ОТНОШЕНИЯ

Что значит часть формируемая участниками образовательных отношений

Как разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений

09.12.2017 . Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в обучение

Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП ДО: целевом, содержательном, организационном (п. 2.9 ФГОС ДО). Ее объем может составить до 40 процентов от общего объема ООП ДО (п. 2.10 ФГОС ДО).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (формируемая часть), задает направленность ООП ДО (подп. 7 п. 1.6 ФГОС ДО).

Примерная ООП дошкольного образования (ПООП ДО) – программа, которая:

разработана в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594;
одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
внесена в реестр примерных основных образовательных программ. Данный реестр является общедоступным информационным ресурсом, размещенным на сайте fgosreestr.ru (ч. 9–10 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В настоящее время существует единственная ПООП ДО. С ее текстом вы можете ознакомиться на сайте fgosreestr.ru.

Такие программы, как «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Успех», «Детство», «Мир открытий», «Детский сад – дом радости», «Тропинки», «Мозаика», «Вдохновение» и т. д. (всего их около 30), примерными основными образовательными программами дошкольного образования не являются. Это вариативные комплексные программы, которые используют дополнительно к ПООП ДО в процессе разработки основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДО).

Источник

Что значит часть формируемая участниками образовательных отношений

Публикация

Синякова Елена Семеновна

МКДОУ детский сад «Калинка» пгт Юрья Кировской области, ул. Энгельса д.19

РЕАЛИЗАЦИЯ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Внедрение новых нормативных документов определило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной образовательной программы дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы. При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса, почти не рассматривается. Из этого следует, что разработка данной части – это творческая работа педагога, и воспитатель волен самостоятельно выбирать содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на ранее существовавшие требования к документам подобного рода.

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования в обязательной части. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса — через дополнительный объем, содержание дошкольного образования и специфику осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Формируемая часть Программы обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 20% от ее общего объема, так как отражает:

-наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей.

— особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий в детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение.

— особенности физического, социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.

— специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс.

Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.

Для реализации формируемой части образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО в нашем ДОУ была проведена работа, включающая в себя следующие этапы:

1.Разработка структуры формируемой части образовательной программы

2. Составление содержательного раздела

1.Разработка структуры формируемой части образовательной программы

Структура раздела программы в ЧФУОО идентичная основной (базовой) части

I.Целевой раздел

1.1.Цели и задачи Программы.

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

1.4.Планируемые результаты освоения Программы в соответствие с целевыми ориентирами.

II.Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3.Традиции дошкольных групп.

III. Организационный раздел

3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы.

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

3.3.Организация режима пребывания детей в дошкольных группах (циклограмма самостоятельной и совместной деятельности педагогов и детей).

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Формируемая часть образовательной программы участниками образовательного процесса

1.1 Цели и задачи ЧФУОО.

Цели

Задачи

1. Индивидуализация дошкольного образования

– Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка: сам ребенок проявляет активность в выборе содержания образования, становится субъектом образования;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– создание культурного поля в самой личности ребенка; в этом поле больше возможностей для его самопознания и самоопределения, для личностного роста и раскрытия индивидуальности

2. Сотрудничество возрастных групп с семьями воспитанников

– Создание в семье и детском саду условий для самостоятельного и адекватного решения ребенком индивидуальных жизненных задач на основе представления о своих способностях, знаниях и умениях, а также для коллективного поиска средств и способов решения проблем, для развития творческого воображения и мышления;

– развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых отношений с использованием традиционных и новых личностно развивающих технологий; поддержка взаимного интереса детей и взрослых друг к другу;

– поддержка семьи в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной культуры активно деятельностного досуга и совместного труда в естественно-природных условиях города, региона и др.

3. Ориентация на познавательные интересы
ребенка

– Создание полноценной среды для культурного развития личности;

– помощь и поддержка ребенка в осмыслении им своей природно-творческой сути;

– развитие заинтересованного и бережного отношения детей к истории и культуре, своему родовому прошлому, вписанному в историю региона (села, города), при сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых;

– формирование экологической культуры детей как условия

всеобщей выживаемости (природы, семьи, отдельного человека, всего человечества)

1.2 Принципы и подходы к формированию ЧФУОО.

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3) сотрудничество детского сада с семьей;

4) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

6) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением.

Задачи по ФГОС ДО:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

При организации образовательного процесса в формируемой части нами учтены принципы интеграции приоритетного направления с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цели:

Воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве.

Формирование художественного вкуса, совершенствование в ребенке способности эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильность понимания и оценивание его.

Основные задачи художественно-эстетической деятельности:

  1. Создание определенного запаса элементарных и эстетических знаний и впечатлений, накопление разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.
  2. Обогащать художественно-эстетическую сферу детей информацией через непосредственно образовательную деятельность, наблюдения, творческую деятельность.
  3. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Формировать творческие способности, положительные эмоции, умение их проявлять.
  5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в художественно-эстетической деятельности.
  6. Поддерживать условия для интеграции художественно-эстетического развития дошкольников с образовательными областями во всех видах деятельности.
  7. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  8. Повышение у родителей представления о целях, задачах, содержании, мето­дах и формах воспитательно-образовательной работы в усло­виях приоритета художественно-эстетического развития и вос­питания.

2. Составление содержательного раздела

II.Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Составляя учебный план, ориентировались на основные принципы Программы.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-13).

В структуре учебного плана выделяются обязательная и формируемая часть.

обязательная часть – не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы. В обязательной части Плана предусмотрен объем непосредственно образовательной деятельности, отведенной на образовательные области, который обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования

формируемая часть – не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Она обеспечивает вариативность образования; отражает специфику ДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия обязательной и формируемой части для детей детского сада составляет: в 1 младшей группе (дети третьего года жизни) — 10 занятий, во 2 младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 16 занятий.

Формируемая часть в детском саду осуществляется через непосредственно образовательную деятельность, интеграцию образовательных областей, режимные моменты. Для реализации формируемой части, осуществления равных стартовых возможностей для дошкольников; индивидуальной и подгрупповой работы с детьми педагогами используются парциальные программы по художественно-эстетическому развитию: И.А.Лыковой «Цветные ладошки», Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду», О.Дыбиной «Рукотворный мир», Э.Г.Костиной «Камертон», А.А.Бурениной «Ритмическая мозаика».

Выбор программ отражает требования к расширению задач и уг­лублению содержания воспитательно-образовательной работы с деть­ми по художественно-эстетическому направлению. Программы, предполагают комплексное художественно-эстетическое воспитание дошкольников, развитие художественных способностей детей в процессе знакомства с разными видами искусства и занятием различными видами художественно-эстетической деятельности.

На непосредственно образовательных деятельностях преобладает музыкальная и изобразительная деятель­ности, которые позволяют раскрыть уровень развития каждого ребенка, его творчес­кий потенциал, способность к самостоятельности.

Интегрированная образовательная деятельность сочетает игровую, изобразительную, музыкальную, продуктивную деятельность и использует методы и приемы в сочетании с различными образовательными областями, объединенные одной сюжетной линией.

Художественная литература. Дети изучают литературные произведения, которые впоследствии ложатся в основу изодеятельности, а также предстоящей подготовки спектакля и других форм орга­низации театрализованной деятельности (занятий по театрализо­ванной деятельности, в том числе и самостоятельных театрализо­ванных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в по­вседневной жизни).

Развитие речи. Обеспечивает определенный уровень речевого развития, необходимый для осуществления театрализованной де­ятельности, позволяющей развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, а также пользоваться разно­образными эмоционально окрашенными интонациями, пополнять словарный запас. Развивается художественно-эстетическое сознание: этические представления, идеалы, потребности, интересы.

Формирование целостной картины мира. Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, нормами и правилами поведения, предметами ближайшего окружения, что способствует накоплению опыта, необходимого для возникновения творчества, и в свою очередь составит впоследствии содержание театрализованных игр, упражнений и спектаклей, а также с включением изобразительного творчества.

Изодеятельность и декоративно-прикладное творчество. Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, учатся рисовать разными материалами, с применением различных техник рисования, выходя за рамки образовательного стандарта. Воспитанники оформляют игрушки, изготавливают маски, декорации, костюмы из различных материалов для осуществления театрализованной деятельности.

Музыкальная деятельность. Включает комплексные ритмические музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии окружающего, взаимосвязи своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижения. С помощью танцевальных движений дети учатся передавать образ героя, его характер, настроение, а также слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, т.е. через ритмопластику; они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

Основная задачавсестороннее и гармоничное развитие каждого воспитанника детского сада, развитие способностей к творческой деятельности с помощью инновационных технологий, интеграцию разных видов деятельности.

Для реализации формируемой части в детском саду создаются условий для формирования гармоничной личности (создание зон различных видов художественно-эстетической направленности: комната сказок, музыкальный зал, библиотека, уголки изодеятельности, мини музеи в каждой возрастной группе, студия «Вдохновение» и т.д.). Эти зоны охватывают разнообразное содержание и предусматривают разные виды детской активности.

Основными принципами, опираясь на ФГОС ДО, по оборудованию развивающей предметно-пространственной среды является: доступность, вариативность, трансофрмируемость, насыщенность, полифункциональность, доступность и безопасность. Всё, что в них представлено в группе, находится в полном распоряжении детей. В каждой возрастной группе имеется уголок для детского художественного творчества, с наличием как стандартных, так и нестандартных средств и материалов. В ходе самостоятельной деятельности дети проявляют свое творчество в области рисования, лепки, театрализации, обыгрывании сказок, показе различных видов театра, в игровой и музыкальной деятельности.

Условия проявления творчества включают в себя:

  • Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира.
  • Общение с искусством.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
  • Организация атмосферы творчества и мотивация задания.
  • Материально-техническое обеспечение

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Ознакомление детей с творчеством как с сущностью эстетического отношения к окружающему миру.
  • Доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения, отношения к знаниям об окружающей действительности.
  • Активная педагогическая деятельность.

Содержание художественно-эстетического воспитания

  • Знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
  • Знакомство с традиционными видами народного творчества.
  • Знакомство с народным русским костюмом.
  • Знакомство с произведениями ручного и художественного труда, с поделками из природных материалов.
  • Знакомство с живописью художников.
  • Художественное ручное творчество (работа с пластилином, изготовление поделок из природного материала, бумаги (оригами, аппликации), ткани, изготовление коллажей и др.
  • Выставки детских работ.
  • Праздники, досуги, развлечения, выставки, смотры-конкурсы, семинары-практикумы, мастер-классы и др.
  • Знакомство родителей с содержанием художественно-эстетического направления в детском саду, обучение их конкретным приемам и методам изобразительного и музыкального творчества.
  • Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в обла­сти художественно-эстетического развития детей в детском саду и семье.

Выбор конкретных форм, методов и средств реализации содержания Программы по каждому возрастному периоду детей осуществляется воспитателем самостоятельно и фиксируется в перспективном календарно-тематическом планировании.

Методы художественно-эстетического развития:

— наглядный: образец, показ;

— словесный: беседы о различных видах искусства;

— практический: самосотятельная, совместная деятельность, участие в конкурсах, выставках.

Средства художественно-эстетического развития:

— Самостоятельная деятельность детей

— Рассматривание иллюстраций, картин

— Чтение, художественной литературы

— Работа в изобразительном уголке

— Игры разного характера

— Посещение музеев и выставок

— Праздники, развлечения, досуги

— Изготовление поделок нетрадиционными способами изодеятельности

— Оформление персональных выставок воспитанников

— Оформление фойе детского сада

— Участие в выставках детского сада, района, области

Методы музыкального развития:

— наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;

— словесный: беседы о различных музыкальных жанрах;

— слуховой: слушание музыки;

— игровой: музыкальные игры;

— практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.

Формы музыкального развития:

— фронтальные музыкальные занятия (комплексные, тематические, традиционные);

— праздники и развлечения;

— игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);

— музыка на других занятиях;

— совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли);

— индивидуальные музыкальные занятия (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах).

Способы музыкального развития:

-игра на музыкальных инструментах

Средства музыкального развития:

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Продуктивная деятельность– форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Виды продуктивной деятельности:

Рисование, лепка, аппликация:

— конструирование из бумаги.

Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

Виды музыкально-художественной деятельности:

— восприятие музыки (вокальное, инструментальное).

— исполнительство (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах;

— творчество (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах.

Формируемая часть по художественно-эстетическому развитию в детском саду осуществляется также через бесплатные дополнительные образовательные услуги (кружковую работу). Каждый ребенок детского сада посещает 1-2 кружка, и делятся по интересам и запросам родителей на основании анкетирования в конце каждого учебного года.В соответствии с этим педагоги разрабатывают дополнительные образовательные программы. Кружковая работа проводится в ДОУ еженедельно, согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая 1 раз в неделю во вторую половину дня не более 30 минут в подготовительной группе, 25 минут в старшей группе и составляют не более 32 занятий в год.

Систематические занятия по художественно-эстетическому развитию дают положительные результаты – у детей повышается интерес к самовыражению, проявлению воображения, фантазии, «собственного я».

Воспитанники детского сада становятся постоянными участниками и лауреатами районных, всероссийских, международных смотров-конкурсов, фестивалей детского творчества. Результаты представлены на выставке.

Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования района, художественных, музыкальных школах.

III. Организационный раздел

3.1.Описание материально-технического обеспечения, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Оформляется так же как в основной части.

Программно – методическое обеспечение по формируемой части (пример)

Образовательный области

Программы, технологии и методические пособия

Дидактические пособия

И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М: Мозаика – Синтез, 2010г.

«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей» Г.А. Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина М.: Министерство Просвещения ССР науч.исследов. институт дефектолгии АПН СССР, 1986г.

О.Б.Иншакова «Альбом логопеда». – 2-е изд. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.

— дидактические пособия на развитие речевого дыхания;

— дидактические пособия на развитие фонематического слуха и восприятия;

— Разрезные азбуки, кассы букв (индивидуальные) (по кол-ву детей

Ноутбук, мультимедийный экран, флеш-память.

3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий детского сада и групп

Детский сад «Калинка» находится в поселке Юрья, в котором сложились многовековые народные традиции, развиты промыслы, декоративное искусство. Особое место занимает дымковская игрушка, которую мастерицы лепят из глины. В воспитательно-образовательном процессе используется русская народная культура, сложилась традиция проведения календарных народных праздников. В городе Кирове, как и в других регионах России, живут люди разных национальностей, поэтому воспитательно — образовательный процесс строится на идеях толерантности, уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности:

— образовательный процесс соответствует Российским культурным традициям;

— воспитание и обучение ведется на русском языке, программа ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую культуру.

Месяц

Традиции детского сада

Традиции для конкретных групп

Сентябрь

Праздник «В стране знаний»

Родительское собрание в группе раннего возраста «Давайте познакомимся»

Осенний кросс с детьми от 5 лет

Октябрь

Ноябрь

20 ноября Неделя прав ребенка

Декабрь

Зимняя каникулярная неделя

Январь

Февраль

Музыкально – спортивное тематическое развлечение к 23 февралю

Март

Празднование 8 марта

Апрель

Тематическое развлечение ко Дню космонавтики (старшие и подготовительные группы)

Тематический праздник, посвящённый Дню победы.

Неделя Открытых дверей

Расширенный педсовет педагоги-дети- родители

Поздравление ветеранов ВОВ, изготовление подарков, возложение венков у стелы ,аллее Славы (май) (старшие, подготовительные группы)

Июнь

Неделя Сказок А.С. Пушкина

Август

Малая детская Олимпиада

В результате реализации формируемой части образовательной программы в ДОУ достигнуты положительные результаты в художественно-эстетическом развитии, по экологическому региональному компоненту, речевому развитию воспитанников.

Таким образом, формируемая часть это специфика и творчество каждого образовательного учреждения в отдельности, в зависимости от выявленных проблем по воспитанию и развитию дошкольников, запросов родителей (законных представителей), созданных условий.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть