ПСИХОЛОГИЯ

Что значит когда человек говорит о себе в третьем лице психология

Ученые считают, что нужно чаще говорить о себе в третьем лице: это делает человека мудрее

Как говорил великий древнегреческий философ Сократ, «если жизнь не исследовать, то она не стоит того, чтобы жить, а познание себя — это путь к истинной мудрости». Но есть ли верный или неверный путь к саморазвитию и самореализации? Исследователи выдвинули теорию о том, что если человек будет больше говорить с самим собой в третьем лице, то он начнет быстрее принимать решения. Так ли это? Предлагаем рассмотреть доводы.

Проявление проблемы

Часто, размышляя, наши мысли превращаются в путаницу, что приводит к скуке и появлению других малоприятных эмоций. Помимо прочего, на основании проведенных исследований ученые сделали вывод, что люди, склонные к постоянным размышлениям, зачастую не способны принимать верные решения, особенно находясь под давлением времени или обстоятельств и больше склонны к депрессивным состояниям.

Метод Цезаря

Вместо того, чтобы ежеминутно прокручивать в голове десятки разных мыслей, психологи рекомендуют воспользоваться древним риторическим методом, которым, к слову, пользовался сам Юлий Цезарь.

Иллеизм — разговор о себе в третьем лице. Этот термин был придуман английским поэтом-романтиком Сэмюэлем Тейлором Кольриджем в 1809 году. Произошло оно от слова ille с латынскими корнями, означающее «он», «тот».

Попробуйте взглянуть на ту или иную ситуацию, говоря о себе, как будто о другом человеке. Так вы сможете избавиться от лишних эмоций и взглянуть на происходящее со стороны, не примешивая собственные предубеждения и стереотипы. Такой вид общения с самим собой помогает улучшить процесс принятия решений, а в долгосрочной перспективе научиться контролировать эмоции и значительно развить всестороннее мышление.

Современное исследование

Один из ведущих исследователей этой области, психолог из Канадского университета Ватерлоо Игорь Гроссман, поставил перед собой задачу создать уникальную в своем роде основу для изучения мудрости. В одном из первых своих экспериментов он определил, что можно измерить уровень разумных суждений и что он, как и в случае с изменением уровня интеллекта, имеет большое значение в определении мыслительных способностей человека.

Участникам исследования Гроссман предложил вслух обсудить их личную или политическую дилемму, которую впоследствии оценил по различным деталям мышления. Все они долгое время считались определяющими степень мудрости, включая интеллектуальное смирение, принятие мнения окружающих, неопределенности и способности находить компромиссное решение.

Гроссману удалось выяснить, что полученные оценки разумного мышления намного точнее, чем интеллектуальные тесты, направленные на прогнозирование эмоционального состояния и удовлетворенности отношениями.

Практическое применение

Работая в Мичиганском университете США в команде с Итаном Кроссом, Гроссман в очередной раз искал способы улучшить полученные показатели, прибегнув к нескольким впечатляющим экспериментам, демонстрирующим возможности иллеизма.

В ходе лабораторных экспериментов ученые обнаружили, что люди проявляли скромность и были готовы рассматривать другие варианты, когда их просили рассказать о своих проблемах от третьего лица. Представьте на минуту ситуацию, что вы спорите со своим партнером.

Взглянув на происходящую ситуацию от третьего лица, вы сможете лучше понять точку зрения избранника и увидеть, что проблема рассматривается вами ограничено. Представьте другую ситуацию, при которой вы задумываетесь о своем переезде. Рассмотрев эту возможность от третьего лица, вы сможете хладнокровно взвесить преимущества и жертвы, которые придется принести.

Каждый из этих примеров, описывает краткосрочное действие иллеизма, а что насчет долгосрочной перспективы? Чтобы ответить на этот вопрос, исследовательской группе Гроссмана пришлось попросить около трех сотен участников описать сложную ситуацию из жизни. В это время два независимых психолога оценивали их по разным аспектам разумного мышления. После чего участникам было предложено вести дневник на протяжении месяца.

Ежедневно они описывали ситуации, с которыми им приходилось сталкиваться, к примеру, споры с коллегами, домашние неурядицы. Половина участников делала это от своего лица, в то время как другая часть описывала свои проблемы от третьего лица. Месяц спустя все участники заново прошли тест разумного мышления.

Результаты были такими, как Гроссман и ожидал. Показатели первого и второго теста у участников контрольной группы были практически одинаковыми. Что касается тех, кто использовал иллеизм, их результаты заметно улучшились — они стали лучше понимать перспективы, показали интеллектуальное смирение и способности идти на компромисс.

Источник

Я, то есть он: почему привычка говорить о себе в третьем лице делает нас мудрее

Когда мы слышим, что взрослый человек говорит о себе в третьем лице, как Голлум из «Властелина колец», нам кажется, что это одно из проявлений инфантилизма или нарциссизма. Однако ученые, взявшиеся всерьез исследовать, к чему приводит замена «я» на «он», выяснили, что на самом деле это может быть крайне полезным навыком. Читайте в нашем материале об их эксперименте и следующих из него выводах.

Сократу приписывают афоризм «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить» и призыв «познай самого себя» — кредо стремящихся к мудрости. Но существуют ли на самом деле правильные и неправильные способы размышлять о себе?

Обычное ворошение мыслей, процесс проговаривания про себя своих забот — точно не вариант. От такого вы, скорее всего, только завязнете в привычных убеждениях и утонете в эмоциях, от которых пытались отстраниться.

Исследования показывают, что у любителей такого самокопания часто возникают проблемы с принятием решений в стрессовых ситуациях, а еще они гораздо больше расположены к депрессии.

Альтернатива — древний риторический прием, поклонником которого были Гомер и Юлий Цезарь: говорение о себе в третьем лице. Термин «иллеизм» для него придумал в 1809 году поэт Сэмюэл Кольридж, образовав слово от латинского ille — он, оно, то есть «не-я». Если рассуждать не о своей ситуации, а о проблеме условного друга, позиция «Дэвид был расстроен тем, что…» позволяет взглянуть на проблему с другой точки зрения и рассеять сгустившийся вокруг нее туман из эмоций.

Опубликовано множество исследований о пользе иллеизма; в свежей статье группы американских и канадских ученых под руководством Игоря Гроссмана также обнаруживаются долгосрочные позитивные последствия этого подхода: большая ясность мышления, лучшая эмоциональная регуляция.

Авторы полагают, что благодаря методу иллеистского дневника развитие мудрости становится простой ежедневной практикой.

Гроссман и его команда задались целью подвести основательную экспериментальную базу под исследования такого свойства, как мудрость, до сих пор не изучавшегося научно из-за расплывчатости его определения. В одном из предыдущих исследований ему удалось создать методику измерения мудрости, коррелирующую с цифрой IQ. Суждения подопытных измерялись по шкале, факторами которой были интеллектуальная беспристрастность, принятие во внимание других точек зрения, осознание неопределенности и способность находить компромиссы.

Гроссман обнаружил, что «показатель мудрости» значительно точнее, чем результаты тестов на интеллект, указывал на эмоциональное благополучие и удовлетворенность отношениями. Разрабатывая это направление, психолог и обнаружил силу отстраненного подхода: участники экспериментов вели себя скромнее и с большей готовностью принимали альтернативные взгляды, когда говорили о себе в третьем лице.

В следующем исследовании группа Гроссмана попросила триста участников фиксировать сложные для них социальные ситуации. Два независимых психолога оценивали их мышление по упомянутой выше шкале мудрости. Респонденты должны были на протяжении четырех недель вести дневник, описывая подобные ситуации, с которыми они сталкивались в повседневной жизни — например, спор с коллегой или плохие новости. Половину участников попросили делать записи от первого лица («сегодня я»), другую половину — от третьего («сегодня он/а»). Через месяц тест на мудрое мышление повторялся.

Итоги эксперимента оказались такими, как и предполагали ученые: контрольная «якающая» группа не показала сколько-нибудь значимой динамики, те же, кто практиковал иллеизм, стали более рассудительными.

Эти результаты удивительны, в частности, потому, что привычка рассуждать о себе в третьем лице в нашем обществе считается детской — или же воспринимается как проявление нарциссизма (явная противоположность мудрости). Кольридж считал иллеизм хитростью, призванной прикрыть эгоизм. Кстати, Дональд Трамп часто говорит о себе в третьем лице — что бы это ни значило.

В заключении группы Гроссмана говорится, что было бы полезным узнать, распространяется ли эффект иллеизма и на рассуждения о других вещах, а не только на волнующие участников эксперимента проблемы и конфликты. Вполне возможно, что отстранение помогает и там: раньше, например, было доказано, что внутренний монолог ведет к ошибкам при игре в покер, а успешность при игре на бирже зависит от умения владеть эмоциями.

Источник

Нормально ли говорить о себе в третьем лице?

Фотогалерея: Нормально ли говорить о себе в третьем лице?

Почему человек говорит о себе в третьем лице?

Окружающих может сильно раздражать подобный стиль общения. Согласитесь, выглядит довольно странно, когда вполне нормальный внешне парень вдруг заявляет: «Андрей уже устал работать» вместо «Я уже устал работать».

Прежде чем с опаской сторониться, разберитесь в психологии такого поведения.

Интересно! Ученые проводят специальный психологический тест, участники которого пытаются поведать о себе и своих привычках от первого, второго и третьего лица, причем как в единичном, так и в множественном числе. Сами участники эксперимента с удивлением обнаружили, что испытывали совершенно разные эмоции.

Если человек говорит о себе в третьем лице, употребляя вместо «Я» местоимение «Он/Она» или вообще, называя себя по имени, он скорее всего относится с юмором к своей жизни и привычкам. Психологам удалось установить, что именно общение в такой форме позволяет максимально эффективно донести до собеседника цель и интересы человека.

С психологической точки зрения такая манера разговора означает, что человек смотрит на себя и сложившуюся ситуацию со стороны. Таким образом, снижается эмоциональное давление на рассказчика, хотя он остается внимательным и сосредоточенным. Такие люди могут легко решить любую возникшую проблему.

Другие мнения

Самое распространенное мнение окружающих гласит, что люди, которые говорят о себе в третьем лице, обладают слишком завышенной самооценкой и ни во что не ставят остальных. Надо признать, эта гипотеза не лишена доли истины.

Если дело касается чиновника или человека, занимающего высокий пост, он действительно может психологически наслаждаться своей важностью и властью. Некоторые даже говорят о себе во множественном числе, употребляя местоимение «Мы». Именно последние считают себя настолько влиятельными, что не берут в расчет ни мнение, ни с интересы окружающих.

Но простые люди вряд ли станут морально возвышать себя над другими, рассказывая о своей жизни и деятельности от третьего лица. Зачастую такая манера общения употребляется для того, чтобы показать ироничность отношения к себе.

Вероятно, что человек стесняется рассказывать какие-то жизненные моменты, и переход на такой тип повествования позволяет ему более свободно и с юмором описать ситуацию, одновременно не ощущая ответственности за случившееся.

Некоторые психологи считают такую привычку отрицательной. Она может свидетельствовать о том, что у человека слишком низкая самооценка, а в особо сложных случаях речь может идти даже о комплексе неполноценности. Иногда привычка говорить о себе в третьем лице свидетельствует о начальной стадии шизофрении.

Если вы обладаете привычкой рассказывать о себе от третьего лица, не стоит расстраиваться. Ведь у всех людей есть недостатки, а этот не считается таким уж ужасным, чтобы впадать в уныние.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть