ПСИХОЛОГИЯ

Что является предметом изучения советской психологии

5. ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — Психология как наука — Богуславский

Советская психология, опирающаяся на марксистско-ленин-скую фи-

рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объ-

ективной реальности. Задачей психологии является изучение психи-

ки в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне

человека и животных. Советская психология изучает процессы, сос-

тояния и свойства человека на разных этапах его развития, а так-

же закономерности его формирования как активного деятеля соци-

Одним из основных принципов советской психологии являет-

детерминизма. Этот принцип означает, во-первых, что все пси-

хические явления, как и психика в целом, понимаются как вто-

ричное образование, как явления причинно обусловленные объек-

тивной действительностью, как отражение этой действительнос-

ти.- Во-вторых, этот принцип означает^ что все психические

явления рассматриваются как o6^u^QJ3^HHbie деятельностью моз-

га. В-третьих, данный пр-индип. предполагает при изучении

психических явлений обязательное установление причин, кото-

рые’/» вызвали эти явления.

В современной советской психологии сознание и деятельность

рассматриваются в единстве. Это единство сознания и деятель-

ности также является одним из’ исходных принципов нашей нау-

ки. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность

понимается как условие возникновения, фактор формирования и

объект прилож,е.н.ия_ сознания человека. Во-вторых, деятель-

ность понимается как форма активности сознания. Если понима-

ние сознания как отражения подчеркивает его вторичный харак-

тер, показывает, что оно есть адекватное (т. е. вполне соот-

ветствующее действительности) отражение, то понимание созна-

ния как деятельности свидетельствует об активном характере

сознания, указывает на то, что отражение действительности ве-

дет не только к возникновению идеальной модели окружающего

мира, но и к возможности его преобразования. Принцип единства

сознания и деятельности означает, что сознание есть регулятор

поведениями действий, человека. Единое рассмотрение сознания

и деятельности в психологии находит свое выражение и в том,

что они всегда изучаются как присущие социально и исторически

Генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все пси-

хически„;.Я6л„ния рассматриваются как постоянно коли-чест-

веннб»й качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых,

этот принцип означает, что правильная и полная характеристика

любого психического явления возможна только в том случае, ес-

ли одновременно выясняются характерные его особенности в дан-

ный момент, история или причины возникновения психического

явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Психология как наука призвана не просто описывать различные

психические явления, но обобщать их, объяснять и раскрывать

их сущность, устанавливать определенные закономерности, на

основе которых можно было бы выяснять причины психических яв-

лений и прогнозировать их появление в будущем.

При характеристике психологии как науки следует отметить неко-

торые особенности психологических знаний.

Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно при-

сущи каждому из нас. Каждый человек имеет ощущения, в его па-

мяти постоянно сохраняются различные представления

24 каждый человек непрерывно переживает чувства и т. д. В

содержатся обобщенные и отвлеченные знания об этих явлениях.

/7е/?вая_особенность психодоги-ческих .знаний и заключается,

обобщ„нньГ„»й отвлеченные знания о непосредс-

твенно присущих каждому из нас психических явлениях.

Во-вторых, психологические знания характеризуются несовпадением

их житейского и научного смысла. В быту люди широко использу-

ют термины и понятия психологии. Границы их четко не очерче-

ны, разные люди в одни. и те же термины и понятия вкладывают

подчас различное содержание. Научные понятия закрепляют опре-

деленное содержание и едины по своему объему и значению. При

недостаточно глубоком овладении научными знаниями иногда воз-

никает ложное мнение о действительном усвоении психологии, в

то время как в лучшем случае имеются лишь самые общие, не

систематизированные и отрывочные сведения об отдельных сторо-

нах тех или других психических явлений.

Третья особенность психологических знаний — важность их для

формирования диалектико-материалистического мировоззрения,

для самопознания и самовоспитания.

Структура психологии. Психологическая наука на современном

этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систе-

му научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны

Можно выделить следующие области психологии (в основу класси-

фикации положен объект психологического изучения).

Общая психология исследует наиболее общие закономерности пси-

хической деятельности взрослого нормального человека. Содержани-

ем общей психологии являются также основные принципы науки, ее

методы, система понятий, обобщенная и абстрагированная на основе

исследований, проведенных в различных отраслях психологии.

Возрастная психология изучает закономерности психического раз-

вития человека, становление различных психических процессов и

психических свойств личности. В возрастной психологии могут быть

выделены такие разделы, как детская психология, психология под-

ростка, психология юности, психология взрослого человека, психо-

логия старости. Задачей возрастной психологии является раскрытие

возрастных особенностей, установление закономерностей переходов

от одного возраста к другому, нахождение сензитивных (наиболее

благоприятных) периодов формирования различных психических

Педагогическая психология исследует психологические основы

обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной

психологией, так как психологические закономерности обучения и

воспитания не могут быть раскрыты без учета возрастных и индиви-

дуальных особенностей обучаемых. С другой стороны,

25 возрастные изменения во многом определяются особенностя-

воздействий. Исследования в области педагогической психологии

позволяют более правильно

определять содержание обучения и воспитания, выяснять различ-

ные требования к учебникам и учебным пособиям, находить и

обосновывать рациональные методы обучения и воспитания, кото-

рые обеспечивают управление умственной деятельностью и пове-

дением школьников, способствуют их психическому развитию. Пе-

дагогическая психология изучает также вопросы взаимоотношений

учителя и учащихся, требования, предъяв ляемые к личности

учителя, раскрывает содержание и процесс формирования педаго-

гических способностей. Особое место в педагогической психоло-

гии занимают вопросы, связанные с обучением в профессиональ-

но-технических училищах, обучением в высшей школе, в школе

Психология труда исследует психологические основы трудовой дея-

тельности, изучает профессионально важные качества личности

применительно к той или другой специальности, различные проб-

лемы профессиональной ориентации и профессионального отбора,

изучает вопросы научной организации труда, исследует психоло-

гические основы повышения производительности труда и отноше-

ний в трудовом коллективе.

Инженерная психология — один из разделов психологии труда, вы-

делившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Ин-

женерная психология исследует вопрос о взаимодействии челове-

ка с машиной, причем главным образом в условиях высокой сте-

пени механизации и автоматизации производства, в различных

автоматизированных системах управления. Наиболее часто здесь

изучается деятельность операторов, управляющих различными

Космическая психология — новая, теперь уже самостоятельная от-

расль психологии труда. Космическая психология возникла в

связи с полетами человека в космос. Необходимость выделения

космической психологии диктуется тем, что при космическом по-

лете создаются особые, не существующие на Земле условия не

только для физического, но и для психического состояния чело-

века. Космическая психология занимается вопросами волевой и

моральной подготовки космонавтов, психологическим обосновани-

ем методов обучения и тренировки. Она изучает психические

проявления в моменты максимальных нагрузок и состояния неве-

сомости, составляет космические профессиограммы, отражающие

специфику психической деятельности космонавта на старте, в

полете, при посадке, в условиях длительной изоляции и т. д.

Военная психология занимается психологией человека в военной

обстановке, в условиях боя, высокой меры опасности, в услови-

ях, требующих быстрых реакций, высокой меры ответственности

за принимаемые решения. Важной задачей военной психо-

26 логии является психологическая разработка вопросов воен-

воспитания. Психология спорта разрабатывает психологические

воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных

навыков и умений, исследует поведение спортсменов в условиях

соревновательной борьбы, раскрывает закономерности формирова-

ния волевых и моральных качеств, необходимых для достижения

победы в спортивных состязаниях.

Психология искусства рассматривает психологические компоненты

деятельности, направленной на создание произведений искусс-

тва, раскрывает закономерности восприятия человеком этих про-

изведений, изучает законы возникновения и протекания различ-

ных чувств, вызванных художественными произведениями. Важной

задачей психологии искусства является разработка вопро-

сов,связанных с эстетическим воспитанием и развитием музы-

кальных, «художественных и литературных способностей.

Социальная психология изучает психические проявления различных

социальных общностей: групп, коллективов (их настроения, об-

щественного мнения, подражания и т. д.), характер взаимоотно-

шений людей в группах и коллективах, положение личности в

них, проблемы лидерства и подчинения. Внимание к социальной

психологии постоянно возрастает. И это понятно: все большее

значение приобретает единая коллективная деятельность людей,

все более широкими становятся коммуникации, и поэтому, с од-

ной стороны, все большую роль в формировании личности начина-

ет играть коллектив, а с другой — все более необходимыми и

важными становятся такие черты личности, которые характеризу-

ют человека как активного члена коллектива.

Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологи-

ческими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний,

требований к допросу и т. д. Эта отрасль исследует также пси-

хологические особенности личности преступника, мотивы прес-

тупления, психологию заключенного, психологические основы пе-

Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, пси-

хогигиены, вопросами общения врача и больного.

Патопсихология исследует различные формы нарушения нормальной

психической деятельности людей, различные нарушения нормаль-

ного психического развития. Имеется несколько направлений в

этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает пато-

логические случаи психического развития, связанные с врожден-

ными дефектами мозга); тифлопсихология (изучает психологию

людей, не имеющих зрения или слабовидящих); сурдопсихо-логия

(исследует психологические особенности, связанные с на руше-

Сравнительная психология занимает особое место среди других от-

раслей психологии, так как изучает психику животных. Значение

данного направления психологии заключается в том,

27 что, изучая психику животных, и особенно высших живот-

раскрыть предысторию сознания человека. Таковы основные об-

ласти современной психологической науки. Их перечень и

характеристика свидетельствуют о том, что постоянно идет про-

цесс появления все новых и новых направлений в психологии.

Это и понятно. Все большее значение приобретает знание воз-

можностей человека, различных его психических особенностей в

самых разных областях человеческой деятельности.

Однако современная психология характеризуется не только появле-

нием новых ее областей, но установлением все более полных и

тесных связей между отдельными ее частями. Этот процесс идет

как бы в двух планах. Происходит взаимное обогащение одних

отраслей за счет данных, полученных в других отраслях, и в то

же время каждая отрасль начинает приобретать все более це-

лостный и систематизированный характер.

Психология накапливает все новые и новые факты, конкретизирую-

щие и подтверждающие основные положения диалектического мате-

риализма. Прослеживая, как внешние условия определяют проте-

кание различных психических процессов, как эти процессы вли-

яют на формирование тех или иных свойств личности, психология

раскрывает причинную обусловленность психических явлений

внешними объективными воздействиями и тем самым конкретизиру-

ет одну из сложнейших форм всеобщей взаимосвязи — причинную

Изучая закономерности формирования личности при определенных

общественноисторических условиях, психология конкретизирует

важные положения исторического материализма.

Изучение познавательной деятельности человека, процессов форми-

рования представлений и понятий служит конкретизацией ряда

положений марксистско-ленинской теории познания.

Определенное значение психология имеет и для других обществен-

ных наук (политэкономии, истории, искусствоведения), так как

во всех этих науках изучается сознательная деятельность чело-

века, т. е. те вопросы, которыми занимается психология.

Неразрывная связь существует между психологией и естественными

науками, и в первую очередь между психологией и физиологией

высшей нервной деятельности, которая изучает материальную ос-

нову психики — деятельность мозга и нервной системы.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание

закономерностей развития личности, возрастных и индивидуаль-

ных особенностей детей дает теоретическое обоснование и ука-

зывает практические пути создания наиболее эффективных мето-

дов обучения и воспитания.

Психологические знания позволяют учителю увидеть возрастные и

индивидуальные особенности детей, вовремя обнаружить зарожде-

ние у них новых, более прогрессивных навыков познавательной деятельности, новых чувств, новых черт воли и

характера. Психологическое изучение детей дает возможность

учителю видеть перспективу развития ребенка и позволяет пра-

вильно проектировать процесс формирования личности школьника,

находить наиболее эффективные пути и методы работы с детьми.

Психологические знания нужны учителю и для того, чтобы предъяв-

лять определенные требования к самому себе и развивать у себя

качества личности, необходимые для успешного обучения и вос-

Знания психологии очень важны и для самовоспитания. Научное по-

нимание психических явлений позволяет каждому человеку пра-

вильно оценить свои сильные и слабые личностные качества, оп-

ределить индивидуальные особенности своей наблюдательности,

памяти, мышления, чувств, воли, темперамента, характера и т.

д.; правильно и сознательно направлять свои усилия на разви-

тие положительных и преодоление отрицательных свойств собс-

Большую роль психология играет в формировании диалектикоматери-

алистического мировоззрения, в атеистическом воспитании лю-

дей. Материалистическое понимание психических явлений осво-

бождает человека от религиозных предрассудков и суеверий,

позволяет правильно понимать собственную душевную жизнь, на-

ходить научное объяснение таинственным, на первый взгляд,

Поскольку психология изучает природу психических явлений, осо-

бенности познавательной, эмоциональной, волевой деятельности

и закономерности формирования психических свойств личности,

психологические знания необходимы везде, где люди вступают в

те или иные отношения, где совершается сознательная, целенап-

равленная деятельность человека. Особенно эти знания нужны в

практике воспитания и обучения подрастающего поколения.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector