ПСИХОЛОГИЯ

Что является предметом изучения современной психологии

Вопрос. Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.

Вопрос. Современная психология и ее место в системе наук.

Психология — это специфическая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой — своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта определенная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология выделилась в самостоятельную отрасль знаний лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики (Ярошевский М.Г., 1996).

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психология как наука возникла и развивалась в недрах философии, много веков оставаясь скорее тайной, чем подлинно научным Знанием. В стремлении понять духовный мир человека мыслители прошлого сосредоточили свое внимание на постижении сознания человека, настойчиво обращаясь к изучению внутренней, мыслительной и чувственной стороны психического, даже не пытаясь увидеть проявления психики во внешней, практической сфере, в его делах, поступках. Лишь развитие естественных наук привело к оформлению психологии в самостоятельную научную дисциплину.

В настоящее время психология представляет собой весьма развитую отрасль человеческого знания, способствующую эффективному решению многих сложных вопросов социальной жизни, производства, экономики, здравоохранения, искусства, политики, защиты природной среды. Велики и обширны связи психологии с другими областями науки, прежде всего с философией, естествознанием, социологией.

Для точности определения необходимо дать определение психики.

Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов как отражения объективной действительности (Ярошевский М.Г., 1996).

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

) изучать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Важно, что, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические наука предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей дает теоретическое обоснование для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Междисциплинарные связи этих наук способствуют успешному поиску путей взаимного обогащения, дополнения, сосредоточения усилий для решения наиболее актуальных проблем. Об этом свидетельствует возрастающее число исследований по пограничным дисциплинам: политической психологии, социальной психологии, эргономике, психофизиологии, психофармакологии, экологической психологии, психолингвистике и т.п. Значительное число и объем исследований связаны с изучением психической деятельности в различных сферах деятельности человека: педагогической, медицинской, юридической, военной, космической, трудовой, игровой, управленческой, спортивной (Попов А.Л., 2001).

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Психология — одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем осмыслить причины всех проблем человечества — психику и сознание его самого (Попов А.Л., 2001).

Все отрасли психологической науки возникли и развивались в связи с расширением сферы человеческой деятельности, ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Вопрос. Предмет, задачи, структура психологии на современном этапе. Проблема человека в психологии.

Современная психология — это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.

Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами:

Этим процессам сопутствует состояние внимания.

Психические свойства и состояния личности:

Индивидуально-типологические особенности личности:

Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Разделы психологии (структура):

1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека:

педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания человека;

в) психофармакология и т. д.

психология научного и художественного творчества.

. Психология развития изучает, как происходит развитие человека:

возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе — «индивидуальное развитие от рождения до смерти»);

сравнительная психология (развитие психики в филогенезе — «историческое развитие психики»);

специальная психология (психология аномального развития);

социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);

общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики).

Человек — это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В

ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек

рассматривается как органическое существо и изучаются его физические

данные, параметры. В социологии на него смотрят как на единицу из которых

составлен объект изучения — социум. А что рассматривается в человеке с

позиции психологии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершенно

необходимо выяснить, как долго психология существует и какие в ней были

изменения. Как давно существует психология? Смотря какая, её подразделяют

на научную и житейскую, причём последнюю отнюдь не сбрасывают со счетов

даже видные учёные психологи. Житейская психология была всегда, и что самое

главное всегда там был человек, не было не экспериментов ни теорий, а был

лишь интуитивный опыт узкого профиля при взаимоотношениях с другими людьми.

Это представители различных профессий: врачи, священнослужители и.т.п. А

вот научная психология — это наука, которая появилась на свет лишь при

основании школы психологии, а именно в Лейпциге в 1879 году, когда

Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной

психологии. Но это всё было гораздо позднее того, когда человек впервые

сформулировал для себя, что такое человек, одно из таких определений

дошедших до нас, это идеи Аристотеля, который по праву считается

основателем психологии и ряда других наук. «…Душа, — писал он, — необходимо

есть сущность в смысле форме естественного тела, обладающего в возможности

жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия: стало быть душа есть

энтелехия такого тела». Аристотель считал, что существование каждого

объекта в природе должно быть «осуществлено», иными словами оправдано. Душа

же и есть оправдание существования тела, а само название «психология»

происходит от двух латинских слов «псюше» и «логос», что значит «душа и

понятие (наука)» иными словами «наука о душе». А современное слово

«психика», это почти что аналог древней «душе». Душа как предмет познания,

т. е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля в трактате «О душе».

Теперь полагаю мы разобрались о том, что именно изучается психологией в

человеке. Но психология до известного времени не выделялась в

самостоятельную науку, а проблему души человека рассматривала философия и

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие

образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это

образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые

границы в возможности объяснения, так как человек — это гораздо больше чем

определение в свете психического образования. Личность — это порождение

достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого

есть сознание и самосознание. В широком смысле слова — это субъект

социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком — это

качество индивида, которое формируется в деятельности и совместном общении.

Субъект же — это носитель активности, который суть есть источник познания и

преобразования. Можно сказать, что это активное начало, которое заложено в

человеке уже потому, что у него есть в наличии воля. Индивидуальность — это

тот человек, который получает характеристику со стороны своих социально

значимых отличий от других людей, это качество представляющее человека как

неповторимость в плане личности и психики. По-Леонтьеву об индивиде

говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis.

Это понятие отражает неделимость и целостность субъекта, и наличие у него

индивидуальных свойств присущих лишь ему одному. Иными словами в понятие

индивида включаются значения понятий субъект и индивидуальность, а в итоге

всё субъективно характеризует черты человека.

Классическая философия выделяла в человеке три качественно разные

материи: Дух, душа, тело. В этой взаимосвязи высшие чувства образуются на

уровне взаимодействия Дух-душа, рождая высшие чувства. А тело (здесь

уместно вспомнить Аристотеля) является оправданием существования и

применением высших чувств. Платон же например считал, что душа есть

созерцательница идей, а всё чувственно воспринимаемое — это несовершенно

слабые копии далёких идей. А открыть человек ничего нового не может, он

лишь может (при определённом усилии), вспомнить что-то, что когда-то знал в

других мирах, жизнях (которых по-Платону несчётное множество). И поэтому

душа есть уже давно сформировавшаяся структура сама в себе, забывшая об

этом и не имеющая возможности вспомнить это до конца.

Религию тоже можно считать предшественником, представителем житейской

психологии, так исповедь можно сравнить с визитом к психологу. Христианство

же рассматривает человека уже в силу его природы (которая создана Богом)

наполненного высшим смыслом, который выделяет его из остальной массы

животных, человек уже имеет в себе что-то, только потому что его создал

Бог. Бог является причиной сущности человека в человеческом же сознании

«Человека создал Бог», говорит сам же человек и удовлетворяется этим

ответом, ибо понятие Бога для него есть объясняющей его существование.

Французский естествоиспытатель Рене Декарт ввёл понятие рефлекса,

согласно которому внешний импульс приводит в движение «духов» (это особые

воздухообразные частицы, которые летают по нервным трубкам, в которых

Декарт видел нервную систему), занося их в мозг, откуда они автоматически

отражаются к мышцам. Горячий предмет обжигая руку вынуждает ёё отдёрнуть.

Получалось, что не усилие духа, а перестройка тела на основе строго

причинённых законов его механики обеспечит человеку власть над собственной

природой. Равенство психики и сознания, вот декартовский принцип, не было

стояния духовного над телесным, и не было следствия и причины.

Человеку по природе свойственно делать поступки имеющие осознаваемую

или неосознаваемую цель. Даже когда говориться о бесцельности поступка

имеется в виду неосознаваемая, негативная или малозначимая цель, так как

она есть всегда. Здесь можно вспомнить опять Аристотеля с его проблемой

детерминизма, ради чего совершается действие, в чём конечная причина, ибо

глубоко сидит в нас само собой разумеющееся понятие, что «природа ничего

напрасно не делает». В процессе своего эволюционного развития человек

приобрёл совершенно необходимые способности, делающие его социальным

субъектом. Это возможность вести диалог с помощью имеющегося мышления и

речи, а так же некой условной системы координат (конкретно взятого языка).

Так же к этим качествам относится сознание и самосознание, нравственно-

этические качества, которые подстраиваются под нормы в каждой социальной

Помимо же изучения человека в психологии, она помогает ему максимально

актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и в то же время

оставаться собой, как: личность, субъект, индивид, индивидуальность, да и

просто всё что мы подразумеваем под понятием человек.

3 Вопрос.Методы современной психологии. Требования к проведению психологического исследования.

Современная психология использует развернутую систему методов, которые могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, т.е. пути, познания — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве».

Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов. Задача науки мыслилась В. Вундтом как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.

Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» — снимает все проблемы. Объективный метол в форме наблюдения или эксперимента позволял, как полагали представители этого направления в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.

Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь исследования 3. Фрейда, других представителей глубинной психологии, Вюрцбургской школы, необихевиористов) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.

Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства иэмоции являются промежуточными переменными

В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), также разрабатывалось представление об опосредствованном характере психологии методов.

В самом общем виде метод объективного опосредствованного исследования заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом, втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение, предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.

В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъект-субъектный подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); 2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, праксиметрический и биографический); 3) обработки данных (количественный и качественный); 4) интерпрета-ционные (различные варианты генетического и структурного). Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символи-ческими представлениями объекта. Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования: 1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему; 3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. От теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное и функционально-структурное. Дружинин считает, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественно-научном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.

Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов. Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется система «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований для классификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них (мера взаимодействия исследователя и исследуемого и мера использования внешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, одно производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятельностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь «чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение).

Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 1)[1].

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 396 ;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть