ПСИХОЛОГИЯ

Что является предметом психологии развития

Предметом изучения психологии развития является саморазвитие

ПР -раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности.

Возрастная психология делится на: детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу; психологию младшего школьника; психологию подростка; психологию юности; психологию взрослого человека (акмеологию); геронтопсихологию.

В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст – это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя.

2. пути возникновения психологии развития

Пифагор выделил 4 периода в жизни человека: весну(становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: 1 – от рождения до 7 лет; 2 – от 7 до 14 лет и 3 – от 14 до 21 года.

Точкой отсчета для систематических исследований психики ребенка служит книга немецкого ученого – дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому он считается основателем детской психологии.

Взгляды Прейера основывались на взглядах Дарвина. Мысль Дарвина об эволюции видов как о развитии от простых к все более сложным формам органической жизни спровоцировало исследования в 3 направлениях. 1– в области детской психологии: Дарвин записывал собственные наблюдения за своим первым ребенком и опубликовал их. 2–сравнительной психологии, ориентирована на выявление различий в развитии животных и человека. 3–психологии народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии. Поначалу все 3 направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался обратный эффект филогенез позволял по-новому взглянуть на онтогенез. Это соотношение было названо Геккелем биогенетическим законом, предполагающим повторение в онтогенезе в краткой форме истории филогенеза.

3. предмет изучения пр

Предмет изучения -источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до кончины. Ананьев рассматривал психологическое развитие от рождения до кончины как непрерывный процесс, внутри которого есть пики в психических функциях, отмечал, что распад некоторых из них, а также личности начинается задолго до физической смерти индивида.

Предметом изучения психологии развития является саморазвитие.

Психическое развитие, определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

Составляющие предмета психологии развития: Возраст (хронологический, психологический, социальный, биологический).Хронологический возраст – это время отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни. Психологический возраст – это те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

4. движущие силы психического развития

Движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К ним относят противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.

Источник

Предмет, объект и задачи возрастной психологии

Тема 1. Возрастная психология как наука

Вопросы:

История развития возрастной психологии.

Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

Методы возрастной психологии.

Основные понятия возрастной психологии.

Предмет, объект и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания —различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении.

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс — культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социо-культурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Источник

Предмет и задачи психологии развития

ВВЕДЕНИЕ

Психология развития как учебная дисциплина наряду с общей и социальной психологией является базовой в профессиональном становлении будущего психолога. Знание закономерностей психического и личностного развития человека вообще нужны для формирования его психологической культуры.

Целью данного учебного пособия является оказание помощи студенту в овладении сложной науки, в усвоении основных понятий и категорий научной дисциплины, общих, возрастных и социально-психологических закономерностей психического и личностного развития человека.

В ходе изучения психологии развития студенты должны:

— овладеть основными категориями и понятиями психологии развития, изучить общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека;

— сформировать необходимые профессиональные умения и навыки диагностики и развития личности, основанные на усвоенных знаниях;

— осознавать изучаемый материал, на основе знаний формировать необходимые для будущей профессии личностные и профессиональные качества, формировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности;

— формировать психологическую культуру личности будущего специалиста.

Краткое изложение учебного материала по психологии развития в данном учебном пособии позволяет студентам сориентироваться в огромном количестве информации, содержащей в признанных литературных источниках. Это пособие окажет существенную помощь на первом этапе ознакомления с психологией развития как дисциплиной, даст представление об изучаемой науке.

Пособие не претендует на полноту и всестороннее освещение содержания дисциплины, но дает основные представления об общих, возрастных и социально-психологических закономерностях психического и личностного развития. Содержание книги фактически готовит студентов к системному изучению дисциплины классическим первоисточникам, базовым учебникам и учебным пособиям. Особенно это учебное пособие полезно для студентов-заочников.

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗИТИЯ

Предмет и задачи психологии развития.

Предметом психологии развития являются общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека. Фактически психология развития целостно изучает закономерности, которые определяют психическое и личностное развитие человека на протяжении всей его жизни. К общим закономерностям относятся диалектические законы развития – закон накопления количества и переход его в новое качество, закон отрицание отрицания, закон единства и борьбы противоположностей с вытекающими из них закономерностями непрерывности, неравномерности, асинхронности, стадиальности и других особенностей развития. Возрастные закономерности включают в себя особенности психического и личностного развития на возрастных периодах, характерные особенности перехода от одного возрастного периода к другому (условия психического развития, возрастные потребности, возрастные кризисы, психические новообразования возраста, сензитивность развития и т.п.). Социально-психологические закономерности характеризуют влияние межличностного взаимодействия личности на ее развитие, закономерного влияния психологического времени и пространства личности на ее развитие и т.п. Системное изучение общих, возрастных и социально-психологических закономерностей психического и личностного развития дает более полное представление о предмете изучаемой науки.

Задачи психологии развития можно формулировать по разным критериям. Определяющим критерием формулирования задач все-таки является содержание предмета дисциплины. Следовательно, по этому критерию можно сформулировать задачи следующим образом:

— осмыслить диалектические законы развития, а, следовательно, и общие закономерности психического и личностного развития человека;

— изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека на основных возрастных этапах онтогенеза;

— характеризовать социально-психологические закономерности развития личности;

— показать возможности использования общих, возрастных и социально-психологических закономерностей психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Возможно, сформулировать задачи психологии развития по критерию «практической деятельности психолога». По данному критерию все частные задачи возрастной психологии можно свести к трем группам задач:

1) Изучить общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека.

2) Исследовать общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека.

3) Использовать общие, возрастные и социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В первую группу можно отнести все частные задачи, в которых необходимо субъективно познать закономерности известные науке или познать особенности развития конкретного лица определенного возраста. Например, «Изучить движущие силы и механизмы психического и личностного развития», «Изучить особенности проявления психических новообразований в подростковом возрасте», «Изучить особенности переживания значимых событий лицами пожилого возраста».

Во вторую группу задач включаются все задачи, которые направлены на открытие новых (не изученных или недостаточно изученных) закономерностей психического и личностного развития. Например, «Характеризовать особенности психологического времени личности в юношеском возрасте», «Исследовать особенности переживаний лиц юношеского возраста, проживающих в сельской местности».

Третья группа включает конкретные задачи по использованию знаний по психологии развития в практической деятельности и повседневной жизни.

Можно сформулировать задачи и по другим критериям (функциональности, коррекции и развития, интегративности и т.п). Можно заметить, что предмет, задачи психологии развития не совпадают с другими дисциплинами, которые изучают психику и ее развитие, следовательно, изучаемая дисциплина является самостоятельной. Более того в некоторой степени предмет психологии развития включает предмет возрастной психологии – возрастные закономерности психического и личностного развития человека. Однако следует заметить, что возрастная психология изучает возрастные закономерности и характеризует особенности развития человека на отдельных возрастных периодах, а предметом психология развития являются не только возрастные закономерности, но и закономерности развития на переходных периодах от возраста к возрасту, включая не только биологические условия, но и рассматривает физическое, психическое и личностное развитие человека в целом.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector