ОТНОШЕНИЯ

Что значит лирика в отношениях

Жанр — интимная лирика

Любовной лирике в поэзии отводится особенное место — и в мировой литературе, и в творчестве каждого, отдельно взятого поэта. Она повествует об интимных чувствах и переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой. Как правило, если поэт не влюблен, то у него и стихи не пишутся. ИНТИМНАЯ ЛИРИКА — это более общее и более правильное, чем любовная лирика, название жанра, изображение в стихах не только любви, но и других чувств — дружбы, обиды, разочарования, переживания самых разных сторон личной жизни автора.

С жанра интимной лирики у каждого (почти у каждого!) поэта начинается путь в сочинительство стихов – у влюбившегося человека появляется потребность и желание выплеснуть свои чувства на бумагу. Чувствуем мы все по-разному, а вот стихи о любви начинающих авторов – с еще неразвитым эстетическим чувством и с техническим неумением их писать — часто бывают очень похожи. Не формой, не звучанием, а… набором слов.

Стихи о любви играют на тонких струнах человеческой души, следовательно, ваше творение должно найти отклик у слушателя. Казалось бы, это не так сложно, ведь практически каждый хоть раз в своей жизни любил и поймет ваши чувства и мысли, способен сопереживать им. Но успех стихотворения зависит не от того, что кто-то когда-то испытывал нечто подобное, а от того, насколько интересно и ПО-СВОЕМУ вы сможете описать свое состояние любви.

Яркие и красочные образы привлекут внимание читателя к стихам, для любовной лирики более всего характерно наличие ярких метафор и сравнений. Но использовать их нужно лишь там, где это действительно необходимо: за живописными, но надуманными картинами тропов не должен потеряться смысл и логика вашего повествования.

Еще одна особенность стихов о любви — тема любовных страданий, мук и томлений привлекает симпатии и интерес читателя куда больше, чем рифмованные сообщения о том, что «мы встретились, влюбились, и у нас все замечательно». Факты из хронологии удачных любовных отношений у всех людей примерно одни и те же, а вот переживания – всегда личные, обостренные и неповторимые, именно так их и надо постараться описать.

Каковы типичные ошибки в стихотворениях интимной лирики?

НЕДОСТАТОК ОБРАЗНОСТИ – автор сообщает только факты в рифму — рифмует прозу, сообщая читателю либо услышанную историю, либо свою личную – в подробных деталях. И тогда стихотворение не имеет индивидуальной окраски.

№1.
Была я молода, и говорят, красива,
А у тебя уж седина блестит,
Та встреча первая была счастливой,
И вскоре нас судьба соединит.

Я птицей раненной в Одессу залетела,
С сыночком крошкой и с обидою в душе,
Но все же свято верить я хотела,
Что будет с милым рай и в шалаше.

Ты тоже оказался одиноким,
С богатым опытом и грузом за спиной,
С сомненьями, обидами глубокими,
С годами, опаленными войной.

Но между нами искра пробежала,
И осветила чувства наши вдруг,
И поняла, смогу начать сначала,
И будет рядом настоящий друг.
………………………… и т.д

№2
Они были вместе недолго,
Она умоляла сказать:
«Ты любишь меня хоть немного?»
А он попросил подождать.
Ушёл, даже не оглянулся,
Мгновенья исчезли в годах,
Он больше уже не вернулся,
А грусть затаилась в глазах.
…Она обнимала другого,
Она уходила от слов,
Упала с небес до земного,
Забыла, что значит любовь.

№3
Волшебница весна
Любовь нам подарила,-
Колдунья навсегда
Сердца приворожила.

И чувство проросло
На благодатной почве,
И буйно расцвело,
И зрело днём и ночью.

Все годы в унисон
Сердца звучали наши,-
Пусть жизнь не дивный сон
И мы не стали краше.

Прошло немало лет,
Уж дети повзрослели;
Ты бабушка, я дед,
Мы оба поседели.

Но каждый год весной
Нам душу вновь пронзает
Луч солнечный, живой,-
Любовь не увядает…

Можно ли такие стихи назвать любовной лирикой? Нет, конечно. В них нет поэтического языка и нет лирических (пропущенных через личность автора) деталей – близких и интересных всем людям на все времена. Первые два стихотворения – неоригинальный пересказ личных историй, эдакий отчет рифму — он едва ли запомнится читателю, а последнее – банально: ничего нового автор не сообщил нам своими стихами.

Еще хуже, когда ваши стихи о любви – только «ВЫПУСК ПАРА» на того, кто вас обидел:

№4
С нелюбимым, с нежеланным
Я брела путём обманным,
Я как будто, вниз катилась
И вне жизни очутилась.

От тебя я так устала,
Я с тобою стервой стала.
Мы всегда друг другу врали,
Мы вничью с тобой сыграли.

Ты иди своей дорогой,
Душу мне, прошу, не трогай.
Я и так себя боюсь.
Боль в душе, а я смеюсь.

За тобой закрою двери.
Не такая и потеря!
Плакать о тебе не буду,
Вычеркну тебя, забуду!

Вряд ли о подобном решении есть смысл сообщать всему миру, да и поэзии в этом послании нет, как нет здесь и малейшего признака лирического стихотворения.

Еще хуже, когда в стихах любовной лирики присутствует ДЕКЛАРАТИВНОСТЬ, иногда украшенная затертыми, ожидаемыми метафорами. Знакомые, ожидаемые декларации – риторические вопросы, неизвестно к кому обращенные, поучения, как надо любить, а как не надо (пример подобного стихотворения я вставлю, как только найду подходящий на сайте!)

Как с этими ошибками бороться?

В первую очередь, не путать поэзию с прозой – со статьей в газете или пересказом вашей личной точки зрения о чем-либо. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ И ЧУЖИХ ИЗБИТЫХ и заезженных метафор – очевидных и всем известных. Пытайтесь поэтическим языком передать СВОИ ассоциации и настроения.

Когда пишете о каком-то конкретном человеке, не описывайте его досконально – важны только отдельные штрихи, детали, которые для вас значимы именно в нем. НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛУЧАЙНЫХ ИЛИ ВЫДУМАННЫХ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, только заполняющих место в ритме, но и НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТИКИ, ПОНЯТНОЙ ТОЛЬКО ВАМ ОДНОМУ, но туманной для вашего читателя.

Сначала упоминаете какую-то характерную деталь, а потом свяжите ее с вашим чувством к человеку – и логически, и ассоциативно. НЕ НАДО ЗАЯВЛЯТЬ, что вы любите, и то, что очень сильно любите — тоже не надо, лучше ПОКАЖИТЕ это с помощью образов и выразительных деталей.

№6
Я люблю, мой родной, я люблю,
Своё сердце тебе подарю
И опять в сотый раз повторю,
Я люблю тебя, милый, люблю.
Надышаться тобой не могу,
От реальности снова бегу
И в глазах твоих нежных тону,
Посмотрю в них и сразу ко дну.
Я тебя в своих мыслях зову,
Ни минуты сама не живу,
На край света с тобою пойду,
От печалей тебя уведу.
Самой верною стану тебе,
Буду рядом с тобою везде…
Может, в тысячный раз повторю,
Я люблю, мой родной, я люблю.

Для поэзии совершенно неважен факт, что вы кого-то или что-то любите или ненавидите. Большинство – любят, многие иногда — ненавидят. Как факт, это банально. Это неиндивидуально. ЧТОБЫ ПОЭТИЧЕСКИ ПЕРЕДАТЬ ЛЮБОВЬ, НУЖНО ПРИДАТЬ ПЕРЕЖИВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – с помощью ярких и значимых (что-то косвенно показывающих нам) деталей. Не просто «огненный закат», «звезды и луна на небосклоне», а что-то новое, новый оттенок, ваше личное наблюдение и такими словами, каких еще не было. То же самое касается и отрицательных состояний – переживания разлуки, обиды, печали: не перечисление обид, не сообщение фактов, а ассоциации и образы, понятно передающие ваше внутреннее состояние.

НЕ ПИШИТЕ ПРО НАЛИЧИЕ ЧУВСТВА, ЛУЧШЕ ИЩИТЕ СРАВНЕНИЯ С НИМ — в живой природе, в явлениях природы, в быту, в собственном опыте взаимоотношения с людьми, (избегая тех, которые уже до вас уже нашли другие, причем — много раз). Будьте внимательны к каждому слову: В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИ ОДНОГО СЛУЧАЙНОГО СЛОВА, того, что вставлено для заполнения места в строке! Как только вы написали что-то только для рифмы, для строчки, выдумали — это сразу же становится заметным и обычно выглядит плохо! В одном случае из десяти применение вынужденной (надуманной) ритмической заплатки совершенно неожиданно становится находкой, но это происходит не благодаря, а вопреки…

В заключение несколько шедевров любовной лирики:

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.
Я-то вольная. Все мне забава,
Ночью Муза слетит утешать,
А на утро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.
Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад.
Черный ветер меня успокоит.
Веселит золотой листопад.
Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?
(Анна Ахматова)

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось- сейчас забелеет прозрачный подснежник.
Вот когда подошел ты, спокойный к крыльцу моему.
(Анна Ахматова)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной
-Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе.
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами!
-Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
(Марина Цветаева)

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть