ПСИХОЛОГИЯ

Что является предметом изучения возрастной психологии является

Что является предметом изучения возрастной психологии?

Развитие психики человека осуществляется непрерывно.

На нее оказывают воздействие возрастные изменения, события, окружающие люди и поступки самого индивида.

Специалисты выделяют несколько периодов, каждый из которых обладает определенными особенностями.

Каковы психологические особенности людей пожилого возраста? Читайте об этом здесь.

Что это такое?

Возрастной психологией называют отрасль психологической науки, которая изучает факты и закономерности развития человека.

Изучению подвергается возрастная динамика его психики, исследуются механизмы и движущие силы этого процесса.

Специалисты выявляют признаки разных периодов развития, переходные этапы.

Возрастной психофизиологией называют раздел науки, в рамках которого ученые исследуют взаимосвязь между возрастными физическими изменениями организма и психикой человека.

Специалисты уверены, что изменения физиологии влияют на психику индивида и его восприятие себя, приводят к волнениям и переживаниям, оставляют отпечаток на его психическом состоянии.

Объектом изучения для ученых является человек. Их интересует его эволюция в течение жизни, изменения психического состояния и мировоззрения.

Они убеждены, что моровоззрение индивида, его поведение, мнение меняются с каждым годом. Он растет, получает опыт жизненный и профессиональный, становится все более разносторонним, мудрым. События, которые происходят в его жизни, также сказываются на его состоянии.

Что такое деменция у пожилых людей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что изучает, как наука?

Данная отрасль научного знания изучает периодизацию психического развития в онтогенезе.

Для ученых важно выявить закономерности определенных процессов, изменения личности в определенных условиях, обстоятельствах.

Устанавливаются нормы психический функций, выявляются отклонения и нарушения протекания определенных психических процессов.

Для науки значение имеет развитие и ребенка, и взрослого человека, поскольку для каждого возраста характерны определенные физиологические и психологические изменения.

Предметом данной отрасли науки являются возрастные периоды прогресса, причины и процессы перехода от одного этапа к другому. Скорость роста и продолжительность этапов также имеют значение.

У каждого человека эти этапы различаются по скорости продолжительности. У одного они могут быстро сменяться, а у другого сильно замедляются.

Кем сравнивались теории психического развития?

Данный вопрос изучался, анализировался и продолжает рассматриваться множеством ученых.

Выдвигаются различные идеи и теории:

  1. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин говорят о том, что развитие психики — это процесс овладения человеком ею. Этот процесс связан с эволюцией человеческого сознания. Практическая деятельность в процессе жизни сказывается на скорости взросления индивида. Внешние процессы и внутренние взаимосвязаны, приводят к непрерывному прогрессу, совершенствованию психики человека.
  2. С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская рассматривают данный процесс в качестве сложного изменения. Это переход от одной ступени к другой, от одного этапа к другому. Ступени сменяются в течение всей жизни, длятся разное количество времени.
  3. В.В. Зеньковский убежден, что данный процесс связан с духовным началом. Отношения в социуме, душевное состояние оказывают прямое воздействие на внутренние изменения человека. Изменения могут быть как положительного, так и отрицательного характера. Все зависит от конкретных ситуаций, окружения индивида.

Названные ученые внесли огромный вклад в изучение данной науки и ее аспектов. Их теории оличаются друг от друга, но являются подтверждением ранее выдвигаемых гипотез и предположений.

Основные понятия кратко

Основными понятиями этого раздела науки являются:

ТерминОпределение
ФилогенезЗарождение видов, их эволюция, начиная с простейших организмов и завершая человеком.
ОнтогенезЭто индивидуальное развитие индивидуума, начиная с зачатия и заканчивая концом жизни.
ВозрастСтадия эволюции индивида в онтогенезе.
Хронологический возрастУказывается в паспорте человека. Начинается с даты рождения.
Биологический возрастМожет отклоняться от хронологического, показывает, насколько хорошо сохранилось тело, сильны ли возрастные изменения. Биологический возраст повышается из-за вредных привычек, заболеваний. Понижается благодаря здоровому образу жизни, замедляя процесс взросления, старения.
Психологический возрастЕго определяют, соотнося психическое совершенствование индивида и среднестатистические симптомокомплексы.
ДетерминизмЭто зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Как излечить своего внутреннего ребенка? Советы психологов помогут вам.

Отрасли

Отраслями данного научного знания являются:

  • Детская психология. Изучается развитие детей, становления ребенка личностью, формирование основных процессов. Ученые выясняют, как растет и возрослеет ребенок, каким образом он приобретает черты взрослого человека, через какие трудности и кризисы проходит, как они на нем сказываются.
  • Юность. Рассматривается старший подростковый период, его кризисы и изменения.

    Основной упор делается на самоопределение подростка, его цели и жизненные позиции. Этот процесс включает в себя проблемы, кризисы, трудности, которые человек преодолевает.

    Он начинает осознавать, что становится старше, появляется ответственность, с которой необходимо справляться.

  • Зрелый возраст. Выявляются признаки зрелости, течение дальнейшего развития, определение особенностей данного возраста человека. Это длительный этап, который сказывается на индивиде появлением чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь детей, и даже внуков.
  • Геронтопсихология. Ученые выявляют признаки и причины старения организма, спад активности, ослабление устойчивости, снижение мотивации для выполнения той или иной деятельности. Индивид больше не стремится что-то менять, останавливается в развитии, он хочет больше находиться наедине с собой, думать о прожитых годах и анализировать совершенные действия.
  • Каждая из названных отраслей продолжает изучаться, дополняться новыми фактами и информацией. В их рамках проходят исследования, которые помогают продвинуться в рассмотрении данных отраслей.

    О теории Эрика Берна «Родитель, взрослый, ребенок» читайте тут.

    Главные задачи

    Основные задачи, которые ставит перед собой данный раздел науки:

    1. Изучение возрастной динамики психических процессов. Важно выявить свойства, особенности динамики, узнать ее темпы и скорость развития.
    2. Определение этапов онтогенеза. Ученые выявляют эти этапы, распределяют их в порядке очереди, связывают с определенным возрастом.
    3. Выявляются дифференциально-психологические различия. К ним относят половозрастные и типологические свойства индивида. Специалисты ставят перед собой цель их классифицировать, рассмотреть закономерность и причины развития различий.
    4. Возрастные кризисы. Ученые не только распознают кризисы, но и пытаются помочь индивидам во время таких периодов.

    Они создают специальные методики лечения кризисов, разрабатывают способы предотвращения крайних кризисных ситуаций для облегчения состояния человека.

    Методы исследования

    Современные методы исследования достаточно разнообразны.

    Они помогают изучить картину в целом, понять мельчайшие особенности данных процессов. Методами являются:

    1. Наблюдение. Ученые наблюдают за испытуемыми в различных жизненных ситуациях, делают выводы о тех или иных результатах. стремятся выявить индивидуальные особенности.
    2. Эксперимент. Во время эксперимента испытуемые выполняют различные задания, либо показывают, как справляются с ситуациями. Данный способ показывает, как ведет себя человек, выявляет особенности его психики.
    3. Метод срезов и сравнительный метод. Сопоставляются несколько индивидуумов. Они могут быть как одного возраста, так и разного. Это позволяет сделать определенные выводы.
    4. Тестирование. Человек выполняет тест, по итогам которого ученые получают нужные им сведения для дальнейших изучений.

    Тесты помогают понять, какие трудности испытывает личность, проходит ли она через кризисный этап, беспокоит ли ее что-то.

  • Беседа, анкетирование. В ходе беседы с человеком, при изучении его анкеты также удается лучше узнать его, выявить отличительные черты, особенности индивидуальности.
  • Анализ продуктов деятельности. Может сказать многое о человеке, поскольку деятельность оказывает сильное влияние на формирование личности.
  • Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Связь с другими науками

    Возрастная психология тесно связана с другими науками:

    1. Психофизиология. Связывает внешние и внутренние изменения человека. Во внимание принимаются физиология, старение организма и психика.
    2. Генетическая психология. Говорит о том, что определенные психологические черты передаются от родителей к детям, определяют особенности ребенка, его поведение, предпочтения.
    3. Дифференциальная психология. Пытается выявить особенности каждого индивидуума, темпы его развития.
    4. Педагогическая психология. Рассматриваются процессы воспитания и обучения, создаются наиболее эффективные способы.
    5. Социальная психология. Изучаются изменения в обществе, поведение определенной возрастной группы людей, их отношения.
    6. Медицинская психология. Выявляет отклонения в психике и поведении человека от существующей нормы.

    Специалисты пытаются понять, что вызывает отклонения, когда именно необходимо предпринимать меры для устранения отклонений в процессе лечения.

    Литература

    На данную тему написано множество книг. Наиболее известными являются:

  • Б.С. Волков «От рождения до поступления в школу»;
  • Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»;
  • К.О. Казанская «Детская и возрастная психология»;
  • В.С. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития»;
  • Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте»;
  • Ф. Райс, К. Долджин «Психология подросткового и юношеского возраста».
  • Данная литература рассматривает вопросы возрастной психологии, подробно описывает тематическую терминологию.

    Названные книги будут полезны как для общего развития, так и при изучении данной науки для профессионального совершенствования.

    Возрастная психология включает в себя множество аспектов, особенностей. Это огромный раздел научного знания, изучающий вопросы взросления, эволюции человека. Ученые рассматривают не только процессы взросления, но и кризисы, которые случаются в разном возрасте.

    Кратко о зарождении возрастной психологии в этом видео:

    Источник

    Предмет, объект и задачи возрастной психологии

    Тема 1. Возрастная психология как наука

    Вопросы:

    История развития возрастной психологии.

    Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

    Методы возрастной психологии.

    Основные понятия возрастной психологии.

    Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

    Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

    Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания —различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

    Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

    Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

    На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве.

    На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении.

    В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

    Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс — культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

    В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

    Теоретические задачи возрастной психологии:

    — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

    — периодизация психического развития в онтогенезе;

    — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

    — установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

    — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

    Практические задачи возрастной психологии:

    — определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

    — создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

    — возрастная и клиническая диагностика;

    — выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

    — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

    Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

    Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

    Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социо-культурных ситуациях.

    Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

    Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

    Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

    Источник

    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть
    Adblock
    detector