаскированные различным «шумом» объекты;

• способность быстро, субъективно легко и автоматически распознавать паттерны [Солсо, 2006].

Наиболее исследовано распознавание зрительных паттернов.

Основные феномены внимания

Внимание – процесс сосредоточения сознания на объекте или информации.

Р. Солсо определяет внимание как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях [Солсо, 2006].

Многие современные теории внимания исходят из того, что наблюдателя всегда окружают мириады признаков. Возможности нашей нервной системы слишком ограничены, чтобы ощущать все эти миллионы внешних стимулов, но даже если бы мы могли обнаружить их все, мозг не смог бы их обработать, так как пропускная способность нервной системы ограничена. Наши органы чувств, подобно другим средствам связи, работают вполне сносно, если количество обрабатываемой информации находится в пределах их возможностей; при перегрузке происходит сбой.

Человек сталкивается с тем, что не может одним разом охватить весь окружающий его мир и себя самого. Что-то всегда выступает на первый план, что-то остается в тени, что-то на данный момент совсем отсутствует в сознании.

Представителями некоторых течений сам термин «внимание» был поставлен под сомнение или не употреблялся вообще, как, например, в бихевиоризме. Среди представителей гештальтпсихологии единого мнения по этому поводу не было. Некоторые исследователи доказывали влияние внимания на процессы восприятия [Келер, Адамс, 1976], другие отвергали его полностью [Рубин, 1976]. Экспериментальные исследования если и проводились, то с целью выяснения влияния внимания вообще на процесс восприятия.

В современной психологии феномены внимания разделяют на субъективные и объективные явления, сопровождающие акт внимания.

Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:

· на психофизиологическом уровне – это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т. п.;

· на мышечном, двигательном уровне – это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т. п.);

· характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т. д.

Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания, представлены:

· формальными характеристиками когнитивных содержаний сознания (ясность – смутность, отчетливость – расплывчатость, живость – неподвижность);

· характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес – отсутствие интереса, удивление – безразличие и т. п.);

· характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий – отсутствие напряженности, активность – пассивность и т. п.).

Субъективно состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части: фокальную и периферическую. Феномен внимания связывают именно с фокальной частью, в которой объекты осознаются ясно, отчетливо, ярко и живо. При этом о ясности психических образов говорят в том случае, если в них различимы детали; об отчетливости – если образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания; живость образов восприятия и памяти, находящихся в фокальной части сознания, обнаруживается в их сближенности, что создает эффект эйдетизма [Дормашев, Романов, 1999].

Одной из важнейших характеристик образов этой части сознания является их действенность. Она проявляется в том, что они обеспечивают единство и взаимосвязь всех актуально протекающих осознаваемых процессов. Неслучайно внимание называют «монархом сознания», поскольку именно оно организует поток актуальных мыслей, переживаний и действий человека.

Другой характеристикой фокальной области сознания является эмоциональная окраска объекта внимания. Так, например, длительное вниманиек любому объекту, по мнению некоторых психологов, вызывается и поддерживается благодаря процессу идентификации, вследствие чего данный объект становится позитивно или негативно значимым для человека.

Чарльз Тарт на основании такого понимания проводил следующий демонстрационный эксперимент: он ставил на стул посередине комнаты пустую сумку и просил всех участников эксперимента сосредоточить свое внимание на ней, попытаться идентифицировать себя с этим предметом, думать о ней как о своей любимой сумке, о которой следует заботиться, как о самом себе. Спустя несколько минут экспериментатор неожиданно сильным ударом сбивал сумку со стула. Это действие вызывало у всех участников эксперимента сильную аффективную реакцию – гнев, возмущение, у некоторых даже физическое ощущение боли [Тарт, 1996].

Вклад внимания в регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивает такие эффекты, как увеличение продуктивности и качества деятельности, приобретение знаний, обеспечение бдительности и др.

Вместе с тем внимание может быть фактором дезорганизации деятельности. Примерами могут служить «развал» навыка при усиленном внимании к совершаемым действиям, феномен смыслового пресыщения, возникающий при непрерывной зрительной или слуховой фиксации на слове. Негативным следствием длительного произвольного внимания может стать утомление. В этой связи психологи отмечают, что невнимание не всегда является недостатком, порой оно служит желательным «предохранительным клапаном», который защищает сознание от информационной перегрузки.

Динамика и совокупность названных выше объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образуют различные структуры состояний, видов и свойств внимания, например: состояния бдительности, концентрации; виды внимания – активное и пассивное, произвольное и непроизвольное; а также такие свойства, как способность к переключению, распределению и т. п.

Проявлением, противоположным вниманию, является невнимание. Феноменология невнимания представлена различными явлениями, среди которых наиболее известна и изучена рассеянность. Она понимается как неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Имеющиеся данные позволяют дифференцировать состояние рассеянности, выделяя такие ее виды, как:

· истинная рассеянность, называемая также отупением или сонливостью. Ее признаки: преобладание вместо ясных восприятий и представлений неясных и смутных, уменьшение интеллектуального напряжения, фиксация взора в пустоту. Специальными техниками релаксации и медитации осуществляется контролируемое погружение в такое состояние;

· мнимая рассеянность, причина которой – глубокая внутренняя концентрация на объекте, в силу чего ее называют также «липким вниманием»;

· ученическая рассеянность, в основе которой лежит чрезмерная переключаемость, подвижность внимания, что дало ей название «порхающее внимание»;

· старческая рассеянность, возникающая в связи с плохой переключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентрацией внимания.

Феноменология невнимания не исчерпывается названными видами рассеянности и может быть представлена:

· направленным невниманием, то есть сознательным игнорированием определенных объектов (мыслей, воспоминаний, ощущений, другого человека и т. п.);

· привычным невниманием– игнорированием повторяющихся, привычных событий (например, тиканья часов, давления одежды и т. п.).

Таким образом, понятие «внимание» объединяет множество разнообразных феноменов психики человека, что обусловливает многозначность его понимания.

Внимание и сознание

Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться в рамках философии, и, прежде всего, философии восточной. Именно в ней отмечается особое место внимания – как «концентрации», так и «правильного видения», «проникновения» – в достижении просветления, истинной божественной мудрости. «Просветленное сознание» невозможно без внимания. Неслучайно техника и практика медитации, основанной также на предельной концентрации сознания, складывается именно в восточной религиозно-философской традиции.

В психологии линия исследований, подчеркивающая связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX века. Первое направление, в рамках которого началось систематическое экспериментальное изучение внимания, – классическая психология сознания. С тех пор в психологии сложился целый ряд разнообразных представлений о соотношении внимания и сознания, в которых вниманию отводятся самые разные роли.

Пожалуй, наиболее распространенное представление о внимании в современной психологии внимания – трактовка его как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого нами в данный момент достигнет сознания и повлияет на наше поведение, а что может пройти мимо. Вопрос о том, что и почему остается за пределами сознания, занимает важное место в современной психологии внимания.

В классической психологии сознания было намечено еще несколько подходов к рассмотрению соотношения внимания и сознания. В одном из них сознание предстает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержаний сознания.

Наконец, внимание может рассматриваться в качестве одного из свойств сознания или присущих ему особенностей. Это свойство – степень субъективной ясности находящихся в сознании впечатлений, которые в случае недостаточного внимания оказываются смутными, а в случае предельного внимания предстают перед человеком наиболее ясно [Фаликман, 2006].

Р. Солсо определяет сознание как знание о событиях или стимулах окружающей среды, а также знание о когнитивных явлениях (память, внимание, телесные ощущения) [Солсо, 2006].

Эндел Тулвингвыделил три разновидности сознания у человека:

1) аноэтичное («незнающее») сознание ограничено во времени текущей ситуацией; оно позволяет человеку фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на данную обстановку;

2) ноэтичное («знающее») сознание позволяет человеку осознавать объекты, события и их взаимосвязь при отсутствии этих объектов и событий;

3) автоноэтичное («знающее о себе») сознание является наиболее сложным; оно необходимо для запоминания лично переживаемых событий [изл. по: Солсо, 2006].

Тем самым было указано на три основных объекта внимания.

Рассматривать сознание в контексте внимания имеет смысл потому, что оба они имеют одно общее свойство – ограниченную пропускную способность.

Человек избирательно направляет свое внимание на некоторую часть всех имеющихся признаков. Предполагается, что где-то в переработке информации есть «узкое место», частично обусловленное неврологическими возможностями. Исследования избирательного внимания и пропускной способности проводились на материале слуховых и зрительных сигналов.

Исследования К. Черрипозволили разработать экспериментальную процедуру, получившую название затенения(термин заимствован из техники живописи: оттенить что-либо означает выделить это из окружения).

При проведении указанной процедуры испытуемого просят повторить сообщение точно так же, как оно было предъявлено. Однако у экспериментов К. Черри была еще одна особенность: предъявлялись два слуховых сообщения одновременно – одно из них должно быть «оттенено», а другое проигнорировано. Иногда эти сообщения предъявлялись через наушники, иногда – через акустические системы, расположенные в разных местах.

В результате ученый обнаружил, что сообщение, которому не уделялось внимания, запоминалось намного хуже. Способность фокусироваться на одном сообщении является важным свойством человека, так как позволяет обрабатывать ограниченное количество информации и не перегружать механизм обработки [Солсо, 2006].

ЛЕКЦИЯ 4. ПАМЯТЬ: МОДЕЛИ, СТРУКТУРЫ, ПРОЦЕССЫ

Модели памяти

Никакая другая тема не изучалась когнитивными психологами более тщательно, чем память, именно исследования памяти определяли в первые дни когнитивной революции развитие когнитивной психологии. Тема памяти занимала важное место и в работах первых исследователей – Уильяма Джемса в Америке и Германа Эббингауза в Германии.

Герман Эббингауз (1850–1909) Уильям Джемс (1842–1910)

Маловероятно, чтобы Герман Эббингауз, давший первое научное описание экспериментов с памятью, мог предвидеть то влияние, которое его работа окажет на всю историю исследования памяти и научения. Г. Эббингауз решил выяснить, как формируется и развивается память. Его поиски ответа на этот вопрос требовали разработки такой задачи, которая была бы неизвестна испытуемому. Так он и решил использовать бессмысленные слоги: это не слова, а последовательности из трех букв. Результатом этих исследований стала кривая забывания, краевой эффект.

Хотя Г. Эббингауз и не достиг полного успеха в изучении памяти, это не отвратило Уильяма Джемса от намерения изучать ее строение. У. Джемс считал, что есть воспоминания, жизнь которых протекает мгновенно, в то время как другие оставляют неизгладимый след в памяти. Он различал непосредственную (первичную) память и косвенную (вторичную) память. Вторичная память– вместилище информации, однажды пережитой, но с трудом поддающейся извлечению. Первичная память никогда не покидает сознание и дает верное представление о только что воспринятых событиях [Солсо, 2006].

Позже, когда американскую психологию охватил интерес к научению у животных и человека, проблема памяти отошла на второй план. Исследования научения в первой половине XX века подняли вопрос о том, как сохраняется и преобразуется новая информация. На память обратили внимание экспериментальные психологи, которые сформулировали сложные теории умственных репрезентаций хранящейся информации. Одна из наиболее живучих моделей памяти, первоначально предложенная Уильямом Джемсом, подверглась существенной доработке. Согласно этой модели, природа памяти дихотомична: одна часть воспринятой информации поступает в память и затем теряется, а другая часть остается в памяти навсегда. Так возникли модели кратковременной и долговременной памяти.

Модель И. Во и Д. Нормана.Была разработана в 1965 году. В основе модели лежит деление памяти на первичную и вторичную, причем они независимы друг от друга. Первичная память имеет ограниченный объем, и информация в ней теряется не просто в зависимости от времени, но и за счет вытеснения «старых» элементов новыми. Первичная память удерживает вербальную информацию и позволяет осуществлять дословное воспроизведение.

Модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина.Была разработана в 1968 году. Р. Аткинсон и Р. Шифрин заметили, что упрощенное понимание памяти не позволяет объяснить такие сложные явления, как внимание, сравнение, образы и т. д. Термином «память» они обозначили данные, подлежащие сохранению, а термином «хранилище» – структурный элемент, в котором эти данные хранятся. Модель Аткинсона и Шифрина предусматривает три хранилища информации: 1) сенсорный регистр (здесь входной стимул непосредственно регистрируется в соответствующей сенсорной модальности и либо теряется, либо передается дальше в обработку); 2) кратковременное хранилище (рабочая система, в которой входная информация затухает и быстро исчезает, за исключением ситуаций, когда она попадает в «буфер повторения», где может храниться дольше и передаваться в долговременное хранилище); 3) долговременное хранилище (информация, содержащаяся в нем, относительно постоянная, несмотря на то, что она может быть недоступна вследствие интерференции с входной информацией) [Кондаков, 2000].

Модель уровневой обработки Ф. Крэйка и Р. Локхарта. Была разработана в 1972 году. Входные стимулы, согласно этой модели, подвергаются ряду аналитических процедур на разных уровнях: 1) поверхностный сенсорный анализ; 2) подетальный анализ;3) механизмы распознавания паттернов и выделения значений; 4) формирование долговременных ассоциаций. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне. Память здесь является, в сущности, побочным продуктом обработки информации, и сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки [Солсо, 2006].

Модель памяти Э. Тулвинга. Была разработана в 1995 году. В 2009 году Э. Тулвинг получил за свои исследования в области нейропсихологии памяти Международную премию Пастера – Вейцмана / Сервье. Он предложил модель организации памяти, состоящую из пяти систем: память оперативная, эпизодическая, семантическая, процедурная и пропозициональная.

Процедурная, низшая форма памяти сохраняет связи между стимулами и реакциями (ассоциативная память). Эта память связана с приобретением, сохранением и применением умений и навыков.

Семантическая памятьимеет дело с представлением знаний о мире, это память на слова, понятия, правила, абстрактные идеи.

Эпизодическая память связана с запоминанием лично переживаемых событий. Она подвержена изменениям или потерям информации, но она важна, поскольку составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом.

Также были выделены дополнительные типы памяти: оперативная (память на содержание) и пропозициональная память (память на намерения).

Таким образом, в настоящее время существуют разные модели памяти, которые позволяют глубже проникнуть в содержание этого процесса.

Структуры и процессы памяти

Сенсорная (сверхкратковременная) память.Впервые понятие сенсорной памяти как отличной от кратковременной памяти было введено Р. Аткинсоном под названием сенсорного регистра [Аткинсон, 1980]. Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в КВХ. Исследованию сверхкратковременной памяти были посвящены работы В.П. Зинченко и его коллег по микрогенезу восприятия.

Кратковременная память. Через какую бы модальность информация не поступила к человеку – зрительную, слуховую, кинестетическую, обонятельную и т. д. – вся она попадает в кратковременную память. Кратковременная память представляет собой способность сохранять информацию (которая поступает из разных анализаторов или из долговременной памяти) и оперировать ею в течение короткого промежутка времени (от нескольких секунд до нескольких минут) после ее поступления. Для того чтобы материал мог быть сохранен в кратковременной памяти, необходимо, чтобы на него было обращено внимание. Типичный пример кратковременного запоминания – удержание в памяти телефонного номера, только что прочитанного в телефонной книжке. Цифры удерживаются в памяти, пока набирается номер, а затем «стираются». Поэтому кратковременную память иногда отождествляют с оперативной памятью.

Физиологическим механизмом кратковременной памяти является циркуляция возбуждения по реверберационным (нейронным) кругам. Реверберационные круги возникают в момент восприятия какой-либо информации. При переходе информации в долговременную память происходит упрочение, консолидация следа; при этом происходят химические изменения нейронов.

Первичная информация обрабатывается в кратковременной памяти и либо передается в долговременную память, либо отсеивается. Для того чтобы человек мог воспроизвести информацию, хранящуюся в его долговременной памяти, она предварительно должна быть переведена в кратковременную память. Пропускная же способность кратковременной памяти ограничена; она равна, как установил Д. Миллер, 7 ± 2 единицы информации. При этом единицы могут быть как более мелкими, так и более крупными. Благодаря этому человек может увеличивать объем информации, содержащейся в кратковременной памяти, переводя ее в более крупные единицы. Так, например, при запоминании изолированных букв будет запомнено 7 ± 2 буквы. При объединении букв в знакомые слова будет запомнено 7 ± 2 слова, что существенно увеличивает объем запомненной информации. Если между словами имеются смысловые связи, то они запомнятся в большем объеме. Когда слова оформлены в осмысленную фразу, то число запоминаемых слов – и тем более букв – резко возрастет, а количество запомненных фраз будет по-прежнему находиться в пределах 7 ± 2. Таким образом, ограниченность объема кратковременной памяти не препятствует запоминанию большого объема осмысленного материала, как вербального, так и образного [Яковлева, 1995].

Долговременная память.Работа с тонким срезом сенсорных событий, составляющих настоящее в непрерывном временном континууме, – это основная функция кратковременной памяти, а способность обращаться к прошлому и находить там информацию, необходимую для понимания настоящего, – это функция долговременной памяти.

Информация в долговременной памяти определенным образом организована. Извлечение конкретной информации происходит посредством вхождения в «сеть», способную вызвать другую относящуюся к делу информацию, пока не будет установлена связь с требуемой информацией.

Сеть хорошо структурирована и высоко практична. Новая поступающая информация не требует создания новой сети, вместо этого она записывается в существующую организацию (библиотечный поиск, по Бродбенту).

Объем и длительность хранения в долговременной памяти практически не ограничены. Определенную потерю воспроизведения можно отнести на счет интерференции – вмешательства другой информации, в результате которого блокируется воспроизведение старых следов памяти вследствие его неиспользования.

В долговременной памяти выделяется особая подструктура – сверхдолговременная память, которая включает в себя воспоминания, которым более трех месяцев [Солсо, 2006].

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛЕКЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

Основная(учебники, пособия)

1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2т. – М. Смысл: «Академия»., 2006. – 1т. – 448с.

2. Андерсен Дж. Когнитивная психология. СПб. Питер, 2002.

3. Солсо Р. Когнитивная психология. М. :Тривола, 1996.

4. Бруннер Дж. Психология познания. М.:Прогресс, 1977.

5. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб. : Питер, 2003.

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2005

2. Бабицкий, В. В. Планирование эксперимента: учебно-методическое пособие по проведению инженерных экспериментов и обработке полученных результатов / В. В. Бабицкий, Я. Н. Ковалев, В. Д. Якимович. – Мн.: БНТУ, 2003. – 48 с.

3. Кузьмин, В.В. Математическое моделирование технологических процессов сборки, механической обработки изделий в машиностроении: учеб. пособие / В.В. Кузьмин. — М.: Высш. шк., 2008.

4. Кучур, С. С. Научные исследования и решение инженерных задач: учеб. пособие для вузов / С. С. Кучур, М. М. Болбас, В. К. Ярошевич. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 416 с.

5. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. М., 2003.

6. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. М., 2003.

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ. ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Понятие, предмет и задачи когнитивной психологии

Вплоть до недавнего времени американскую, а вместе с нею и значительную часть мировой психологии было принято считать бихевиористской. Однако фактическое положение дел уже не соответствует этому взгляду. В настоящее время ведущей школой зарубежной психологии считается направление, названное когнитивной психологией.

Когнитивная психология отличается от бихевиоризма по ряду моментов. Во-первых, когнитивная психология обращает внимание, прежде всего, на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. С ее точки зрения важной оказывается вся совокупность психических процессов, а не только взаимосвязь стимулов и реакций; акцент делается на сознании, а не на поведении. Однако это не означает, что когнитивная психология игнорирует поведение, просто последнее не является единственной целью исследования. Поведенческие акты рассматриваются скорее с точки зрения возможности получения заключений о тех или иных связанных с ними психических процессах.

Во-вторых, когнитивную психологию интересуют те способы и формы, в которых сознание человека организует имеющийся опыт. Именно сознание человека придает форму и связанность психическим процессам. Эти процессы в значительной мере и составляют предмет когнитивной психологии. В этом она противостоит последователям бихевиоризма, утверждающим, что ничего подобного в процессе познания не наблюдается, сознание лишено каких бы то ни было врожденных, организующих опыт способностей.

В-третьих, с точки зрения когнитивной психологии, индивид усваивает стимулы из окружающей среды в ходе некоторых активных и творческих процессов. Человек вовсе не пассивно воспринимает внешние и внутренние стимулы, как это считали бихевиористы, а сознание не есть чистый лист бумаги, на котором запечатлеваются данные чувственных восприятий [Шульц, Шульц, 2002].

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на поведение и внимание [Солсо, 2006].

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов – от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.

Когнитивная психология концентрирует внимание на том, как люди выполняют высшие интеллектуальные функции. Она объясняет поведение человека на основе знаний и изучает процессы их приобретения, сохранения и использования [Дружинин, Ушаков, 2002].

Предметом когнитивной психологиисчитается совокупность познавательных (ментальных) процессов.В качестве ведущей детерминанты поведения человека полагается не стимул как таковой, а знание окружающей его действительности.

Знания в когнитивной психологии определяются как информированность, соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации.

Цель когнитивной психологии: выявление закономерностей организации и функционирования процессов познания человеком значимых стимулов среды.

Задачи когнитивной психологии: 1) изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторы до получения ответа; 2) доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Таким образом, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector