ПСИХОЛОГИЯ

Что является предметом правовой психологии

Предмет, задачи, система юридической психологии

Юридическая психология прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множе­ства разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц. вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

Таким образом, предметом юридической психологииявляется изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести;

• исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

• психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

• разработка социально-психологических основ профилактикипреступлений;

• исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурору адвоката, судьи);

• исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

• разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Юридическая психология имеет свою систему категории, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы:

•Методологический раздел,включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.

• Правовая психология— раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации. психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.

• Криминальнаяпсихология — раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного по ведения, гак и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.

• Следственно—оперативная психология-раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений,

• Судебная психология— раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

• Психология исправительной деятельности— раздел юридической психологии изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.

[Методы юридической психологии

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих и процессе правоприменительной деятельности.

К ним относят следующие:

Метод наблюдения.. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей. Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности,

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, не включенное и включенное. При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Не включенное наблюдение — это наблюдение со стороны, в котором исследователь — постороннее для исследуемого человека или группы лицо. Включенное наблюдение характеризуемся тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования).

Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения — интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически зна­чимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополнял результаты са­монаблюдения объективными данными.

Метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование). Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника. Значимость беседы зависит от объективности получаемых с помощью этого метода данных. Полому рекомендуется получать в беседе больше фактической информации,одни вопросы должны контролироваться другими, рекомендуется пользоваться магнитофонными записями, ре­гистрирующими не только содержание бесед, но и интонации. Повторение беседы с тем же самым лицом, но с несколько измененным планом во избежание трафаретности, — одно из условий эффективности метода.

Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме — анкете. Метой основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения» (телефонный опрос). Главное его достоинство — полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью, В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие, Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр. Отдельные аспекты биографического метода в следственно-судебной и пенитенциарной практике являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

По своей сущности к биографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик, цель которого — собирание данных о личности от различных ;не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнении, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях. Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются: характеристика с места работы., учебы, жительства; старые уголовные дела, протоколы судебных заседаний; личное дело заключенного; медицинские карты, истории болезни; акты судебно-психологических и судебно — психиатрических экспертиз.

Экспериментальный метод — ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно — психологической экспертизы. При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление становится экспериментатором в нужные ему условия н подвергается объективной фиксации.

Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, Для выявления личностных параметров,

Метод анализа продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т.д, Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления. Изучение способа, места и времени совершения преступления иногда позволяет установить некоторые личностные особенное]и преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.)- По способу совершения преступления могут быть установлены, кроме уже отмечавшихся выше, профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуально!’о развития, способности обвиняемого.

.Метод психологического анализа документов. Документ в широком значении этого слова (т.е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-либо иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа — метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву. Кроме качественного анализа юридического документа, т.е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой мы веян речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количест­венные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах).

В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Психология правовой социализации личности — одна из основных проблем правовой психологии.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т.е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т.д.

Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:

• предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;

• традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

• рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование ею установок,

отношений, ценностных ориентации в правовой сфере.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение.

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный -оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное), Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать. В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет. Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу.

Важным агентом правовой социализации является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функ­циях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т.д. Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и состоятельно усваивают систему правовых знаний.

Дефекты правовой социализации

Дефекты правовой социализации — одна из основных проблем правовой психологии. Формирование у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения, безусловно, является наиболее желательной целью. Однако и процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения — от совершения незначительных правонарушений до преступлений.

Самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.

Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков;

а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе):

в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации, а группах сверстников).

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются «по вине» семьи в следующих случаях:

• родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения; может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;

• родители словесно придерживаются общепринятых нравственных, норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие; у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;

• родители нереально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка); отсутствие прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации:

• родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными. Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

• аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;

проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой:

неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;

• псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания. Криминогенная семья — такая, члены которой совершают преступления. Преступное поведение

взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал. Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы,такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты,выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать в неполных семьях. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка, В одних семьях де­ти не видят, а потому не знают своего отца иди свою мать с момента рождения. В других они теряюткого—либоиз них в сознательном возрасте. Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются и ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ос­лаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

Псевдоблагополучнаи семья, или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жесткихвзаимоотношений (держать всехв «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.

Криминогенность дефектов правовой социализации в школе. Существует связь между недостатками в системе функционирования школы и преступностью несовершеннолетних. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит нежная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подростков. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоциональных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С другой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, который начался в семье. В случае совпадения, «сложения» недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка. Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявлякнся в дефектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоциональных связей школьника («трудновоспитуемого») СО своими одноклассниками и учителями, и выходе из-под норм социального контроля, в формировании извращенной примитивной структуры потребностей.

Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации. Впроцессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности. Досуговая деятель­ность правонарушителей имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различныевиды социально-полезной внешкольной деятельности). Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанавливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельности уже достаточно деморализованных подростков. Причем недостаток внимания со стороны взрослых -не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотни -стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и. в конечном счете, в самореализации. При неблагоприятных социальных условиях досутовые подростковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector